Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках
изобразительного искусства 8
1.1 Сущность познавательных универсальных учебных действий 8
1.2 Характеристика уроков изобразительного искусства в начальной школе..14
1.3 Педагогические условия формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников на уроках
изобразительного искусства 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших дошкольников на уроках изобразительного искусства 34
2.1 Выявление уровня сформированности познавательных универсальных
учебных действий младших школьников 34
2.2 Проведение серии уроков изобразительного искусства, включающих
формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 44
Заключение 48
Список литературы и информационных источников 49
Приложения 54
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) в начальной школе необходимо формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД), которые позволяют сформировать у школьников способность к самоорганизации своей деятельности.
Под познавательными универсальными учебными действиями принято
понимать систему способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Формирование универсальных учебных действий изучали А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салминая и С.В. Молчанов и др.
Разработкой вопросов преподавания изобразительного искусства для младших школьников занимались Н.М. Сокольникова, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова и др.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства и доказать их эффективность.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- на занятиях применяются интерактивные методики и педагогические технологии (компьютер, интерактивная доска);
- применяются разные виды художественной деятельности, такие как рисование с натуры; рисование на темы; применение декоративно-прикладной деятельности;
- создаются ситуации познавательной успешности;
- применяются проблемные ситуации для стимулирования познавательной деятельности;
- моделируются и создаются игровые ситуации, мотивирующие младшего школьника к выполнению познавательных УУД;
- применяются игровые формы обучения на уроках изобразительного искусства.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства;
2) определить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства;
3) выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников и провести серию уроков изобразительного искусства, включающих формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников;
4) провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
При написании ВКР были использованы следующие методы
исследования:
а) теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
б) анализ содержания УМК «Изобразительное искусство»
Б.М. Неменский («Школа России»);
в) методика «Исследования словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене);
г) опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
Основные результаты исследования представлены на ХХ Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, АГГПУ, 2018). Публикация в сборнике конференции: «Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства».
Структура ВКР включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и информационных источников, приложения.
Во введении обоснованы: актуальность темы, цель, объект, предмет исследования, гипотеза, задачи и методы.
В первой главе «Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства» раскрыты: сущность познавательных универсальных учебных действий, характеристика уроков изобразительного искусства в начальной школе, педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших дошкольников на уроках изобразительного искусства» выявлены уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников, проведение серия уроков изобразительного искусства, включающие формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников, провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении приводятся итоги исследования.
Список литературы и информационных источников включает 50
наименований.
Приложения содержат материалы опытно-экспериментальной работы.
Таким образом, исходя из поставленных задач в начале исследования, были сделаны следующие выводы:
1) Под познавательными универсальными учебными действиями принято понимать способность субъекта саморазвиваться и самосовершенствоваться при помощи сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
2) Для учащихся, особенно в начальной школе, формирование познавательных универсальных учебных действий является важным и необходимым моментом. Добиться этого можно при соблюдении следующих педагогических условий: использование интерактивных методик и педагогических технологий; разных видов художественной деятельности и игровых формы обучения.
3) Для подтверждения гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ СОШ № 8, в которой приняли участие учащиеся 3 А и 3 Б класса. Опытная работа проводилась в период с декабря 2017 года по май 2018 года и включала в себя три этапа.
На констатирующем этапе при помощи методики Э.Ф. Замбацявичене был определен первоначальный уровень развития познавательных УУД младших школьников.
По итогам констатирующего эксперимента было принято решение разработать и провести серию уроков изобразительного искусства, направленных на развитие познавательных УУД с учащимися экспериментальной группы. Всего было разработано и проведено 15 уроков.
На контрольном этапе проверялась эффективность разработанных уроков. По итогам контрольного этапа был сделан вывод, что проведение опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных УУД младших школьников на уроках изобразительного искусства было эффективным, из чего следует, что гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2015. - 251 с.
2. Абдуразаков, М.М. Инновационная деятельность учителя в условиях перехода к качественно новому образованию [Текст] / М.М. Абдуразаков, И.Н. Симонова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 10. - 90 с.
3. Агапов, И.Г. Проектирование инициативной педагогической среды в условиях компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.Г. Агапов, С.А. Агапова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 10. - 78 с.
4. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа [Текст]: книга для учителя / А.Д. Алехин. - М.: Просвещение, 1984. - 200 с.
5. Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. - М.: Норма, 2012. - 106 с.
6. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / Под. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
7. Бахмутский, А.Е. Педагогика [Текст] / А.Е. Бахмутский. - Санкт- Петербург: Питер пресс, 2017. - 304 с.
8. Бобров, А.А. Формирование учебных умений и навыков учащегося на уроках физики [Текст]: пособие для учителя / А.А. Бобров, А.В. Усова. - М.: Просвещение, 1988. - 122 с.
9. Бородина, М.В. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе (на основе ФГОС-2) [Текст] / М.В. Бородина // Управление в начальной школе, 2012. -№ 3. - С. 15.
10. Бурменская, Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / Г.В. Бурменская, А.Г. Асмолов, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2012. - 152 с.
11. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать
учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: учебное пособие / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.:
Академия, 2011. - 338 с.
12. Вольнова, Н.А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н.А. Вольнов // Практика административной работы в школе. - 2011. - № 5. - С.12-13.
13. Ефремов, О.Ю. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / О.Ю. Ефремов. - СПб.: Питер, 2011. - 351 с.
14. Загвязинский, В.И. Педагогика [Текст]: учебник для студ. учрежд. высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2011.- 243 с.
15. Игумнова, Е.А. Формирование у учащихся умения задавать вопросы, стимулирующие мышление [Текст] / Е.А. Игумнова // Вопросы образования, 2013. - № 7. - С. 10.
16. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
18. Каранова, В.В. Диагностика и формирование универсальных учебных действий в начальной школе [Текст]: методические рекомендации / В.В. Каранов, Ю.Н. Крайкина, Л.Ю. Разгоняева. - Магадан: Педагогический вестник, 2012. - С. 100-112.
19. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: учебник / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. -М.: Педагогика,2012. - 117 с.
20. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы [Текст] / Н.М. Конышева // Начальная школа. - 2006. - № 1. - С. 43.
21. Котлярова, Т.С. Технология педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Т. С. Котлярова // Педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 225-233.
22. Кузин, В.С. Изобразительное искусство [Текст]: Программа общеобразовательных учреждений. 1-4 классы. / В.С. Кузин. - М.: Дрофа, 2014. - 199 с.
23. Кузин, В.С. Психология живописи [Текст]: учебное пособие / В.С. Кузин. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2013. - 207 с.
24. Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека [Текст] / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании, 2012. - № 3. - С. 11-14.
25. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст]: учебное пособие / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
26. Лукиных, Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Текст] / Л.В. Лукиных // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 17-18.
27. МеДвеДева, Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании [Текст] / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после, 2011. - № 11. - С. 59.
28. Мишанова, О.Г. Диагностика универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / О.Г. Мишанова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, май 2013 г. - СПб.: Реноме, 2013. - С. 102-106.
29. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]: программа общеобразовательных учреждений: 1-4 классы / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2010. - 172 с.
30. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: словарь / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Просвещение, 2005. - 478 с.
31. Осмоловская, И.М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа, 2012. - № 10. - С. 6.
32. Педагогика [Текст]: учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2013. - 428 с.
33. Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Л.Е. Журова [и др.] // Начальное образование: науч.- метод. журн. - М. : Русский журнал, 2010. - № 1. - С. 9-14
34. Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / И.В. Петрова // Молодой ученый, 2011. - № 5. - С. 151-155.
35. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е.С. Полат. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 303 с.
36. Пономарева, Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться [Текст] / Е.А. Пономарева // Начальная школа, 2014. - № 9. - С. 24-25.
37. Прохорова, Т.Н. Парадигмы и противоречия педагогики творчества [Текст] / Т.Н. Прохорова // Гуманитарные исследования. - 2012. - № 2. - С. 78-86.
38. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст] / С.Ю.Прохорова // Управление начальной школой. - 2013. - № 8. - С. 31-33.
39. Развитие исследовательских умений младших школьников [Текст]: учебник / Под. ред. Н.Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2011. - 157 с.
40. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности [Текст]: учебное пособие / И.С. Сергеев. - СПб.: Питер 2004. - 316 с.
41. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст]: книга для учителей и воспитателей / М.Н. Скаткин. - М.: Просвещение,
1980. - 144 с.
42. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2012. - 567 с.
43. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учеб. пос. для студ. пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2013. - 368 с.
44. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н.М. Горленко [и др.] // Народное образование: рос. обществ.-пед. журн. / М-во образования и науки РФ; РАО. - М.: Народное образование, 2012. - № 4. - С. 153-160.
45. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
46. Ценности образования и воспитания [Текст]: учебное пособие / Под ред. В.О. Сухомлинского. - М.: Педагогика, 2011. - 248 с.
47. Чопова, С.В. Модель формирования познавательных учебных действий [Текст] / С.В. Чопова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2011. - № 2. - С. 172-179.
48. Шамова, Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников [Текст]: учебное пособие / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1981.
- 302 с.
49. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. 1-4 классы [Текст]: рабочие программы. - М.: Просвещение, 2013. - 291 с.
50. Якушина, Е.В. Мультимедийные и интерактивные возможности современного урока [Текст] / Е.В. Якушина // Народное образование. - 2012.
- № 2. - 123 с.