ВВЕДЕНИЕ 3
1. Методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся 7
1.1. Основные виды и уровни самостоятельной работы, применяемые в колледже 7
1.2. Самостоятельная работа обучающихся в условиях дистанционного обучения и ее пути оптимизации 12
1.3. Технологические основы дистанционного обучения и электронных образовательных технологий 14
2. Разработка методического обеспечения самостоятельной работы учащихся по разделу «Безопасность дорожного движения» с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в среде Moodle 24
2.1. Возможности Moodle для самостоятельной работы учащихся на занятиях 24
2.2. Основные организационные формы учебных занятий, реализуемых в системе Moodle 26
2.3. Дистанционный контроль знаний учащихся 31
2.4. Педагогический эксперимент 36
2.5. Экономический расчет 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Видеоматериал по темам дисциплины «Безопасность дорожного движения» 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Тест по разделу «Безопасность дорожного движения»
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Теоретический материал по теме «Безопасность дорожного движения»
На сегодняшний день одной из основных проблем образования является то, что очень быстро стареют знания, и если не менять образовательные технологии, то качество подготовки квалифицированных специалистов будет объективно отставать от требуемых на рынке труда, поэтому с каждым годом объем изучаемого материала увеличивается. И чтобы учащийся получил как можно больше знаний и лучше их усвоил вполне актуально использовать информационные и коммуникационные технологии, т.к. даже при сокращенных сроках обучения учащийся самостоятельно изучает тот или иной материал и тем самым может следить за его усвоением.
Так как на сегодняшний день не важно, какую форму обучения выберет учащийся для получения образования, все равно в конце сроков обучения ему придется показать степень владения компетенциями, обозначенными в стандарте. Этот объем информации можно преподнести учащемуся в формализованном виде, либо оформленным и структурированным, а такой порядок будет способствовать лучшему восприятию и усвоению. Так же и преподавателю легче будет следить за процессом обучения каждого учащегося, и проверять уровень усвоения. Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения, это и является актуальностью данной работы.
В настоящее время возрастающая роль знаний и необходимость работы с большими объемами информации требуют от учебных заведений подготовленного специалиста, владеющего организацией самостоятельной работы для поиска, обработки, передачи и использования полученной информации.
В соответствии образовательным стандартом самостоятельная работа учащихся составляет 50 % от общего количества часов, однако в будущем планируется ее увеличение.
Проблема организации самостоятельной работы студентов является актуальной и сложной, ее практическое решение требует значительных усилий как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. Основная задача, которую должен решать преподаватель, - это создание учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов, которое способствовало бы развитию их творческого мышления, познавательной активности и самостоятельности.
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.
Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача - с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.
Целью исследования является разработка методического обеспечения для самостоятельной работы учащихся по разделу «Безопасность дорожного движения» с использованием дистанционных образовательных технологий.
Объект исследования: учебно-методическое обеспечение раздела «Безопасность дорожного движения».
Предмет исследования: методическое обеспечение для самостоятельной работы учащихся по разделу «Безопасность дорожного движения» с использованием дистанционных образовательных технологий.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать методическое обеспечение для самостоятельной работы учащихся по разделу «Безопасность дорожного движения» с использованием дистанционных образовательных технологий;
3. Провести педагогический эксперимент;
4. Выполнить экономический расчет.
Гипотеза исследования - эффективность и качество обучения по разделу «Безопасность дорожного движения» обучающихся профессиональных учебных заведений повысится, если в процессе обучения будет использоваться методическое обеспечение,включающее в себя электронные образовательные ресурсы.
Методология исследования: Интерес исследователей к проблеме организации самостоятельной работы и ее эффективности не угасает: изучены виды и формы самостоятельной работы студентов (К.К.Гомоюнов, П.И.Пидкасистый, Л.Г.Семушина, И.Э.Унт и другие); методы самостоятельной работы студентов (И.П.Ковалевский, Л.Ф.Пшеничная, Г.А.Розман и другие); освещены сущность самостоятельной работы, ее задачи, признаки (Н. Г. Дайри, Б.П.Есипов, А.С.Лында, В.Я.Ляудис, Р.Б.Срода и другие); роль и функции преподавателя в управлении самостоятельной работой обучающихся (В.С.Аванесов, Ю.К.Бабанский, В.В.Гузеев,А.М.Новиков, Т.Ф.Талызина и другие); исследованы вопросы организации самостоятельной работы (А.А.Вербицкий,М.Г.Гарунов, В.Граф, Р.А.Низамов и другие).
Практическая значимость разработанное методическое обеспечение по разделу «Безопасность дорожного движения» может быть использовано в учреждениях профессионального образования, как в процессе изучения данного раздела, так и при организации самостоятельной работы обучающихся.
База исследования АНО ПО Бийский технолого-экономический колледж.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.
Выполненная выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме - разработке учебно-методического обеспечения по разделу «Безопасность дорожного движения» с использованием электронных образовательных ресурсов.
Развитие современного общества связано с широкой информатизацией всех его сфер. Это требует от людей разных специальностей высокого уровня владения современными информационными технологиями.
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и персональный компьютер в этом смысле не является исключением. Применение персонального компьютера в учебном процессе показало, что его использование позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи преподавателю каждому учащемуся в решении отдельных задач.
Применение компьютерной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, представляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичные и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.
В процессе выполнения работы разработано методическое обеспечение самостоятельной работы учащихся по разделу «Безопасность дорожного движения» с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в среде Moodle. Представлен видеоматериал по теме «Основы управления транспортными средствами», презентация «Безопасность движения», а также тематические задачи к разделу «Безопасность дорожного движения».
Материал дипломной работы может быть использован педагогами профессионального обучения, а также студентами направления 44.03.04 Профессиональное обучение (Транспорт) при подготовке конспектов занятий в период педагогической практики.
1. Абрамова, С.В. Научно-методическое обеспечение и организация системы подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности [Текст] / Дис. ... д-ра педагогич. наук: 13.00.02: защищена 21.04.2015: утв. 19.05.2015 / С.В. Абрамова. - СПб., 2015. -425 с.
2. Автомобили [Текст] / А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский, В.А. Чернышев; Под ред. А.В. Богатырева. - М.: КолосС, 2014. - 496 с.: ил.
3. Бабич, М.В. Научно-методическое обеспечение качества образовательных услуг в региональном колледже [Текст] / Дис. ... канд. педагогич. наук: 13.00.08: защищена 15.10.2015: утв. 18.12.2015 / М.В. Бабич. - Невинномысск, 2015. - 200 с.
4. Баженов, Ю.В. Основы теории надежности машин [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Баженов. - Владимир: ВГУ, 2015. - 156 с.
5. Батракова, С.Н. Проблемы учебного процесса [Текст] / С.Н. Батракова, Т.Б. Соломатина // Высшее образование в России. - 2012. - №4. - С. 70¬74.
6. Башмаков, М.И. Понятие информационной среды процесса обучения [Текст] / М.И. Башмаков, С.И. Поздняков, Н.А. Резник // Школьные технологии. - 2009. - №2. - С. 153 - 182.
7. Вишняков, Н.Н. Устройство автомобиля. Системы управления [Текст] / Н.Н. Вишняков. - М.: МАДИ, 1973. - 43 с.: ил.
8. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование [Текст]: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 2008. - 538 с.
9. Герасимова, Д.В. Роль информационных технологий в образовании [Текст] / Д.В. Герасимова // Информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке. - Оренбург: ОГУ, 2013. - С. 1554¬1560.
10. Гладышева, Ю.А. Особенности применения информационных технологий в образовательном процессе вуза [Текст] / Ю.А. Гладышева // Информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке. - Оренбург: ОГУ, 2013. - С. 1561-1564.
11. Дегтярева, Л.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке [Текст] / Л.А. Дегтярева // Информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке. - Оренбург: ОГУ, 2013. - С. 157-175.
12. Долинер, Л.И. Информационные и коммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты [Текст] / Л.И. Долинер. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2013. - 344 с.
13. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности [Текст]: книга для учителя / Л.В. Жарова. - М. Просвещение, 2013. - 205 с.
14. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2011. - 192 с.
15. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2013. - 198 с.
16. Зима, В.Н. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела [Текст] / В.Н. Зима, А.Н. Борисов, С.Н. Кудинов, А.И. Рябинин // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2015. - № 2. - С. 177 - 178.
17. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов. - 2 изд., доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2009. - 384 с.
18. Кинелев, В. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум [Текст] / В. Кинелев, П. Коммерс, Б. Коцик. - М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2015. - 24 с.
19. Колобов, А.Н. Информационные технологии как способ модернизации образования [Текст] / А.Н. Колобов // Информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке. - Оренбург: ОГУ, 2013. - С. 1846 - 1853.
20. Кучинский, В.Ф. Сетевые технологии обработки информации [Текст]: учебное пособие / В.Ф. Кучинский. - СПб: Университет ИТМО, 2015. - 115 с.
21. Лушников, А.М. История педагогики [Текст]: учебное пособие для учащихся педагогических высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., доп. / А.М. Лушников. - Екатеринбург: УГУ, 2014. - 368 с.
22. Наливалкин, А.Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды [Текст] / А.Ю. Наливалкин // Вестник РМАТ. - 2012. - № 1 (4). - С. 101-103.
23. Неудахина, Н.А. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.А. Неудахина, Т.С. Федорова. - Барнаул: АГТУ им. И.И. Ползунова, 2013. - 244 с.
24. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений средн. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. - М.: Мастерство, 2012. - 224 с.
25. Нильсон, О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся [Текст] / О.А. Нильсон. - Таллин, 2015. - 280 с.
26. Педагогика высшей школы [Текст]: учебно-методическое пособие. - Казань: КГУ, 2009. - 192 с.
27. Пеньшин, Н.В. Общий курс транспорта [Текст]: учебное пособие / Н.В. Пеньшин. - Тамбов: ТГТУ, 2012. - 132 с.
28. Профессиональная педагогика [Текст]: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2013. - 512 с.
29. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый. М.: Пед. общество России, 2013. - 604 с.
30. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. — М.: «Академия», 2014. — 416 с.
31. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. — М.: «Академия», 2014. — 416 с.
32. Рыбичева, Л.С. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционного обучения // Современные исследования социальных проблем [Текст] / Л.С Рыбичева, Ю.С. Иовлева. - 2011. - №2(05). - С. 207-208.
33. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2008. - 256 с.
34. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]: учеб. пособие для преп. учреждений среднего профессионального образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2011. - 272 с.
35. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов/ И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2012. - 519 с.
36. Чекалева, Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе [Текст] / Автореф. дис. .д-ра педагогич. наук: 13.00.08 / Н.В. Чекалева - СПб., 2012. - 46 с.
37. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2009. - 209 с.