ВВЕДЕНИЕ 4
1. Использование средств наглядности в учебном процессе 7
1.1. Средства наглядности и принцип наглядности в обучения 7
1.2. Требования, предъявляемые к наглядным пособиям 14
1.3 Методика применения средств наглядности в процессе преподавания технических дисциплин
2. Методика использования средств наглядности в учебном процессе по разделу «Топливная система»
2.1. Особенности проведения теоретических и практических занятий по техническим дисциплинам в колледже
2.2 Описание демонстрационного стенда «Топливный насос высокого давления»
2.3 Методика проведения лабораторно-практических занятий по 35 теме «Системы питания бензиновых, газовых и дизельных двигателей»
2.4. Педагогическое исследование 38
2.5. Экономический расчет 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Топливная система автомобиля, система подачи топлива - устройство, назначение, принцип работы
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Основные методы, применяемые при проведении психолого-педагогических исследований
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Тесты по теме «Топливная система» 65
Применение наглядности в процессе преподавания специальных дисциплин имеет определенные особенности, связанные со спецификой их со-держания и методики изучения. Если при изучении общеобразовательных дисциплин наглядное пособие помогает лучше усвоить принцип, основную идею, то при изучении технических дисциплин на первый план выступает конкретное устройство объекта, рабочая схема, взаимодействие деталей и механизмов. Особую роль при изучении специальных дисциплин приобретает изучение внутренних механизмов машин, устройств, приборов и т.п. в натуре с представлением студенту возможности разобрать и собрать их.
Правильное и своевременное использование наглядных пособий при сообщении обучающимся нового материала имеет большое значение. Практикой выработаны методические требования к демонстрации наглядных пособий на уроке, соблюдение которых повышает их дидактическую ценность.
Проблема наглядности обучения волновала многих выдающихся ученых и педагогов. И.Г. Песталоцци считал принцип наглядности основным средством обучения. По его мнению «Только безоговорочное применение принципа наглядности дает возможность изгнать бессодержательное обучение». К.Д.Ушинский также был убежден, что необходимым условием обучения учащихся является принцип наглядности.
Важность темы дипломной работы подчеркивается еще и тем, что перед современным образованием поставлена серьезная задача: улучшение качества обучения и воспитание учащихся. Успешное решение этой задачи предполагает не только повышение научно-теоретического уровня преподавания, совершенствования методов и процессов обучения, но и укрепление материально-технической базы учебных заведений, освещение учебно-воспитательного процесса средствами наглядности.
Актуальность исследования определяется потребностью дисциплины «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» в использовании более эффективных технологий обучения, а именно - в использовании педагогом средств наглядности (в данном случае, это стенд «Топливная система автомобиля».
Цель: совершенствование методики обучения дисциплине «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» посредством использования средств наглядности в учебном процессе по разделу «Топливная система».
Объект исследования - средства наглядности в учебном процессе по дисциплине «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
Предмет исследования - средства наглядности для изучения раздела «Топливная система» дисциплины «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
Гипотезой исследования является следующее: если на занятиях по дисциплине «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» при изучении раздела «Топливная система» будут использованы предложенные стенд и методическое обеспечение, то занятия будут протекать более эффективно, а время, затраченное на изучение темы сократиться.
Для осуществления поставленной цели в ходе исследования следует ре-шить следующие задачи:
1. Изучение и анализ педагогической, методической и специальной литературы по вопросу применения наглядных средств в процессе обучения.
2. Разработать лабораторно-практическое занятие с использованием демонстрационного стенда «Топливный насос высокого давления» дисциплины «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
3. Провести экспериментальное исследование по эффективности использования материалов выпускной квалификационной работы в учебном процессе.
4. Выполнить экономический расчет.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при подготовке к занятиям по дисциплине «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» по разделу «Топливная система» в колледже.
Методологической основой исследования являются труды российских ученых: В. А. Сластенин «Педагогика», Г. И. Кругликов «Методика профессионального обучения с практикумом», В. К. Вахламов «Автомобили: конструкция и элементы расчета», А. П. Пехальский «Устройство автомобилей» и многие другие.
База исследования: АНПОО Бийский технолого-экономический колледж
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, 3 приложения
Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме - методическому обеспечению проведения занятий. Работа содержит дидактический материал по теме «Системы питания бензиновых, газовых и дизельных двигателей» описание демонстрационного стенда «Топливная система автомобиля», экономический расчет стоимости разработки и выполнения проекта; проведено исследование эффективности использования демонстрационного стенда и методического пособия на занятиях
В результате выполнения выпускной квалификационной работы изготовлен стенд «Топливная система автомобиля» и разработан дидактический материал для проведения теоретических занятий, которые призваны помочь обучающимся в усвоении материала. Методическое обеспечение учебного процесса будет способствовать сокращению времени, необходимого для изучения данной темы.
Выпускная квалификационная работа апробирована в учебном процессе АНПОО Бийский технолого-экономический колледж. Материалы работы использовались при проведении теоретических и лабораторно-практических занятий в рамках педагогической практики.
Материалы данной работы могут быть полезны преподавателям образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Себестоимость выполнения проекта составила 15772,37 руб.