Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения кейс-метода на уроке иностранного языка как средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся 7
1.1. Понятие коммуникативной компетенции и способы ее формирования 7
1.2. Кейс-метод как метод интерактивного обучения иностранному языку, его структура 11
1.3 Э Эффективность использования кейс-метода на уроках иностранного языка в целях формирования коммуникативной компетенции 23
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Апробация кейс-метода на уроке английского языка 31
2.1. Условия реализации кейс-метода на уроке английского языка ... 31
2.2. Планирование урока по английскому языку в 10 классе с
применением кейс-метода 36
2.3. Результативность использования кейс-метода на уроке
английского языка 46
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список использованных источников 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
В настоящее время современное обучение направлено на формирование у обучающихся не только основных знаний, умений и навыков, но и способности разрешать жизненные задачи, саморазвиваться и уметь работать в социуме. Значительную ответственность за успешное развитие личности в рамках программы обучения несёт преподаватель, который в данных условиях обязан найти и применить оптимальные методы и приёмы обучения.
Развитие коммуникативной компетенции обучающихся — актуальная задача образовательного процесса. Одной из наиболее продуктивных форм обучения на данный момент для формирования коммуникативной компетенции является интерактивное обучение. Интерактивное обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все обучающиеся так или иначе оказываются задействованными в процесс познания, а также способны понимать и рефлексировать увиденное и услышанное.
На сегодняшний день одним из самых инновационных и малоизученных интерактивных методов в организации образовательного процесса является кейс-метод. Кейс — это описание приближенной к реальности практической ситуации, содержащей в себе некоторую проблему и требующей её разрешения. Суть данного метода состоит в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем.
Разработка новых методов воспитания и развития обучающихся, формирования личности, отвечающей современным социальным и образовательным технологиям, является одним и самых актуальных вопросов на сегодняшний день. Актуальность данного исследования обусловлена предъявлением новых целей к современному образовательному процессу, поскольку основополагающей задачей обучения становится формирование не столько базовых знаний, умений и навыков, сколько формирование основных компетенций. В связи с этим кейс-метод может быть рассмотрен в качестве одного из основных методов развития коммуникативной компетенции, поскольку современные коммуникативные технологии на данный момент представляют особую ценность.
Целью исследования является изучение понятий коммуникативной компетенции, интерактивного обучения и кейс-метода, разработка кейса как метода интерактивного обучения иностранному языку в 10 классе и исследование его влияния на формирование коммуникативной компетенции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить литературные источники по заданной теме;
• Исследовать основные определения, касающиеся данной темы;
• Охарактеризовать кейс-метод как метод интерактивного обучения, рассмотреть его особенности и компоненты;
• Разработать собственный кейс для применения его на уроке английского языка в 10 классе;
• Показать эффективность использования кейс-метода на уроке английского языка.
Объектом исследования является формирование коммуникативной компетенции, предметом, в свою очередь, — кейс-метод как эффективный метод её развития в обучении иностранному языку.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
• Изучение литературных источников методической литературы;
• Анализ сайтов сети Интернет и учебников по теме исследования;
• Анализ содержания УМК для 10 класса по английскому языку;
• Наблюдение;
• Опытно-экспериментальная работа;
• Обработка данных.
База исследования — МАОУ «Гимназия №9» в Железнодорожном районе г. Красноярска. В экспериментальной группе приняли участие 12 учащихся 10 класса.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации материала, посвящённого изучению и опыту применения кейс-метода в образовательном процессе. Материалы исследования, а также разработанный кейс могут быть в дальнейшем использованы на уроках английского языка на старшем этапе обучения, что составляет практическую значимость данного исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов: теоретического и практического, заключения и библиографического списка.
Во введении сформулированы цели и задачи, объект и предмет исследования, его теоретическая и практическая ценность.
Первая глава «Теоретические основы применения кейс-метода на уроке иностранного языка как средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся» посвящена рассмотрению ключевых понятий данной работы.
Вторая глава «Апробация кейс-метода на уроке английского языка» описывает разработку кейс-метода и порядок его внедрения в процесс обучения английскому языку в 10 классе.
В заключении подведены краткие выводы по работе.
В конце работы приведён библиографический список, насчитывающий 31 источник.
Таким образом, в ходе данного исследования были изучены различные литературные источники по заданной теме, исследованы основные определения, касающиеся этой темы. В ходе работы также был охарактеризован кейс-метод как метод интерактивного обучения и подробно рассмотрены его особенности и компоненты.
На основе проведённого исследования был разработан собственный кейс для применения его на уроке английского языка в 10 классе. Предполагалось, что применение кейс-метода имеет высокий потенциал и эффективность в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Данная гипотеза была подтверждена и подкреплена примерами.
Поставленная цель также была достигнута: были изучены понятия коммуникативной компетенции, интерактивного обучения и кейс-метода, а также разработан кейс для применения на уроке английского языка в 10 классе и исследовано его влияние на формирование коммуникативной компетенции.
Проведённое теоретическое исследование кейс-метода как метода интерактивного обучения имеет значения для повышения продуктивности и осознанности участия в учебном процессе. Полученные качественные и количественные результаты применения кейса доказывают эффективность кейс-метода как средства интерактивного обучения с целью формирования коммуникативной компетенции.
Можно сделать вывод, что анализ теоретической и практической частей преподавания английского языка в школе, а также опыт реализации командной учебной деятельности учащихся в учебном процессе и результаты проведённого исследования позволяют определить основные принципы использования кейс-метода как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Материалы и результаты проведённого исследования в дальнейшем могут быть использованы для работы на уроках английского языка на старшей ступени обучения.
1. Агафонова И.Д. Формирование коммуникативной компетенции у менеджеров в дополнительном профессиональном образовании / И.Д. Агафонова. Екатеринбург, 2009.— 26 с.
2. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки / Т.М. Балыхина, О.П. Игнатьева. Москва: Изд-во РУДН, 2006.— 121 с.
3. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М.: Академия, 2010. — 368 с
4. Быстрова Е.А., С.И. Львова, В.И. Капинос [и др.] // под ред. Е.А. Быстровой. Москва: Дрофа, 2004., с. 27 Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов /
5. Галлямова Н.Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции / Н.Ш. Галлямова // Русский язык в школе. — 2008.— № 7.— С. 22-25.
6. Гейхман, Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.-практ. конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - C.25-32.
7. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - Вып. 2. С. 169-194.
8. Еремин А. С. Разработка и апробация кейсов // Инновации в образовании. — 2010. — № 3. —С. 76-78.
9. Золотова М.В. О некоторых моментах использования методов кейсов в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. - 2015. - С.54
10. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб.пособие / О.М. Казарцева, - М., 1998. - С.10.
11. Коломиец, О.М. Развитие педагогической деятельности преподавателя на основе кейс-технологии // Педагогика и психология образования. - 2014.
12. Конышева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения / А. В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 352 с.
13. Куимова М. В., Евдокимов Д. Е., Федоров К. В. Метод case-study в обучении иностранному языку студентов старших курсов неязыковых специальностей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (21). Ч. 1. С. 44
14. Махотин, Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология // Вестник РМАТ. - 2014.
15. Мильруд, Р. П. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2004. — № 3. - С. 34-40.
16. Низаева, Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав / Л. Ф. Низаева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 933-935. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37125/(дата обращения: 22.04.2020).
17. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - М.: Академия, 2008. - 176 с.
18. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 3-е изд-е, испр. М.: Академия, 2012. 50-51 с.
19. Петровская А.Ю. Принципы отбора, объема и организации учебного материала как условие активизации младших школьников. Современные проблемы педагогики и психологии. Сочи: Изд-во НОЦ РАО, 2006. С. 101-102.
20. Рябцева О.М. Сущность понятия коммуникативная компетенция (КК) / Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 9-2 (64). С. 136-138.
21. Савельева, М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно¬методическое пособие/Ижевск, УдГУ, 2013.- 94с.
22. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003.
23. Смолянинова О. Г. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов. Гуманитарный вестник. — Красноярск, 2000.
24. Сысоев, П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. Москва: Книжных дом «Либроком», 2013. — 264 с.
25. Щербатых Л. Н. Метод Case Study в обучении английскому языку старшеклассников // Известия высших учебных заведении: Гуманитарные науки. Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2013. № 3. С. 235 —240.
26. Храмова Ю. Н., Хайруллин Р. Д. Использование метода «кейс-стади» в решении учебно-воспитательных задач при подготовке современного школьника// Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (39). Ч. 1. С. 198-200.
27. Якубова, Д. Р. Сase study как один из инновационных методов
преподавания английского языка учащимся старших классов / Д. Р. Якубова, Е. В. Самсонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 172-175. — URL:
https://moluch.ru/archive/286/64627/(дата обращения: 16.06.2020).
28. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ:http://www.casemethod.ru
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL:http://standart.edu.ru
30. Ellet W. The Case Study Handbook: How to Read, Discuss, and Write Persuasively About Cases. Harvard Business School Press, 2007. 273 p.
31. Gerring, John The Case Study: What it is and What it Does The Oxford Handbook of Political Science Edited by Robert E. Goodin. - 2013