Введение 3
Глава I. Русский речевой этикет: история и современное состояние
1.1. Общая характеристика речевого этикета 6
1.2. Характеристика русского речевого этикета 13
Глава II. Использование речевого этикета при изучении грамматических тем в школе 26
2.1. Изучение речевого этикета на уроках русского языка в пятом
классе средней общеобразовательной школы (на основе действующего учебника «Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова) 26
2.2. Описание модели речевой ситуации. Упражнения 30
2.3. Речевой этикет и грамматика 40
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Актуальность исследования обусловлена обращением к речевому этикету, которому в настоящее время на уроках русского языка уделяется недостаточное внимание, вследствие чего наблюдается низкий уровень культуры общения у обучающихся.
Объектом исследования является изучение речевого этикета на уроках
русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Предметом исследования - теоретические и практические (методические) основания для изучения речевого этикета в 5 классе при освоении грамматических тем: «Словосочетание», «Предложение» и «Части речи».
Цель данной работы - сформировать теоретические и практические основания для работы над речевым этикетом при изучении грамматических тем в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Представить круг понятий, связанных с речевым этикетом, его историей и современным состоянием.
2. Определить круг вопросов, связанных с изучением речевого этикета на уроках русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы (на основе действующего учебника «Русский язык» для 5 класса под редакцией
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова).
3. Разработать модель предлагаемой обучающимся речевой ситуации, опирающуюся на наблюдение учащихся над своей повседневной речью и речью окружающих их людей.
4. Определить круг грамматических тем, изучение которых может быть связано с работой над речевым этикетом.
5. Разработать систему заданий, направленных на анализ лексических и грамматических характеристик формул речевого этикета.
6. Отобрать текстовый материал, на базе которого может быть организована работа по изучению языковых характеристик речевого этикета.
В процессе разработки теоретической базы , а также в ходе анализа эмпирического материала были использованы следующие методы исследования:
1. Описательный метод, включающий в себя приёмы анализа, сравнения, обобщения, категоризации.
2. Семиотическое моделирование при создании модели речевой ситуации, предлагаемой обучающимся.
3. Лингвистический анализ при описании лексических и грамматических свойств формул речевого этикета.
4. Методическая разработка системы заданий, направленных на анализ лексических и грамматических характеристик формул речевого этикета.
Практическая значимость исследования. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при изучении формул речевого этикета в 5 классе средней общеобразовательной школы, а также в курсе «Методика преподавания русского языка» в вузе.
Апробация. Основные положения и выводы исследования были представлены в статье «Изучение речевого этикета на уроках русского языка в пятом классе средней общеобразовательной школы», опубликованной в сборнике материалов XX международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания» (Бийск, 2018).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы .
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, практическая значимость работы, определены объект и предмет, цели и задачи, а также методы исследования, приведены данные об апробации результатов исследования.
В 1 главе исследования представлено понятие речевого этикета в его истории и современном состоянии.
Во 2 главе исследования представлено описание работы над речевым этикетом при изучении грамматических тем в 5 классе средней общеобразовательной школы.
В заключении подводятся итоги исследования.
Для современных обучающихся проблема низкого уровня речевого общения является одной из самых актуальных. Влияние интернета, занятость родителей, малое количество уроков, посвященных культуре речи, не дает в полной мере овладеть навыками успешной коммуникации, изучить формулы и правила речевого этикета. Целью данной работы было сформировать теоретические и практические основания для работы над речевым этикетом при изучении грамматических тем в 5 классе средней общеобразовательной школы. Для достижения обозначенной цели поставлены шесть задач, которые в равной степени были выполнены:
1. Представлен круг понятий, связанный с речевым этикетом.
Рассмотрены общая характеристика речевого этикета и особенности русского речевого этикета: требования, регистры, формулы обращения и привлечения внимания, формулы ответа на обращение и т.д;
2. Определен круг вопросов, связанный с изучением речевого этикета на уроках русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы (на основе действующего учебника «Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова). Сделан подробный анализ самого учебника и Методических рекомендаций к учебнику [Ладыженская, 2014], который показал малое количество упражнений, посвященных изучению речевого этикета, а также их обособленность от основных тем;
3. Разработана модель предлагаемой обучающимся речевой ситуации, опирающаяся на наблюдение учащихся над своей повседневной речью и речью окружающих их людей. Определены и подробно расписаны основные структурные элементы речевой ситуации;
4. Определен круг грамматических тем, изучение которых может быть связано с работой над речевым этикетом. Выделены два раздела: Синтаксис (4 темы) и Морфология (19 тем).
5. Разработана система заданий, направленных на анализ лексических и грамматических характеристик формул речевого этикета. При этом можно выделить два блока упражнений: упражнения на наблюдение за собственной речью, составление диалогов, разыгрывание сценок (с помощью модели речевой ситуации) и упражнения, непосредственно связанные с изучением грамматических тем. Последние наиболее значимы для данной работы.
6. Отобран текстовый материал, на базе которого организована работа по изучению языковых характеристик речевого этикета: тексты художественной литературы и отрывки диалогов из Национального корпуса русского языка.
Исследование показало, что использование речевого этикета при изучении грамматических тем возможно. Выполнение разработанных упражнений, позволяет обучающимся освоить две темы сразу: основную - грамматическую и второстепенную - на овладение речевым этикетом (которая идет фоном в виде тематических текстов, дополнительных условий к упражнению). При этом выбор текстового материала достаточно широк, обучающиеся самостоятельно могут заняться поиском подходящих текстов. Упражнения на освоение грамматических тем и овладение речевым этикетом, также расширяют словарный запас обучающихся, делают их речь разнообразной и выразительной.
Таким образом, задачи полностью выполнены, цель удалось достигнуть: сформированы теоретические и практические основания для работы над речевым этикетом при изучении грамматических тем в 5 классе средней общеобразовательной школы.
1. Акишина, А.А. Русский речевой этикет [Текст]: Практикум вежливого речевого общения / А.А. Акишина, Н.И. Формановская -М.: Либроком, 2013. - 184 с.
2. Акишина, А.А. Этикет русского письма [Текст]: Пособие для студентов-иностранцев / А.А. Акишина, Н.И. Формановская - М.:Высшая школа, 1988. - 164 с.
3. Алферов, А. Д. Психология развития школьников [Текст]: Учебное пособие для вузов / А.Д. Алферов - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.- 384 с.
4. АнДреев, В.Ф. Современный этикет и русские традиции [Текст]: Наши традиции / В.Ф. Андреев - М.: Вече, 2005. - 399 с.
5. Бирюкова, С.К. Речевой этикет - средство отражения культурных
традиций народа [Текст] / С.К. Бирюкова, Б.Б. Дякиева // Мир образования - образование в мире. - 2006. - №1. С. 117-125. -Библиогр.: с. 125.
6. ВвеДенская, Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика [Текст]: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012. - 386 с.
7. Головин, Б.Н. Введение в языкознание [Текст]: Учебное пособие для вузов / Б.Н. Головин - М.: "Высшая школа", 1990. - 359 с.
8. Головин, Б.Н. Основы культуры речи [Текст]: Учебник для вузов по специальности "Русский язык и литература". 2-е изд., исправленное / Б.Н. Головин - М.: "Высшая школа", 1988. - 385 с.
9. ГольДин, В.Е. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие. Вопросы стилистики [Текст] / В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина // Саратов, 1993. - Вып. 25. - С. 10-15. - Библиогр.: с. 10.
10. Демьянков, В.З. Кооперативность общения и стремление понять собеседника [Текст]: Научно-популярное издание / В.З. Демьянков -
Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского; М.: Институт языкознания РАН, 2005. - С. 28-36.
11. Ивашкина, О.В. Новое в русском речевом этикете [Текст] / О.В. Ивашкина // Русская словесность. - 2003. - №5. - С. 57-61. - Библиогр.: с. 61.
12. Колтунова, М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет [Текст]: учеб. пособие для вузов, 2-е изд. / М.В. Колтунова - М.: Логос, 2005. - 312 с.
13. Крапивин, В.П. Болтик [Текст]: Большое иллюстрированное собрание сочинений / В.П. Крапивин - М.: Мещерякова ИД, 2017. - 144 с.
14. Кронгауз, М. А. Изменения в современном речевом этикете [Текст]: Жизнь языка: сборник статей к 80-летию М. В. Панова. / М.А. Кронгауз - М., 2001. - 345 с.
15. Кузнецов, И. Н. Всё об этикете [Текст]: Научно-популярное издание / И.Н. Кузнецов - Минск: Книжный дом, 2005. - 671 с.
16. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
17. КурДюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс [Текст]: учеб. -хрестоматия для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч.1 / Т.Ф. Курдюмова; 13-е изд., стереотип., М.: Дрофа, 2011. - 254 с.
18. Лагин, Л.И. Старик Хоттабыч [Текст]: Сказочные повести / Л.И. Лагин - М.: Махаон, 2015. - 368 с.
19. ЛаДыженская, Т.А. Русский язык. 5 класс [Текст]: Учеб. Для общеобразоват. учреждений в 2ч. Ч.1. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
20. ЛаДыженская, Т.А. Русский язык. 5 класс [Текст]: Учеб. Для общеобразоват. учреждений в 2ч. Ч.2. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
21. ЛаДыженская, Т. А. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс [Текст]: Р89 пособие для учителей общеобразоват. Организаций. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова - М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
22. Лихачев, С. В. Сударь и братан. Братишка и хозяин: формы обращения к собеседнику [Текст] / С.В. Лихачев // Журналистика и культура русской речи. - 2003. - №2. - С. 56-61. - Библиогр.: с. 61.
23. Ломакина, Т. А. Культура поведения, культура речи, речевой этикет [Текст] / Т.А. Ломакина // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. С. 104-106. - Библиогр.: с. 106.
24. Максимова, А. Л. 10 уроков русского речевого этикета [Текст]: методические рекомендации / А.Л. Максимова - СПб.: Златоуст, 2002. - 104 с.
25. Миронов, Д. К. Обращение как форма речевого этикета в современном русском языке [Текст] / Д.К. Миронов // Studia Slavica. - 1999. - №1. С. 141-149. - Библиогр.: с. 149.
26. Монина, В. А. Сила слова (Сценарий мероприятия по речевому этикету) [Текст] / В.А. Монина // Читаем, учимся, играем. - 2006. - №12. С. 68-71. - Библиогр.: с. 71.
27. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.ruscorpora.ru/index.html, 15 Apr 2000 18:32:24.
28. Неверова, Л. А. К вопросу об изучении речевого этикета на уроках русского языка в 5 классе [Текст] / Л.А. Неверова // Культура речи на рубеже XX-XXI веков: материалы Круглого стола, посвященного Дням славянской письменности (Тамбов, май 2005 г.) / ТГУ им. Г.Р.Державина. - Тамбов, 2005. - С. 43- 46. - Библиогр.: с. 46.
29. Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для вузов / Л.Ф. Обухова - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 443 с.
30. Оганесян, С.С. Культура речевого общения [Текст] / С.С. Оганесян // Русский язык в школе. - 1998. - №5. - С. 24-29. - Библиогр.: с. 29.
31. Пелевин, В.О. Синий фонарь [Текст]: Народное собрание сочинений Виктора Пелевина / В.О. Пелевин - М.: Эксмо, 2014. - 544 с.
32. Плешакова, В.В. Русские традиционные благопожелания (к вопросу о традиционных высказываниях) [Текст] / В.В. Плешакова // Филологические науки. - 2006. - №4. С. 50-60. - Библиогр.: с. 60.
33. Сахарный, Л.В. Как устроен наш язык [Текст]: Книга для учащихся старших классов / Л.В. Сахарный - М.: "Просвещение", 1978. - 160 с.
34. Скворцов, Л.И. Язык, общение и культура [Текст] / Л.И. Скворцов // Русский язык в школе. - 1994. - №4. - С. 48-53. - Библиогр.: с. 53.
35. Словарь русского речевого этикета: формы доброжелательного обхождения: 6000 слов и выражений [Текст] / Под. ред. А.Г. Балакай.- М.: АСТ-Пресс, 2001. - 672 с.
36. Соколова, Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета [Текст] / Н.Л. Соколова // Филологические науки. - 2003. - №5. С. 95-105. - Библиогр.: с. 105.
37. Стернин, И.А. Отношение носителей языка к речевой культуре [Текст] / И. А. Стернин // Мир русского слова. - 2004. - №3. С. 88-90.- Библиогр.: с. 90.
38. Стернин, И.А. Практическая риторика [Текст]: учеб. пособие 2-e изд., испр. и доп. (Высшее профессио- нальное образование. Педагогические специальности) / И.А. Стернин - М.: Академия, 2005. - 269 с.
39. Суперанская, А. В. Культура русской речи. От С. И. Ожегова до наших дней [Текст] / А.В. Суперанская // Журналистика и культура русской речи. - 2005. - №4. С. 3-6. - Библиогр.: с. 6.
40. Тарасенко, Т.В. Этикетные речевые жанры: современное состояние [Текст] / Т.В. Тарасенко // Славянское языкознание. - 2003. - №1. С. 89-90. - Библиогр.: с. 90.
41. ФеДорова, Т. В. Средства выражения вежливости в ситуации благодарности [Текст] / Т.В. Федорова // Вестник Брянского гос. ун¬та. - 2004. - №3. С. 38-42. - Библиогр.: с. 42.
42. Формановская, Н.И. Культура общения и речевой этикет [Текст] / Н.И. Формановская // Русский язык в школе. - 1993. - №5. - С. 34-40. - Библиогр.: с. 40.
43. Формановская, Н. И. Волшебная сила приветствия [Текст] / Н.И. Формановская // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - №1. С. 108-115. - Библиогр.: с. 115.
44. Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте». Речевой этикет в нашем обществе [Текст]: Научно-популярное издание / Н.И. Формановская - М.: Знание, 1989. - 160 с.
45. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет [Текст]: Научно-популярное издание / Н.И. Формановская - М.: ИКАР, 2005. - 250 с.
46. Формановская, Н. И. Речевой этикет и вежливость [Текст] / Н.И. Формановская // Русская словесность. - 2001. - №3. С. 67-72. - Библиогр.: с. 72.
47. Формановская, Н. И. Русский речевой этикет. Выбираем "Ты" или "Вы" [Текст] / Н.И. Формановская // Русская словесность. - 2001. - №4. С. 66-71. - Библиогр.: с. 71.
48. Формановская, Н. И. Русский речевой этикет. Сколько способов поздороваться? [Текст] / Н.И. Формановская // Русская словесность. - 2001. - №5. С. 73-78. - Библиогр.: с. 78.
49. Ханников, А. В. Деловой этикет и ведение переговоров: правила хорошего тона с комментариями психолога [Текст]: Тренинг личного успеха / А.В. Ханников - М.: ЭКСМО: Книжкин Дом, 2005. - 383 с.
50. Хелезова, Н. А. О возможностях работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала (на материале темы «Словосочетание») [Текст] / Н.А. Хелезова // Русский язык в школе. - 1992. - №1. - С. 23-27. - Библиогра.: с. 27.
51. Широкова, А. С. Комплекс упражнений по речевому этикету [Текст] / А.С. Широкова // Русский язык в школе. - 2004. - №6. С. 30-35. - Библиогр.: с. 35.
52. Энциклопедия этикета [Текст] / Под. ред. О. И. Максименко. - М.: АСТ: Астрель, 2000. - 512 с.
53. Grice H. P. Logic and Conversation // Syntax and Semantics. N. Y.: Academic Press, 1975. Vol. 3: Speech Acts / Eds. P. Cole, J. L. Morgan. P. 41-58.