Работа над речевым этикетом при изучении грамматических тем в школе
|
Введение 3
Глава I. Русский речевой этикет: история и современное состояние
1.1. Общая характеристика речевого этикета 6
1.2. Характеристика русского речевого этикета 13
Глава II. Использование речевого этикета при изучении грамматических тем в школе 26
2.1. Изучение речевого этикета на уроках русского языка в пятом
классе средней общеобразовательной школы (на основе действующего учебника «Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова) 26
2.2. Описание модели речевой ситуации. Упражнения 30
2.3. Речевой этикет и грамматика 40
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Глава I. Русский речевой этикет: история и современное состояние
1.1. Общая характеристика речевого этикета 6
1.2. Характеристика русского речевого этикета 13
Глава II. Использование речевого этикета при изучении грамматических тем в школе 26
2.1. Изучение речевого этикета на уроках русского языка в пятом
классе средней общеобразовательной школы (на основе действующего учебника «Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова) 26
2.2. Описание модели речевой ситуации. Упражнения 30
2.3. Речевой этикет и грамматика 40
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Актуальность исследования обусловлена обращением к речевому этикету, которому в настоящее время на уроках русского языка уделяется недостаточное внимание, вследствие чего наблюдается низкий уровень культуры общения у обучающихся.
Объектом исследования является изучение речевого этикета на уроках
русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Предметом исследования - теоретические и практические (методические) основания для изучения речевого этикета в 5 классе при освоении грамматических тем: «Словосочетание», «Предложение» и «Части речи».
Цель данной работы - сформировать теоретические и практические основания для работы над речевым этикетом при изучении грамматических тем в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Представить круг понятий, связанных с речевым этикетом, его историей и современным состоянием.
2. Определить круг вопросов, связанных с изучением речевого этикета на уроках русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы (на основе действующего учебника «Русский язык» для 5 класса под редакцией
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова).
3. Разработать модель предлагаемой обучающимся речевой ситуации, опирающуюся на наблюдение учащихся над своей повседневной речью и речью окружающих их людей.
4. Определить круг грамматических тем, изучение которых может быть связано с работой над речевым этикетом.
5. Разработать систему заданий, направленных на анализ лексических и грамматических характеристик формул речевого этикета.
6. Отобрать текстовый материал, на базе которого может быть организована работа по изучению языковых характеристик речевого этикета.
В процессе разработки теоретической базы , а также в ходе анализа эмпирического материала были использованы следующие методы исследования:
1. Описательный метод, включающий в себя приёмы анализа, сравнения, обобщения, категоризации.
2. Семиотическое моделирование при создании модели речевой ситуации, предлагаемой обучающимся.
3. Лингвистический анализ при описании лексических и грамматических свойств формул речевого этикета.
4. Методическая разработка системы заданий, направленных на анализ лексических и грамматических характеристик формул речевого этикета.
Практическая значимость исследования. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при изучении формул речевого этикета в 5 классе средней общеобразовательной школы, а также в курсе «Методика преподавания русского языка» в вузе.
Апробация. Основные положения и выводы исследования были представлены в статье «Изучение речевого этикета на уроках русского языка в пятом классе средней общеобразовательной школы», опубликованной в сборнике материалов XX международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания» (Бийск, 2018).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы .
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, практическая значимость работы, определены объект и предмет, цели и задачи, а также методы исследования, приведены данные об апробации результатов исследования.
В 1 главе исследования представлено понятие речевого этикета в его истории и современном состоянии.
Во 2 главе исследования представлено описание работы над речевым этикетом при изучении грамматических тем в 5 классе средней общеобразовательной школы.
В заключении подводятся итоги исследования.
Объектом исследования является изучение речевого этикета на уроках
русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Предметом исследования - теоретические и практические (методические) основания для изучения речевого этикета в 5 классе при освоении грамматических тем: «Словосочетание», «Предложение» и «Части речи».
Цель данной работы - сформировать теоретические и практические основания для работы над речевым этикетом при изучении грамматических тем в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Представить круг понятий, связанных с речевым этикетом, его историей и современным состоянием.
2. Определить круг вопросов, связанных с изучением речевого этикета на уроках русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы (на основе действующего учебника «Русский язык» для 5 класса под редакцией
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова).
3. Разработать модель предлагаемой обучающимся речевой ситуации, опирающуюся на наблюдение учащихся над своей повседневной речью и речью окружающих их людей.
4. Определить круг грамматических тем, изучение которых может быть связано с работой над речевым этикетом.
5. Разработать систему заданий, направленных на анализ лексических и грамматических характеристик формул речевого этикета.
6. Отобрать текстовый материал, на базе которого может быть организована работа по изучению языковых характеристик речевого этикета.
В процессе разработки теоретической базы , а также в ходе анализа эмпирического материала были использованы следующие методы исследования:
1. Описательный метод, включающий в себя приёмы анализа, сравнения, обобщения, категоризации.
2. Семиотическое моделирование при создании модели речевой ситуации, предлагаемой обучающимся.
3. Лингвистический анализ при описании лексических и грамматических свойств формул речевого этикета.
4. Методическая разработка системы заданий, направленных на анализ лексических и грамматических характеристик формул речевого этикета.
Практическая значимость исследования. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при изучении формул речевого этикета в 5 классе средней общеобразовательной школы, а также в курсе «Методика преподавания русского языка» в вузе.
Апробация. Основные положения и выводы исследования были представлены в статье «Изучение речевого этикета на уроках русского языка в пятом классе средней общеобразовательной школы», опубликованной в сборнике материалов XX международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания» (Бийск, 2018).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы .
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, практическая значимость работы, определены объект и предмет, цели и задачи, а также методы исследования, приведены данные об апробации результатов исследования.
В 1 главе исследования представлено понятие речевого этикета в его истории и современном состоянии.
Во 2 главе исследования представлено описание работы над речевым этикетом при изучении грамматических тем в 5 классе средней общеобразовательной школы.
В заключении подводятся итоги исследования.
Для современных обучающихся проблема низкого уровня речевого общения является одной из самых актуальных. Влияние интернета, занятость родителей, малое количество уроков, посвященных культуре речи, не дает в полной мере овладеть навыками успешной коммуникации, изучить формулы и правила речевого этикета. Целью данной работы было сформировать теоретические и практические основания для работы над речевым этикетом при изучении грамматических тем в 5 классе средней общеобразовательной школы. Для достижения обозначенной цели поставлены шесть задач, которые в равной степени были выполнены:
1. Представлен круг понятий, связанный с речевым этикетом.
Рассмотрены общая характеристика речевого этикета и особенности русского речевого этикета: требования, регистры, формулы обращения и привлечения внимания, формулы ответа на обращение и т.д;
2. Определен круг вопросов, связанный с изучением речевого этикета на уроках русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы (на основе действующего учебника «Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова). Сделан подробный анализ самого учебника и Методических рекомендаций к учебнику [Ладыженская, 2014], который показал малое количество упражнений, посвященных изучению речевого этикета, а также их обособленность от основных тем;
3. Разработана модель предлагаемой обучающимся речевой ситуации, опирающаяся на наблюдение учащихся над своей повседневной речью и речью окружающих их людей. Определены и подробно расписаны основные структурные элементы речевой ситуации;
4. Определен круг грамматических тем, изучение которых может быть связано с работой над речевым этикетом. Выделены два раздела: Синтаксис (4 темы) и Морфология (19 тем).
5. Разработана система заданий, направленных на анализ лексических и грамматических характеристик формул речевого этикета. При этом можно выделить два блока упражнений: упражнения на наблюдение за собственной речью, составление диалогов, разыгрывание сценок (с помощью модели речевой ситуации) и упражнения, непосредственно связанные с изучением грамматических тем. Последние наиболее значимы для данной работы.
6. Отобран текстовый материал, на базе которого организована работа по изучению языковых характеристик речевого этикета: тексты художественной литературы и отрывки диалогов из Национального корпуса русского языка.
Исследование показало, что использование речевого этикета при изучении грамматических тем возможно. Выполнение разработанных упражнений, позволяет обучающимся освоить две темы сразу: основную - грамматическую и второстепенную - на овладение речевым этикетом (которая идет фоном в виде тематических текстов, дополнительных условий к упражнению). При этом выбор текстового материала достаточно широк, обучающиеся самостоятельно могут заняться поиском подходящих текстов. Упражнения на освоение грамматических тем и овладение речевым этикетом, также расширяют словарный запас обучающихся, делают их речь разнообразной и выразительной.
Таким образом, задачи полностью выполнены, цель удалось достигнуть: сформированы теоретические и практические основания для работы над речевым этикетом при изучении грамматических тем в 5 классе средней общеобразовательной школы.
1. Представлен круг понятий, связанный с речевым этикетом.
Рассмотрены общая характеристика речевого этикета и особенности русского речевого этикета: требования, регистры, формулы обращения и привлечения внимания, формулы ответа на обращение и т.д;
2. Определен круг вопросов, связанный с изучением речевого этикета на уроках русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы (на основе действующего учебника «Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова). Сделан подробный анализ самого учебника и Методических рекомендаций к учебнику [Ладыженская, 2014], который показал малое количество упражнений, посвященных изучению речевого этикета, а также их обособленность от основных тем;
3. Разработана модель предлагаемой обучающимся речевой ситуации, опирающаяся на наблюдение учащихся над своей повседневной речью и речью окружающих их людей. Определены и подробно расписаны основные структурные элементы речевой ситуации;
4. Определен круг грамматических тем, изучение которых может быть связано с работой над речевым этикетом. Выделены два раздела: Синтаксис (4 темы) и Морфология (19 тем).
5. Разработана система заданий, направленных на анализ лексических и грамматических характеристик формул речевого этикета. При этом можно выделить два блока упражнений: упражнения на наблюдение за собственной речью, составление диалогов, разыгрывание сценок (с помощью модели речевой ситуации) и упражнения, непосредственно связанные с изучением грамматических тем. Последние наиболее значимы для данной работы.
6. Отобран текстовый материал, на базе которого организована работа по изучению языковых характеристик речевого этикета: тексты художественной литературы и отрывки диалогов из Национального корпуса русского языка.
Исследование показало, что использование речевого этикета при изучении грамматических тем возможно. Выполнение разработанных упражнений, позволяет обучающимся освоить две темы сразу: основную - грамматическую и второстепенную - на овладение речевым этикетом (которая идет фоном в виде тематических текстов, дополнительных условий к упражнению). При этом выбор текстового материала достаточно широк, обучающиеся самостоятельно могут заняться поиском подходящих текстов. Упражнения на освоение грамматических тем и овладение речевым этикетом, также расширяют словарный запас обучающихся, делают их речь разнообразной и выразительной.
Таким образом, задачи полностью выполнены, цель удалось достигнуть: сформированы теоретические и практические основания для работы над речевым этикетом при изучении грамматических тем в 5 классе средней общеобразовательной школы.



