Актуальность. На сегодняшний день наиболее остро стоит проблема девиантного поведения подростков. По распространенности среди всех отклонений наибольшее количество имеют суицидальное и аддиктивное поведение. Аддикция понимается как «пагубная привычка», пристрастие к чему-либо. В прошлом веке достаточно распространенными и относительно изученными были такие аддикции, как алкоголизм, наркомания, токсикомания и других аддикций.
Актуальность и необходимость исследования определяется еще и тем, что современное общество, нуждается в здоровых гармонически развитых людях, способных достигать свою цель и обладающих чувством идентичности. Однако последние несколько лет вследствие переживания социально-экономического кризиса большинство людей стали терять чувство собственной идентичности и подменять его, существенным образом трансформируются различные личностные свойства и особенности - черты характера, тревожность, агрессивность, самооценка и другие.
Говоря о зависимости, чаще всего мы вспоминаем о наркотической, алкогольной и технологической (компьютерной), но существует еще ряд не менее вредныхаддикций, которые также отрицательно воздействуют на психику человека. По данным статистики, в России за последние 6 лет резко увеличилось количество женщин и подростков, подверженных расстройству личности, депрессии и психологическим нарушениям. Все объясняется тем, что при возникновении проблем, мы часто прибегаем к «проверенным» методам быстрого подавления отрицательных эмоций и мыслей, будь то шопинг, компьютерные игры, еда, трудоголизм и даже интимные отношения.
Подростки испытывают трудный период в своей жизни, подростковый кризис, и нуждаются в поддержке и одобрении, которую и находят в виртуальном мире, употреблении химических препаратов, длительном прослушивании музыки, «быстрых» сексуальных отношениях, что становится основной причиной формирования зависимости и дальнейшего ее развития.
Аддикция становится универсальным способом «бегства» от реальной жизни, когда взамен гармоничному взаимодействию, успешному развитию личности со всеми аспектами действительности, происходит активация в каком-либо одном направлении.
С учетом актуальности проблемы были определены следующие цель, объект, предмет и гипотеза исследования:
Цель: изучение аддикции у подростков из неблагополучных семей
Объект: подростки из неблагополучных семей
Предмет: аддикция у подростков из неблагополучных семей
Гипотеза: для подростков из неблагополучных семей характерен высокий уровень зависимости по алкогольной и никотиновой зависимостям; средний уровень по компьютерной, любовной и от межполовых отношений; низкий уровень по наркотической, игровой, пищевой, трудоголизму, телевизорной, религиозной, лекарственной и от здорового образа жизни.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы о химических и нехимических аддикциях;
2. Провести эмпирическое исследование склонности подростков ко всем видам аддикций;
3. Составить методические рекомендации педагогам и родителям подростков из неблагополучных семей;
4. Анализ результатов эмпирического исследования и их интерпретация.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, классификация, сравнение и обобщение психологопедагогической литературы, применявшиеся для описания поля проблемы.
Эмпирические: тестирование.
Методики исследования: методика диагностики Г. В. Лозовой [19] на наличие зависимости к 13 видам аддикци, тест на выявление любовной аддикции по Егорову А.Ю [9].
База исследования:
Эмпирическое исследование осуществлялось в период с октября 2016 года по май 2017 года на базе КГБУ «Краевой центр семьи и детей» по адресу ул. Павлова 17.
Цель и задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе выполнены. Проведен теоретический анализ данных по представленной теме, проведено эмпирическое исследование на предмет склонности подростков к химическим и нехимическим зависимостям.
Итак, мы провели исследование на изучение аддикции у подростков из неблагополучных семей. В ходе исследования мы пришли к следующему выводу: подростки из неблагополучных семей наиболее чаще склонны к алкогольной, никотиновой, компьютерной и любовной зависимостям, это связано с тем, что в подростковом возрасте человеку труднее бороться с внешними факторами, такими как: биологический, социальный и
психологический.
Биологический фактор подкрепляет человека, его физическое состояние в момент упадка сил. В большинстве случаев, аддикты при получении желаемого предмета зависимости (алкоголь, никотин, наркотик, пища и т.д.) испытывают чувство эйфории и наслаждения, что еще более усиливает тягу к той или иной зависимости.
Если биологический фактор говорит больше о химических зависимостях, то социальный и психологический объясняют и причину возникновения нехимических зависимостей. Большинство проблем с аддикциями связаны с культурой общества, проблемами в семье или на работе, межличностными связями(обычно их отсутствием), враждебным отношением самого общества и рядом других факторов, относящихся к социальным проблемам страны в целом. Если говорить о психологическом факторе, то низкая или, наоборот, завышенная самооценка, сложности в общении, неумение справляться со своими чувствами, высокий уровень внутреннего напряжения и длительный стресс могут привести человека к возникновению все новых зависимостей.
Несмотря на кажущиеся нам внешние различия между аддикциями, зависимые формы поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы. В связи с этим мы выделили общие признаки аддиктивного поведения.
Зависимое поведение личности проявляется в ее чаще всего устойчивом стремлении к изменению сознания - психологического и физического состояния. Это влечение переживается подростком как импульсивное, категоричное, непреодолимое и ненасыщаемое. Внешне это выглядит как борьба с самим собой или как утрата самоконтроля. Аддиктивное поведение не появляется в один определенный момент, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития зависимости. Аддикция также имеет безобидное начало, усиление зависимости и далее исход. Длительность и особенности протекания данных стадий зависят от особенностей самого объекта (вида химического вещества или объекта обожания) и индивидуальных особенностей аддикта (возраста, социальных связей, интеллекта, способности к сублимации).
Следует так же подчеркнуть, что, согласно результатам проведенного исследования, современные социальные и экономические условия жизнедеятельности в нашей стране, средства массовой информации оказывают неблагоприятное воздействие на психологическое состояние каждого индивида, подталкивают на потерю самоконтроля не осмысленность свои действий, формируя определенные принципы и методы «залечивания душевных ран». В заключении хотелось бы подчеркнуть, что в наиболее обобщенном виде результаты проведенного эмпирического исследования подтверждают концепцию, которая легла в основу разработанного Егорову А.Ю. [9] теста на выявление любовной аддикции.
Данная концепция объединяет теорию возникновения любовной аддикции.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: История, 1995.
2. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. М.: Томск, 2016.
3. Буянов М.И. Сборник «Очерки истории психотерапии». М.: Москва, 2006.
4. Бережнова Л.Н, Набок И.Л, Щеглов В.И. Этнопедагогика. М.: Санкт- Петербург, 2012.
5. Блюм А.В. Краткий биобиблиографический справочник. М.: Челябинск, 2003.
6. Василькова В.А. Стоп, бессилие: как перестать срываться на детей// Журнал «психология»: http://www.psychologies.ru/roditeli/stop-bessilie-kak- perestat-sryivatsya-na-detey (дата обращения 10. 04. 2017).
7. Вилкова А.В. Семейное и жилищное право. М.: Ростов, 2013.
8. Егоров А.Ю. Тест на любовную зависимость: http://www.psi- test.ru/sex/love-addict.html (дата обращения 11.02.2017).
9. Даулинг С.М. Психология и лечение зависимого поведения. М.: Москва, 2000.
10. Дмитриева Н.В, Короленко Ц.П. Аддиктология: настольная книга. М.: Новосибирск, 2012.
11. Егоров А.Ю. Любовные и сексуальные аддикции. М.: Санкт- Петербург, 2014.
12. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. М.: Джангар, 2012.
13. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2000. 288с.
14. Короленко Ц.П. Интернет зависимость в русскоязычном секторе интернета. М.: Москва, 2004.
15. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. М.: Москва, 2003. 155с....33