Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация культурологического подхода в изучении литературы в старших классах

Работа №15388

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1054
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Культурологическая парадигма в современном гуманитарном образовании 7
§1 Сущность культурологического подхода и опыт его использования в образовании 7
§2 «Диалог культур» как литературоведческий принцип изучения
художественного произведения на культурологической основе 15
§3 Интеграция как принцип взаимосвязи литературы и искусства 25
Выводы по 1 главе 32
Глава 2 Реализация интегрированного подхода на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества А.С. Пушкина 34
§ 1 Основные направления преподавания литературы с точки зрения культурологического подхода 34
§2 Интегрированный урок на тему: «А.С. Пушкин: жизнь и судьба». .37
§3 Интегрированный урок на тему: «А.С. Пушкин и музыка» 42
§4 Интегрированный урок по теме: «Романсы русских композиторов
на стихотворение А.С.Пушкина «Певец» 45
Выводы по 2 главе 48
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложение


Актуальность исследования. Литература является одним из главных предметов современного школьного образования. С ее помощью происходит формирование культурных ценностей российского школьника. Она отражает историю нашего народа, вобрав в себя все духовно-нравственные установки.
Воспитание сознательного отношения к мировой и отечественной литературе, формирование жизненной позиции - главные задачи литературного образования на современном этапе. Литературное творчество отражение жизнь других социально-культурных видов знания, например музыки, живописи, философии, истории. В связи с этим, изучая литературное творчество, школьники соприкасаются с целой палитрой культурных и социальных фактов.
Педагогика говорит о том, что изучение литературы должно проходить в соприкосновении с широким культурным контекстом, что способствует обогащению мировоззрения школьника средствами искусства. Центральной идеей этой концепции является внедрение на уроках литературы культурологического подхода, который учитывает возможности литературного текста воссоздавать черты той или иной культурной эпохи. Эта особенность помогает расширить читательское восприятие, понять философское содержание текста, оценить идеи и мотивы, что способствует более полному пониманию фундаментальных культурных ценностей.
Каждый этап развития цивилизации имеет свои особенности. Меняется образ мыслей, обычаи, духовно-нравственные ценности. Литературные произведения сохраняют в себе эпоху, концепции культуры, мировоззрение современников. Использование на уроках литературы культурологического подхода способствует более глубокому постижению художественных текстов, знакомству с религией, нравами, обычаями и культурой предков и других народов.
Внедрение культурологического подхода в процесс обучения на сегодняшний день является центральным направлением развития образования.
Объект исследования : культурологический подход как методологическая проблема современного образования.
Предметом исследования является специфика реализации культурологического подхода на уроках литературы в старших классах.
Цель дипломной работы - показать специфику реализации культурологического подхода на уроках литературы на примере разработки системы уроков для старших классов по изучению творчества А.С. Пушкина.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- рассмотреть сущность культурологического подхода и опыт его использования в образовании;
- рассмотреть понятие «диалог культур» как литературный принцип изучения художественного произведения на культурологической основе;
- сформировать понятие об интеграции как о принципе взаимосвязи литературы и искусства;
- рассмотреть основные направления и методы преподавания литературы с точки зрения культурологического подхода;
- разработать систему уроков по изучению творчества А.С. Пушкина для старших классов с применением интегрированных заданий и проектов на основе культурологического подхода.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование интегрированных занятий на уроках литературы приведет к повышению качества образования учащихся.
В дипломной работе использовались следующие методы исследования:
- теоретический - изучение и анализ трудов по данной теме;
- культурологический - рассмотрение художественных произведений в контексте культурных ценностей эпохи;
- конкретно-исторический - анализ художественного произведения в контексте конкретного исторического периода;
- историко-теоретический - выявление художественной сущности изучаемого материала;
- сопоставление - выявление и соотнесение литературных произведений с другими видами искусства.
Научная новизна исследования: на основе культурологического подхода разрабатывается система интегрированных уроков по изучению творчества А. С. Пушкина.
При разработке концепции работы и анализе материала теоретико-методологической основой стали труды В.А. Доманского, М.М. Бахтина и др.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов на уроках литературы в школе, в литературно-педагогической практике, при написании рефератов, курсовых работ.
Структура и объем дипломной работы продиктованы логикой раскрытия темы и решением поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Общий объем составляет 57 страниц.
Введение раскрывает актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе были рассмотрены такие теоретические вопросы как:
- сущность культурологического подхода и опыт его использования в образовании;
- «диалог культур» как литературоведческий принцип изучения художественного произведения на культурологической основе;
- интеграция как принцип взаимосвязи литературы и искусства.
Во второй главе были рассмотрены основные направления преподавания литературы с точки зрения культурологического подхода и указаны некоторые методы и приемы, используемые при изучении культурологического аспекта художественного произведения.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассмотренной теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день в преподавании литературы идеи культурологического подхода находят все большее распространение. Являясь наиболее актуальными и перспективными на современном этапе, они напрямую отражают требования к предметным результатам освоения программы заложенные во ФГОС. Учителям стало понятно, что русскую литературу необходимо изучать в контексте всей культуры, а не только мировой литературы. Культурологический подход к изучению литературы неразрывно связан с идеями интеграции, лежащими в основе системно¬деятельностного подхода современного образования.
В нашем исследовании мы рассмотрели методические и методологические проблемы культурологического подхода в изучении литературы, интеграцию как связь между литературой и искусством. Разработали модели интегрированных уроков по литературе для 9 класса, которые отражают идеи культурологического подхода.
В результате теоретических и методических поисков стало понятно, что изучение литературных произведений вместе с произведениями других видов искусств, в частности с музыкой, театром и кино, требует специального подхода.
Литература и культура дают большие возможности для формирования нравственных качеств учащихся. Они указывают и воплощают «вечные» проблемы бытия. Сложность воплощения идей культурологического подхода в литературном образовании, связано с отсутствием у читателя представления об изучаемой культуре.
В теории и практике современной школы принцип интеграции способствует формированию у учащихся целостного восприятия окружающего мира, развитию устойчивых знаний. Это происходит на основе расширения ассоциативных связей, воспитания у него умения воспринимать произведения литературы, музыки, живописи, развития духовного мира читателя. Идеи интеграции в современной школе содействуют совершенствованию учебно-воспитательной работы. В педагогической теории и практике происходит, взаимодействие и взаимопроникновение различных школьных предметов, создаются интегрированные программы, разрабатываются разные типы интегрированных уроков. Этот процесс объединения применяется для всех предметов школьного курса, но в первую очередь он важен для уроков литературы. Литература в большей степени может реализовать свой эстетический и нравственно-философский потенциал воздействия на сознание читателя только при взаимосвязи с другими искусствами.
Исследование литературы при взаимодействии с другими видами искусств позволяет значительно активизировать рецептивную и познавательно-эстетическую деятельность юного читателя, постичь способы организации художественного пространства литературного текста. В процессе изучения литературного произведения происходит не только переход художественных образов в понятия и суждения, но и воссоздание в воображении читателя картин жизни, изображенных писателем. Происходит постижение читателем духовной атмосферы культурной эпохи и принятие авторской модели мира, осознание героев как живых людей.
Взаимосвязь литературы и музыки - главный пример органического взаимодействия искусств. Включение в урок литературы музыкальных произведений различных жанров позволит учителю литературы решить задачи более полного понимания литературного произведения, развить музыкальное восприятия учащихся.
Современное школьное литературоведение нацелено не только на то, чтобы помочь учащемуся истолковать тот или иной текст, но и погрузиться в культурную среду, в которой современный школьник должен чувствовать себя неотъемлемой частью.
Содержание материала второй главы показывает, что учитель должен уметь преподнести урок по литературе не только как словесник, но и уметь соединить на этом уроке знания по различным областям знаний. Урок такого учителя станет увлекательным диалогом с учащимися о мире, о человеке, о культуре, в процессе которого будут сформированы гуманитарное мышление, личность, и система ценностей.
Таким образом, дополняя друг друга, различные виды искусства создают целостный образ изучаемой эпохи и передают ее неповторимый дух. В этом процессе в центре внимания, всегда должен находиться литературный текст, так как речь идет об углубленном погружении в литературу, а произведения других видов искусства, в свою очередь, должны создавать культурный контекст.



1. Абдрахман, Г.К. Культурологический подход в образовании [Электронный ресурс] / Г.К. Абдрахман.- Режим доступа:
http://nbisu.moy.su/ ld/7/730 _Abdraxman_G.C..pdf (Дата обращения: 09.03.2018, 10:23:16)
2. Андреева, Н.А. Культурологический подход в контексте современного урока [Электронный ресурс] / Н.А. Андреева.- Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/kul-turologhichieskii-podkhod-v-
kontiekstie-soyriemiennogho-uroka-msskogho-iazyka-i-litieratury (Дата обращения: 09.03.2018, 11:55:29)
3. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию[Текст]: Учебное пособие/А.И. Арнольдов; - М.: изд-во МГИК, 1992. - 240с.
4. Арябкина, И.В. Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.art-
education.ru/electronic-journal/osmyslenie-idey-kulturologicheskogo-podhoda-v-
kontekste-formirovaniya-kulturno (Дата обращения: 09.03.2018, 16:35:43)
5. Асафьев, Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века. [Текст]/ Б.В. Асафьев; -Л., 1968. - 58 с.
6. Батракова, С. Н. Педагогический процесс как явление культуры. [Текст]: Учеб. пособие/ С.Н. Батракова - Ярославль : Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2003, 96с.
7. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст]/ М.М. Бахтин; - М.: Искусство, 1986. 445 с.
8. Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура.[Текст]/В.С. Библер; - М.: Прогресс, 2011. - 176 с.
9. Богданова, О.Ю., Методика преподавания литературы [Текст]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям/Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф.; — М.: Академ А, 1999. — 162 с.
10. Богуш, Е.И. Культурологический подход к изучению литературы
[Электронный ресурс] / Е.И. Богуш.- Режим доступа:
https://weburok.com/2005893/%D0%A1%D 1 %82%D0%B0%D1%82%D 1 %8C%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83- %D0%9A%D 1 %83%D0%BB%D 1 %8C%D 1 %82%D1%83 %D 1 %80%D0%BE%
D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5/ (Дата обращения:09.03.2018, 13:44:17)
11. Брандесов, Р.Ф. Музыкальная иллюстрация урока литературы [Текст]/ Р.Ф. Брандесов// Пути повышения эффективности обучения в школе. - М.: Наука, 1981. - С. 52 - 66.
12. Доманский, В. А. Культурологический подход к изучению литературы [Текст]/ В.А. Доманский // Вестник Томского государственного университета, 1998. Т. 266. С. 38.
13. Доманский, В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе.[Текст] / В.А. Доманский. - М.: Флинта, 2002. - 368 с.
14. Доманский, В.А. Культурологические основы изучения литературы в школе [Текст]/ В.А. Доманский. - Томск: ТГУ. - 2000. - 472с
15. Доманский, В.А. Культурологические основы изучения литературы в школе [Текст]/ : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Томск, 2000 403 c. РГБ ОД, 71:01- 13/158-3
16. Заякина, Е.А. Культурологический подход в преподавании литературы как один из способов формирования предметных компетенций [Электронный ресурс]/ Е.А. Заякина.- Режим доступа: http://docs.likenul.com/docs/index- 1520.html (Дата обращения: 09.03.2018, 18:33:32)
17. Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. [Текст]- 4-е изд., перераб. и доп./ И.В. Золотарева, Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2016.-416 с.
- (В помощь школьному учителю)
18. Карпенко, М. А. Культурологическая направленность содержания образования [Текст]/ М.А. Карпенко//Педагогика, - 2000, - № 11.
19. Коровина В.Я. Литература. 9 класс. Методические советы. [Электронный ресурс]/В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин. - Режим доступа: http://www.school-
russia.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_9kl_Metod/index.html (Дата обращения: 09.03.2018, 20:34:43)
20. Крылова, Н.Б. Культурологическое образование.[Текст]/Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272с.
21. Культурология образования: современный урок. [Текст]: Коллективная монография. Выпуск 2/ Под ред. Л.П.Качаловой, Е.В.Телеевой. - Шадринск,2004. - 148с.
22. Липаева, Т.А. Музыка на уроках литературы [Текст]/ Т.А. Липаева// Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе. - М.: Просвещение, 1987. - С. 69 - 80.
23. Липаева, Т.А. Привлечение музыки на занятиях по литературе как один из приёмов усиления идейно-нравственного воспитания учащихся [Текст]/Т.А. Липаева// Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С. 53 - 62.
24. Лихачев, Д. С. Литература - реальность - литература. [Текст]/Д.С. Лихачев. - М.: АСТ, 2017. - 320 с.
25. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь [Текст]: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 352 с.
26. Лотман, Ю.М. Пушкин [Текст]/ Ю.М. Лотман.- М.: Искусство, 2011.- 847 с.
27. Лысина, Н.И. К проблеме комплексного воздействия музыки и литературы[Текст]/ Н.И. Лысина// Социальная педагогика. - 1981. - №8. -С.86 - 90.
28. Мазурина, В.А. Методика преподавания литературы в школе[Текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений./В.А. Мазурина. — Горловка: Изд-во ГГПИИЯ, 2011. — 225 с.
29. Майорова, А.В. Литература и музыка[Текст]: учеб. пособие для студентов и филологов/ А.В. Майорова. - М.: Изд-во Московского ун.-та,1981. - 170с.
30. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.[Текст]/ В.Н. Максимова.- М.: Просвещение, 1988. 192 с.
31. Маранцман, В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством[Текст]/ В.Г. Маранцман// Литература в школе. - 2001.- №8. - С.91 - 98.
32. Медведева В.В. Урок литературы в контексте культуроориентированного образования. [Электронный ресурс]/ В.В. Медведева.- Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/v/urok-literatury2y2kontekste2
kulturoprientirpyannogo-obrazpyaniya (Дата обращения: 09.03.2018, 14:28:22)
33. Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе [Текст]: учеб. пособие/ под ред. З.С.Смеляковой. - М.: Просвещение, 1987. - 223с.
34. Межпредметные связи при изучении литературы в школе [Текст]: учеб. пособие/ под ред. Е.Н.Колокольцева. - М.: Просвещение, 1987. - 256с.
35. Меняйлова, Т.А. Возможности культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников. [Электронный ресурс]/ Т.А. Меняйлова. - Режим доступа: http://school- c.ru/dissertatsiya-ot-aytora/yozmozhnosti-kulturologicheskogo-podhoda-y-formiroyanii-kachesty-lichnosti-cheloveka-kulturyi-u-shkolnikoy (Дата обращения: 09.03.2018, 17:29:12)
36. Моночинёнкова, Л.Ф. Музыка на уроке литературы[Текст]/ Л.Ф. Моночинёнкова// Школа. - 1999. - №6. - С.7 -12.
37. Назарова, Л.В. Роль учителя - филолога в формировании представлений школьников о внутренней связи литературы и музыки [Текст]/ Л.В. Назарова// Литература в школе. - 2003.- №3. - С.22 - 26.
38. Олесина, Е. П. Педагогическая культурология: проблемы и подходы[Текст] / Е. П. Олесина // Культура, опыт, воображение развивающейся личности в художественном образовании: Сборник научных трудов и материалов научно-практической конференции. Выпуск II./ М.: ИХО РАО, 2008. C. 59¬67.
39. Печко, Л. П. Общая и эстетическая культура в образовании и развитии личности [Текст]/Л. П. Печко // Культура, опыт, воображение развивающейся личности в художественном образовании: Сборник научных трудов и материалов научно-практической конференции. Выпуск II./ М.: ИХО РАО, 2008. С. 18-26.
40. Коровина, В.Я. Программы общеобразовательных учреждений.
Литература.[Текст]/ В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2007.- 85 с.
41. Пузыревский, В.Ю. Межпредметные интегративные погружения.[Текст]: Из опыта работы «Эпишколы» Образовательного центра «Участие». /В.Ю.
Пузыревский, М.М. Эпштейн и др. — СПб.: Школьная лига, Лема, 2012. — 232 с.
42. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие/ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И Розум. - СПб.: Питер, 2005. - 432 с.
43. Русских, Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия[Текст]/Г.А. Русских// Методист. - 2003. - № 1. - С.30-39.
44. Свирина, С.К. Взаимодействие музыки и литературы[Текст]/ С.К. Свирина// Литература в школе. - 1997.- №6. - С.108 - 112.
45. Тарасова, О. Культурологические аспекты образования [Текст]/О.Тарасова// Alma-mater. - 2001. - № 5. - С. 26- 28.
46. Федорец, Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения[Текст]: учеб. пособие/ Г.Ф. Федорец. - Л.: Изд-во Ленинградского ун.-та,1983. - 256с.
47. Федорец, Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения[Текст]/Г.Ф. Федорец. - Л.: Изд-во Ленинградского ун.-та, - 1989.-128с.
48. Фипченко, Е.А. Установление внутренних связей между предметами художественного гуманитарного цикла (литература и музыка) в общеобразовательной школе[Текст]: учеб. пособие/ Е.А. Фипченко. - М.: Просвещение, 1990. - 209с.
49. Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст]/ В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999.- 252 с.
50. Черкезова, М.В. Культуроведческий аспект литературного образования [Текст]/ М.В.Черкезова// Русская словесность. - 1998. - №3. - С.32 - 36.
51. Шевченко, Л.А. Об интеграции на уроках литературы [Текст]/ Л.А. Шевченко// Литература в школе. - 1996.- №5. - С. 32-35.
52. Ясинская, С.Г. Общественная палата РФ. Концепция преподавания литературы [Электронный ресурс]/ С.Г. Ясинская.- Режим доступа: http://lanasvet1991.blogspot.ru/2014/05/blog-post_7944.html (Дата обращения: 09.03.2018, 12:21:55)
53. ФГОС ООО [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--
p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1
%82%D1%8B/938 (Дата обращения: 09.03.2018, 09:18:54)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ