Реферат
Введение 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМРЕЧИШУРОВНЯ 9
1.1. Логопедические подходы к развитию произвольного внимания у детей 5- 6 лет в психолого - педагогических исследованиях 7
1.2 Психолого- педагогическая характеристика детей 5- 6 лет с общим
недоразвитием речи 3 уровня 16
1.3 Характеристика логопедических условий коррекции зрительного и
слухоречевого произвольного внимания у детей 5- 6 лет с общим
недоразвитием речи 20
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III
УРОВНЯ 31
2.1. Психолого- педагогическое описание экспериментальной группы 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 36 2.3Методические рекомендации по развитию произвольного зрительного и речеслухового внимания у детей 5- 6 лет с общим недоразвитием речи 3
уровня 43
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Логопедическая работа по коррекции произвольного внимания у детей 5- 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
|
Реферат
Введение 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМРЕЧИШУРОВНЯ 9
1.1. Логопедические подходы к развитию произвольного внимания у детей 5- 6 лет в психолого - педагогических исследованиях 7
1.2 Психолого- педагогическая характеристика детей 5- 6 лет с общим
недоразвитием речи 3 уровня 16
1.3 Характеристика логопедических условий коррекции зрительного и
слухоречевого произвольного внимания у детей 5- 6 лет с общим
недоразвитием речи 20
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III
УРОВНЯ 31
2.1. Психолого- педагогическое описание экспериментальной группы 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 36 2.3Методические рекомендации по развитию произвольного зрительного и речеслухового внимания у детей 5- 6 лет с общим недоразвитием речи 3
уровня 43
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Многочисленной группой дошкольников с особыми потребностями в образовательном процессе являются дети с нарушением речи, в том числе дети с общим недоразвитием речи.
Помимо нарушений в формировании фонетического восприятия и анализа, в лексике и грамматике, у детей с общим недоразвитием речи III уровня частично нарушается внимание и память.
Для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, ему нужно обладать навыками произвольности: уметь выполнять все здания без отвлечений, выполнять указания, которые дает педагог (восприятие инструкции). Ребёнок должен уметь быстро переключать свое внимание с одного типа заданий на другое и не терять его смысл.
Произвольное внимание -это способность концентрировать свое внимание на объекте , вне зависимости от того, насколько этот объект привлекателен с точки зрения интереса. Произвольное внимание развивает произвольность ребёнка в целом . Поэтому именно в дошкольном детстве требуется уделять внимание развитию произвольного внимания особенно тщательно .Развитие произвольного внимания связано напрямую с развитием умственных способностей.
Слуховое внимание - способность направлять свое внимание на речевые или неречевые звуки , слушать их, выполнять определенные действия и задания , не теряя смысла. У детей с нарушением речи нередко отмечается недостаточное развитие слухового и зрительного произвольного внимания. У детей с общим недоразвитием речи нарушения внимания отмечались в 90 случаях из 100.
Для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, ему нужно обладать навыками произвольности: уметь выполнять все здания без отвлечений, выполнять указания, которые дает педагог (восприятие инструкции). Ребёнок должен уметь быстро переключать свое внимание с одного типа заданий на другое и не терять его смысл.
Уровень развития внимания ребёнка можно определить уже в раннем детстве. Поэтому дошкольникам, особенно детям с общим недоразвитием речи необходима помощь в формировании произвольного внимания и коррекция.
Опираясь на вышесказанное можно сделать вывод о том, что проблема развития произвольного внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной. Это подтверждается тем, что эффективной коррекции произвольного внимания необходимо систематизировать работу педагогов, логопедов, воспитателей, психологов.
В результате анализа литературы по проблеме исследования были выявлены противоречия между:
- необходимостью целенаправленной работы по коррекции произвольного слухоречевого и зрительного внимания и недостаточно сформированной образовательной средой для развития внимания у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: слухоречевое и зрительное произвольное внимание у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: логопедические условия коррекции
слухоречевого и зрительного произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка логопедических и психолого-педагогических условий коррекции слухоречевого и зрительного произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что коррекция слухоречевого и зрительного произвольного внимания у детей
5- 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня наиболее эффективна при организации следующих условий:
• создание в предметно- развивающей среде уголка внимания, обеспечивающего коррекцию зрительного произвольного внимания детей 5- 6 лет III уровня;
• подбор игр и упражнений, способствующих развитию
произвольного слухоречевого внимания у детей 5- 6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня ;
• подбор игр и упражнений, способствующих развитию
произвольного зрительного внимания у детей 5- 6 лет с общим
недоразвитием речи 3 уровня;
• взаимодействие специалистов (педагога, психолога,
воспитателя и логопеда);
Методологической основой исследования является положение Р.Е. Левиной о том, что процесс нарушения речи связан с другими высшими психическими функциями.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
Эмпирические методы: изучение документации, проведение бесед, индивидуальный констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• выделены уровни развития произвольного слухоречевого и зрительного внимания у детей 5- 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня;
• предложены логопедические условия коррекции произвольного
зрительного и слухоречевого внимания у детей 5- 6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня.
Организация исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ 167 г.Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована группа из 10 человек 5- 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- Результаты исследования стали основой для разработки комплекса игр, упражнений, коррекционных занятий, способствующих коррекции произвольного слухоречевого и зрительного внимания у детей 5- 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями, педагогами - психологами, логопедами в практике дошкольных образовательных организаций для осуществления коррекции зрительного и слухоречевого произвольного внимания у детей 5- 6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня;
Структура и объем работы: Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы (81 источник) , 7 приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
Помимо нарушений в формировании фонетического восприятия и анализа, в лексике и грамматике, у детей с общим недоразвитием речи III уровня частично нарушается внимание и память.
Для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, ему нужно обладать навыками произвольности: уметь выполнять все здания без отвлечений, выполнять указания, которые дает педагог (восприятие инструкции). Ребёнок должен уметь быстро переключать свое внимание с одного типа заданий на другое и не терять его смысл.
Произвольное внимание -это способность концентрировать свое внимание на объекте , вне зависимости от того, насколько этот объект привлекателен с точки зрения интереса. Произвольное внимание развивает произвольность ребёнка в целом . Поэтому именно в дошкольном детстве требуется уделять внимание развитию произвольного внимания особенно тщательно .Развитие произвольного внимания связано напрямую с развитием умственных способностей.
Слуховое внимание - способность направлять свое внимание на речевые или неречевые звуки , слушать их, выполнять определенные действия и задания , не теряя смысла. У детей с нарушением речи нередко отмечается недостаточное развитие слухового и зрительного произвольного внимания. У детей с общим недоразвитием речи нарушения внимания отмечались в 90 случаях из 100.
Для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, ему нужно обладать навыками произвольности: уметь выполнять все здания без отвлечений, выполнять указания, которые дает педагог (восприятие инструкции). Ребёнок должен уметь быстро переключать свое внимание с одного типа заданий на другое и не терять его смысл.
Уровень развития внимания ребёнка можно определить уже в раннем детстве. Поэтому дошкольникам, особенно детям с общим недоразвитием речи необходима помощь в формировании произвольного внимания и коррекция.
Опираясь на вышесказанное можно сделать вывод о том, что проблема развития произвольного внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной. Это подтверждается тем, что эффективной коррекции произвольного внимания необходимо систематизировать работу педагогов, логопедов, воспитателей, психологов.
В результате анализа литературы по проблеме исследования были выявлены противоречия между:
- необходимостью целенаправленной работы по коррекции произвольного слухоречевого и зрительного внимания и недостаточно сформированной образовательной средой для развития внимания у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: слухоречевое и зрительное произвольное внимание у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: логопедические условия коррекции
слухоречевого и зрительного произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка логопедических и психолого-педагогических условий коррекции слухоречевого и зрительного произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что коррекция слухоречевого и зрительного произвольного внимания у детей
5- 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня наиболее эффективна при организации следующих условий:
• создание в предметно- развивающей среде уголка внимания, обеспечивающего коррекцию зрительного произвольного внимания детей 5- 6 лет III уровня;
• подбор игр и упражнений, способствующих развитию
произвольного слухоречевого внимания у детей 5- 6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня ;
• подбор игр и упражнений, способствующих развитию
произвольного зрительного внимания у детей 5- 6 лет с общим
недоразвитием речи 3 уровня;
• взаимодействие специалистов (педагога, психолога,
воспитателя и логопеда);
Методологической основой исследования является положение Р.Е. Левиной о том, что процесс нарушения речи связан с другими высшими психическими функциями.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
Эмпирические методы: изучение документации, проведение бесед, индивидуальный констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• выделены уровни развития произвольного слухоречевого и зрительного внимания у детей 5- 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня;
• предложены логопедические условия коррекции произвольного
зрительного и слухоречевого внимания у детей 5- 6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня.
Организация исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ 167 г.Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована группа из 10 человек 5- 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- Результаты исследования стали основой для разработки комплекса игр, упражнений, коррекционных занятий, способствующих коррекции произвольного слухоречевого и зрительного внимания у детей 5- 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями, педагогами - психологами, логопедами в практике дошкольных образовательных организаций для осуществления коррекции зрительного и слухоречевого произвольного внимания у детей 5- 6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня;
Структура и объем работы: Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы (81 источник) , 7 приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
Произвольное внимание - внимание. которое требует от человека особых волевых усилий. Это внимание еще так же называет «волевым».Этот тип внимания не появляется сам собой с рождения, он требует развития и поэтапного формирования.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка позволяет грамотно подобрать материал для каждого дошкольника.
Принцип от простого к сложному заключается в том, что все задания должны быть первоначально выстроены на уровне ребёнка , для того , чтобы легко создавалась ситуация успеха и у ребёнка был стимул заниматься дальше. Уровень сложности заданий или игр должен быть доступен конкретному ребёнку.
К проведению игр на развитие слухоречевого внимания можно предъявить следующие требования:
• подбор игр, соответствующих уровню развития ребёнка для более успешной коррекционной деятельности;
-перед тем, как начать заниматься, необходимо создать положительный настрой детей;
• рассказать детям о целях игры, ее содержании и о вариативности в использовании
• если эта игра создается психологом или логопедом, то игра должна быть интересной и занимательной для детей.
Все задания необходимо использовать для определенного уровня развития детей. Для низкого уровня развития нужно предлагать более короткие ритмические рисунки , просить найти звук сначала в коротких словах, затем в более длинных , давать короткие цепочки из слов . Для среднего уровня все задания требуется усложнять .Это позволит действовать по принципу от простого к сложному, что в конечном итоге приведет к положительной динамике развития слухоречевого произвольного внимания.
Произвольное внимание ребёнка с общим недоразвитием речи 3 уровня имеет специфические особенности. Воспитателям ,логопеду и педагогу - психологу, работающим с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня, необходимо строить свою работу на основе взаимодействия, создавая при этом единый образовательный процесс.
• Недостаточная устойчивость внимания является основной особенностью детей с общим недоразвитием речи. Эти дети особо легко и быстро отвлекаются на внешние раздражители. Их внимание сконцентрированное зачастую на эмоциях, им с трудом дается контролировать свои чувства и справляться с ними.
• При этом непроизвольное внимание может быть достаточно долгое время быть устойчивым.
• Постепенно благодаря специальным коррекционным упражнениям уровень произвольного внимания развивается. Речь и произвольное внимание связаны между собой. Если уровень развития восприятия выше, чем уровень развития речи, то произвольное внимание сформируется достаточно рано. Именно поэтому развитие произвольного слухоречевого и зрительного внимания у детей с общим недоразвитием речи III уровня актуальна.
• Развитие произвольного внимания подразумевает то, что ребёнка нужно обучать быть внимательным , сам он этому обучиться не сможет.
• К играм на развитие произвольного внимания могут предъявляться следующие требования:
• Отдельное внимание и время уделять на то, чтобы изучить все правила с ребёнком . определиться какая у кого роль и какие задачи у данного задания, убедиться в том, чтобы он владел информацией для дальнейшего самостоятельного применения.
- Помощь родителей в этом процессе является не только в изучении причин дефектов речи, но и в психологической помощи самому ребёнку. Мнение родителей обычно является авторитетным и именно родитель будет решать о дальнейших действиях. Родители как никто другой могут закреплять с ребёнком весь предложенный специалистом материал, для того, чтобы процесс коррекционной работы проходил успешно.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка позволяет грамотно подобрать материал для каждого дошкольника.
Принцип от простого к сложному заключается в том, что все задания должны быть первоначально выстроены на уровне ребёнка , для того , чтобы легко создавалась ситуация успеха и у ребёнка был стимул заниматься дальше. Уровень сложности заданий или игр должен быть доступен конкретному ребёнку.
К проведению игр на развитие слухоречевого внимания можно предъявить следующие требования:
• подбор игр, соответствующих уровню развития ребёнка для более успешной коррекционной деятельности;
-перед тем, как начать заниматься, необходимо создать положительный настрой детей;
• рассказать детям о целях игры, ее содержании и о вариативности в использовании
• если эта игра создается психологом или логопедом, то игра должна быть интересной и занимательной для детей.
Все задания необходимо использовать для определенного уровня развития детей. Для низкого уровня развития нужно предлагать более короткие ритмические рисунки , просить найти звук сначала в коротких словах, затем в более длинных , давать короткие цепочки из слов . Для среднего уровня все задания требуется усложнять .Это позволит действовать по принципу от простого к сложному, что в конечном итоге приведет к положительной динамике развития слухоречевого произвольного внимания.
Произвольное внимание ребёнка с общим недоразвитием речи 3 уровня имеет специфические особенности. Воспитателям ,логопеду и педагогу - психологу, работающим с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня, необходимо строить свою работу на основе взаимодействия, создавая при этом единый образовательный процесс.
• Недостаточная устойчивость внимания является основной особенностью детей с общим недоразвитием речи. Эти дети особо легко и быстро отвлекаются на внешние раздражители. Их внимание сконцентрированное зачастую на эмоциях, им с трудом дается контролировать свои чувства и справляться с ними.
• При этом непроизвольное внимание может быть достаточно долгое время быть устойчивым.
• Постепенно благодаря специальным коррекционным упражнениям уровень произвольного внимания развивается. Речь и произвольное внимание связаны между собой. Если уровень развития восприятия выше, чем уровень развития речи, то произвольное внимание сформируется достаточно рано. Именно поэтому развитие произвольного слухоречевого и зрительного внимания у детей с общим недоразвитием речи III уровня актуальна.
• Развитие произвольного внимания подразумевает то, что ребёнка нужно обучать быть внимательным , сам он этому обучиться не сможет.
• К играм на развитие произвольного внимания могут предъявляться следующие требования:
• Отдельное внимание и время уделять на то, чтобы изучить все правила с ребёнком . определиться какая у кого роль и какие задачи у данного задания, убедиться в том, чтобы он владел информацией для дальнейшего самостоятельного применения.
- Помощь родителей в этом процессе является не только в изучении причин дефектов речи, но и в психологической помощи самому ребёнку. Мнение родителей обычно является авторитетным и именно родитель будет решать о дальнейших действиях. Родители как никто другой могут закреплять с ребёнком весь предложенный специалистом материал, для того, чтобы процесс коррекционной работы проходил успешно.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Сравнительное изучение сформированности моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Формирование интонационных средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021





