Реализация образовательных и развивающих целей ФГОС на уроках русского языка при использовании диктантов с изменением текста
|
Введение 3 стр.
ГЛАВА I Диктант с изменением слов как одна из форм реализации
методики образования в рамках ФГОС 6 стр.
1.1. ФГОС. Особенности в реализации развивающих и образовательных
целей на уроках русского языка 6 стр.
1.2. Диктант как практический метод обучения. Классификация диктантов 12 стр.
1.3. Диктанты с изменением содержания диктуемого материала как особые
виды диктантов 13 стр.
1.4. Творческие диктанты и их связь с возрастными особенностями учащихся 18 стр.
Выводы по первой главе 25 стр.
ГЛАВА II Реализации образовательных и развивающих целей ФГОС на уроках русского языка в 6 и 8 классах 27 стр.
2.1. Диктант с изменением диктуемого материала как способ реализации
образовательных и развивающих целей ФГОС на уроках русского языка в 6 классе 27 стр.
2.2. Диктант с изменением диктуемого материала как способ реализации образовательных и развивающих целей ФГОС на уроках русского языка в 8 классе 34 стр.
Выводы по второй главе 44 стр.
Заключение 45 стр.
Список использованной литературы 47 стр.
Приложение 1
Приложение 2
ГЛАВА I Диктант с изменением слов как одна из форм реализации
методики образования в рамках ФГОС 6 стр.
1.1. ФГОС. Особенности в реализации развивающих и образовательных
целей на уроках русского языка 6 стр.
1.2. Диктант как практический метод обучения. Классификация диктантов 12 стр.
1.3. Диктанты с изменением содержания диктуемого материала как особые
виды диктантов 13 стр.
1.4. Творческие диктанты и их связь с возрастными особенностями учащихся 18 стр.
Выводы по первой главе 25 стр.
ГЛАВА II Реализации образовательных и развивающих целей ФГОС на уроках русского языка в 6 и 8 классах 27 стр.
2.1. Диктант с изменением диктуемого материала как способ реализации
образовательных и развивающих целей ФГОС на уроках русского языка в 6 классе 27 стр.
2.2. Диктант с изменением диктуемого материала как способ реализации образовательных и развивающих целей ФГОС на уроках русского языка в 8 классе 34 стр.
Выводы по второй главе 44 стр.
Заключение 45 стр.
Список использованной литературы 47 стр.
Приложение 1
Приложение 2
Актуальность исследования. «Любая реформа образования - это, прежде всего, реформа содержания образования». [1] В этом плане сегодня мы переживаем ситуацию, во многом сходную с эпохой «великих реформ» середины XIX столетия, когда Россия с традиционным запозданием входила в новый «индустриальный мир».
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Совершенствование видов речевой деятельности, использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков - вот лишь некоторые предметные результаты, которых должен достигнуть современный школьник на уроках русского языка. А введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения потребовало построения новой методики образования деятельностного типа.
Методика русского языка - относительно молодая, но достаточно динамично развивающаяся отрасль методического знания. Опираясь на работы Ф.И.Буслаева, постулировавшего осознанность при изучении любой темы, орфограммы и правила как главное правило, которым должен руководствоваться учитель при выборе заданий для учеников, в будущем стало краеугольным камнем развивающейся отрасли методики.
Именно поэтому диктант представляет собой вид упражнения, где осознанность задействована в первую очередь - при записывании, при выполнении дополнительных заданий, отмечании орфограмм и т.д. Диктант как вид письменной работы, акцентирует внимание ученика на конкретном изученном им правиле, помогая увидеть реализацию правила на практике и самому применить его непосредственно в условиях функционирования данного правила в конкретном тексте.
В данной работе мы рассмотрим только один вид диктанта - диктант с изменением слов. Подтип письменной работы, стоящий на границе между диктантом и творческими работами (сочинением, изложением).
Объектом нашего исследования является такой вид орфографического упражнения как диктант с изменением слов.
Предметом, таким образом, будет конкретная методическая реализация данного типа диктанта (гипотетически сформулированная на конкретном примере текста диктанта).
Исходя из этого, была сформулирована цель: выявление особенности диктанта с изменением слов как наиболее эффективной формы реализации методики образования в рамках ФГОС.
Из цели вытекает ряд задач:
1) проанализировать ФГОС общего образования второго поколения в рамках программы обучения русскому языку;
2) охарактеризовать образовательные и развивающие цели ФГОС на уроках русского языка;
3) описать возрастные особенности школьников, среди которых будет проведен творческий диктант;
4) определить место диктанта с изменением слов в системе общей классификации диктантов;
5) проанализировать отличительные признаки диктанта с изменением слов от других типов диктантов;
6) представить примерные типы заданий на основе произвольно взятых текстов диктантов;
7) подтвердить гипотезу о том, что творческие виды работы по русскому языку способствуют реализации образовательных и развивающих целей ФГОС.
Цели и задачи обусловили содержание работы, состоящей из двух глав, введения, списка литературы и заключения.
В первой главе рассматривается ФГОС , его особенности в реализации образовательных и развивающих целей на уроках русского языка; место диктанта с изменением текста в системе других диктантов, а также возрастные особенности школьников, среди которых будет проведен творческий диктант.
Вторая глава посвящена практическому применению методики диктантов с изменением текста в 6 и 8 классах, выявлению особенностей выполнения заданий. В конце приводятся выводы по данному исследованию.
Список литературы включает в себя 50 источников.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Совершенствование видов речевой деятельности, использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков - вот лишь некоторые предметные результаты, которых должен достигнуть современный школьник на уроках русского языка. А введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения потребовало построения новой методики образования деятельностного типа.
Методика русского языка - относительно молодая, но достаточно динамично развивающаяся отрасль методического знания. Опираясь на работы Ф.И.Буслаева, постулировавшего осознанность при изучении любой темы, орфограммы и правила как главное правило, которым должен руководствоваться учитель при выборе заданий для учеников, в будущем стало краеугольным камнем развивающейся отрасли методики.
Именно поэтому диктант представляет собой вид упражнения, где осознанность задействована в первую очередь - при записывании, при выполнении дополнительных заданий, отмечании орфограмм и т.д. Диктант как вид письменной работы, акцентирует внимание ученика на конкретном изученном им правиле, помогая увидеть реализацию правила на практике и самому применить его непосредственно в условиях функционирования данного правила в конкретном тексте.
В данной работе мы рассмотрим только один вид диктанта - диктант с изменением слов. Подтип письменной работы, стоящий на границе между диктантом и творческими работами (сочинением, изложением).
Объектом нашего исследования является такой вид орфографического упражнения как диктант с изменением слов.
Предметом, таким образом, будет конкретная методическая реализация данного типа диктанта (гипотетически сформулированная на конкретном примере текста диктанта).
Исходя из этого, была сформулирована цель: выявление особенности диктанта с изменением слов как наиболее эффективной формы реализации методики образования в рамках ФГОС.
Из цели вытекает ряд задач:
1) проанализировать ФГОС общего образования второго поколения в рамках программы обучения русскому языку;
2) охарактеризовать образовательные и развивающие цели ФГОС на уроках русского языка;
3) описать возрастные особенности школьников, среди которых будет проведен творческий диктант;
4) определить место диктанта с изменением слов в системе общей классификации диктантов;
5) проанализировать отличительные признаки диктанта с изменением слов от других типов диктантов;
6) представить примерные типы заданий на основе произвольно взятых текстов диктантов;
7) подтвердить гипотезу о том, что творческие виды работы по русскому языку способствуют реализации образовательных и развивающих целей ФГОС.
Цели и задачи обусловили содержание работы, состоящей из двух глав, введения, списка литературы и заключения.
В первой главе рассматривается ФГОС , его особенности в реализации образовательных и развивающих целей на уроках русского языка; место диктанта с изменением текста в системе других диктантов, а также возрастные особенности школьников, среди которых будет проведен творческий диктант.
Вторая глава посвящена практическому применению методики диктантов с изменением текста в 6 и 8 классах, выявлению особенностей выполнения заданий. В конце приводятся выводы по данному исследованию.
Список литературы включает в себя 50 источников.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Диктант как вид письменной работы, акцентирует внимание ученика на конкретном изученном им правиле, помогая увидеть реализацию правила на практике и самому применить его непосредственно в условиях функционирования данного правила в конкретном тексте.
В данной работе мы рассмотрели только один вид диктанта - диктант с изменением слов. Подтип письменной работы, стоящий на границе между диктантом и творческими работами (сочинением, изложением).
Нами была принята гипотеза, что диктант с изменением слов является наиболее эффективной формой реализации методики образования деятельностного типа на уроках русского языка в рамках ФГОС.
В нашей работе мы рассмотрели особенности в реализации развивающих и образовательных целей ФГОС на уроках русского языка при использовании диктантов с изменением текста.
Первая глава была посвящена анализу ФГОС общего образования второго поколения в отношении обучения русскому языку. Мы определили требования к результатам освоения образовательной программы, а так же узнали, какими качествами должен обладать ученик, освоивший программу, разработанную по новым образовательным стандартам. Далее мы определили место диктанта с изменением текста в системе других диктантов, а также охарактеризовали возрастные особенности школьников, среди которых был проведен творческий диктант. Мы обозначили классификации диктантов в целом, что позволило увидеть нам место конкретно диктанта с изменением текста в ряду других диктантов. Так же нами были рассмотрены подвиды данного вида диктанта и описана методика их проведения. Таким образом, мы смогли увидеть место именно этого диктанта в общей системе диктантов и понять, чем он отличается от других.
Особенности данного диктанта позволили нам сделать вывод о том, что данный тип диктанта хорошо подходит как инструмент для закрепления, обобщения знаний на уроках русского языка школьниками, а так же для того, чтобы они учились постигать разнообразие языка на более абстрактном уровне (синтаксических конструкций, к примеру).
Во второй главе нашего исследования, взяв произвольные тексты, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что творческие диктанты способствуют реализации образовательных и развивающих целей ФГОС на уроке русского языка. Кроме того, мы выявили, что школьники, обучающиеся по новым федеральным государственным образовательным стандартам намного легче справлялись с заданием, чем те ученики, которые проходят обучение по традиционной системе.
В итоге, наше исследование показало, что диктанты такого типа можно использовать для изучения русского языка и что они окажутся существенным методическим подспорьем учителю в организации осознанного изучения правил учениками на уроке.
Данное исследование может быть продолжено в рамках изучения конкретных примеров осуществления уроков с использованием такого типа диктанта на уроках русского языка и разбором сильных и слабых методических сторон проведения уроков с использование данного типа диктанта.
Диктант как вид письменной работы, акцентирует внимание ученика на конкретном изученном им правиле, помогая увидеть реализацию правила на практике и самому применить его непосредственно в условиях функционирования данного правила в конкретном тексте.
В данной работе мы рассмотрели только один вид диктанта - диктант с изменением слов. Подтип письменной работы, стоящий на границе между диктантом и творческими работами (сочинением, изложением).
Нами была принята гипотеза, что диктант с изменением слов является наиболее эффективной формой реализации методики образования деятельностного типа на уроках русского языка в рамках ФГОС.
В нашей работе мы рассмотрели особенности в реализации развивающих и образовательных целей ФГОС на уроках русского языка при использовании диктантов с изменением текста.
Первая глава была посвящена анализу ФГОС общего образования второго поколения в отношении обучения русскому языку. Мы определили требования к результатам освоения образовательной программы, а так же узнали, какими качествами должен обладать ученик, освоивший программу, разработанную по новым образовательным стандартам. Далее мы определили место диктанта с изменением текста в системе других диктантов, а также охарактеризовали возрастные особенности школьников, среди которых был проведен творческий диктант. Мы обозначили классификации диктантов в целом, что позволило увидеть нам место конкретно диктанта с изменением текста в ряду других диктантов. Так же нами были рассмотрены подвиды данного вида диктанта и описана методика их проведения. Таким образом, мы смогли увидеть место именно этого диктанта в общей системе диктантов и понять, чем он отличается от других.
Особенности данного диктанта позволили нам сделать вывод о том, что данный тип диктанта хорошо подходит как инструмент для закрепления, обобщения знаний на уроках русского языка школьниками, а так же для того, чтобы они учились постигать разнообразие языка на более абстрактном уровне (синтаксических конструкций, к примеру).
Во второй главе нашего исследования, взяв произвольные тексты, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что творческие диктанты способствуют реализации образовательных и развивающих целей ФГОС на уроке русского языка. Кроме того, мы выявили, что школьники, обучающиеся по новым федеральным государственным образовательным стандартам намного легче справлялись с заданием, чем те ученики, которые проходят обучение по традиционной системе.
В итоге, наше исследование показало, что диктанты такого типа можно использовать для изучения русского языка и что они окажутся существенным методическим подспорьем учителю в организации осознанного изучения правил учениками на уроке.
Данное исследование может быть продолжено в рамках изучения конкретных примеров осуществления уроков с использованием такого типа диктанта на уроках русского языка и разбором сильных и слабых методических сторон проведения уроков с использование данного типа диктанта.



