Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ условий реализации дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

Работа №29131

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
560
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. Дидактические основы дистанционного образования 6
1.1 Исторические и социальные предпосылки дистанционного
образования 6
1.2 Дистанционные образовательные технологии: понятие и
сущность 13
1.3 Законодательное обеспечение реализации образовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий 23
ГЛАВА 2. Дистанционное обучение в образовательном процессе вуза .„32
2.1 Методы, средства и формы дистанционного обучения 32
2.2 Преимущества и недостатки использования дистанционных образовательных технологий 46
2.3 Проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в
образовательную среду 52
ГЛАВА 3. Дистанционные образовательные технологии как средство реализации образовательных программ на юридическом факультете Казанского (Приволжского) Федерального университета 58
3.1 Анализ нормативных правовых актов, регулирующих применение дистанционных образовательных технологий на юридическом факультете КФУ 58
3.2 Реализация образовательных программам высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий на юридическом факультете КФУ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75


Актуальность исследования. В эпоху создания глобального информационного общества эффективное использование информационно - коммуникационных технологий играет решающую роль в сфере удовлетворения образовательных потребностей. Современному человеку требуется постоянное обновление полученных знаний и навыков, что позволяет говорить о переходе от концепции «образование на всю жизнь» к концепции «образование через всю жизнь». Жизнь в условиях информационного общества меняет представления людей об информации. Чем полнее информация, которой человек сможет овладеть, тем в более выгодном положении он окажется. Расширить разные способы общения людей позволяют дистанционные технологии. Перед системой образования встает глобальная проблема — своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности.
Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения. В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии.
Дистанционное образование является предметом активной научной дискуссии. Так, сторонники дистанционного образования В.П. Тихомиров, А.В. Густырь, М.П. Карпенко, Е.С. Полат и др., выделяя его неоспоримые преимущества, утверждают, что дистанционное образование необходимо отечественной высшей школе на современном этапе его развития. К основным преимуществам дистанционного образования данные авторы относят возможность получить образование в любом месте, независимо от местонахождения студента, что особенно актуально для стран, имеющих обширные территории, таких как Россия. Подобная система получения знаний позволяет в значительной степени снизить затраты на обучение, поскольку дистанционное образование изначально дешевле традиционных форм высшего образования, а также позволяет сократить транспортные расходы на проезд до места обучения и обратно. Более того, дистанционное образование можно получать в любом удобном для студента ритме, распределяя учебную нагрузку по собственному желанию, а при правильной организации занятий может быть достигнута высокая эффективность дистанционного обучения благодаря использованию новых программно - аппаратных платформ и электронных курсов.
С другой стороны, критики дистанционного образования заявляют, что его качество не может быть сопоставимо даже с заочным образованием, а подобные образовательные технологии позволяют лишь получить диплом с минимальным вложением сил и средств без приобретения фактических знаний. Низкое качество дистанционного образования, по мнению ряда специалистов, можно объяснить отсутствием качественных методик дистанционного преподавания, средним качеством электронных курсов, а также самих электронных образовательных сред. Помимо низкого качества получаемых знаний противники дистанционного образования отмечают, что оно является образованием не для всех групп студентов, связывая это с необходимостью постоянного самоконтроля и самодисциплины со стороны студентов в процессе обучения.
Цель исследования: анализ условий реализации дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, определение на этой основе проблем их внедрения в образовательную среду.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия дистанционных образовательных технологий;
2. Рассмотреть преимущества и недостатки использования дистанционных образовательных технологий;
3. Выявить проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательную среду;
4. Исследовать возможности студентов юридического факультета КФУ при получении образования с использованием дистанционных образовательных технологий.
Объект исследования: процесс реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий.
Предмет исследования: условия реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы теоретического исследования (метод сравнительно-исторического анализа, индукция и дедукция).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проанализировано современное состояние проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий, выявлены факторы, которые сдерживают их развитие. Исследованы возможности студентов, которые осваивают образовательные программы с применением дистанционных образовательных технологий на юридическом факультете КФУ.
Практическая значимость исследования определяется тем, что рассмотренные в ней проблемы позволяют существенно повысить эффективность и качество обучения студентов, которые осваивают образовательные программы с применением дистанционных образовательных технологий.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав,заключения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При реализации первой задачи было рассмотрено понятие дистанционных образовательных технологий. Они представляют собой образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Основной целью данных технологий является предоставление учащимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения). Понятие дистанционные образовательные технологии следует отличать от понятия дистанционное обучение, с которым его часто путают. ДОТ могут охватывать не весь процесс обучения, а его отдельные элементы (например, одно или несколько занятий могут быть проведены с использованием этих технологий).
При реализации второй задачи были выявлены преимущества и недостатки использования дистанционных образовательных технологий. Основным преимуществом изучения дисциплин дистанционно является возможность обучаться в спокойной обстановке, поскольку текущий и промежуточный контроль по дисциплинам осуществляется также дистанционно, снижая уровень стрессовой нагрузки. Студенты, как правило, имеют возможность в любое время обратиться с вопросом к преподавателю- консультанту посредством электронной почты, тогда как для студентов очной формы обучения предусмотрены одна-две консультации по учебной дисциплине в течение семестра. Основными же факторами, сдерживающими развитие дистанционных образовательных технологий, является отсутствие достаточного количества полноценных разработанных электронных курсов дистанционного обучения, а также низкая доля мотивированных и подготовленных к работе в дистанционном режиме квалифицированных преподавателей.
При реализации третьей задачи были выявлены проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательную среду.
1. Считается, что для запуска дистанционных образовательных технологий 20 % всех средств уходит на техническое обеспечение, а 80% - на разработку программного обеспечения, учебно- методического обеспечения, переподготовку кадров и сопровождение образовательного процесса.
2. Большинство создаваемых курсов дистанционного обучения дублируют лекционные и семинарские занятия, перенесенные на электронные носители, а организация самого процесса дистанционного образования мало отличается от традиционного заочного обучения.
3. Дистанционное образование, как правило, не становится экономически более эффективным по сравнению с очным. Возникают трудности в финансировании, в разработке учебного материала на начальном этапе при становлении технологии дистанционного образования, в обучении преподавателей и создании современных систем связи, в создании и размещении рекламы данного учебного заведения.
4. Остро не хватает квалифицированных специалистов по дистанционным образовательным технологиям.
5. Небольшое государственное финансирование развития дистанционного образования. Не разработана система оплаты труда преподавателей-авторов.
Все эти факторы сильно тормозят развитие дистанционных образовательных технологий.
При реализации четвертой задачи были рассмотрены возможности получения образования в КФУ с использованием дистанционных образовательных технологий. В университете реализуются образовательные программы с применением дистанционных образовательных технологий при проведении различных видов учебных занятий, практик, организации самостоятельной работы обучающихся, индивидуальных и групповых консультаций, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Существует возможность применять дистанционные образовательные технологии в полном или частичном объеме при реализации основных профессиональных образовательных программ всех уровней профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного образования.
Для реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий кафедры основных структурных подразделений КФУ формируют ЭОР в СДО Moodle на портале http://edu.kpfu.ru. На юридическом факультете разрабатываются электронные образовательные ресурсы, которых на 2017 год насчитывалось 98. На платформе «EDU.KPFU» размещено 25 курсов из 72, которые значатся в учебном плане по одному профилю подготовки. Разрабатываются массовые открытые онлайн-курсы юридического факультета «Правовая система России». Создаются и внедряются в учебный процесс магистерские программы с модулями в виде дистанционных курсов. Разрабатываются и вводятся в эксплуатацию дистанционные курсы повышения квалификации юридических кадров. Таким образом, на юридическом факультете КФУ идет активная работа по внедрению дистанционных образовательных технологий.
В заключение хотелось бы сказать, несмотря на то, что дистанционное образование является неоднозначным феноменом, оно активно развивается во всем мире. Активное развитие дистанционного образования обусловлено глобальными тенденциями современного рынка, в частности, увеличением ценности временного ресурса, объективной необходимостью в постоянном получении новых знаний, а также совершенствованием информационных технологий.



1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года;
2. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Учебники и учебные пособия
3. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения
// Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007.
4. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших
учебных заведениях: М.: МЭСИ, 1999. - 289 с.
5. Андреев, А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология,
организация. / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. - М.: МЭСИ, 2001. - 232 с.
6. Андриенко, Е.В. Конкурс профессионального мастерства как фактор
развития конкурентоспособности и инновационной компетентности педагога / Е.В. Андриенко // Педагогическое образование и наука : журнал . 2016 .- С. 28-30.
7. Артамонова, Е.И. Подготовка учителя к инновационной деятельности в
современном вузе / Е.И. Артамонова // Педагогическое образование и наука : журнал. 2016. - С. 86-97.
8. Арынханова Э. К., Жумасеитова С. Д., Смаилова Л. К. Совершенствование
образовательного пространства посредством информационных технологий: Сб. докладов междунар. интернет-конференции
«Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ». Минск, 2012. - С. 72-76.
9. Бальцук Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности
использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе М.: Прометей 2009.
10. Боброва, Е.А. Региональные особенности управления инновационной и исследовательской деятельностью в системе образования / Е.А. Боброва, Е.В. Зазыкина // Педагогическое образование и наука : журнал . 2016. - С. 75-77.
11. Букатов, А.А. Управление лицензиями на программное обеспечение для дистанционного обучения / А.А. Букатов, С.А. Лазарева, Н.Н. Салтыкова //Дистанционное и виртуальное обучение : журнал. 2014. - С. 49-59.
12. Ваграменко, Я. А. Информационные технологии в общем и педагогическом образовании России Текст. / Я. А. Ваграменко, С. Д. Каракозов // Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования. -Барнаул, 1999.- С. 16—23.
13. Ведерникова, Л.В. Инновационный научно-образовательный центр подготовки современного педагога как творческого профессионала / Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк // Педагогическое образование и наука : журнал . — 2016 .— №2 .— С. 118-122.
14. Григорьев, О.В. Дефиниция понятия "Дистанционное обучение" / О.В. Григорьев, Д.Ю. Янголь // Инновации в образовании : журнал. — 2012 .— №8 .— С. 12-19.
15. Григорьев, С. Г.Разработка концепции образовательных электронных изданий и ресурсов Текст. / С. Г. Григорьев, Г. А. Краснова, И. В. Роберт, и др. // Открытое и дистанционное образование. 2002. - № 3 (7). С 31— 33.
16. Громова, Т. В. Подготовка преподавателя к дистанционному обучению Текст. / Т. В. Громова // Народное образование. 2006. № 5. - С. 153— 156.
17. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приема до философии. / В. В. Гузеев. -Москва. : Сентябрь, 1996.
18. Густырь, А. В. К определению терминологического стандарта открытого и дистанционного образования / А. В. Густырь. // Проблемы нормативноправового обеспечения открытого образования. Материалы конференции. - М.: МЭСИ, 2001.-450 с.
19. Густырь, А. В. К определению терминологического стандарта открытого и дистанционного образования А. В. Густырь. // Проблемы нормативноправового обеспечения открытого образования. Материалы конференции. - М.: МЭСИ, 2001.- 450 с.
20. Джичоная, М.А. Информационные технологии в учебном процессе: взаимодействие вуза и учреждений повышения квалификации / М.А. Джичоная // Педагогическое образование и наука : журнал . — 2016 .— №1 .— С 10-12.
21. Диков, А.В. Важные аспекты организации дистанционного обучения / А.В. Диков //Образовательные технологии : журнал. — 2014 .— № 2 .— С. 47 50.
22. Елисеева, Ю.А. Образовательная программа "Медиакоммуникации": отечественный и зарубежный опыт реализации / Ю.А. Елисеева, П.Ю. Тенхунен // Интеграция образования : журнал . — 2016 .— №4 .— С. 468483.
23. Ермаков, Д.С. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения / Д.С. Ермаков //Профильная шк.- 2004 №3- С. 6-11.
24. Зайченко Т. П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. СПб.: Изд-во «Астерион», 2004. - 188 с.
25. Замалетдинова, Н.Ш. Саморазвитие культуры здоровья студентов в системе дистанционного обучения / Н.Ш. Замалетдинова // Педагогическое образование и наука : журнал. — 2014 .— № 1 .— С. 71-74.
26. Золотарев А.А. Теория и методика систем интенсивного информатизированного обучения. М: МГИУ, 2009. - 167 с.
27. Зубрилин, А.А. Проблемы электронного обучения в вузе / А.А. Зубрилин // Педагогика : журнал. — 2012 .— №6 .— С. 29-38.
28. Изаак С.И, Исаев Р.А. Дистанционное обучение как способ реализации учебного процесса. Материалы V Международной научно-практической конференции «Байкальские международные социально-гуманитарные чтения». Иркутск: ИГУ, 2011.
29. Изаак С.И., Исаев Р.А. Использование информационнокоммуникационных технологий для проведения занятий // Материалы Международной научно-практической конференции «Информатизация образования — 2011». Т. 2. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011.
30. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 432 с.
31. Калинина, А.И. Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении / А.И. Калинина //Вестник МУ. Педагогическое образование : журнал. — 2014 .— № 1 .— С. 100-105.
32. Кельберер, Г.Р. Электронное образование как необходимый компонент методической культуры современного педагога / Г.Р. Кельберер // Педагогическое образование и наука : журнал . — 2016 .— №1 .— С. 6468.
33. Колбин, Р.В. Организация учебного процесса в системе дистанционного обучения /Р.В. Колбин // Методика вузовского преподавания: тезисы 6-й межвузовской научно-практической конференции- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003.-С. 86-87.
34. Колчина, Н.О. Маркетинговые инструменты продвижения инноваций в системе высшего образования / Н. О. Колчина, М Де Мартино //Интеграция образования : журнал . — 2016. - С. 176-187.
35. Комаров, Ю.А. Методика дистанционного обучения биологии детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом / Ю.А. Комаров // Дистанционное и виртуальное обучение : журнал. — 2014 .— №2 .— С. 56-63.
36. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. - М.: Гос. Комитет РФ по высшему образованию, 1995 - 24 с.
37. Копров, В.М. Интеграционные процессы в инновационной среде высшей школы / В.М. Копров, Е.В. Сапир // Интеграция образования : журнал . — 2016 .— С. 382-392.
38. Кротовская, М.А. Использование информационных ресурсов интернета в работе со студентами / М.А. Кротовская // Педагогические науки : журнал . — 2016 .— №6 .— С. 34-36.
39. Леган М.В. Яцевич Т.А. Комбинированная модель обучения студентов на базе системы дистанционного обучения / М. В. Леган, Т. А. Яцевич // Высшее образование в России. — 2014. — № 4. — С. 136.
40. Лукашенко М.А. К вопросу о методике преподавания в среде e+Leaming // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 65-70.
41. Марущак, Е.Б. Инновационное учебно-методическое обеспечение практико-ориентированной подготовки педагогических кадров / Е.Б. Марущак // Вестник педагогических инноваций : журнал . — 2015 .— №3(39) .— С. 61-66.
42. Моисеев, Е.О. Дистанционное образование в России: историко
методологический аспект / Е.О. Моисеев // Аспирант и соискатель : журнал. — 2014 .— № 2 .— С. 45-47.
43. Монахов, Д.Н. Инструментарий дистанционных образовательных технологий / Д.Н. Монахов, Н.В. Монахов // Дистанционное и виртуальное обучение : журнал. —2014 .— №1 .— С. 60-67.
44. Моторина, М.М. Информационно-коммуникационные технологии развития творческого потенциала студентов / М.М. Моторина // Педагогическое образование и наука : журнал . — №6 .— С. 102-106.
45. Овсянников, В.И. Структура дистанционного образования / В.И. Овсянников //Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации / сост. В.И.Овсянников.- М.:РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001-С. 51.
46. Отекина Н.Е. Использование электронного учебного пособия в образовательном процессе // Инновационная наука, 2016. - №11. - с. 185187.
47. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. положительные и отрицательные стороны МООС // 2015.
48. Преподавание в сети Интернет: учебное пособие / Отв. редактор В. И. Солдаткин. - М.: Высшая школа, 2003. - 792 с.
49. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецова А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: Дрофа, 2008. - 320 с.
50. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт,-М.: Школа-Пресс, 1994.- 120 с.
51. Руденко // Научное и методическое обеспечение системы дистанционного образования: материалы Международной конференции Томск, 2000 - С. 115-118.
52. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
53. Снегурова В.И. Методическая система дистанционного обучения математике учащихся общеобразовательных школ: автореферат...доктор педагогических наук: 13.00.02 - Санкт-Петербург, 2010 - 513с
54. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Блог как средство электронного обучения // Высшее образование в России. 2014. №7. С. 86-92.
55. Тихомиров, В.П. Дистанционное образование: история, экономика,
тенденции / В.П. Тихомиров // Труды II международной конференции «Стандарты в образовании: проблемы и перспективы».- М., 1997 С. 201205.
56. Тюнников, Ю.С. Интегративный подход к построению системы подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности / Ю.С. Тюнников, В.В. Крылова // Педагогическое образование и наука : журнал . — 2015 .— №5 .— С. 17-25.
57. Хроленко А.Т., Денисов А.В. Современные информационные технологии для гуманитария. М.: Флинта, 2007. - 128 с.
58. Шестак Н.В. Технические средства управления обучением. М.: ЦОЛИУВ, 1981. - 24 с.
59. Шульга, А.А. Подготовка педагога к правозащитной деятельности как инновационная образовательная технология в системе высшего профессионального образования / А.А. Шульга // Вестник педагогических инноваций : журнал . 2015. - С. 73-78.
Электронные ресурсы
60. Куницына В. Электронное обучение и дистанционные образовательные
технологии - Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-
article.php?id=3605
61. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебный курс / пер. с англ. / Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк и др. - М.: Издательский дом «ОбучениеСервис»,2006. URL: http: //www.iite.ru/img/upload/IKT_distanc_obr .qxd.pdf
62. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И.
Интернет_обучение: технологии педагогического дизайна. — М.:
Издательский дом «Камерон», 2004. , 216 с.ИКК
http: //iatp. proj ectharmony.ru/publications/Internet-2004.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ