Состояние российского образования за последние годы претерпевает существенные изменения.
Образование в современной школе направлено на формирование нового ученика, повышения его творческой и познавательной активности в процессе обучения физике. Эти требования закладываются в ФГОС школьного физического образования. Традиционная школа направлена на развитие информационной системы обучения и на практике не даёт осуществить в полной мере развитие интеллектуального потенциала личности, в ней по- прежнему преобладает не мыследеятельностный, а традиционный знаниевый подход, адресованный к способности запоминания ученика, и не накапливающий личностные достижения в природосообразную целостную систему. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности учащихся в обучении физике актуальна.
В методической литературе достаточно изучена проблема активизации познавательной деятельности в процессе обучения физике, в контексте изменений в обществе и сфере образования много проблем, что делает работу теоретически значимой и обуславливает ее новизну.
Исследование методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике практически значимы, так как их применение систематически пробуждают, развивают и укрепляют познавательный интерес школьников и как мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
На сегодняшний день результаты исследования ученых неопровержимо показали, что ресурсы учеников, которых чаще всего называют гениальными, талантливыми - не отклонение, а норма. Задача состоит в следующем, чтобы мышление человека обрело свободу, воспользоваться теми уникальными возможностями, которые дала ему природа, и о наличии которых многие порой и не подозревают. Вследствие чего в последние годы наиболее обострился вопрос о формировании общих приемов активизации познавательной деятельности.
Цель исследования: исследование приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность школьников на занятиях по физике.
Объект исследования: процесс обучения учащихся физике.
Предмет исследования: активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике.
Гипотеза: предполагается, что применяя систему приемов и методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, можно повысить их познавательный интерес к физике.
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в практике школьного обучения;
2. Провести теоретический анализ проблемы в методической
литературе по теме исследования;
3. Выделить основные понятия для организации познавательной деятельности учащихся;
4. Систематизировать приемы и методы по активизации
познавательной деятельности учащихся;
5. Провести педагогический эксперимент.
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования:
1. Анализ учебной и методической литературы, связанной с различными методами активизации познавательной деятельности.
2. Опросник в форме анкетирования.
3. Проведение педагогического эксперимента.
Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 27 г. Красноярска.
Основные понятия:
Познавательная деятельность - сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. [17]
Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. [1]
Активизация - это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. [12]
Проблема, рассмотренная в выпускной квалификационной работе актуальна и раскрыта в ней на определенном уровне, а именно выделены отдельные вопросы по повышению уровня сформированности познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Изучено состояние исследуемой проблемы в практике школьного обучения.
2. Проведен теоретический анализ проблемы в методической литературе по теме исследования.
3. Выделены основные понятия для организации познавательной деятельности учащихся.
4. Систематизированы приемы и методы по активизации познавательной деятельности учащихся.
5. Проведен педагогический эксперимент.
Проблема, рассмотренная в ВКР, актуальна и требует своего дальнейшего исследования, направленного на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике. Анализ проблемы показал, что выделенные ее аспекты требуют дальнейшей разработки.
1. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. - М.: Просвещение, 1963. С. 5 - 138.
2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.
3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972.
4. Декарт Р. Рассуждения о методе с приложениями (Диоптрика, Метеоры. Геометрика). - М., 1953. С. 9-66.
5. Зверева Н. М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1980.
6. Л. С. Выготский, Б. Е. Варшава. Психологический словарь. 2008
7. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении обучении. - М.: Просвещение, 1996.
8. Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи. - М., 1957. С. 59 -180.
9. Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 5
10. Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана, 2002.
11. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. - М.: Просвещение, 1975.
12. Рубинштейн С. Л. О природе мышления и о его составе. / Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. - М.:АСТ «Астрель», 2008.
13. Рубинштейн С.Л. Принцип детерминации и психологическая теория мышления / Психологическая наука в СССР. - М., 1959. - Т. 1. - С. 318.
14. Соколов И. И. Методика преподавания физики в средней школе. — 1959.
15. Статья Шадриков В. Д. О системе интеллектуальных операций / Акмеология. 2014. № 1. С.25-36...20