МЕТОДИКА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
|
Состояние российского образования за последние годы претерпевает существенные изменения.
Образование в современной школе направлено на формирование нового ученика, повышения его творческой и познавательной активности в процессе обучения физике. Эти требования закладываются в ФГОС школьного физического образования. Традиционная школа направлена на развитие информационной системы обучения и на практике не даёт осуществить в полной мере развитие интеллектуального потенциала личности, в ней по- прежнему преобладает не мыследеятельностный, а традиционный знаниевый подход, адресованный к способности запоминания ученика, и не накапливающий личностные достижения в природосообразную целостную систему. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности учащихся в обучении физике актуальна.
В методической литературе достаточно изучена проблема активизации познавательной деятельности в процессе обучения физике, в контексте изменений в обществе и сфере образования много проблем, что делает работу теоретически значимой и обуславливает ее новизну.
Исследование методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике практически значимы, так как их применение систематически пробуждают, развивают и укрепляют познавательный интерес школьников и как мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
На сегодняшний день результаты исследования ученых неопровержимо показали, что ресурсы учеников, которых чаще всего называют гениальными, талантливыми - не отклонение, а норма. Задача состоит в следующем, чтобы мышление человека обрело свободу, воспользоваться теми уникальными возможностями, которые дала ему природа, и о наличии которых многие порой и не подозревают. Вследствие чего в последние годы наиболее обострился вопрос о формировании общих приемов активизации познавательной деятельности.
Цель исследования: исследование приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность школьников на занятиях по физике.
Объект исследования: процесс обучения учащихся физике.
Предмет исследования: активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике.
Гипотеза: предполагается, что применяя систему приемов и методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, можно повысить их познавательный интерес к физике.
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в практике школьного обучения;
2. Провести теоретический анализ проблемы в методической
литературе по теме исследования;
3. Выделить основные понятия для организации познавательной деятельности учащихся;
4. Систематизировать приемы и методы по активизации
познавательной деятельности учащихся;
5. Провести педагогический эксперимент.
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования:
1. Анализ учебной и методической литературы, связанной с различными методами активизации познавательной деятельности.
2. Опросник в форме анкетирования.
3. Проведение педагогического эксперимента.
Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 27 г. Красноярска.
Основные понятия:
Познавательная деятельность - сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. [17]
Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. [1]
Активизация - это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. [12]
Образование в современной школе направлено на формирование нового ученика, повышения его творческой и познавательной активности в процессе обучения физике. Эти требования закладываются в ФГОС школьного физического образования. Традиционная школа направлена на развитие информационной системы обучения и на практике не даёт осуществить в полной мере развитие интеллектуального потенциала личности, в ней по- прежнему преобладает не мыследеятельностный, а традиционный знаниевый подход, адресованный к способности запоминания ученика, и не накапливающий личностные достижения в природосообразную целостную систему. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности учащихся в обучении физике актуальна.
В методической литературе достаточно изучена проблема активизации познавательной деятельности в процессе обучения физике, в контексте изменений в обществе и сфере образования много проблем, что делает работу теоретически значимой и обуславливает ее новизну.
Исследование методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике практически значимы, так как их применение систематически пробуждают, развивают и укрепляют познавательный интерес школьников и как мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
На сегодняшний день результаты исследования ученых неопровержимо показали, что ресурсы учеников, которых чаще всего называют гениальными, талантливыми - не отклонение, а норма. Задача состоит в следующем, чтобы мышление человека обрело свободу, воспользоваться теми уникальными возможностями, которые дала ему природа, и о наличии которых многие порой и не подозревают. Вследствие чего в последние годы наиболее обострился вопрос о формировании общих приемов активизации познавательной деятельности.
Цель исследования: исследование приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность школьников на занятиях по физике.
Объект исследования: процесс обучения учащихся физике.
Предмет исследования: активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике.
Гипотеза: предполагается, что применяя систему приемов и методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, можно повысить их познавательный интерес к физике.
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в практике школьного обучения;
2. Провести теоретический анализ проблемы в методической
литературе по теме исследования;
3. Выделить основные понятия для организации познавательной деятельности учащихся;
4. Систематизировать приемы и методы по активизации
познавательной деятельности учащихся;
5. Провести педагогический эксперимент.
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования:
1. Анализ учебной и методической литературы, связанной с различными методами активизации познавательной деятельности.
2. Опросник в форме анкетирования.
3. Проведение педагогического эксперимента.
Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 27 г. Красноярска.
Основные понятия:
Познавательная деятельность - сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. [17]
Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. [1]
Активизация - это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. [12]
Проблема, рассмотренная в выпускной квалификационной работе актуальна и раскрыта в ней на определенном уровне, а именно выделены отдельные вопросы по повышению уровня сформированности познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Изучено состояние исследуемой проблемы в практике школьного обучения.
2. Проведен теоретический анализ проблемы в методической литературе по теме исследования.
3. Выделены основные понятия для организации познавательной деятельности учащихся.
4. Систематизированы приемы и методы по активизации познавательной деятельности учащихся.
5. Проведен педагогический эксперимент.
Проблема, рассмотренная в ВКР, актуальна и требует своего дальнейшего исследования, направленного на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике. Анализ проблемы показал, что выделенные ее аспекты требуют дальнейшей разработки.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Изучено состояние исследуемой проблемы в практике школьного обучения.
2. Проведен теоретический анализ проблемы в методической литературе по теме исследования.
3. Выделены основные понятия для организации познавательной деятельности учащихся.
4. Систематизированы приемы и методы по активизации познавательной деятельности учащихся.
5. Проведен педагогический эксперимент.
Проблема, рассмотренная в ВКР, актуальна и требует своего дальнейшего исследования, направленного на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике. Анализ проблемы показал, что выделенные ее аспекты требуют дальнейшей разработки.
Подобные работы
- Организационно - педагогические условия обучения учащихся инженерно - технологических классов физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии мультимедийными
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс
обучения
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2000 - Дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения (на материале изучения предметов естественнонаучного цикла)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Учебные проекты как средство активизация познавательной деятельности (Методика обучения математике, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Активизация познавательной деятельности школьников на уроках географии на примере изучения материка Северная Америка
в 7 классе
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2013 - ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018





