МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТА «ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ 7 КЛАССА.
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения учебно-методического комплекса. 5
1.1. Содержание и структура учебно-методического комплекса 5
1.2. Функции и принципы учебно-методического комплекса 16
1.3. Средства учебно-методического комплекса 21
Глава 2. Методические аспекты реализации программы по дисциплине «Природа и экология Красноярского края» 25
2.1. Сравнительная характеристика программ по дисциплине «Природа и
экология Красноярского края» 26
2.2. Разработка содержания программы для учащихся 7 класса 35
2.3. Методические рекомендации реализации программы по дисциплине
«Природа и экология Красноярского края» для учащихся 7 класса 45
Заключение 54
Библиографический список 57
Словарь терминов 61
Приложение 66
Глава 1. Теоретические аспекты изучения учебно-методического комплекса. 5
1.1. Содержание и структура учебно-методического комплекса 5
1.2. Функции и принципы учебно-методического комплекса 16
1.3. Средства учебно-методического комплекса 21
Глава 2. Методические аспекты реализации программы по дисциплине «Природа и экология Красноярского края» 25
2.1. Сравнительная характеристика программ по дисциплине «Природа и
экология Красноярского края» 26
2.2. Разработка содержания программы для учащихся 7 класса 35
2.3. Методические рекомендации реализации программы по дисциплине
«Природа и экология Красноярского края» для учащихся 7 класса 45
Заключение 54
Библиографический список 57
Словарь терминов 61
Приложение 66
Развивающемуся обществу необходимы образованные,
предприимчивые квалифицированные кадры, которые готовы к сотрудничеству, принятию конструктивных решений, и в то же время обладающие развитым чувством гражданской ответственности.
Для нынешней ситуации сложившейся в сфере профессионального образования характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии качества образования. Это приводит к резкому сокращению выпуска научно-методической и дидактической литературы, большая часть учебно-методической литературы не соответствует новейшим требованиям.В свою очередь педагогическая наука и практика доказывает, что качество образовательного процесса будет повышаться, если учебно-методическое обеспечение будет на высоком уровне.
Использование и разработка учебно-методического комплекса (УМК) направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению новых методов, форм и средств обучения, формирование целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, а так же к любому виду деятельности учителя и учеников. В результате формируется творческая активность учеников на занятиях. На сегодняшний день творческий потенциал выпускника должен быть на таком уровне, что бы он мог самостоятельно решать задачи, которые перед ним ставят и быть готовым к самообразованию и к саморазвитию.
Учебно-методический комплекс является частью образовательной программы, выступает обязательным элементом документального обеспечения образовательного процесса. Обеспеченность образовательного процесса УМК характеризует качество методической работы и разрабатывается на основе Закона РФ «Об образовании», Государственных стандартов среднего профессионального образования и других нормативных документов.
Проблема исследования обусловлена недостаточным учебнометодическим обеспечением предметов, особенно для предметов национально-регионального компонента (НРК), отсутствие учебника по предмету «Природа и экология Красноярского края».
Цель исследования: анализ теоретико-методических основ учебнометодического комплекса и разработка содержания программы по предмету «Природа и экология Красноярского края».
Объект исследования: изучение дисциплины регионального
компонента «Природа и экология Красноярского края».
Предмет: содержание и методика изучения дисциплины «Природа и экология Красноярского края» в 7 классе.
Задачи:
1. Изучить образовательные стандарты и нормативы по разработке УМК;
2. Выяснить роль УМК в системе образования, состав и структура УМК;
3. Проанализировать программы по предмету «Природа и экология Красноярского края»;
4. Разработать содержание программы по предмету «Природа и экология Красноярского края» 7 класса.
Методы:
1. Анализ литературных источников;
2. Анализ нормативных документов;
3. Педагогическое проектирование.
предприимчивые квалифицированные кадры, которые готовы к сотрудничеству, принятию конструктивных решений, и в то же время обладающие развитым чувством гражданской ответственности.
Для нынешней ситуации сложившейся в сфере профессионального образования характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии качества образования. Это приводит к резкому сокращению выпуска научно-методической и дидактической литературы, большая часть учебно-методической литературы не соответствует новейшим требованиям.В свою очередь педагогическая наука и практика доказывает, что качество образовательного процесса будет повышаться, если учебно-методическое обеспечение будет на высоком уровне.
Использование и разработка учебно-методического комплекса (УМК) направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению новых методов, форм и средств обучения, формирование целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, а так же к любому виду деятельности учителя и учеников. В результате формируется творческая активность учеников на занятиях. На сегодняшний день творческий потенциал выпускника должен быть на таком уровне, что бы он мог самостоятельно решать задачи, которые перед ним ставят и быть готовым к самообразованию и к саморазвитию.
Учебно-методический комплекс является частью образовательной программы, выступает обязательным элементом документального обеспечения образовательного процесса. Обеспеченность образовательного процесса УМК характеризует качество методической работы и разрабатывается на основе Закона РФ «Об образовании», Государственных стандартов среднего профессионального образования и других нормативных документов.
Проблема исследования обусловлена недостаточным учебнометодическим обеспечением предметов, особенно для предметов национально-регионального компонента (НРК), отсутствие учебника по предмету «Природа и экология Красноярского края».
Цель исследования: анализ теоретико-методических основ учебнометодического комплекса и разработка содержания программы по предмету «Природа и экология Красноярского края».
Объект исследования: изучение дисциплины регионального
компонента «Природа и экология Красноярского края».
Предмет: содержание и методика изучения дисциплины «Природа и экология Красноярского края» в 7 классе.
Задачи:
1. Изучить образовательные стандарты и нормативы по разработке УМК;
2. Выяснить роль УМК в системе образования, состав и структура УМК;
3. Проанализировать программы по предмету «Природа и экология Красноярского края»;
4. Разработать содержание программы по предмету «Природа и экология Красноярского края» 7 класса.
Методы:
1. Анализ литературных источников;
2. Анализ нормативных документов;
3. Педагогическое проектирование.
Подводя итоги работы нужно сказать, что для эффективного обучения учащихся основной школы учителям необходимо применять и разрабатывать новые средства обучения.
Учебно-методический комплекс - это совокупность учебнометодических документов, которая представляет собой некий учебновоспитательный проект с последующей реализацией на практике. Это динамическая система, которая создается людьми и постоянно претерпевает изменения. Системность позволяет раскрыть компоненты УМК, установить взаимосвязи между ними и изучить структуру.
В первой главе рассматривались теоретические аспекты учебно - методического комплекса по учебному предмету.
Вторая глава посвящена сравнительной характеристике учебных программ по предмету «Природа и экология Красноярского края». А так же было разработаносодержание программы по этой же дисциплине для 7 класса.
Апробация УМК была проведена на базе МБОУ СОШ № 10 в 7 «А» классе.
Реализация национально-регионального компонента является значимым педагогическим процессом, который непосредственно влияет на личность ученика. Именно региональный компонент является гарантией демократизации и гуманизации школы, личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности в целом [29].
Курс «Природа и экология Красноярского края» в 7 классе развивает содержательные элементы регионального компонента. Изучение этого курса способствует расширению межпредметных связей и практических умений учеников, способствует формированию представления о истории заселения и освоения территории края, о населении, формирование элементов гражданской ответственности, национальной гордости и экологической культуры.
Учебный материал этого курса позволяет определить место человека в природных системах и способы рационального природопользования, обобщить знания в области сохранения природы и окружающей среды.
При разработке тематики и форм проведения занятий автор руководствовался требованиями к универсальным учебным действиям.
Регулятивные УУД: самостоятельное обнаружение и формулировка проблемы, выдвижение решения проблемы, осознание конечного результата, составление плана решения проблемы, уметь работать по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать дополнительную литературу, уметь оценивать свои действия и действия своих одноклассников.
Познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать понятия, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, выделять основные характеристики географических объектов, представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков, конспектов, понимать позицию другого, выделять в его речи: мнение, аргументы, факты, гипотезы. Уметь использовать компьютерные технологии для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД: учащиеся должны уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее, критично относится к своему мнению, понимать позицию другого.
Использование современных методов обучения (деловые игры, конференции, экскурсии, лекции, лабораторно-практические занятия) способствует развитию познавательной деятельности учащихся,
эмоционально-волевой сфере, обогащению представлений об окружающем мире, формированию коммуникативных навыков, культурному поведению.
Данные формы проведения были выбраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их подготовки, информированности, психологических особенностей, контакта учителя с учениками.
Не смотря на то, что тема «Население Красноярского края» является опережающей для учеников 7 класса, проведенные занятия в рамках дисциплины «Природа и экология Красноярского края» показали интерес у учащихся к демографии, способность к выполнению заданий и практическую значимость данной темы. Полученные знаний в будущем будут полезны при изучении разделов социально-экономической географии.
Раздел «Основы природопользования» также не оставил равнодушными учащихся. Изучение экологических проблем края носит практических характер, так как с этими проблемами учащиеся сталкиваются ежедневно. Изучения данных проблем в 7 классе способствует воспитанию экологической культуры и ценностного отношения к природе.
Трудности возникли в связи с отсутствием учебника по данному предмету, что требовало подготовки дидактического материала к занятиям.
Перспективой работы над данной темой является разработка рабочей тетради по предмету «Природа и экология Красноярского края» для 7 класса и ее дальнейшая реализация.
Учебно-методический комплекс - это совокупность учебнометодических документов, которая представляет собой некий учебновоспитательный проект с последующей реализацией на практике. Это динамическая система, которая создается людьми и постоянно претерпевает изменения. Системность позволяет раскрыть компоненты УМК, установить взаимосвязи между ними и изучить структуру.
В первой главе рассматривались теоретические аспекты учебно - методического комплекса по учебному предмету.
Вторая глава посвящена сравнительной характеристике учебных программ по предмету «Природа и экология Красноярского края». А так же было разработаносодержание программы по этой же дисциплине для 7 класса.
Апробация УМК была проведена на базе МБОУ СОШ № 10 в 7 «А» классе.
Реализация национально-регионального компонента является значимым педагогическим процессом, который непосредственно влияет на личность ученика. Именно региональный компонент является гарантией демократизации и гуманизации школы, личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности в целом [29].
Курс «Природа и экология Красноярского края» в 7 классе развивает содержательные элементы регионального компонента. Изучение этого курса способствует расширению межпредметных связей и практических умений учеников, способствует формированию представления о истории заселения и освоения территории края, о населении, формирование элементов гражданской ответственности, национальной гордости и экологической культуры.
Учебный материал этого курса позволяет определить место человека в природных системах и способы рационального природопользования, обобщить знания в области сохранения природы и окружающей среды.
При разработке тематики и форм проведения занятий автор руководствовался требованиями к универсальным учебным действиям.
Регулятивные УУД: самостоятельное обнаружение и формулировка проблемы, выдвижение решения проблемы, осознание конечного результата, составление плана решения проблемы, уметь работать по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать дополнительную литературу, уметь оценивать свои действия и действия своих одноклассников.
Познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать понятия, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, выделять основные характеристики географических объектов, представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков, конспектов, понимать позицию другого, выделять в его речи: мнение, аргументы, факты, гипотезы. Уметь использовать компьютерные технологии для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД: учащиеся должны уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее, критично относится к своему мнению, понимать позицию другого.
Использование современных методов обучения (деловые игры, конференции, экскурсии, лекции, лабораторно-практические занятия) способствует развитию познавательной деятельности учащихся,
эмоционально-волевой сфере, обогащению представлений об окружающем мире, формированию коммуникативных навыков, культурному поведению.
Данные формы проведения были выбраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их подготовки, информированности, психологических особенностей, контакта учителя с учениками.
Не смотря на то, что тема «Население Красноярского края» является опережающей для учеников 7 класса, проведенные занятия в рамках дисциплины «Природа и экология Красноярского края» показали интерес у учащихся к демографии, способность к выполнению заданий и практическую значимость данной темы. Полученные знаний в будущем будут полезны при изучении разделов социально-экономической географии.
Раздел «Основы природопользования» также не оставил равнодушными учащихся. Изучение экологических проблем края носит практических характер, так как с этими проблемами учащиеся сталкиваются ежедневно. Изучения данных проблем в 7 классе способствует воспитанию экологической культуры и ценностного отношения к природе.
Трудности возникли в связи с отсутствием учебника по данному предмету, что требовало подготовки дидактического материала к занятиям.
Перспективой работы над данной темой является разработка рабочей тетради по предмету «Природа и экология Красноярского края» для 7 класса и ее дальнейшая реализация.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - Регионализация содержания уроков химии в основной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ДИНАМИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИМЯ К РОДНОМУ КРАЮ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Экскурсия по г. Дивногорску для обучающихся 9 класса как внеурочная форма работы по географии
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ (7 КЛАСС)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Элективный курс «Общие тенденции состояния популяций особо
охраняемых хищных птиц Красноярского края в XXI веке»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016





