Только Word
Введение 3
РАЗДЕЛ 1 МОРФОЛОГО-АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ 5
1.1.Экологические факторы влияющие на растения 5
1.2. Классификация растений по отношению к влажности субстрата и
воздуха 7
1.3. Морфолого-анатомическое строение растений _. 10
1.4. Признаки приспособления в зависимости от влажностисубстрата и
воздуха 21
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГОБОТАНИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 28
2.1. Исторические аспекты развития экскурсионной деятельности 28
2.2. Понятие экскурсии 32
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГОБОТАНИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 34
3.1. Структура экскурсии. Подготовка к экскурсии учителя и учеников.34
3.2. Разнообразие ботанических экскурсий в природу 38
3.3. План-конспект экскурсии на тему «Морфолого-анатомическое строение
растений разных экологических групп» 40
Выводы 45
Список использованной литературы 46
Средний школьный возраст - это этап, когда продолжают формироваться общие понятия о живой природе. В 6 классе дети знакомятся ботаникой, узнают о строении растений и зависимости внешнего и внутреннего строения от окружающей среды. Углубить и расширить знания школьников в этом вопросе помогает такая форма организации учебной деятельности, как экскурсия. Во время экскурсии есть возможность проследить влияние окружающей среды на внешнее строение растений.
Изучение данной темы позволяет выявить признаки приспособления растений к разным условиям обитания и показать важность такой формы работы с учениками, как экскурсия.
Цель данной выпускной квалификационной разработка методических рекомендаций по составлению экскурсии по теме «Мофолого- анатомическое строение растений разных экологических групп в школьном курсе биологии».
В связи с целью были выделены следующие задачи:
1.Ознакомиться с факторами, влияющими на жизнь растений и изучить морфолого-анатомические особенности растений по отношению к влажности субстрата и воздуха.
2. Разработать методические рекомендации по составлению экскурсии по теме «Мофолого-анатомическое строение растений разных экологических
групп в школьном курсе биологии».
3. Разработать методику проведения экскурсий для школьников.
Объектом исследования является образовательный процесс по биологии в школе включающий формирование у школьников экологоботанических знаний.
Предмет исследования: Экскурсии в природу как средство
формирования экологических и ботанических знаний у школьников.
В качестве методов были использованы следующие: анализ учебной, научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный метод, метод анализа и синтеза. Использование этих методов позволило решить задачи и реализовать цели работы.
Экскурсия в природу это наглядный процесс изучения человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественной среде обитания. В зависимости от поставленных целей и задач, а также учитывая возрастной состав группы и требования учебной программы, экскурсия становится хорошим инструментом экологического воспитания школьников.
В данной работе был проведен анализ методов проведения экологоботанических экскурсий и решены поставленные задачи:
1. По отношению к влажности почвы и воздуха выделяется 4 экологические группы: ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, гидатофиты.
2. В ходе анализа методических рекомендаций при подготовке экскурсии были выделены следующие этапы - теоретический и практический, а также такие элементы как вводная часть, основная часть и заключительная:
3. Экскурсия по экологическому профилю продемонстрировала обитание ксерофитов в степном сообществе, мезофитов - в лесу, гидатофитов в водоеме.
1 Михайловская И.С. Строение растений в связи с условиями жизни.М.: Просвещение, 1977. 101 с;
2. Серебрякова Т.И. и др. Ботаника с основами фитоценологии. М.:ИКЦ «Академкнига», 2006. 543 с;
3. Губанов А.И. Иллюстрированный определитель растений
средней России. Том 1. Папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные (однодольные). М.: Т-во
научных изданий КМК, Ин-т технологических исследований. 2002. 526 с;
4. Губанов А.И. Иллюстрированный определитель растений средней
России. Том 2. Покрытосеменные (двудольные:
раздельнолепестные). М.: Т-во научных изданий КМК, Ин-т технологических исследований. 2003. 665 с;
5. Губанов А.И. Иллюстрированный определитель растений средней
России. Том 3. Покрытосеменные (двудольные:
раздельнолепестные). М.: Т-во научных изданий КМК, Ин-т технологических исследований. 2004. 520 с;
6. Афанасьева, Н. Б. Ботаника. Экология растений в 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры, 2-е изд., испр. и доп. М.:Юрайт» 2018. — 336 с.
7. Радченко, Т. А. биогеография: курс лекций: Екатеринбург: Изд- воУрал. ун-та, 2015. — 164 с.
Егорова Т.В. Семейство асфоделовые (Asphodelaceae). Жизньрастений. В 6-ти т. — М.: Просвещение, 1981С. 543 с. 7.Балюк, Н. А. Экскурсоведение : учебное пособие для вузов / Н. А. Балюк.
3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета. 235 с.
8. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
9. Верзилин. Н. М. Общая методика преподавания биологии: учеб, для студентов пед. ин-тов по биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. Спец.4-е изд. Москва: Просвещение, 1983. — 384 с.
10. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Г 604 Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие [Электронный ресурс] /Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. 2-е, стереотип. Красноярск,2013.
11. Губанов И. А. и др. Иллюстрированный определитель растений Средней России. В 3 т. М.: Т-во науч. изд. КМК, Ин-т технолог. иссл., 2002. Т. 1. Папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные (однодольные). С. 467.
12. Методологические проблемы современного школьного биологического образования: монография. Изд. 2 -е, испр. и доп. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015
13. Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования. Материалы 5-й Международной научнопрактической конференции. В 4-х частях. 2006. С. 204-209
14. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования П. И. Пидкасистый; под редакцией
П. И. Пидкасистого. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2018. 408 с
15. Полевые экологические практикумы и исследовательская деятельность школьников в природе. Боголюбов А.С., Глушенков О.В., Фёдорова Д.А.....26