Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования навыков социального взаимодействия детей среднего дошкольного возраста 6
1.1. Сущность и содержание понятия «социальное взаимодействие» 6
1.2. Особенности социального взаимодействия детей среднего
дошкольного возраста 11
1.3. Игровая деятельность как условие формирования навыков
социального взаимодействия детей среднего дошкольного возраста, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях 17
Выводы по главе I 27
Глава II. Организация психолого-педагогической работы по формированию навыков социального взаимодействия детей среднего дошкольного возраста 29
2.1. Диагностика актуального уровня сформированности навыков
социального взаимодействия детей среднего дошкольного возраста 29
2.2. Опыт организации работы по формированию навыков социального
взаимодействия детей среднего дошкольного возраста 33
2.3. Анализ и интерпретация данных исследования 42
Выводы по главе II 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А 55
Приложение Б 57
Приложение В 62
Приложение Г 63
Актуальность исследования. Согласно исследованию Министерства образования и науки РФ и Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования на период 2017 года общеобразовательные дошкольные учреждения в Красноярском крае посещают 149545 детей. Именно в детских садах процесс развития ребенка становится целенаправленным и планомерным. Одна из главных целей дошкольного учреждения -сформировать полноценную здоровую личность, которая обладает опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.
Умение общаться в современном обществе рассматривается как одна из ключевых компетенций, которая позволяет человеку быть успешным во многих сферах. Период среднего дошкольного возраста характеризуется наибольшей сензитивностью к социальному развитию [29]. Начинают формироваться основы социального интеллекта, ребенок приобретает социально-коммуникативные навыки, учится активно вести себя в обществе. Появляется потребность в социально значимой и оцениваемой деятельности, а также начинается развитие и созревание эмоциональной сферы [25]. Происходят данные новообразования в игровой деятельности, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности ребенка в период всего дошкольного возраста.
К сожалению, сегодняшняя ситуация показывает, что в дошкольных образовательных учреждениях не уделяется должного внимания социальному развитию ребенка. Социальный опыт современного дошкольника беден - он воспитывается либо в однодетной семье, либо в малодетной. В учреждениях же работа по развитию социального взаимодействия недостаточно организована и целенаправленна, наблюдается тенденция к усилению академического компонента дошкольного образования с ориентацией на формирование основ учебной деятельности, использование школьных форм организации образовательного процесса.
Из вышесказанного вытекает противоречие между потребностью ребенка среднего дошкольного возраста в социальном развитии и недостаточном внимании со стороны практики дошкольного образования целенаправленной педагогической работы по формированию навыков социального взаимодействия. Обозначенное противоречие позволило нам определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие формированию навыков социального взаимодействия у детей среднего дошкольного возраста?
Цель исследования-разработать психолого-педагогические условияпо формированию навыков социального взаимодействия у детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности, реализовать и проверить их результативность в практике дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования - процесс психолого-педагогической работы дошкольного общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования навыков социального взаимодействия детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования, теоретически обосновать психолого -педагогические условия формирования навыков социального взаимодействия детей среднего дошкольного возраста.
2. Провести диагностику актуального уровня сформированности навыков социального взаимодействия детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования навыков социального взаимодействия детей среднего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты
исследовательской работы.
Гипотеза исследования:психолого-педагогическая работа с детьми среднего дошкольного возраста будет способствовать формированию навыков социального взаимодействия, если:
- в качестве основной формы работы использованы подвижные игры с сюжетом и правилами;
-в игре происходит поэтапное усложнение характера деятельности от индивидуальной к командной.
Методы исследования: теоретический анализ, моделирование,
классификация, наблюдение, сравнение, метод констатирующего и формирующего эксперимента, методы математической обработки данных экспериментальной работы.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение "Детский сад № 246". Проводилось
исследование в период с ноября по декабрь. В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 4-5 лет.
Проблема организации психолого-педагогической работы,
направленной на формирование навыков социального взаимодействия детей среднего дошкольного возраста, является центральной в нашем исследовании. В ходе экспериментальной работы нами была
проанализирована психолого-педагогическая литература по теме
исследования, мы раскрыли такие понятия, как взаимодействие, социальное взаимодействие, а также понятие и формы игровой деятельности и потенциала подвижных игр в формировании навыков социального взаимодействия.
Нами были выделены следующие критерии для определения уровня сформированности навыков социального взаимодействия:
• проявление эмпатических реакций на поведение сверстника;
• уровень владения нормами и правилами;
• инициативность.
Диагностика по определению актуального уровня сформированности навыков социального взаимодействия у детей экспериментальной группына первом этапе, позволила подтвердить наличие низкого уровня социального взаимодействия у детей и определить направления дальнейшей психологопедагогической работы.
Нами была разработана программа психолого-педагогической работы сдошкольниками, которая направленнана повышение уровня навыка социального взаимодействия. Реализуя данную программу, мы использовалитакие психолого-педагогические методы и приемы работы, как дидактическая игра,организация совместной деятельности детей, создание с детьми ситуаций на взаимодействие. Позитивные изменения в поведении детей происходили за счет применения подвижных игр с сюжетом, в которых происходило поэтапное усложнение характера деятельности от индивидуальной к командной по ходу занятий, а также достижения цели игры с помощью общего взаимодействия.
По окончании формирующей части экспериментальной работымы получили следующие результаты. Дети стали более открытыми, они охотно соглашаются на предложенную игру и не стесняются предлагать сами различные игры, случаи непринятия и отвержения больше не наблюдались. Позитивная динамика в формировании навыков социального взаимодействия детей экспериментальной группы подтверждена результатами контрольного среза.Сделанные выводыпозволяют нам утверждать, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, уровень сформированности навыков социального взаимодействия повысился.
Однако проведенное исследование не решает проблему в полной мере и представляет собой частную попытку решения проблемы формирования навыков социального взаимодействия у детей среднего дошкольного возраста.
1. Авдулова Т. П., Хузеева Г. Р «Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие»: Прометей; Москва; 2013
2. Арушанова, А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. (Модули Программы ДОУ) Арушанова, А.Г -ТЦ Сфера, 2011, с.80
3. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы
общепсихологического анализа. М.: Изд-во Москва ун-та, 2012.
4. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение 2011.
5. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе./ Л.
И. Божович//Вопросы психологии.- 1979.- № 2
6. Буев, Л.П. Человек, деятельность и общение [Текст]/Л.П. Буев. - М.: Мысль, 1978 - 216 с.
7. Бычкова С.С.Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с
8. Венгер, Л. А. Психология: учебное пособие для учащихся педагогических училищ/ Мухина B. C - М. : Просвещение, 1988. - 96 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии./ Л.С. Выготский.- СПб.: Издательство «Союз», 2004
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии. - 1998. - №6
11. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования.
[Текст] : - М. : 2002. - 448 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика,2011.
13. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - м.: просвещение, 1992. 143 стр
14. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №11. - с. 3-10.
15. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома - М.: Просвещение, 1990 - 130 с....58