Формирование положительных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Особенности межличностных отношений у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Принципы и методы формирования положительных
межличностных отношений старших дошкольников 12
1.3 Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. ..25
2.1 Организация методов исследования положительных
межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Анализ результатов исследования межличностных отношений
детей старшего дошкольного возраста 29
2.3 Разработка и реализация педагогического проекта «Создадим
мультфильм вместе» 31
2.4 Анализ результатов контрольного исследования межличностных
отношений детей старшего дошкольного возраста 34
Выводы по 2 главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Особенности межличностных отношений у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Принципы и методы формирования положительных
межличностных отношений старших дошкольников 12
1.3 Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. ..25
2.1 Организация методов исследования положительных
межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Анализ результатов исследования межличностных отношений
детей старшего дошкольного возраста 29
2.3 Разработка и реализация педагогического проекта «Создадим
мультфильм вместе» 31
2.4 Анализ результатов контрольного исследования межличностных
отношений детей старшего дошкольного возраста 34
Выводы по 2 главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Взаимоотношения людей друг с другом составляют основу человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Человеческие взаимоотношения зарождаются и стремительно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений становится фундаментом для дальнейшего формирования личности и во многом закладывает особенности самосознания человека, его поведение и самочувствие среди людей, его отношение к миру.
Тема становления межличностных отношений является чрезвычайно актуальной, так как множество деструктивных и негативных явлений среди молодежи, которые наблюдаются в последнее время (повышенная агрессивность, жестокость, отчужденность и пр.), имеют свои начала в раннем и дошкольном возрасте. Именно это побуждает желание обратиться к изучению развития взаимоотношений детей на ранних этапах онтогенеза, для того чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
Проблема исследования состоит в поиске педагогических условий, обуславливающих эффективность процесса формирования положительных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
На современном этапе всё больше детских садов начинают внедрять метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские педагоги ДОУ легко осваивают наиболее современные мировые тенденции в области образовательных технологий. Самое главное на этом пути - учитывать возрастные особенности детей.
Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды таких авторов как: В.К. Корытло, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В. Дамон, К. Рубин, А.А. Бодалев, Е.В. Субботский, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Е.А. Алябьева, Е.В. Савушкина, Т.А.Маркова, В.Г. Нечаева, О.Л. Князева, С.О. Николаева, С.А. Козлова, Л.Б. Галигузова, Е.О. Смирнова, М.М. Безруких, Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова и т.д.
Цель работы: исследование особенностей формирования положительных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Задачи:
- рассмотреть особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
- охарактеризовать принципы и методы формирования положительных межличностных отношений старших дошкольников;
- проанализировать проектную деятельность в ДОУ как средство формирования положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать педагогический проект позволяющий формировать у детей старшего дошкольного возраста положительный опыт межличностных взаимоотношений.
Объект исследования: межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования положительных межличностных отношений у детей через проектную деятельность.
Гипотеза исследования: мы предположили, что совместная проектная деятельность позволяет формировать положительный опыт межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ №24 «Искорки» г. Зеленогорска. В исследовании приняли участие 38 детей старшего дошкольного возраста.
Первый этап исследования, констатирующий (сентябрь 2014 года), представляет собой изучение разных аспектов проблемы и включает в себя выбор темы, обоснование цели и конкретных задач исследования; теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; первоначальную диагностику межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап исследования, формирующий (октябрь - март 2014 - 2015 гг.) заключался в разработке и реализации педагогического проекта в условиях ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.
Третий этап исследования, контрольный (апрель 2015 года), состоял в повторной диагностике межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, анализе полученных результатов, формулировании теоретических выводов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что педагоги и психологи дошкольных образовательных учреждений могут использовать собранный в работе теоретический и диагностический материал по формированию положительного межличностного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный в процессе формирующего этапа педагогический проект может внедряться в работу любого дошкольного учреждения.
При выполнении данной работы использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы; педагогический эксперимент, психологическая диагностика; наблюдение, анализ качественных и количественных данных.
Человеческие взаимоотношения зарождаются и стремительно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений становится фундаментом для дальнейшего формирования личности и во многом закладывает особенности самосознания человека, его поведение и самочувствие среди людей, его отношение к миру.
Тема становления межличностных отношений является чрезвычайно актуальной, так как множество деструктивных и негативных явлений среди молодежи, которые наблюдаются в последнее время (повышенная агрессивность, жестокость, отчужденность и пр.), имеют свои начала в раннем и дошкольном возрасте. Именно это побуждает желание обратиться к изучению развития взаимоотношений детей на ранних этапах онтогенеза, для того чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
Проблема исследования состоит в поиске педагогических условий, обуславливающих эффективность процесса формирования положительных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
На современном этапе всё больше детских садов начинают внедрять метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские педагоги ДОУ легко осваивают наиболее современные мировые тенденции в области образовательных технологий. Самое главное на этом пути - учитывать возрастные особенности детей.
Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды таких авторов как: В.К. Корытло, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В. Дамон, К. Рубин, А.А. Бодалев, Е.В. Субботский, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Е.А. Алябьева, Е.В. Савушкина, Т.А.Маркова, В.Г. Нечаева, О.Л. Князева, С.О. Николаева, С.А. Козлова, Л.Б. Галигузова, Е.О. Смирнова, М.М. Безруких, Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова и т.д.
Цель работы: исследование особенностей формирования положительных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Задачи:
- рассмотреть особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
- охарактеризовать принципы и методы формирования положительных межличностных отношений старших дошкольников;
- проанализировать проектную деятельность в ДОУ как средство формирования положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать педагогический проект позволяющий формировать у детей старшего дошкольного возраста положительный опыт межличностных взаимоотношений.
Объект исследования: межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования положительных межличностных отношений у детей через проектную деятельность.
Гипотеза исследования: мы предположили, что совместная проектная деятельность позволяет формировать положительный опыт межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ №24 «Искорки» г. Зеленогорска. В исследовании приняли участие 38 детей старшего дошкольного возраста.
Первый этап исследования, констатирующий (сентябрь 2014 года), представляет собой изучение разных аспектов проблемы и включает в себя выбор темы, обоснование цели и конкретных задач исследования; теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; первоначальную диагностику межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап исследования, формирующий (октябрь - март 2014 - 2015 гг.) заключался в разработке и реализации педагогического проекта в условиях ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.
Третий этап исследования, контрольный (апрель 2015 года), состоял в повторной диагностике межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, анализе полученных результатов, формулировании теоретических выводов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что педагоги и психологи дошкольных образовательных учреждений могут использовать собранный в работе теоретический и диагностический материал по формированию положительного межличностного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный в процессе формирующего этапа педагогический проект может внедряться в работу любого дошкольного учреждения.
При выполнении данной работы использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы; педагогический эксперимент, психологическая диагностика; наблюдение, анализ качественных и количественных данных.
В дошкольный период ребенок проходит достаточно большой путь в покорении социального пространства с его имеющейся системой норм поведения в межличностных отношениях со сверстниками. Важно заметить, что межличностные отношения у старших дошкольников не всегда являются стороной сознания и не всегда проявляются во внешних действиях. Таким образом, старший дошкольник начинает воспринимать себя и другого как целостность, которая не сводится к отдельным качествам и благодаря этому появляется возможность личностного отношения к сверстнику.
Формирование положительных межличностных отношений должно базироваться на трех принципах: безоценочность, непосредственное взаимодействие и отсутствие соревновательного момента.
Одним из эффективных методов формирования положительных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста по мнению многих авторов является метод проектной деятельности
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и проч. В ходе проектной деятельности у дошкольников формируются положительные межличностные взаимоотношения - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
В рамках данной работы было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ №24 «Искорки» г. Зеленогорска. В исследовании приняли участие 38 детей старшего дошкольного возраста.
Дети были разделены на 2 группы: экспериментальную и контрольную.
Цель эмпирического исследования: определение влияния проектной деятельности на особенности межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
Эксперимент проводился в три этапа:
- первый этап эксперимента, констатирующий (сентябрь 2014 года), заключался в первоначальной диагностике межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
- второй этап исследования, формирующий (октябрь - март 2014 -2015 гг.) заключался в разработке и реализации проекта в условиях ДОУ;
- третий этап исследования, контрольный (апрель 2015 года), состоял в повторной диагностике межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
В процессе диагностики анализировались:
- инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон при помощи метода наблюдения;
- положение детей в группе при помощи социометрического метода в виде экспериментальной игры «Секрет».
По итогам исследования были сделаны следующие выводы.
1. Методом наблюдения было выяснено, что в экспериментальной группе в отличие от контрольной:
- показатель инициативности больше на 34%, что говорит о достаточно высоком уровне развития потребности в общении в экспериментальной группе;
- показатель чувствительности к воздействиям сверстника больше на 24%, что говорит о том, что в экспериментальной группе стало больше детей готовых воспринимать и откликаться на предложения других детей;
- эмоциональный фон в экспериментальной группе в общем после реализации проекта стал позитивным, а в контрольной группе так и остался на уровне нейтрально-делового.
2. По методике «Секрет» мы выяснили, что детей со статусом «Принятые» в экспериментальной группе стало на 47% больше чем в контрольной, в свою очередь «Непринятых» - на 15% меньше, а «Изолированные» сократились с 7% до 5% и на 11% меньше чем в контрольной группе. Чем больше в группе детей «принятых», тем сплоченней данная группа, и соответственно выше уровень формирования положительных межличностных отношений.
Таким образом, наше предположение о том, что совместная проектная деятельность позволяет формировать положительный опыт межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.
Формирование положительных межличностных отношений должно базироваться на трех принципах: безоценочность, непосредственное взаимодействие и отсутствие соревновательного момента.
Одним из эффективных методов формирования положительных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста по мнению многих авторов является метод проектной деятельности
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и проч. В ходе проектной деятельности у дошкольников формируются положительные межличностные взаимоотношения - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
В рамках данной работы было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ №24 «Искорки» г. Зеленогорска. В исследовании приняли участие 38 детей старшего дошкольного возраста.
Дети были разделены на 2 группы: экспериментальную и контрольную.
Цель эмпирического исследования: определение влияния проектной деятельности на особенности межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
Эксперимент проводился в три этапа:
- первый этап эксперимента, констатирующий (сентябрь 2014 года), заключался в первоначальной диагностике межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
- второй этап исследования, формирующий (октябрь - март 2014 -2015 гг.) заключался в разработке и реализации проекта в условиях ДОУ;
- третий этап исследования, контрольный (апрель 2015 года), состоял в повторной диагностике межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
В процессе диагностики анализировались:
- инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон при помощи метода наблюдения;
- положение детей в группе при помощи социометрического метода в виде экспериментальной игры «Секрет».
По итогам исследования были сделаны следующие выводы.
1. Методом наблюдения было выяснено, что в экспериментальной группе в отличие от контрольной:
- показатель инициативности больше на 34%, что говорит о достаточно высоком уровне развития потребности в общении в экспериментальной группе;
- показатель чувствительности к воздействиям сверстника больше на 24%, что говорит о том, что в экспериментальной группе стало больше детей готовых воспринимать и откликаться на предложения других детей;
- эмоциональный фон в экспериментальной группе в общем после реализации проекта стал позитивным, а в контрольной группе так и остался на уровне нейтрально-делового.
2. По методике «Секрет» мы выяснили, что детей со статусом «Принятые» в экспериментальной группе стало на 47% больше чем в контрольной, в свою очередь «Непринятых» - на 15% меньше, а «Изолированные» сократились с 7% до 5% и на 11% меньше чем в контрольной группе. Чем больше в группе детей «принятых», тем сплоченней данная группа, и соответственно выше уровень формирования положительных межличностных отношений.
Таким образом, наше предположение о том, что совместная проектная деятельность позволяет формировать положительный опыт межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ
ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14700 р. Год сдачи: 2025 - ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Организация деятельности педагога по развитию эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Пути формирования представлений о правилах этикета у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023



