Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование положительных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Работа №153686

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2021
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Особенности межличностных отношений у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Принципы и методы формирования положительных
межличностных отношений старших дошкольников 12
1.3 Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. ..25
2.1 Организация методов исследования положительных
межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Анализ результатов исследования межличностных отношений
детей старшего дошкольного возраста 29
2.3 Разработка и реализация педагогического проекта «Создадим
мультфильм вместе» 31
2.4 Анализ результатов контрольного исследования межличностных
отношений детей старшего дошкольного возраста 34
Выводы по 2 главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45


Взаимоотношения людей друг с другом составляют основу человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Человеческие взаимоотношения зарождаются и стремительно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений становится фундаментом для дальнейшего формирования личности и во многом закладывает особенности самосознания человека, его поведение и самочувствие среди людей, его отношение к миру.
Тема становления межличностных отношений является чрезвычайно актуальной, так как множество деструктивных и негативных явлений среди молодежи, которые наблюдаются в последнее время (повышенная агрессивность, жестокость, отчужденность и пр.), имеют свои начала в раннем и дошкольном возрасте. Именно это побуждает желание обратиться к изучению развития взаимоотношений детей на ранних этапах онтогенеза, для того чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
Проблема исследования состоит в поиске педагогических условий, обуславливающих эффективность процесса формирования положительных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
На современном этапе всё больше детских садов начинают внедрять метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские педагоги ДОУ легко осваивают наиболее современные мировые тенденции в области образовательных технологий. Самое главное на этом пути - учитывать возрастные особенности детей.
Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды таких авторов как: В.К. Корытло, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В. Дамон, К. Рубин, А.А. Бодалев, Е.В. Субботский, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Е.А. Алябьева, Е.В. Савушкина, Т.А.Маркова, В.Г. Нечаева, О.Л. Князева, С.О. Николаева, С.А. Козлова, Л.Б. Галигузова, Е.О. Смирнова, М.М. Безруких, Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова и т.д.
Цель работы: исследование особенностей формирования положительных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Задачи:
- рассмотреть особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
- охарактеризовать принципы и методы формирования положительных межличностных отношений старших дошкольников;
- проанализировать проектную деятельность в ДОУ как средство формирования положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать педагогический проект позволяющий формировать у детей старшего дошкольного возраста положительный опыт межличностных взаимоотношений.
Объект исследования: межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования положительных межличностных отношений у детей через проектную деятельность.
Гипотеза исследования: мы предположили, что совместная проектная деятельность позволяет формировать положительный опыт межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ №24 «Искорки» г. Зеленогорска. В исследовании приняли участие 38 детей старшего дошкольного возраста.
Первый этап исследования, констатирующий (сентябрь 2014 года), представляет собой изучение разных аспектов проблемы и включает в себя выбор темы, обоснование цели и конкретных задач исследования; теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; первоначальную диагностику межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап исследования, формирующий (октябрь - март 2014 - 2015 гг.) заключался в разработке и реализации педагогического проекта в условиях ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.
Третий этап исследования, контрольный (апрель 2015 года), состоял в повторной диагностике межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, анализе полученных результатов, формулировании теоретических выводов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что педагоги и психологи дошкольных образовательных учреждений могут использовать собранный в работе теоретический и диагностический материал по формированию положительного межличностного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный в процессе формирующего этапа педагогический проект может внедряться в работу любого дошкольного учреждения.
При выполнении данной работы использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы; педагогический эксперимент, психологическая диагностика; наблюдение, анализ качественных и количественных данных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дошкольный период ребенок проходит достаточно большой путь в покорении социального пространства с его имеющейся системой норм поведения в межличностных отношениях со сверстниками. Важно заметить, что межличностные отношения у старших дошкольников не всегда являются стороной сознания и не всегда проявляются во внешних действиях. Таким образом, старший дошкольник начинает воспринимать себя и другого как целостность, которая не сводится к отдельным качествам и благодаря этому появляется возможность личностного отношения к сверстнику.
Формирование положительных межличностных отношений должно базироваться на трех принципах: безоценочность, непосредственное взаимодействие и отсутствие соревновательного момента.
Одним из эффективных методов формирования положительных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста по мнению многих авторов является метод проектной деятельности
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и проч. В ходе проектной деятельности у дошкольников формируются положительные межличностные взаимоотношения - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
В рамках данной работы было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ №24 «Искорки» г. Зеленогорска. В исследовании приняли участие 38 детей старшего дошкольного возраста.
Дети были разделены на 2 группы: экспериментальную и контрольную.
Цель эмпирического исследования: определение влияния проектной деятельности на особенности межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
Эксперимент проводился в три этапа:
- первый этап эксперимента, констатирующий (сентябрь 2014 года), заключался в первоначальной диагностике межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
- второй этап исследования, формирующий (октябрь - март 2014 -2015 гг.) заключался в разработке и реализации проекта в условиях ДОУ;
- третий этап исследования, контрольный (апрель 2015 года), состоял в повторной диагностике межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
В процессе диагностики анализировались:
- инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон при помощи метода наблюдения;
- положение детей в группе при помощи социометрического метода в виде экспериментальной игры «Секрет».
По итогам исследования были сделаны следующие выводы.
1. Методом наблюдения было выяснено, что в экспериментальной группе в отличие от контрольной:
- показатель инициативности больше на 34%, что говорит о достаточно высоком уровне развития потребности в общении в экспериментальной группе;
- показатель чувствительности к воздействиям сверстника больше на 24%, что говорит о том, что в экспериментальной группе стало больше детей готовых воспринимать и откликаться на предложения других детей;
- эмоциональный фон в экспериментальной группе в общем после реализации проекта стал позитивным, а в контрольной группе так и остался на уровне нейтрально-делового.
2. По методике «Секрет» мы выяснили, что детей со статусом «Принятые» в экспериментальной группе стало на 47% больше чем в контрольной, в свою очередь «Непринятых» - на 15% меньше, а «Изолированные» сократились с 7% до 5% и на 11% меньше чем в контрольной группе. Чем больше в группе детей «принятых», тем сплоченней данная группа, и соответственно выше уровень формирования положительных межличностных отношений.
Таким образом, наше предположение о том, что совместная проектная деятельность позволяет формировать положительный опыт межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.



1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2009. - 375 с.
2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - С. 82-90.
3. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 3. С. 6.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2007. - 232 с.
5. Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - № 7. С 76-83.
6. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность
дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.:
Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
8. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис- пресс, 2008. - 208 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Л.М. Штутина, Л. М. Малова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
10. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. - 2013. -№ 2. С.12 - 16.
11. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2010. - 255 с.
12. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 464 с.
13. Дудко С.Ю. Общение детей 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2010. -160 с.
14. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.
16. Зинченко Л. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах // Дошкольное образование. - 2011. - №22. С. 19.
17. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности
дошкольного учреждения: - М.: АРКТИ, 2003. - 97 с.
18. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. - М.: АСТ, 2013. - 121 с.
19. Киселева Л.С. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом // Дошкольное образование. - 2005. - №4. - С. 6 - 8.
20. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. - М.: ООО «ТЦ Сфера»,
- 2013. - 64 с.
21. Леонтьев А.А. Педагогическое общение 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эль-Фа, 1996.
22. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. - М.: Издательство «Институт практической психологи», 1997.
- 297 с.
24. Максимова И. В. Педагогические условия воспитания культуры
поведения у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Максимова, Н. В. Полянская // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме,
2013. - С. 64-67.
25. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике // Приложение к журналу «Управление ДОУ». - 2010. - №4. С. 44 - 49.
26. Мусикова И.П. Проектная деятельность в ДОУ. Проект - это игра всерьез // Наша новая школа, 2010. - №3. - С. 5-28.
27. Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье / под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Просвещение, 1990.
28. Савушкина Е.В., Лазукова Н.Н., Назаркина Н.Н. Воспитание культуры общения старших дошкольников. - Рязань, 2008. - 49 с.
29. Словарь - справочник по педагогике / авт. - сост. В.А. Межериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТС Сфера, 2004. - 448 с.
30. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
31. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
32. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - СПб.: Питер, 2005.
33. Ткаченко Т.А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей. - М.: Книголюб, 2005. - 56 с.
34. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской
психологии. - М.: Владос, 2005. - 412 с.
35. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. - М.: Детство - пресс, 2008. - 380 с.
36. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. - 2014. - № 4. С. 99-101.
37. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
38. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2013. - 143 с.
39. Якобсон С.Г. Проблемы межвозрастного общения детей // Ребенок в детском саду. - 2012. - №2. С.17-20.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ