ВВЕДЕНИЕ 7
1 Технико-экономическое обоснование 9
1.1 Воздействие автотранспортных средств на атмосферный воздух 9
1.2 Уровень загрязнения атмосферного воздуха (в динамике) 12
1.3 Другие источники загрязнения (котельные, заводы и т.д) 17
1.4 Качественный состав городского автопарка. Характеристика и
техническое состояние. Темпы автомобилизации 22
1.5 Организация дорожного движения 26
1.6 Городские территории, характеризующиеся интенсивным движением
транспорта 31
2 Технологическая часть 35
2.1 Совершенствование структуры парка транспортных средств 35
2.1.1 Рекомендации на основе развитых стран по замене парка 43
2.2 Замена парка автомобилей коммунальных служб и других организаций
инфраструктуры города 46
2.3 Применение электробусов и электромобилей 58
2.3.1 Электрические автобусы, использующие подзарядку аккумуляторов
во время езды 61
2.3.2 Электробусы с ночной зарядкой 62
2.3.3 Электрические автобусы с быстрой зарядкой на промежуточных и
конечных остановках общественного транспорта 62
2.3.4 Электрические автобусы, у которых происходит замена аккумулятора 63
2.3.5 Мероприятия по стимулированию электромобилей 77
2.4 Расчет эффективности обновления парка легковых автомобилей старше
10 лет 80
2.5 Организация дорожного движения, запрет въезда автомобилей с низкими
экологическими характеристиками в некоторые районы 86
3 SWOT-анализ 92
Заключение 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ А 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Г рафическая часть 104
Конституция Российской Федерации гласит, что каждый гражданин России имеет право на благоприятную окружающую среду. К сожалению, жители города Красноярска пока не смогли реализовать это право.
В последние годы экологические проблемы в Красноярске обострились. Особенно остро стоит вопрос о состоянии воздушной среды Красноярска и пригородной зоны. За последние 15 лет у промышленных предприятиях Красноярска значительно сократились выбросы в атмосферу. Но экологическая ситуация в Красноярске не улучшилась. Промышленные выбросы были полностью компенсированы городскими и иногородними автомобилями.
Ежегодно только парк легковых автомобилей пополняется на 18-20 тысяч, кроме того, растет количество грузовых и нерезидентных транспортных средств. Сегодня на каждый третий Красноярск приходится одна машина. Это одна из основных причин увеличения загрязнения атмосферного газа.
Согласно государственному отчету «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае», доля выбросов от автотранспорта в общих региональных выбросах загрязняющих веществ составляет более 30%. Кроме того, на автомобили приходится около
90% от общего количества вредных веществ, поступающих в атмосферу от всех типов транспорт. Проблема загрязнения воздуха в городе Красноярске сегодня очень актуальна.
Целью данной работы является оценка вклада автотранспорта в загрязнение воздуха вредными выбросами в городе Красноярске и снижение негативного воздействия.
Объектом работы является дорожно-транспортная сеть города Красноярска: предмет - интенсивность движения и выбросы автотранспорта.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить состояние атмосферного воздуха при воздействии автотранспортных средств и других источников загрязнения.
2. Провести исследование и сбор данных об интенсивности движения на городских дорогах.
3. Рассчитать количество выбросов загрязняющих веществ по основным загрязняющим веществам.
4. Оцените долю выбросов автотранспорта для рассматриваемых веществ как часть общих выбросов за период исследования.
5. Разработать мероприятия по снижению отрицательного влияния автотранспорта на экологию города Красноярск.
Работа состоит из следующих структурных частей: содержание; введение; основная часть, включающая 2 главы; заключение и список использованных источников.
В выпускной квалификационной работе на тему «Снижение отрицательного влияния автотранспорта на экологию города Красноярск» были разработаны мероприятия по снижению отрицательного влияния автотранспорта на экологию города Красноярск.
В первой части бакалаврской работы было предоставлено техникоэкономическое обоснование, в котором отражалось существующее состояние проблемы отрицательного воздействия автотранспорта на экологию города Красноярск.
Было определено, что выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта значительно увеличились. Были выявлены максимумы концентрации загрязняющих веществ. За 2018 год наибольшая доля выбросов в тыс.т. была выявлена у ЗФ ПАО ГМК «Норильский никель», а наименьшая доля выбросов у Филиала «Красноярская ТЭЦ-3» АО «Енисейская ТГК (ТГК- 13)». Также проанализировав состояние автотранспортного комплекса Красноярского края, было установлено, что износ подвижного состава и средний срок службы находятся в неудовлетворительном состоянии. Рассмотрели городские территории, характеризующиеся интенсивным движением транспорта.
В основной части выпускной квалификационной работы были рассмотрены мероприятия по снижению отрицательного влияния автотранспорта, такие как: замена парка автомобилей коммунальных служб; применение электробусов и электромобилей; расчёт эффективности обновления парка легковых автомобилей старше 10 лет; запрет въезда автомобилей с низкими экологическими характеристиками.
Далее рассчитали экологическую эффективность от совершенствования автотранспорта с применением экологически чистых топлив. Рассмотрели комбинированные дорожные машины, которые заменяют несколько коммунальных машин старого типа, также произведен расчет сокращения выбросов при переоборудовании автомобиля с бензина на газомоторное топливо. Был произведен расчет эффективности обновления легковых автомобилей старше 10 лет. Были рассмотрены мероприятия, применяемые по замене старых автомобилей у зарубежных стран. И в итоге всей проделанной работе был составлен SWOT-анализ по снижению отрицательного влияния автотранспорта на экологию города Красноярск.
Для того, чтобы все эти мероприятия имели успех, требуются очень большие финансовые вложения, вовлеченность Правительства Красноярского Края и разработки по снижению отрицательного влияния автотранспорта.
1 Красноярск. Экологические очерки: монография / Р.Г. Хлебопрос, О.В. Тасейко, Ю.Д. Иванова, С.В. Михайлюта. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 130 с.
2 Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2018 году» — Красноярск, 2019. - 292 с.
3 Красноярск: [Электронный ресурс]: сайт / Красноярск - Режим доступа: https: //ru.wikipedia.org/wiki/
4 Основные положения генерального плана города Красноярска [Электронный ресурс] / Утверждены Решением Красноярского городского Совета от 30.03.2001 г. N B-23.
5 Концепция целевой программы развития пассажирского транспорта г. Красноярска на 2001-2013 годы с перспективой до 2020 года, Красноярск, 2010.
6 Комбинированные дорожные машины российского производства: [Электронный ресурс]: сайт / Прогресс Технологий - Режим доступа: https://proteh-org.turbopages.Org/s/proteh.org/articles/04012018
7 Электробус, конструкция, виды, преимущества и применение: [Электронный ресурс]: сайт / Новостной портал - Режим доступа: https://allbreakingnews.ru/elektrobus-konstrukciya-vidy-preimushhestva-i- primenenie/
8 Принцип работы электромобиля, как он устроен, какое в нем
напряжение и схема питания от аккумуляторных батарей: [Электронный ресурс]: сайт / Рамблер/АВТО - Режим доступа:
https://auto.rambler.ru/navigator/42631738-printsip-raboty-elektromobilya-kak-on- ustroen-kakoe-v-nem-napryazhenie-i-shema-pitaniya-ot-akkumulyatornyh- batarey/?updated
9 Что собой представляет современный электромобиль: [Электронный
ресурс]: сайт / Электрокары - Режим доступа:
https://1 electrocar.ru/princip/elektromobil.html
10 Топ-20 регионов с самыми большими автопарками: [Электронный ресурс]: сайт / Аналитическое агентство АВТОСТАТ - Режим доступа: https://www.autostat.ru/
11 Постановление Правительства Красноярского Края «О введении ограничений на въезд в город Красноярск и передвижение грузовых транспортных средств в городе Красноярске в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»: [Электронный ресурс]: сайт / Красноярский Край. Официальный портал - Режим доступа: http://www.krskstate.ru/zakonproj ekts/documents/0/doc/46988
12 ГОСТ 10807 - 78 Межгосударственный стандарт. Знаки дорожные. Общие технические условия - Введ. 1.01.80. - Москва: ИПК Издательство стандартов 2002. - 137с.
13 СТО 4.2-07-2014. Стандарт организации. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности. Красноярск: СФУ, 2014. - 60л.
14 Зарубежный опыт создания и развития систем утилизации транспортных средств: [Электронный ресурс]: сайт / РусЛом.Ком - Режим доступа: https://ruslom.com/zarubegnii_opit_utilizacii/
15 А. 3. Миркин, Г. С. Яицких, А. В. Краснов, В. Г. Яицких. Энергосбережение на НПЗ. Oil&Gas Journal Russia, № 11 (77), ноябрь, 2013 г., стр. 72-75.
... всего 20 источников