Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №153379

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1 Социальная адаптация и ее особенности в подростковом возрасте 6
1.2 Психологические особенности детей подросткового возраста 19
1.3 Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья по
зрению 23
Выводы 36
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Анализ результатов 39
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию адаптивных
способностей слабовидящих детей подросткового возраста 55
Выводы 57
Заключение 58
Библиографический список

Проблема адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению к условиям социальной среды — одна из самых важных проблем, характерных для современного общества. В наши дни такая задача требует к себе большого внимания. Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.
На сегодняшний день существуют проблемы с качеством жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья. Большинство из них устроены в специализированные образовательные учреждения, но так же остаются те, кто еще не устроен ни в образовательное учреждение, ни взят на контроль органов социального обслуживания и надзора. Можем предположить, что это связанно, от части, с недоработкой государственной системы образования, малого финансирования, а так же недостаточным уровнем социального обслуживания подростков с ОВЗ, зачастую подростки с ОВЗ сами опускают руки и впадают в отчаяние, и как следствие существуют отдельно от общества.
Существенное значение в понимании необходимости совершенствования практики социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья имеют взгляды ученых по общим проблемам образования и развития личности: теоретические основы обучения (Б.Г. Ананьев, В.Г. Горецкий, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, Д.Б.Эльконин и др.); идеи об интегральных характеристиках личности (А.Г. Асмолов, И.В. Бестужев-Лада, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, В.А. Ядов и др.); идеи о гуманистических и культурологическах аспектах образования и воспитания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бочкина, О.С. Газман, Е.И. Исаев, Я.Корчак, А. Маслоу, Н.Н. Михайлова, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская и др.); представления о многообразии педагогических парадигм и реализуемых в их границах моделях обучения и воспитания (И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, О.Г. Прикот, Е.А. Ямбург) и др.
Изучив материалы об адаптации подростков с ОВЗ по зрению, нами была выявлена одна тенденция, никто из научных деятелей не говорил о том, какую роль играют родители в процессе адаптации своих детей. Можно предположить, что родители играют очень важную и одну из главных ролей в процессе адаптации. Если подросток с ОВЗ по зрению имеет обоих родителей и если это полная семья, то процесс социальной адаптации значительно станет легче, чем социальная адаптация подростка с ОВЗ по зрению имеющего статус сироты.
Цель: выявить особенности социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: социальная адаптация подростков в образовательной среде школы.
Предмет исследования: особенности социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде школы.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования
2. Изучить психологические особенности подросткового возраста
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья по зрению
4. Изучить социальную адаптацию и её особенности в среде подростков с ограниченными возможностями здоровья по зрению
Гипотеза исследования:
Подростки с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие) имеют низкий уровень социально- адаптации в образовательной среде школы - интернат.
Экспериментальная база: школа-интернат № 1 для слабовидящих детей IV вида город Красноярск.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс методов:
• теоретические методы (теоретико-методологический анализ,
обобщение и интерпретация научных данных);
• эмпирические (методика для изучения социализированности личности М.И. Рожкова; диагностика социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонда; оценка адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик «Адаптация - 02»);
• методы качественной и количественной обработки
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что полученные результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности социальных работников, психологов и педагогов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сделана попытка обобщить имеющийся теоретический материал, провести исследование и определить особенности социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
Структура дипломной работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав - теоретической и практической, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Полноценное развитие любого ребенка - одна из важнейших задач общества на современном этапе развития - требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов.
Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к людям с проблемами в развитии. Люди, имеющие отклонения в интеллектуальной, физической, психической сферах, рассматриваются как объект особой общественной заботы и помощи, а отношение к таким детям становится критерием оценки уровня цивилизованности общества. Оно находит свое выражение, в том числе, в отказе от широкого употребления прямолинейной терминологии, маркирующей ребенка, и в смещении акцентов в характеристике детей с недостатков их развития на фиксацию потребностей в особых условиях и средствах образования.
Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский. Ученый утверждал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями развития являются осуществление компенсации недостатков путем активизации деятельности сохранных анализаторов и его интеграция в жизнь. Причем компенсацию Л.С. Выготский понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что в коррекционно-воспитательном процессе приходится иметь дело не столько с факторами первичного дефекта, сколько с их вторичными наслоениями.
Проблемы формирования новой философии отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности находятся на пересечении различных отраслей научного знания, однако интегрирующая роль в разработке теории и практики организации системы комплексной помощи и поддержки ребенка принадлежит специальной психологии и коррекционной педагогике.
Опираясь на актуальность проблемы и теоретико-методологические исследования моя работа была направлена на исследование особенностей социально-психологической адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья по зрению. В ходе ее написания было изучено и проанализировано большое количество научно - методической литературы по теме исследования.
В исследовании принимали участие 36 здоровых подростков и 36 подростков с ОВЗ. Применялись такие методики как: методика для изучения социализированности личности М.И. Рожкова; диагностика социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонда; оценка адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик «Адаптация - 02».
Первый этап исследования проведен с целью установления особенностей социально-психологической адаптации подростков с ОВЗ.
• Второй этап состоял из разработки рекомендаций направленных на повышение социально-психологической адаптации подростков с ОВЗ.
Из результатов диагностики можно сделать вывод, что подростки с ОВЗ имеют более низкий уровень социально-психологической адаптации по сравнению со своими здоровыми сверстниками, что способствует снижению успешности в социо-культурном и учебно-профессиональном развитии, возникновению трудностей в коммуникативной сфере, а также снижению целеустремленности, самоорганизации, уверенности в собственных силах.
В ходе написания дипломной работы, была достигнута поставленная цель и решены все поставленные задачи исследования.
Полученные данные могут быть основанием для дальнейших изучений по данной проблеме.



1. Розум. C. B. Психология социализации и социальной адаптации человека. М.: Речь. 2008. - 365с.
2. Алтунина. И. Р. Социальная психология : учебник для бакалавров / И. Р. Алтунина, Р. С. Немов. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 427 с.
3. Крысько В. Г. Социальная психология. М.: Вузовский учебник. 2014. - 256с
4. Фрейд.З. Введение в психоанализ. СПБ.: Азбука. 2010. - 300с
5. Абракам. К. Классические психоаналитические труды. М.: Когито - Центр. 2009. - 224с
6. Фрейд. З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.:
Академический проект. 2011. - 128с
7. Адлер. А. Практик и теория индивидуальной психологии. М.:
Академический проект. 2015. - 240с
8. Эриксон. Э. Трагедия личности. М.: Эксмо. 2008. - 353с
9. Хартман. Х. Эго - психология и проблема адаптации. М.: Канон РООИ "Реабилитация". 2015. - 160с
10. Змановская Е. В. Современный психоанализ. СПБ.: Питер. 2010. - 281с
11. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Институт общегуманитарных исследований. 2017. - 330с
12. Роджерс К. Гуманистическая психология. Теория и практика. М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет.
2013. - 456с
13. Маслоу. А. Мотивация и личность. СПБ.: Питер. 2016. - 400с.
14. Роджерс К. Экзистенциальная психология. М.: Институт
общегуманитарных исследований. 2013. - 160с
15. Донцов Д. А. Общая психология. М.: Человек. 2012. - 352с
16. Солсо. Р. Когнитивная психология. СПБ.: Питер. 2011. - 589с
17. Фрейджер Р. Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер. М.: Прайм - Еврознак. 2012.- 128с
18. Торндайк Э. Бихевиоризм. М.: АСТ - ЛДТ. 2009. - 704с
19. Бондырева С.В. Социализаия личности: Хрестоматия. / Н. Б. Бушмарина, Н.В. Клименко. М.: Издательство Московского психолого - социального университета. 2015. - 412с.
20. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Феникс. 2008. - 350c
21. Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. - Ад 28 Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. - Вып. 4. - 320 с
22. Реан А. Психология адаптации личности. М.: Прайм - Еврознак. 2008.
- 480с
23. Барболин М.П. Социализация личности. Методология, теория, практика. СПб.: Петрополис. 2008. - 342с
24. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб.: Питер. 2010. - 311с
25. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям : монография / под науч. ред. В.П. Сергеевой. — 2-е изд., испр. — М. : ИНФРА-М, 2017. - 131 с
26. Волкова Н.В. Возрастная психология. М.: Владос. 2010. - 344с
27. Крайк Г. Психология развития. СПб.: Питер. 2016. - 944с
28. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В.Костина. М.:Эксмо, 2009. - 302 с
29. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2009.
— 512 с.
30. Выготский. Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт. 2017. - 200с
31. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. - М.:МПСИ,2012.- 427с
32. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрес-томатия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия,2011.-624 с.
33. Смирнова Е.О. Детская психология. Спб.: Питер. 2017. - 304
34. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 575 с
35. Возрастная психология: учебник для СПО / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 460 с.
36. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. М.: Академический проект. 2015. - 432с
37. Хилько М. Е. Возрастная психология. М.: Юрайт. 2017. - 200с
38. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк; [Под ред. Д. И. Фельдштейна].-2-е изд., испр.-М.:МПСИ,2010.-398 с.
39. Воеводина Е. В. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор социальной адаптации к условиям вуза / Е. В. Воеводина, Е. Е. Горина // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 373 (август). - С. 60-65 : ил., табл. - Библиогр.: с. 65 (10 назв.).
40. Егоров О. Г. Социальная адаптация студентов-инвалидов / О. Г. Егоров // Образовательные технологии. - 2012. - № 2. - С. 113-117. - Библиогр.: с. 117 (3 назв.).
41. Зайцев Д. В. В центре внимания - студент-инвалид / Д. В. Зайцев // Высшее образование в России. - 2009. - № 5. - С. 134-140. - Библиогр.: с. 140 (8 назв
42. Зиневич О. В. Круглый стол «Инклюзивное образование студентов с ограниченными возможностями здоровья: мировой и российский опыт» / О. В. Зиневич, В. В. Дегтярева // Философия образования. -
2014. - № 3 (54). - С. 249-264. - Библиогр.: с. 264 (19 назв.).
43. Красило А.И. Инклюзивное образование. М.: издательство
Московского психолого-социального университета. 2016. - 186с
44. Логунов. А. П. Сценарии социальной инклюзии в развивающихся социальных государствах. РФ и страны СНГ. / Гордеева. М.А. М.: Ленад. 2016. - 264с
45. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 110с.
46. Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; - М. : «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. - 224 с.
47. Специальная психология. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 428 с.
48. Специальная психология. В 2 т. Т. 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 274с
49. Коновалова, М. Д. Особенности социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде вуза / М. Д. Коновалова // Психология обучения. - 2014. - № 11. - С. 55-62. - Библиогр.: с. 62 (2 назв.).
50. Колесникова. Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. М.: Юрайт. 2017. - 254с
51. Северный. А.А. Междисциплинарный консилиум в службе психического здоровья детей и подростков. СПб.: Педагогическая литература. 2015. - 400с
52. Нос И. Н. Психодиагностика. М.: Юрайт. 2016. - 502с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ