Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рассказы В. М. Шукшина в школьном изучении

Работа №153036

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы57
Год сдачи2024
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1 Художественный мир рассказов В. М. Шукшина……………………..7
1.1 Идейно-тематическое своеобразие рассказов В. М. Шукшина……………7
1.2 Жанровое своеобразие рассказов В. М. Шукшина…….…………….…....10
1.3 Герои рассказов В. М. Шукшина…24
Глава 2 Изучение рассказов В. М. Шукшина в средней школе…….………...35
2.1 Анализ школьных программ и учебников35
2.2 Обзор методических статей и пособий…42
2.3 Конспект внеурочного мероприятия по литературе для 9 класса...……...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…54

Актуальность творчества Василия Макаровича Шукшина в современной литературе обусловлена в первую очередь интересом к личности писателя и широким признанием читателями разных поколений. Книги автора популярны не только в нашей стране, но и за рубежом. Обсуждение таланта и самобытности В. М. Шукшина приводит к научным спорам и дискуссиям, незаконченным и сейчас. В середине 60-х годов ХХ века начался диспут, который показал разноречивые оценки и мнения литературоведов в определении типа героя в произведениях писателя.
Сам В. М. Шукшин писал, что «главным персонажем рассказов является человек, его духовные искания, размышления, нравственное напряжение, в чью стихию вовлекается личность. Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом. Когда роман дописан и автор умер» [Шукшин 1992: 29].
«Рассказы – это центральное, важнейшее звено того большого "романа", который В. Шукшин "писал" всеми доступными ему художественными способами. Он вырабатывает "язык", систему образов и понятий, обозначающих стержень художественных размышлений. Стремится "воспитать" читателя, приучить его к мысли, что "настоящая литература" рассчитана на не одноразовое прочтение» [Стрелкова 2002: 7].
Как писатель Василий Шукшин стал известен с 1958 года. За 16 лет им было опубликовано свыше ста рассказов, два романа, повести, киносценарии, произведения для театра, снято шесть фильмов. Роман «Любавины»
(1959-1961) создавался одновременно с первыми рассказами. Сборники «Сельские жители» (1963), «Там, вдали» (1968), «Печки-лавочки» (1973), «Характеры» (1973), «Земляки» (1970), «Беседы при ясной луне» (1974), роман «Я пришел дать вам волю» (1971), киноповесть «Калина красная» (1973), повесть-сказка «Точка зрения» (1974), сатирическая повесть «Энергичные люди» (1973), повесть для театра «А поутру они проснулись» (1975), сказка «До третьих петухов» (1975) [Горн 1993: 39].
Со временем менялись некоторые представления, трактовки богатого творческого наследия писателя. Это и повлекло за собой определенные уточнения, а в какой-то мере и переосмысление давно известных произведений, в которых писатель многогранен. При чтении рассказов В. Шукшина нужно стараться вникать в каждое слово, чувствовать и слышать то, что чувствуют его герои.
Главными героями шукшинских рассказов чаще всего являются простые деревенские люди. Писателя привлекает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. И эти качества делают героев близкими читателям. Рассказы заставляют смеяться, а после чтения, задумываться над прочитанным. В. Шукшин практически не дает портретных зарисовок героев, не рассказывает об их прошлом. Однако писатель стремится к тому, чтобы читатель полюбил их, так как хорошо знает, что в жизни не одни лишь «светлые души», что борьба добра со злом остается напряженной. И в этой борьбе как раз участвуют его герои. «Аналитичная мысль писателя, выделяя те или иные социально-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное. Рассказы создаются в итоге глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа» [Козлова 1992: 154].
Творчество В. М. Шукшина волнует многих исследователей: его изучению посвящено много работ, написано большое количество кандидатских и докторских диссертаций. Среди них можно выделить исследования А. Е. Базановой «Традиции русской классической литературы: Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов в прозе В. М. Шукшина» [Базанова 1986], Н. А. Биличенко «Своеобразие литературного героя В. М. Шукшина: к проблеме национального характера» [Биличенко 1983], В. Ф. Горна «Наш сын и брат: проблемы и герои прозы Василия Шукшина» [Горн 1985], О. А. Москвиной «Жанрово-стилевое своеобразие произведений В. Белова и В. Шукшина» [Москвина 1985], Л. Л. Салагаевой «Народно-разговорная основа языка прозы В. М. Шукшина» [Салагаева 1983].
Актуальность работы определяется все возрастающим интересом к творчеству В. М. Шукшина, к поднимаемым автором проблемам противостояния города и деревни, к его человеческим типам, нравственной проблематике. Изучение произведений В. М. Шукшина в школе способствует нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Новизна работы заключается в ее методической направленности, т.к. изучение произведений В. М. Шукшина в школе необходимо с точки зрения развития традиционных мотивов, отбора жизненного материала, соотнесения художественного вымысла и реальности, характеристики изобразительно-выразительных средств, особенности повествовательной манеры автора. При работе с произведениями на уроке акцент делается на нравственной проблематике, осмыслении позиции писателя в оценке характеров. Обращение к творчеству В. М. Шукшина является необходимым и на уроках внеклассного чтения, на уроках русского языка при изучении основных разделов синтаксиса, лексики (темы «Диалектизмы», «Фразеологизмы»).
Объектом исследования является творчество В. М. Шукшина.
Предмет исследования – методика преподавания рассказов В. М. Шукшина в школе.
Цель работы – рассмотреть изучение рассказов В. М. Шукшина в школе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «рассказ» в литературоведении.
2. Исследовать художественное своеобразие рассказов В. М. Шукшина.
3. Рассмотреть образы героев-чудиков в рассказах В. М. Шукшина.
4. Дать обзор учебно-методических работ по творчеству В. М. Шукшина.
5. Проанализировать действующие программы и учебники на предмет изучения творчества В. М. Шукшина в школе.
6. Разработать технологическую карту урока по творчеству В. М. Шукшина.
Работа состоит также из введения, двух глав, заключения через и списка использованных черты источников, насчитывающего 54 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Прожил В. М. Шукшин всего 45 лет. Это небольшой срок, но и этого оказалось достаточно для того, чтобы остаться в сердцах людей.
Интерес современных читателей к художественному наследию и судьбе В. М. Шукшина говорит о том, что актуальность и ценность творчества этого выдающегося писателя не ослабевают с годами. «Крестьянин потомственный, традиционный», как декларировал свое творчество и жизненное кредо В. М. Шукшин, прожил нелегкую жизнь, и жизнь несправедливо короткую, но ушел, оставив после себя богатое творческое наследие и пример творческого поведения в социуме как жизнь бунтаря, бойца» [Бодрова 2011: 59].
Герои Шукшина – яркие образы и в современной жизни. Созданные много лет назад, они и сейчас отражают особенности нашей жизни и находят в ней отголоски. Рассказы автора востребованы до сих пор. И сейчас живут на нашей земле «чудики» – люди, которые умиляют своей наивностью и учат нас, как преодолевать трудности жизни, дают пример внутренней силы.
Когда читаем произведения В. М. Шукшина, герои предстают перед нами как живые, при этом читатели проникаются ощущением, будто лично знакомы с кем-то из них. Автор очень убедителен при рисовании человеческих характеров. Хотя каждый из героев живет своей особой жизнью, во многих своих произведениях В. М. Шукшин, с улыбкой наблюдающий за своими героями, рассказывает об их поисках прекрасного и возвышенного, представляет героя, сопротивляющимся переменам и меняющимся человеком, сохраняющим и теряющим нечто важное.
Творческие искания Василия Макаровича Шукшина помогали преобразовывать жанры, открывать новые возможности и резервы. «При изображении реальной жизни писатель ориентировался на народное мироощущение, юмор, речь, опирался при этом на традиции классики. И потому, мы никогда не ощущаем в работе В. М. Шукшина «сделанности» произведения, нарочитости, экспериментальности» [Творчество 1997: 165].
В современной критике творчество Шукшина как бы заново сопоставляется, «сверяется» с условиями, в каких оно развивалось, уточняются принципы его систематизации, пересматриваются отдельные оценки. Шукшин не только не изучен в должной мере, но и во многом еще не «прочитан». «В его художественном сознании сквозь замечательную организацию и наполнение его произведений были даны ответы на вечные вопросы: «Что с нами происходит?! Как человеком быть и остаться? В чем высший смысл жизни человека?»» [Творчество 1997: 172].
Имя В. Шукшина для его читателей является именем классического ряда, слова автора, которые он писал с большой буквы, нисколько не потеряли своего смысла: Народ, Правда, Жизнь. Каждое из этих слов – отражение души самого писателя, его жизненной позиции – никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизненных перипетий, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.
Произведения В. М. Шукшина включают в свои авторские программы и школьные учебники многие авторы-составители, привлекая тем самым внимание читателей к проблемам, которые поднимал в своих рассказах писатель. Отводя на изучение творчества В. М. Шукшина больше часов (внося соответствующие поправки в план), можно научить обучающихся понимать писателя, его героев, можно повлиять на нравственный мир учащихся.
Читая рассказы В. Шукшина, невольно задумываешься о жизни, о людях, о характерах… Герои рассказов В. Шукшина близки нам, поскольку они есть и будут всегда и везде – будь то город или деревня. Произведения писателя являются для нас яркими жизненными примерами, которые учат понимать жизнь, а рассказы – наставлениями. Хочется верить, что на их примере люди откроют для себя мир добра и красоты.



1. Алексеева, Т. Н. «Люди, давайте любить друг друга». Урок-полилог по рассказу В. М. Шукшина «Горе». XI класс / Т. Н. Алексеева // Литература в школе. – 2016. – №7. – С. 12-17.
2. Аннинский, Л. А. В поисках ответов / Л. А. Аннинский. – М. : Молодая гвардия, 1981.
3. Апухтина, В. А. Проза В. М. Шукшина / В. А. Апухтина. – М., 1986.
4. Базанова, А. Е. Традиции русской классической литературы : Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов в прозе В. М. Шукшина : диссертация ... канд. филол. наук / А. Е. Базанова. – М., 1986. – 182 с.
5. Биличенко, Н. А. Своеобразие литературного героя В. М. Шукшина : к проблеме национального характера : диссертация ... канд. филол. наук / Н. А. Биличенко. – Л., 1983. – 180 с.
6. Бодрова, Л. Т. Малая проза В. М. Шукшина в контексте современности: монография / Л. Т. Бодрова. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011.
7. Белая, Г. А. Художественный мир современной прозы / Г. А. Белая. – М. : Наука, 1983.
8. Белов, В. Творческая звезда Василия Шукшина / В. Белов. – Л. : Лениздат, 1983. – 246 с.
9. Беляков, С. С. Барнаульский Шукшин: многое впервые / С. С. Беляков // Вопросы литературы. – 2011. – №5. – С. 428-438.
10. Быстров, В. Мне было только правду рассказать. «Логика жизни» в рассказах В. Шукшина / В. Быстров // Литература в школе. – 1987. – №3. – С. 2-5.
11. Вертлиб, Е. В. Шукшин и русское духовное возрождение / Е. В. Вертлиб. – Нью-Йорк, 1990 [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: http://www.altairegion22.ru/gallery/gener/ (дата обращения 21.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
12. Вознесенский, А. А. Собрание сочинений. В 2 т. Т.2. Стихотворения и поэмы / А. А. Вознесенский. – СПб. : Издательство Пушкинского Дома: Вита Нова, 2015. [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: http://voznesolog.ru/voznes_2new.pdf (дата обращения 02.02.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
13. Герасимов, С. Народный художник / С. Герасимов // Шукшин, В. М. Рассказы. Повести. – М. : Дрофа: Вече, 2002. – С. 458-459.
14. Горн, В. Ф. Наш сын и брат: проблемы и герои прозы Василия Шукшина / В. Ф. Горн. – Барнаул : Алтайское книжное изд-во, 1985.
15. Горн, Ю. Василий Шукшин / Ю. Горн. – М. : Просвещение, 1993.
16. Елисеев, Н. Два рассказа В. М. Шукшина: (о рассказах «Срезал» и «Билетик на второй сеанс») / Н. Елисеев // Звезда. – 1995. – №6. – С. 199-202.
17. Екимов, Б. Писатели, принадлежащие человечеству / Б. Екимов // Литература в школе. – 2016. – №8. – С. 12-14.
18. Елина, Т. А. Диалоги о Шукшине / Т. А. Елина // Литература в школе. – 1987. – №6. – С. 61-70.
19. Ельцова, Е. В. «Чудики» Шукшина помогают нам жить по любви / Е. В. Ельцова // Литература в школе. – 2016. – №7. – С. 15-18.
20. Емельянов, Л. Василий Шукшин. Очерк творчества / Л. Емельянов. – Л. : Художественная литература, 1983.
21. Вестник образования. – 2015. – №5 [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=3v1hx4&from=yandex.ru/ (дата обращения 12.12.2022). Загл с экрана. Яз рус.
22. Карпова, В. М. Талантливая жизнь: В. Шукшин – прозаик / В. М. Карпова. – М. : Советский писатель, 1986.
23. Козлова, С. М. Поэтика рассказов Шукшина / С. М. Козлова. – Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1992.
24. Козлова, Л. М. За человека он мог кинуться в огонь и в воду, за народ он стоял… / Л. М. Козлова // Литература в школе. – №5. – 2015. –
С. 14-17.
25. Коновалова, Л. И. Не особенные люди, а особенное в людях / Л. И. Коновалова // Литература в школе. – 1994. – №2. – С. 7-12.
26. Коробов, В. И. Василий Шукшин / В. И. Коробов. – М. : Современник, 1984.
27. Коробов, В. В. Шукшин: Творчество. Личность / В. Коробов. – М. : Советская Россия, 1977.
28. Коробов, В. В. Шукшин / В. Коробов. – 2-е изд. – М. : Современник, 1988.
29. Коробов, В. Поклажистый. О рассказах Василия Шукшина / В. Коробов. – М. : Дет. лит., 1990.
30. Кофанова, Е. В., Кощей, Л. А., Чувакин, А. А. Творчество В. М. Шукшина как функционирующая целостность: проблемы, поиски, решения / Е. В. Кофанова, Л. А. Кощей, А. А. Чувакин // Творчество В. М. Шукшина как целостность. – Барнаул : Алтайский государственный университет, 1998. – С. 3-11.
31. Любимов, О. К изучению рассказа Шукшина «Чудик» / О. Любимов // Русский язык и литература в средних учебных заведениях. – 1990. – №5. – С. 15-19.
32. Методические рекомендации по проведению Урока знаний, посвященного 85-летию со дня рождения В. М. Шукшина, в общеобразовательных учреждениях / авт.-сост.: Л. К. Вальбрит, Л. Ф. Шелковникова, О. В. Фролова, Л. А. Кошелева. – Барнаул : АКИПКРО, 2014.
33. Москвина, О. А. Жанрово-стилевое своеобразие произведений В. Белова и В. Шукшина : диссертация ... канд. филол. наук / О. А. Москвина. – М., 1985.
34. Морар, В. А. «Нам бы про душу не забыть...»: Раздумья над страницами рассказов В. М. Шукшина / В. А. Морар // Литература в школе. – 2018. – №2. – С. 14 – 19.
35. Панкин, Б. Василий Шукшин и его «чудики» / Б. Панкин. – М. : Детская литература, 1979.
36. Петрусь, В. В. Конкурс педагогических инициатив «Дидактическая модель проведения уроков» / В. В. Петрусь [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: http://festival.1september.ru / (дата обращения 16.11.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
37. Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы / Составитель Т. А. Калганова. – 2-е изд. – М. : Дрофа, 1999.
38. Программа курса. Литература. 5-9 классы / авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: https://nsportal.ru/sites/default/pdf/ (дата обращения 01.05.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.
39. Программы общеобразовательных учреждений. Литература.
5-11 классы / под ред. В. Я. Коровиной. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2007.
40. Распутин, В. Твой сын, Россия, горячий брат наш… / В. Распутин // Шукшин, В. М. Рассказы. Повести. – М. : Дрофа: Вече, 2002.
41. Изучение творчества В. М. Шукшина в школе: сборник статей. – СПб., 1998.
42. Салагаева, Л. Л. Народно-разговорная основа языка прозы В. М. Шукшина : диссертация ... канд. филол. наук / Л. Л. Салагаева. – Алма-Ата, 1983.
43. Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. – М. : Просвещение, 1974.
44. Сигов, В. К. Большой роман (О творчестве В. Шукшина) / В. К. Сигов // Литература в школе. – 1999. – №5. – С. 39-49.
45. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. – М., 2003.
46. Стрелкова, И. Василий Макарович Шукшин (1925-1974) / И. Стрелкова // Шукшин, В. М. Рассказы. Повести. – М. : Дрофа: Вече, 2002. –
С. 5-13.
47. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М., 1973. [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: http://www.detskiysad.ru/ped/ (дата обращения 15.01.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
48. Творчество Василия Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. – Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1997.
49. Толченова, Н. Слово о Шукшине / Н. Толченова. – М. : Современник, 1982.
50. Шукшин, В. Собрание сочинений в 3 томах / В. Шукшин. – М. : Молодая гвардия, 1985.
51. Шукшин, В. М. Полное собрание рассказов в одном томе / В. М. Шукшин. – М., 2012.
52. Шукшин, В. Нравственность есть Правда / В. Шукшин // Собрание сочинений: В 6 т. Т.1. / Сост. Л. Федосеева-Шукшина; Предисл. С. Залыгина. – М.: Мол.гвардия, 1992.
53. Шукшин, В. Вопросы самому себе / В. Шукшин. – М. : Молодая гвардия, 1981.
54. Шукшин, В. М. Рассказы. Повести / В. М. Шукшин / Предисловие И. Стрелковой. – М. : Дрофа, 2002.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ