Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение фразеологии (на материале произведений В.М. Шукшина)

Работа №14876

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
848
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА
«ФРАЗЕОЛОГИЯ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
§1. Объект фразеологии и классификации фразеологических единиц 6
§2. Дидактическое обоснование содержания курса «Фразеология» в школьном изучении 25
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 30
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛА «ФРАЗЕОЛОГИЯ» В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.М. ШУКШИНА) 32
§1. Представленность раздела «Фразеология» в школьных учебных программах по русскому языку 32
§2. Особенности функционирования фразеологических единиц в произведениях В.М. Шукшина 39
2.1. Фразеологические обороты с точки зрения узуальности/трансформированности 41
2.2. Фразеологические обороты с точки зрения функционально-стилистической окраски 47
§3. Система заданий по изучению фразеологических единиц в школьном курсе русского языка 50
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 67


Фразеология как наука выявляет особенности фразеологизмов и определяет их место среди других единиц языка, связь с другими его уровнями. Актуальность настоящего исследования определяется значимостью изучения фразеологии в средней школе. Данная работа определяет границы самого предмета учебной фразеологии и предлагает систему заданий на основе фразеологического материала шукшинской прозы, реализующих метапредметную связь русского языка и литературы.
Объектом данного исследования является фразеология. Предметом исследования - фразеологические единицы, выявленные из произведений В.М. Шукшина, в изучении русского языка в школе.
Данная работа написана с целью раскрытия особенностей изучения раздела «Фразеология» в школьной учебной программе по русскому языку и разработки системы заданий по данному разделу на материале фразеологических единиц, выявленных из произведений В.М. Шукшина.
Для достижения поставленной цели был обозначен ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы изучения раздела «Фразеология» с точки зрения проблем современной лингвистики;
- обосновать дидактическое описание содержания изучения курса «Фразеология» в школе;
- проанализировать учебно-методические комплексы по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы;
- представить систему заданий по изучению данного раздела в школьном курсе русского языка.
Теоретической основой данного исследования являются работы следующих учёных: В.В. Виноградова, В.Н. Телии, Н.М. Шанского, Д.Н. Шмелева и др.
В ходе исследования применялись следующие лингвистические методы: метод лингвистического анализа; метод фразеологической идентификации; компликативный метод; метод моделирования.
Научная новизна заключается в комплексном исследовании темы «фразеология».
Практическая значимость исследования заключается в возможности разработки заданий по изучению данного раздела в школе на основе выявленных из текстов В.М. Шукшина фразеологических единиц.
Структура данной дипломной работы соответствует содержанию решаемых исследовательских задач и строится в виде логической последовательности. Работа состоит из 2 глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоритическим основам изучения раздела «Фразеология» в школьном курсе русского языка. В ней решаются следующие задачи :
• выявление круга теоретических понятий по изучению данного раздела в школьной программе;
• описание дидактического обоснования содержания курса
«Фразеология» в школьном изучении;
Вторая глава посвящена изучению раздела «Фразеология» на материале выявленных из произведений В.М. Шукшина фразеологических единиц. В ней решаются следующие задачи:
• провести анализ учебных программ по изучению фразеологии в курсе русского языка;
• описать особенности употребления фразеологических единиц, выявленных в произведениях В.М. Шукшина;
• разработать систему заданий по изучению раздела «Фразеология» в школьном курсе русского языка на материале фразеологических единиц, выявленных в текстах В.М. Шукшина.
Список литературы включает 50 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Фразеология - чрезвычайно сложное языковое явление, изучение которого требует применения специальных методов исследования. В результате проделанной работы, анализа методологической базы, систематизации знаний по вопросу классификации ФО мы считаем, что с использованием данных лексикологии, фразеологии, стилистики, истории языка и других смежных наук понятие «фразеология» можно определить как двустороннее, называющее, с одной стороны, раздел языкознания, изучающий устойчивые идиоматические (в широком смысле) сочетания слов с осложнённой семантикой, с другой - материал одноимённой науки, в круг исследования которой входят вышеобозначенные сочетания слов, именуемые фразеологическими оборотами.
Роль фразеологизмов как стилистического средства очень важна. Они являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в т.ч. малых фольклорных форм. В современной лингвистике фразеологизмы изучаются с различных точек зрения, в сравнении со словом, свободным сочетанием слов. В русском языке разнообразны типы оборотов речи, фразеологический статус которых до сих пор остается спорным и не до конца решённым.
При освоении фразеологии в средней школе учителю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, а все обучение должно строится в соответствии с теорией поэтапного усвоения знаний. Основным в данном случае будет когнитивно-коммуникативный метод обучения, при котором внешняя речь развивается одновременно с внутренней речью. При работе по изучению фразеологии русского языка необходимо прежде всего создать некую теоретическую базу, на основе которой обучение будет проходить с учетом возрастных, психологических, индивидуальных особенностей учащихся, а также с учетом межпредметных связей, что для нас является особенно актуальным. Прежде всего должна быть установлена тесная взаимосвязь русского языка и литературы как учебных дисциплин. Благодаря творчеству В.М. Шукшина эта задача может быть успешна решена. С помощью использования фразеологической базы шукшинских рассказов мы разработали задания, направленные на формирование учебно-языковых умений при изучения фразеологии. Таким образом все цели и задачи нашей работы были достигнуты.



1. Абакумов, С.И. [Текст]: Современный русский литературный язык / С.И. Абакумов; - М.: Советская наука, 1942. - 184 с.
2. Ахманова, О.С. [Текст]: Очерки по общей и русской лексикологии / О. С. Ахманова; - М.: Учпедгиз, 1957. - 295 с.
3. Бабайцева, В.В., Чеснокова Л.Д. [Текст]: Русский язык. Теория. 5¬9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева; - М.: Дрофа, 2012. 319 с.
4. Бабкин, А. М. [Текст]: Русская фразеология, ее развитие и источники / А. М. Бабкин; — М.; Л.: Наука, 2001. - 205 с.
5. Балли, Ш. [Текст]: Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли; - М.: Иностранная литература, 1961. - 201 с.
6. Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А., Тростенцова, Л.А. [Текст]: Учебник / М.Т Баранов; — М.: Просвещение, 2010. — 234 с.
7. Баранов, М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. и др. [Текст]: Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов; — М.: Просвещение, 1990. — 368 с.
8. Баско, Н.В. [Текст]: Фразеологический словарь русского языка (5-11 классы) / Н.В. Баско; - М.: АСТ-Пресс, 2012. - 416 c.
9. Валгина, Н.С. Современный русский язык, учебник
[Электронный ресурс]: / Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина. - М.: Логос, 2002. Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-
books/xbook107/01/index.html?part-014.htm, Tuesday, 1 Feb 2018 10:05:00
10. Виноградов, В.В. [Текст]: Лексикология и лексикография. Избранные труды / В. В. Виноградов; - М.: Наука, 1977. - 312 с.
11. Виноградов, В.В. [Текст]: Об основных типах фразеологических единиц в русском языке / В. В. Виноградов; - М.: Наука, 1986. - 265 с.
12. Виноградов, В.В. [Текст]: Современный русский язык / В. В. Виноградов; — М.: Высшая школа, 1938. - 511 с.
13. Виноградов, В.В. [Текст]: Русский язык. Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов; — М.: Высшая школа, 1972. — 614 с.
14. Вайсгербер, Й.Л. [Текст]: Родной язык и формирование духа / Й.Л. Вайсгербер; - М.: Издательство МГУ, 1993. - 224 с.
15. Горн, В.Ф. [Текст]: Живой язык Василия Шукшина / В.Ф. Горн; —М.: Русская речь, 1977. № 2, с.24-31.
16. Давыдов, В.В. [Текст]: Виды обобщения в обучении. (Логико- психол. проблемы построения учебных предметов) / В.В. Давыдов; — М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
17. Емельянов, Л.И. [Текст]: Василий Шукшин: Очерк творчества. Монография. / Л.И. Емельянов; — Л.: Художественная литература, 1983, — 170 с.
18. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения [Текст]: учебное пособие/А.Б. Есин; - М.: Флинта; Наука, 2002.- 163 с.
19. Ефимов, А. И. [Текст]: О языке художественных произведений / А. И. Ефимов; - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Учпедгиз, 1954. - 287 с.
20. Жуков, В.П. [Текст]: Семантика фразеологических оборотов / В.П. Жуков; — М.: Просвещение, 1978. — 160 с.
21. Жуков, В.П. [Текст]: Русская фразеология / В.П. Жуков; — М.: Высш. шк., 1986. — 309 с.
22. Копыленко, М.М., Попова, З. Д. [Текст]: Очерки по общей фразеологии: Проблемы, методы, опыты / М.М. Копыленко, З. Д. Попова; - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. - 109 с.
23. Круковер, В.И. [Текст]: Словарь младшего школьника:
Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Этимологический словарь. Фразеологический словарь / В.И. Круковер, В.И. Супрун, Т.Г. Никитина; — М.: Стрекоза, 2012. — 640 с.
24. Крысин, Л. П. [Текст]: Современный русский язык: Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учебное пособие / Л. П. Крысин;— М.: Академия, 2009. — 240 с.
25. Ладыженская, Т.А. [Текст]: Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская;— М.: Просвещение, 2012. — 192 с.
26. Леонтьев, А. А. [Текст]: Язык, речь, речевая деятельность. / А. А. Леонтьев; — М., Просвещение, 1969. - 214 с.
27. Молотков, А.И. [Текст]: Основы фразеологии русского языка / А.И. Молотков; — Л.: Наука, 1977. — 282 с.
28. Молоткова, Л.И. [Текст]: Фразеологический словарь русского языка / Л.И. Молотков; — М.: Сов. энциклопедия, 1986. — 543 с.
29. Овчаренко, А.И. [Текст]: Рассказы и повести В. Шукшина / А.И. Овчаренко;— М., Русская литература, 1987. — 19-37 с.
30. Поливанов, Е.Д. [Текст]: Введение в языкознание для востоковедных вузов. / Е.Д. Поливанов; -Л., 1928. - 220 с.
31. Попов, Р.Н. [Текст]: Фразеологизмы современного русского языка с архаичными значениями и формами слов / Р.Н. Попов; — М.: Высш. шк., 1976. — 200 с.
32. Разумовская М.М., Лекант П.А., Львова С.И. [Текст]: Русский язык. 6 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская; - М.: Дрофа, 2013., 203 с.
33. Рахманова, Л. И., Суздальцева, В. Н. [Текст]: Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: Учебное пособие. / Л. И. Рахманова, В. Н. Суздальцева; — М., 1997. — 19-267 с.
34. Розенталь, Д.Э. [Текст]: Фразеологический словарь русского языка / Д.Э. Розенталь, В.В. Краснянский; — М.: Оникс, АСТ, Мир и Образование, 2008. — 416 с.
35. Телия, В.Н. [Текст]: Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция. Метафора в языке и тексте / —М., 1988. — 176 с.
36. Телия, В.Н. [Текст]: Что такое русская фразеология / — М.: Наука, 1966.-84 с.
37. Телия, В.Н. [Текст]: Русская фразеология. Семантический,прагматический и лингвокультурологический аспекты / В.Н. Телия; — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. —288 с.
38. Ушаков, Д.Н. [Текст]: Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков; - М.: Астрель, 2000, 500 с.
39. Фёдоров, А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка [Электронный ресурс] / А. И. Фёдоров. - М.: Астрель: АСТ, 2008. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/frazslov/ Monday 12 March 2018 12:09:00
40. Хисамова, Г.Г. [Электронный ресурс]: Диалог как компонент художественного текста (на материале художественной прозы В.М. Шукшина) /Г.Г. Хисамова; - Уфа, 2009. Режим доступа:
vak.ed.gov.ru/./2018/10-08/KHisamovaGG.doc, Apr 10 2018 11:40:00
41. Шакиржанова, Р. [Текст]: Живые голоса его героев: Разговор, синтаксис в художественной прозе Василия Шукшина / Р. Шакиржанова - М.: Русская речь, 1985. 62-66 с.
42. Шанский, Н. М. [Текст]: Фразеология современного русского языка: Учеб. Пособие для вузов по спец. «Русский язык и литература» / Н. М. Шанский. — М.: Высш. шк., 1985. — 160 с.
43. Шанский, Н.М. [Текст]: Фразеология современного русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Н. М. Шанский; - М.: Высш. шк., 1985. - 160 с.
44. Шахматов, А.А. [Текст]: Синтаксис русского языка, вып. 1 / А.А. Шахматов; — Л., 1925. - 271 с.
45. Шахматов, А.А. [Текст]: Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов; —Л., 1941. -173, 308-309 с .
46. Шмелев, Д.Н. [Текст]: Современный русский язык. Лексика / Д.Н. Шмелев; — М.: 1977. — 335 с.
47. Шукшин, В.М. [Текст]: Избранные произведения; В 2 т. Т. 1 / В.М. Шукшин; — М.: Молодая гвардия, 1976, — 250 с.
48. Шукшин, В.М. [Текст]: Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга первая / / В.М. Шукшин; — М.: Изд-во «Надежда-1», 1998, — 380 с.
49. Шукшин, В.М. [Текст]: Рассказы / В.М. Шукшин; - М.: Русский язык, 1981. - 312 с.
50. Федорова, Т.Л. [Текст]: Фразеологический словарь русского языка: 60 000 слов / Т.Л. Федорова; — М.: ЛадКом, 2013. — 608 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ