ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7-9 КЛАССАХ
|
Реферат
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Методические основы экологического воспитания на уроках физики в 7 - 9
классах общеобразовательной школы 8
1.1 Актуальность экологизации образования 8
1.2 Место и роль физики в экологическом образовании 11
1.3 Основные требования к содержанию экологического материала 15
1.4 Вопросы экологии в курсе физики 7 класса 17
1.5 Вопросы экологии в курсе физики 8 класса 23
1.6 Вопросы экологии в курсе физики 9 класса 26
2 Экологическое воспитание учащихся на уроках физики в 7 - 9 классах с
применением технологии «веб-квест» 29
2.1 Особенности использования технологии «веб-квест» 29
2.2 Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с
использованием технологии «веб-квест» на примере 7 класса 32
2.3 Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с
использованием технологии «веб-квест» на примере 8 класса 39
2.4 Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с
использованием технологии «веб-квест» на примере 9 класса 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Методические основы экологического воспитания на уроках физики в 7 - 9
классах общеобразовательной школы 8
1.1 Актуальность экологизации образования 8
1.2 Место и роль физики в экологическом образовании 11
1.3 Основные требования к содержанию экологического материала 15
1.4 Вопросы экологии в курсе физики 7 класса 17
1.5 Вопросы экологии в курсе физики 8 класса 23
1.6 Вопросы экологии в курсе физики 9 класса 26
2 Экологическое воспитание учащихся на уроках физики в 7 - 9 классах с
применением технологии «веб-квест» 29
2.1 Особенности использования технологии «веб-квест» 29
2.2 Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с
использованием технологии «веб-квест» на примере 7 класса 32
2.3 Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с
использованием технологии «веб-квест» на примере 8 класса 39
2.4 Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с
использованием технологии «веб-квест» на примере 9 класса 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Настало то время, когда мы не в праве не замечать возникающие во всем мире экологические проблемы. В современном мире, из-за безостановочного развития науки и пи, формирования новых промышленных отраслей и строительства различных предприятий, взаимодействие общества и природы носит очень тесный характер и, как следствие влияние человека на природу необходимо контролировать. Это влияние должно определенным образом регулироваться, иначе человечество переступит ту незримую черту, за которой следует глобальная экологическая катастрофа, возможно даже более опасная, чем ядерная война.
Актуальность: природа имеет ключевое значение в жизни человека. Но сегодня окружающий нас мир находится в критическом состоянии. Экологические проблемы являются первостепенными, жизненоважными для всего мира. Парниковый эффект, разрушение озонового слоя, вымирание различных видов животных, загрязнение почв и истощение запасов пресной воды - все это последствия вмешательства человека в природу и неконтролируемого использования ее ресурсов. И преодолеть данные проблемы лишь одними техническими средствами уже невозможно. Человечеству предстоит измениться, изменить свое отношение к природе, к своей планете и создать новую культуру взаимоотношения с окружающим миром. И экологическое воспитание подрастающего поколения является первым шагом к созданию такой культуры.
Современный курс физики не слишком эффективен в направлении формирования экологической культуры. На уроках учителями не уделяется практически никого внимания вопросам экологии. Материал, относящийся к экологии считается необязательным, второстепенным и, следовательно, редкий учитель включает его в свои уроки.
Цель исследования — выявить возможности использования технологии «веб-квест» по формированию экологических знаний и умений учащихся в курсе физики основной общеобразовательной школы.
Объект исследования - экологическое воспитание учащихся.
Предмет исследования - экологическое воспитание на уроках физики в 7 - 9 классах общеобразовательной школы.
В соответствии с целью и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть проблему исследования на основе изучения литературных источников.
2. Выявить роль и возможности школьного курса физики в раскрытии вопросов экологии.
3. Разработать веб-квест экологической направленности для
использования его при изучении курса физики 7-9 классов.
Методологической основой исследования являются работы отечественных психологов О.А. Барониной, Т.Б. Дмитриевой, Л.М. Митиной, Г.Н. Никифорова, М.Ф. Секач по проблеме психологического здоровья.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Конкретизация экологического содержания, используемого на уроках физики.
3. Анализ продуктов деятельности учащихся.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска. Выборка исследования представлена учителем физики, объем выборки - 21 человек.
Практическая значимость работы состоит в подборе экологического материала, который можно использовать при изучении курса физики 7 -9 классов, а также в выявлении возможности использования технологии «веб-квест» по формированию экологической культуры на уроках физики. В работе проанализирован, обобщён, систематизирован найденный теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован учителями в своей педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам. Данная работа может представлять интерес для учителей физики и для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы.
По результатам исследования опубликована статья «Место и роль физики в экологическом образовании».
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 40 наименований. Результаты работы представлены на 7 рисунках. Общий объем работы - 50 печатных листов.
Актуальность: природа имеет ключевое значение в жизни человека. Но сегодня окружающий нас мир находится в критическом состоянии. Экологические проблемы являются первостепенными, жизненоважными для всего мира. Парниковый эффект, разрушение озонового слоя, вымирание различных видов животных, загрязнение почв и истощение запасов пресной воды - все это последствия вмешательства человека в природу и неконтролируемого использования ее ресурсов. И преодолеть данные проблемы лишь одними техническими средствами уже невозможно. Человечеству предстоит измениться, изменить свое отношение к природе, к своей планете и создать новую культуру взаимоотношения с окружающим миром. И экологическое воспитание подрастающего поколения является первым шагом к созданию такой культуры.
Современный курс физики не слишком эффективен в направлении формирования экологической культуры. На уроках учителями не уделяется практически никого внимания вопросам экологии. Материал, относящийся к экологии считается необязательным, второстепенным и, следовательно, редкий учитель включает его в свои уроки.
Цель исследования — выявить возможности использования технологии «веб-квест» по формированию экологических знаний и умений учащихся в курсе физики основной общеобразовательной школы.
Объект исследования - экологическое воспитание учащихся.
Предмет исследования - экологическое воспитание на уроках физики в 7 - 9 классах общеобразовательной школы.
В соответствии с целью и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть проблему исследования на основе изучения литературных источников.
2. Выявить роль и возможности школьного курса физики в раскрытии вопросов экологии.
3. Разработать веб-квест экологической направленности для
использования его при изучении курса физики 7-9 классов.
Методологической основой исследования являются работы отечественных психологов О.А. Барониной, Т.Б. Дмитриевой, Л.М. Митиной, Г.Н. Никифорова, М.Ф. Секач по проблеме психологического здоровья.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Конкретизация экологического содержания, используемого на уроках физики.
3. Анализ продуктов деятельности учащихся.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска. Выборка исследования представлена учителем физики, объем выборки - 21 человек.
Практическая значимость работы состоит в подборе экологического материала, который можно использовать при изучении курса физики 7 -9 классов, а также в выявлении возможности использования технологии «веб-квест» по формированию экологической культуры на уроках физики. В работе проанализирован, обобщён, систематизирован найденный теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован учителями в своей педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам. Данная работа может представлять интерес для учителей физики и для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы.
По результатам исследования опубликована статья «Место и роль физики в экологическом образовании».
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 40 наименований. Результаты работы представлены на 7 рисунках. Общий объем работы - 50 печатных листов.
Целью дипломной работы являлось выявление возможности уроков физики по формированию экологических знаний и умений учащихся в курсе физики 7 - 9 классов общеобразовательной школы.
В данной работе было обозначено место и роль физики в процессе экологического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Было выявлено, что курс физики предоставляет большие возможно по формированию экологической культуры учащихся. Внедрение экологического материала в школьные уроки физики позволит ученикам увидеть положительные и отрицательные последствия взаимоотношения природы и человеческого общества, понять важность атмосферы для всех обитателей нашей планеты и узнать о способах ее очистки, ознакомиться с важностью живой природы для экосистемы Земли и мерами по охране этой природы от воздействия негативных внешних факторов. Также в школьном курсе могут быть затронуты вопросы городской и сельскохозяйственной экологии, которые являются актуальными для данного региона.
Также в работе было раскрыто содержание физико - экологических знаний, приобретаемых учащимися при изучении курса физики с элементами экологических знаний. К физико-экологическому материалу были отнесены явления и процессы, значимые для биосферы в целом и отдельных живых организмов, в том числе и для человека, определяющие их существование во взаимодействие с окружающей средой, а также безопасность и развитие.
Были обозначены требования к содержанию экологического материала на уроках физики и на основе этих требований были приведены примеры рассматриваемых экологических проблем и явлений при изучении конкретных тем в курсах физики 7 - 9 классов.
Также были рассмотрены основные экологические умения, получаемые старшеклассниками, описаны пути и методы обучения школьников экологическим знаниям и умениям, как на урочных, так и внеклассных занятиях по физике.
Итогом работы стали созданные веб-квесты, применимые при изучении в 7, 8 и 9 классах. Данные квесты позволяют учащимся получить представление о влиянии физических процессов, свойств и явлений на окружающую среду, а также углубить знания по проходимой в данный момент теме курса физики.
В заключение можно сказать, что экологическое воспитание учащихся имеет важное значение для всего человечества, так как от качества этого воспитания зависит будущее отношение людей к природе и планете в целом.
В данной работе было обозначено место и роль физики в процессе экологического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Было выявлено, что курс физики предоставляет большие возможно по формированию экологической культуры учащихся. Внедрение экологического материала в школьные уроки физики позволит ученикам увидеть положительные и отрицательные последствия взаимоотношения природы и человеческого общества, понять важность атмосферы для всех обитателей нашей планеты и узнать о способах ее очистки, ознакомиться с важностью живой природы для экосистемы Земли и мерами по охране этой природы от воздействия негативных внешних факторов. Также в школьном курсе могут быть затронуты вопросы городской и сельскохозяйственной экологии, которые являются актуальными для данного региона.
Также в работе было раскрыто содержание физико - экологических знаний, приобретаемых учащимися при изучении курса физики с элементами экологических знаний. К физико-экологическому материалу были отнесены явления и процессы, значимые для биосферы в целом и отдельных живых организмов, в том числе и для человека, определяющие их существование во взаимодействие с окружающей средой, а также безопасность и развитие.
Были обозначены требования к содержанию экологического материала на уроках физики и на основе этих требований были приведены примеры рассматриваемых экологических проблем и явлений при изучении конкретных тем в курсах физики 7 - 9 классов.
Также были рассмотрены основные экологические умения, получаемые старшеклассниками, описаны пути и методы обучения школьников экологическим знаниям и умениям, как на урочных, так и внеклассных занятиях по физике.
Итогом работы стали созданные веб-квесты, применимые при изучении в 7, 8 и 9 классах. Данные квесты позволяют учащимся получить представление о влиянии физических процессов, свойств и явлений на окружающую среду, а также углубить знания по проходимой в данный момент теме курса физики.
В заключение можно сказать, что экологическое воспитание учащихся имеет важное значение для всего человечества, так как от качества этого воспитания зависит будущее отношение людей к природе и планете в целом.
Подобные работы
- Экологическое образование учащихся на занятиях по физике в старшей школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Формирование экологической культуры на традициях Азербайджанского народа
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Экологическое воспитание учащихся на занятиях по физике в основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - WEB-KBECT КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - Условия формирования регионального компонента на уроках окружающего мир
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ В КУРСЕ ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Диссертация , физика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005





