Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИЯ УМБЕРТО ЭКО КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТИВЕНА КИНГА «11/22/63»

Работа №152953

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы69
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1. Анализ концепции итальянского семиолога Умберто Эко 18
1.1. Особенности знакового устройства в семиологии Эко 18
1.2. Феномен «Открытого» произведения
24
1.3. Особенности массовой культуры и массовых коммуникаций 31
1.4. Проблема
Г иперинтерпретации 35
1.5. Выводы первой
главы 40
2 Анализ романа Стивена Кинга «11.22.63»
41
2.1 Роль автора по отношению к
тексту 41
2.2 Разбор текста 43
2.2.1 Структурно-семиотический анализ название и обложки 43
2.2.2 Степень открытости
произведения 45
2.2.3 Наличие элементов
гиперреальности 47
2.2.4 Интерпретационные возможности
произведения 48
2.2.5 Проявление модели «энциклопедии» в
романе 54
2.2.6 Наличие лексикодов в тексте
56
2.3 Роль читателя по отношению к
тексту 57
Заключение 59
Список использованной литературы
61
Приложение А 66

Актуальность темы исследования.
На сегодняшний день постмодернизм оказывает значительное влияние на общество. Его идеи и методы используются в различных областях, от философии и искусства до политики и социологии. Так, например, Джереми Хейманс совместно Генри Тиммсом в своей книге «Новая власть. Какие силы управляют миром - и как заставить их работать на вас»1 постулируют идею становления нового общества, в котором власть децентрализована, что в свою очередь напоминает ризомную структуру, о которой говорили теоретики постмодернизма Делёз и Гваттари2. Постмодернизм помогает людям открывать новые способы мышления и по-новому взглядывать на общество и культуру. Именно поэтому нами взята концепция Умберто Эко, которая повлияла на постмодернизм, внеся свой вклад.
Актуальность данной работы также заключается в том, что несмотря на большое количество трудов по семиологии, написанных Умберто Эко, они, к сожалению, всё ещё остаются в стороне от научного интереса российских исследований. Исследования, посвящённые итальянскому семиологу по большей части задевают его литературное творчество и носят рецензированный характер, при этом обходя стороной его теоретический вклад в науку о знаках и направление постмодернизма. Данную проблему подмечает Усманова в своей работе «Умберто Эко: парадоксы интерпретации»3, отмечая, что в
русскоязычном сегменте Эко предстаёт в роли писателя по причине долгого отсутствия переводов его научных работ.
Современная семиология является одним из наиболее актуальных и интересных направлений в современной науке. Изучение культурных явлений с помощью методов семиотики позволяет глубже понимать мир, в котором мы живем. Более того, семиотика занимает важное место в современной философии, и знание этой науки может помочь в понимании и анализе философских текстов. Потому было бы интересно взглянуть через призму семиологии Эко на литературное произведение 21 века одного из самых популярных жанра фантастического романа, выявив его характерные особенности.
Степень изученности
Первом блоком литературы является теоретические концепции в области семиотики, предшествующие и повлиявшие на теорию Умберто Эко.
Немалый упор Эко делал на идеи Ч. Пирса4, который говорил о трёх видах знаков: иконы (подобия), индексы (указатели), символы. Каждый из видов существенно отличается от другого. Так, если индексы связаны с каким-то конкретным предметом и говорят что-то об этом предмете, то подобия репрезентируют вещи, лишь имитируя их. Символ же — это знак, который ассоциируют с его значением. Например, белый флаг — это символ принятия поражения. Порой знаки могут быть нескольких видов, или разными видами для разных людей. Так, например, карта без обозначения широты, долготы и сторон света является знаком подобия(иконы) для простого человека, так как она описывает местность, но не понятно какую конкретно. Однако в то же время для человека, который живёт в этой местности и сможет её соотнести с окружающим пространство, карта будет являться указателем (индексом).
Также он на основе категорий он выводит понятие репрезентанта. Репрезентант — это триадное отношение, в котором основание связывается с объектом посредством интерпретанты
Тем самым, вкладом американского основоположника семиотики Ч. Пирса было появление понятия знака, которое задевало не только естественный язык, но все сферы человеческой жизни в целом. Из-за этого знаки стали рассматриваться не по отдельности, а как части знаковых систем, которые обладают своими законами и функциями.
Особенности построения систем, их структурирование, влияние элементов системы друг на друга, — всё это является предметом изучения в семиотике. Значимый вклад своими исследованиями внёс Ф. де Соссюра. Высказанная им идея в работе «Курс общей лингвистики»5 сыграла важную роль в развитии семиотике. Важной мыслью является то, что естественный язык лишь одна из знаковых систем, выражающих понятия. Потому его можно сравнивать с другими знаковыми системами, которые точно так же имеют свои правила построения, структурой, элементами и подсистемами. Однако естественный язык по отношению к другим знаковым системам является наиболее важным и главным. Таким образом, продолжая эту мысль, можно сказать, что происходит появление огромного множества различных систем, которые напоминают язык, однако прировнять их к естественному языку невозможно. Именно так появляется понятие искусственного языка. Например, искусственным языком является азбука Морзе, так же данное понятие применимо к искусству в плане коммуникативного диалога между автором и зрителем. Осуществляется такой диалог благодаря созданному автором текстом из знаков относящегося к той или иной языковой системе....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основной целью данной выпускной квалификационной работы являлось изучение концепции Умберто Эко. В рамках работы были изучены теоретические труды Эко, выявлены и применены в анализе романа Стивена Кинга «11.22.63» семиотические особенности текста. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи
В первой главе были изучены взаимовлияние двусоставной природы знака в семиологии Эко, а также роль кода в этом процессе. Нами было выявлена особенность гибкости кодов к изменениям. Также был проанализирован процесс появления новых кодов. Благодаря нему был выявлен и проанализирован процесс бесконечного семиозиса и его влияние на постулирование идеи модели «энциклопедии» в теории Эко. Бесконечность семиозиса определяется если и не полной неограниченностью, то широким многообразием комбинирования выражений с различными содержаниями путём подбора различных кодов, возможностью создания новых кодов. Во втором разделе данной главы нами была изучена эпистемологическая гносеологическая область семиотики Эко в феноменах открытого произведения и структурной модели «лабиринта» в текстах. Проблема авторского и текстовой значимости приводит Эко к мысли придерживания структуры, в которой существует возможность множества интерпретаций, однако не все они верны, поскольку в таком случаи теряется позиция текста. Данные особенности текстов помогли определить роль автора в тексте, а также роли эмпирического и образцового читателя. Помимо этого, были проанализированы особенности массовой культуры и массовой коммуникации в теории Эко в виде понятий лексикода и гиперреальности. Также в исследование была выявлена проблема гиперинтерпретации в свете развитий теории отрытых текстов. Особое внимание исследования уделено решению Эко данной проблемы.
Во второй главе исследования нами был проанализирован роман Стивена Кинга. Основываясь на концепции Умберто Эко нами было выявлено, что данный роман имеет интерпретационное поле за счёт применения метафор текста, применения феномена гиперреальности. Однако данное поле не столь широкое. Благодаря этому текстом решается проблема
гиперинтерпретационной проблемы. Также интерпретационное поле определяет характер закрытости произведения. Таким образом можно сказать, что роман рассчитан на эмпирического и наивного читателя, которому в отличии от образцового не столько важно иметь какие-то знания для лучшего понимания смысла произведения. Структура произведения выстроена так, что любой читатель способен выявить основной замысел текста. Также было выявлено, что в романе активно используется кодирование с позиции культуры США. Проблема декодирования подобного текста решена за счёт подстрочных ссылок, а также работы переводчиков, которые изменяют код текста, преследуя цель оставить текст наиболее приближенным к оригиналу, но так, чтобы носители другого культурного кода понимали основные смыслы произведения.


1. Барт, Р. Семиоика. Поэтика: избранные работы / Р. Барт. // Смерть автора. - Москва: Прогресс, 1989. - 394-391 с.
2. Барт, Д. Литература истощения / Д. Барт // Российский литературоведческий журнал. - Москва; 1997. - №10. - С. 124-139.
3. Бахтин, М. М. Собрание сочинений: в 7 т. / М. Бахтин. - Москва: Языки славянских культур, 2002. - Т. 6. - 134 с.
4. Бел, М. Семиотика и искусствознание / М. Бел, Н. Брайсен // Вопросы искусствознания. - Москва; 1996. - № 9. - С. 521-559.
5. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр. - Москва: Рипол-Классик, 2018. - 320 с.
6. Борев, Ю. Искусство интерпретации и оценки / Ю. Борев. - Москва: 1981. - 431 с.
7. Вишнякова, А. В. Особенности использования метафоры в творчестве Стивена Кинга / А. В. Вишнякова, Ю. Е. Малюкова // Филологические науки. - Севастополь; 2019. - С. 3-7.
8. Галинская, И. Л. Постмодернизм в творчестве Умберто Эко / И. Л. Галинская // Культурология: теоретический и научно-практический журнал/ Институт научной информации по общественным наукам РАН. - Москва; 2016. -№4. - С. 44-46.
9. Гринберг, К. «Авангард и китч» / К. Гринберг// Художественный
журнал. - Москва; 2005. - № 60. - С. 49-58
10. Делёз, Ж. Ризома / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. - Москва: Редакционный предварительный текстос, 1977. - 480 с.
11. Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с.
12. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. - Москва: Ad Marginem, 2000. - 508 с.
13. Ельмслев, Л. Пролегомены к теории языка / Л. Ельмслев. - Москва: КомКнига, 2006. - 248 с.
14. Ерохина, Л. А. Интерпретационная концепция Умберто Эко в контексте научных исследований эпохи / Л. А. Ерохина // Дисскусия. - Москва;
2012. -№8. - С. 165-168.
15. Жуковский, В. И. Визуальное мышление художника и зримая сущность произведения искусства / В. И. Жуковский // Грамота. - Тамбов; 2015. - №7. -С. 70-72....53



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ