Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы концепции безопасности человека…………………....5
1.1 Подходы к определению понятия «безопасность человека»…………………………….5
1.2 Основные положения концепции «безопасности человека ООН»……………………..10
1.3 Подходы к определению «безопасности человека» в Арктических странах……………………………………………………………………………………...17
Глава 2. Концепция «безопасности человека» в стратегиях Арктических стран…………………………………………………………………………………………….25
2.1 Дания………………………………………………………………………………………...25
2.2 Исландия…………………………………………………………………………………….28
2.3 Канада……………………………………………………………………………………….30
2.4 Норвегия…………………………………………………………………………………….33
2.5 Россия………………………………………………………………………………………..35
2.6 США…………………………………………………………………………………………38
2.7 Финляндия…………………………………………………………………………………..40
2.8 Швеция……………………………………………………………………………………....42
Глава 3. Ключевые угрозы «безопасности человека» и проекты по ее достижению в Арктике…………………………………………………………………………………………45
3.1 Обзор ключевых угроз «безопасности человека» в Арктике…………………………….45
3.2 Проекты арктических стран в области достижения «безопасности человека» в Арктике………………………………………………………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………………………….61
Список использованных источников и литературы……………………………………..64
Приложение……………………………………………………………………………………72
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью адаптации концепции «безопасности человека» к конкретным условиям Арктического региона. Арктика является уникальным регионом, обладающим огромными природными ресурсами и критически важным геополитическим положением. Однако, динамичное развитие экономической деятельности в данном регионе, изменение климата и возникающие экологические риски приводят к новым угрозам безопасности человека.
С одной стороны, активное освоение Арктики открывает новые экономические перспективы: доступ к энергетическим ресурсам, рыболовству и сокращение транспортных путей между Европой и Азией. С другой стороны, повышается риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ущербом окружающей среде, угрозами для здоровья и жизни местного населения. Данные факторы требуют комплексного подхода к обеспечению безопасности человека в условиях Арктики, который включал бы не только меры по предотвращению и устранению последствий возможных угроз, но и разработку соответствующей международной и национальной правовой базы, экономических и социальных механизмов.
Кроме того, актуальность данной темы подчеркивается международным интересом к Арктике и ее роли в глобальном контексте. Арктический регион становится ареной геополитической конкуренции, а также, сотрудничества стран по вопросу сохранения данного региона, что требует анализа и проработки концепции «безопасности человека».
Таким образом, исследование механизмов и стратегий обеспечения безопасности человека в Арктическом регионе, а также, определение путей совершенствования международного и национального законодательства являются необходимыми задачами, решение которых обеспечит устойчивое и безопасное развитие данного региона.
Объект выпускной квалификационной работы–концепция «безопасности человека» в Арктическом регионе.
Предмет выпускной квалификационной работы – механизмы и стратегии обеспечения безопасности человека в Арктическом регионе.
Цель выпускной квалификационной работы– исследование механизмов и стратегий обеспечения безопасности человека в Арктическом регионе.
Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к определению понятия «безопасность человека».
2. Изучить основные положения концепции «безопасности человека» ООН.
3. Исследовать основные подходы к определению «безопасность человека» в арктических странах.
4. Проанализировать «безопасность человека» в стратегиях арктических стран.
5. Выделитьключевые угрозы «безопасности человека» в Арктике.
6. Исследовать проекты арктических стран в области достижения «безопасности человека» в Арктике.
Методы исследования: анализ научной, специализированной литературы по теме исследования, изучение и анализ официальных документов международных организаций и стратегий арктических государств, сравнительный анализ различных подходов к концепции «безопасности человека» в Арктике, систематизация и обобщение полученных данных.
Теоретические основы данной проблемы разработали как зарубежные, так и отечественные авторы. Среди зарубежных исследователей следует выделить: MikeFell, GunhildHoogensenGjørv, DawnR. Bazely, AndrewJ, HeatherExner-Pirot. Большое значение также имеют отечественные ученые и исследователи: Абрамович М.М., Борисов Д.А., Воронков Л.С., Зиатдинов Д.Ф., Конышев В.Н., Лагутина М.Л., Маркушина Н.Ю., Сергунин А.А..
Информационная база исследования для написания выпускной квалификационной работы –научная литература, нормативно-правовые акты отечественного и международного уровня, регулирующие «безопасность человека» в Арктическом регионе и другие официальные интернет-ресурсы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе будут рассмотрены теоретические основы концепции «безопасности человека», в том числе подходы к определению данного понятия, основные положения концепции «безопасности человека» ООН, а также, процесс становления данной концепции в Арктике.
Вторая глава будет посвящена анализу стратегий арктических стран в контексте «безопасности человека».
В третьей главе будет проведен обзор ключевых угроз «безопасности человека» в Арктике и рассмотрены проекты арктических стран по достижению безопасности в регионе.
В результате проведенного исследования, на основе поставленной цели и задач, автор пришел к следующим выводам:
В рамках первой главы выпускной квалификационной работы рассмотрены основные подходы к понятию «безопасность человека», основные положения концепции «безопасность человека» ООН, а также, основные подходы арктических стран к определению данного понятия.
С течением времени подходы к понятию «безопасность человека» расширяются путем отхода от традиционного, преимущественно военного восприятия, к комплексному включению социально-экономических, экологических и человеческих измерений. Основным подходом на современном этапе считается человекоцентрический подход, в котором исследователи акцентируют внимание на индивиде как главном субъекте безопасности.
Основные положения концепции «безопасности человека» ООН, рассмотренные в данной главе, указывают на универсальность и комплексность подхода, ориентированного на защиту прав и свобод человека, повышение качества жизни населения и снижение уровня угроз, с которыми сталкиваются люди по всему миру. Концепция, дебютировавшая в 19494 года в докладе ПРООН о Развитии Человека включила в себя 7 основных аспектов: «экономическая безопасность», «продовольственная безопасность», «экологическая безопасность», «безопасность для здоровья», «личная безопасность», «политическая безопасность», «общественная и культурная безопасность».
Данная концепция вносит значительный вклад в международные усилия по решению глобальных проблем: неравенство, бедность, заболевания, изменение климата, нарушения прав человека и вооруженные конфликты, подчеркивая неотъемлемую связь между миром, безопасностью и устойчивым развитием.
Этапы становления концепции «безопасности человека» в рамках ООН отражают динамичное развитие и адаптацию международного сообщества к новым реалиям и вызовам современности. Анализ этих этапов выявляет ключевые моменты в истории концепции, от первоначального формирования и до разработки конкретных программ, реализуемых различными органами и агентствами ООН. В контексте данного развития подчеркивается роль международного сотрудничества и активного вовлечения всех сторон – правительств, международных организаций, неправительственного сектора и гражданского общества – в достижение целей «безопасности человека».
Основными факторами обеспечения безопасности человека арктические страны считают социально-экономическое развитие региона, защита прав и свобод коренных жителей, снижение последствий климатических условий. Кроме того, в связи с нестабильной политической обстановкой в мире, в 2020 году страны внесли изменения в свои стратегии с упором на мероприятия по повышению военной безопасности в регионе. Основной угрозой для арктических стран является Россия и Китай (согласно тексту обновленных стратегий).
На основании проведенного исследования во второй главе выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, что общее стремление в стратегиях арктических стран – это защита прав и свобод коренных народов, обеспечение экологической безопасности, защита здоровья населения и повышение качества жизни населения. Из анализа стратегий стран, действующих в Арктике видно, что основными приоритетами большинства этих стран являются экономическая стабильность, экологическая безопасность, социальная стабильность и политическая стабильность
Можно также отметить, что в Арктике явно присутствуют проблемы, связанные с безопасностью человека; однако национальные стратегии пока не включают комплексный подход к их решению. В этих стратегиях все еще преобладает традиционное государственное понимание безопасности, но постепенно начинают проявляться элементы, относящиеся к концепции безопасности человека, в основном связанные с экономическими и экологическими вопросами.
В рамках третьей главы выпускной квалификационной работы был проведен анализ ключевых угроз «безопасности человека» в Арктике, а также исследованы современные проекты арктических стран в данной области.
Основными угрозами «безопасности человека» в Арктике являются природно-климатические условия и изменение климата, экономическая уязвимость населения, загрязнение окружающей, угрозы традиционному образу жизни коренных народов Арктических стран.
На основании вышеизложенного, проекты арктических стран в области достижения «безопасности человека» в Арктике отражают многообразие подходов, характерных для каждой из стран. Во-первых, общим приоритетом становится проведение мероприятий по снижению последствий глобального потепления. Во-вторых, особое внимание уделяется поддержке коренных народов, в том числе сохранению их культур и традиций, а также улучшению условий жизни через проекты, направленные на образование, здравоохранение и инфраструктуру.
Обеспечение безопасности мореплавания, повышение эффективности поисково-спасательных операций и развитие инфраструктуры Северного морского пути отражают стремление арктических стран к обеспечению безопасности в регионе, как для местного населения, так и для экономики.
Таким образом, проекты арктических стран в области достижения «безопасности человека» в Арктике направлены не только на смягчение угроз для жизни и здоровья населения, но и на формирование условий для устойчивого развития. Это подчеркивает необходимость совместной работы арктических стран для обеспечения будущего Арктики как безопасного, стабильного и процветающего региона.
Однако, в условиях конфликтов, санкций и геополитического противостояния между арктическими странами, достижение безопасности человека в Арктике становится все более сложной задачей. На наш взгляд, необходимо осуществить следующих подход: поддержание диалога между арктическими странами, вектор взаимоотношений должен быть направлен на существующие проблемы, соблюдение уважения и применения норм международного права, разработка и реализация совместных инициатив.
Таким образом, для достижения безопасности человека в Арктике необходимо реализовывать консолидированный подход всех заинтересованных сторон: руководство арктических стран, коренное население, коммерческие предприятия. На наш взгляд, необходимо искать новые пути международного сотрудничества и сохранять мир в Арктике, направляя усилия на решение существующих проблем, в комплексе с национальными интересами и «безопасностью человека», разработанной ООН.
1. Norway’s new High North white paper in Norwegian. URL: https://www.regjeringen.no/no/dokumenter/meld.-st.-9-20202021/id2787429/?ch=1 (дата обращения: 06.04.2024).
2. Секретариат арктического совета. Финляндия. URL: https://arctic-council.org/ru/about/states/finland/ (дата обращения: 06.04.2024).
3. Sweden's strategy for the Arctic region. The Government og Sweden. URL: https://www.government.se/contentassets/85de9103bbbe4373b55eddd7f71608da/swedens-strategy-for-the-arctic-region-2020.pdf (датаобращения: 06.04.2024).
4. Finland’s Strategy for Arctic Policy. Publications of the Finnish government 2021. URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/163247/VN_2021_55.pdf (дата обращения: 06.04.2024).
5. Iceland’s Policy on Matters Concerning the Arctic Region. Government of Iceland. URL: https://www.government.is/library/01-Ministries/Ministry-for-Foreign-Affairs/PDF-skjol/Arctic%20Policy_WEB.pdf (датаобращения: 06.04.2024).
6. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future.URL: https://www.alor.org/Storage/Library/PDF/Our_Common_Future_Brundtland_Report1987.pdf (датаобращения: 16.02.2024).
7. Government of Canada. Arctic & Northern Strategic Framework. URL: https://www.canada.ca/en/navy/corporate/what-we-do/vision/arctic-and-northern-strategic-framework.html (дата обращения: 05.04.2024).
8. National strategy for the arctic region – 2022. WhiteHouse. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/National-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf (дата обращения: 06.04.2024).
9. Докладоразвитиичеловека 194 годПРООН URL: Human Development Report 1994 | United Nations Development Programme (undp.org) (датаобращения: 17.05.2024)
10. Всеобщая декларация прав человека — Декларации URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 17.05.2024)
11. Доклад «Наше общее будущее» 1987 год // Доклад БрунтландURL: OurCommonFuture; BrundtlandReport 1987 (alor.org) (дата обращения: 16.05.2024)
12. Canada`s Arctic and Nothern Policy Framework URL: Canada's Arctic and Northern Policy Framework (rcaanc-cirnac.gc.ca) (датаобращения: 17.05.2024)
13. Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011–2020 URL: https://library.arcticportal.org/1890/1/DENMARK.pdf (датаобращения: 17.05.2024)
14. The Norwegian Government's Arctic Policy
URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/arctic_policy/id2830120/(датаобращения: 19.05.2024)
15. National strategy for the arctic region – 2022. WhiteHouse. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/National-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf (дата обращения: 06.04.2024).
...
83 источника