Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арктическая стратегия Финляндии после окончания «холодной войны»: прошлое и современность

Работа №124001

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Список сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Арктический регион и его значение во внешней политике Финляндии в 1990-х годах 10
1.1. Начало международного и межрегионального сотрудничества по вопросам Арктики 10
1.2. Учреждение региональных объединений в Арктике и их работа на протяжении 1990-х годов 19
1.3. Характерные черты внешней политики Финляндии в арктическом направлении на рубеже 1990-х годов 24
Глава 2. Арктическая политика Финляндии в 2000-х годах 27
2.1. Отражение арктической повестки в главных государственных документах Финляндской Республики с 1995 по 2007 гг. 27
2.1. Роль межрегиональных организаций Арктического региона во внешней политике Финляндской Республики в период с 2000 по 2009 года. 32
Глава 3. Арктическая политика Финляндской Республики с 2010 по 2018 гг. 37
3.1. Основные положения Арктической стратегии Финляндской Республики 2010 года. 37
3.2. Основные положения Арктической стратегии Финляндской Республики 2013 года 44
Заключение 70
Глоссарий 73
Список использованных источников и литературы 74
Приложения 83
Приложение 1 83


Финляндия уделяет большое внимание арктическому направлению внешней политики. Она преследует как собственные интересы в этом направлении, так и вовлечена в международное сотрудничество, которое нацелено на улучшение экологической ситуации в Арктическом регионе.
Высокий уровень заинтересованности Финляндской Республики объясняется активным участием в этом процессе органов государственной власти, бизнеса и научного сообщества.
Актуальность работы обусловлена большим интересом научного сообщества, которое занимается арктическими исследованиями. Особый интерес проявляют научные центры самих арктических государств: Россия, Норвегия, Финляндия, Канада, Дания, Швеция и США. Процессы в Арктике не оставили без внимания и экспертов из Китая, Сингапура, Индии и Южной Кореи. Активность проявляет также Европейский Союз, особенно Франция, Испания и Германия. Таким образом, опыт Финляндии будет важен для экспертов в области международных отношений, заинтересованных в развитии Арктики.
Объектом настоящего исследования является арктическое направление внешней политики Финляндской Республики.
Предметом работы является изучение особенностей арктического направления внешней политики Финляндии.
Целью настоящей работы является проведение и представление комплексного анализа арктического направления внешней политики Финляндии.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы становления арктического направления внешней политики Финляндии.
2. Рассмотреть участие Финляндии в региональных структурах, таких как Арктический Совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Региональный Совет Баренцева/Евроарктического региона, Северный Совет, Северный Совет Министров и т.д.
3. Рассмотреть уровень двусторонних отношений Финляндии с другими государствами.
4. Рассмотреть вовлеченность в арктический процесс органов государственной власти Финляндской Республики: Эдускунта (парламент), Государственный Совет (правительство), Президент и органы местного самоуправления.
5. Рассмотреть основные стратегии, правительственные доклады, министерские планы Финляндии.
6. Рассмотреть основные международные и межрегиональные соглашения по Арктике, которые имеют значимость для Финляндии.
Хронологические рамки исследования включают период с 1991 года по 2017 гг. Нижней границей выбран 1991 год, потому что время начала так называемого процесса Рованиеми, который положит начало межрегионального сотрудничества в будущем. Верхней границей выбран 2017 год, как дата начала председательства Финляндии в Арктическом Совете. Однако необходимо подчеркнуть, что фактически анализ внешней политики Финляндии по вопросам Арктики предусматривает и рассмотрение 2018 года. Территориальные рамки включают весь Арктический регион.
Методологической основой работы является историко-системный подход, сравнительный анализ. Историко-системный подход поможет взглянуть на главные даты развития внешней политики Финляндии в Арктике, а сравнительный анализ позволит сопоставить это направление в 1990-2009-х гг. и в 2010-2017-е гг.
Научная новизна представленной магистерской диссертации заключается в том, что впервые в отечественной литературе комплексно рассматривается внешняя политика Финляндии в Арктике. В работе впервые в научный оборот вводятся главные государственные документы Финляндской Республики, рассматривающие внешнюю политику страны в Арктическом регионе. Правительственные программы Финляндии, которые были проанализированы в работе, представлены только на финском языке. Арктическая стратегия Финляндии 2013 года вместе с поправками, принятыми в 2016 году также впервые вводятся в научный оборот. Отечественные исследователи, которые занимаются вопросами Арктики, рассматривают, конечно же, документ 2013 года, однако его комплексного анализа пока нет.
Научно-практическая значимость. Основные положения диссертации представляют интерес для специалистов и исследователей в области международных отношений. Материалы и выводы работ могут найти свое применение в исследовании и преподавании в ВУЗах дисциплин, которые включают изучение североевропейских стран, вопросов по Арктике и Евроарктического региона. Работа также будет полезна для сотрудников внешнеполитических ведомств, работающих в этом направлений.
Степень изученности. Комплексные исследования арктического направления внешней политики Финляндии недостаточны.
В указанной работе представлены монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов. К последним относятся те, чьи труды написаны на английском и финском языках. В Российской Федерации представлено много высших учебных заведений и научно-исследовательских центров, которые занимаются изучением Арктики. В плане международных отношений вопросы Арктики рассматриваются в Московском государственном институте международных отношений (Университета) МИД России (МГИМО), Санкт-Петербургском государственном университете, в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова (САФУ), Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Российский институт Стратегических Исследований (РИСИ) и другие. Говоря об арктическом научном сотрудничестве, можно отметить, что российские учебные заведения являются членами Университета Арктики, одного из главных образовательных центров в Арктическом регионе, где членство имеют научные центры всех арктических государств.
Отечественная литература, которая представлена в работе, рассматривает вопросы международного сотрудничества в Арктике по таким направлениям, как безопасность, геополитика, международное морское право, а также место России во всех этих процессах. Профессор САФУ Голдин Владислав Иванович в своей статье рассматривает историю освоения арктических территорий разными государствами. Говоря о Финляндии, здесь она упоминается в историческом ключе, когда у нее был выход к Баренцеву морю в 1920 году. Впоследствии область Петсамо перешла к СССР. Однако работа посвящена больше политике России и других приарктических стран, а Финляндия упоминается лишь в этом плане. Саваськов Павел Васильевич, профессор МГИМО, в своей работе обращает больше внимания на международное морское право, а в частности анализирует Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года и позицию приарктических государств в отношении этого документа. Смирнов Анатолий Иванович, профессор МГИМО, в своей работе также рассматривает Арктику в контексте безопасности, разграничения арктических вод по международным соглашениям, а также приводит историю освоения Арктики другими странами. Здесь особенно можно отметить, что автор подробно описывает и анализирует «Мурманские инициативы» М.С. Горбачева.
Рассматривая зарубежную литературу, в частности, англоязычную, необходимо отметить, что исследователи, которые занимаются вопросами Арктики, больше посвящают свои работы межрегиональным организациям. Особенно большое внимание уделяется Арктическому Совету, как главному органу в регионе. Труды на английском языке представлены обычно в научных сборниках. Это совместные работы одного, двух, трех и более авторов. В диссертации, например, рассматривается публикация “Arctic Yearbook”, которая выходит ежегодно с 2012 года при поддержке Северного Форума и Университета Арктики. Редактором этого сборника является известный финский эксперт Университета Лапландии, Ласси Хейнинен. В этой публикации за 2017 год была рассмотрена и включена в указанную работу статья Николаса Селхейма, Лейлеи Зоу и Осаму Инагаки. Они рассматривают эволюцию арктического сотрудничества, применяя различные подходы. Финляндия и ее внешняя политика в данном случае не рассматривается. Однако они дали объективную оценку тем событиям, которые происходили в конце 1980-х в начале 1990-х годов.
Следующих экспертов, которые рассматривают проблемы Арктики, его правовой статус, важность Арктического Совета и его членов для развития региона, можно отнести и к финским экспертам, так и к зарубежным, кто пишут свои труды на английском языке. Это представители Лапландского Университета, преподаватели которого являются представителями разных национальностей. Среди них можно выделить профессора Тимо Койвурова, директора Арктического Центра Лапландского Университета. Его труды посвящены и внешней политике Финляндии, и более глобальным вопросам Арктики. Здесь рассматриваются две работы, которые написаны в соавторстве с исследователями Арктического Центра Лапландского Университета – с Пиотр Грачиком и Малгорзата Смиежек. В них дается детальный анализ истории арктического сотрудничества, указывая отличительные черты внешней политики каждой арктической страны на протяжении с 1980-х по 1990-е гг.
Влиятельный профессор Моника Теннберг также является представителем Лапландского Университета. В своей работе, которая здесь отмечается, она рассматривает экологическую составляющую арктического сотрудничества, роль арктических и коренных народов в этом вопросе на протяжении 1990-х годов. Особенно подчеркиваются «Финские инициативы» по вопросам экологии, которые продвигались страной в этот период.
Среди главных финских экспертов, который занимается вопросами Арктики уже на протяжении более 20-и лет, можно назвать Маркку Хейккиля. Он также исследователь Арктического Центра Лапландского Университета. Его работа, которая вышла в свет в 2019 году, посвящена особенностям внешней политики Финляндской Республики с конца 1990-х гг. по настоящее время.
Источниковая база исследования. В указанной работе были рассмотрены различные источники, необходимые для анализа внешней политики Финляндии в Арктическом регионе. Источники целесообразно разбить на несколько видов:
1. Международные документы. В настоящей работе были рассмотрены конвенции и декларации, принятые на уровне Организации Объединенных Наций. Среди них: Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г.; Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 г.; Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 1997 г.; Декларация о правах коренных народов 2007 г.
2. Межрегиональные документы. В работе представлены декларации, стратегии и соглашения, которые были приняты на уровне АС, СБЕР, БРС и других межрегиональных организаций. Среди них: Стратегия по защите окружающей среды Арктики 1991 г.; Киркенесская Декларация об учреждении СБЕР 1993 г.; Оттавская Декларация 1996 г.; Икалуитская Декларация 1998 г.; Инарская Декларация 2002 г.
3. Государственные документы. В настоящей работе были проанализированы правительственные программы, отчеты и стратегии Финляндской Республики. Среди них: правительственная программа Пааво Липпонена 1995 г. и 1999 г.; правительственная программа Матти Ванханена 2003 г. и 2007 г.; Арктическая стратегия Финляндии 2010 г. и Арктическая стратегия 2013 г.
4. Прочие источники. В работе были использованы официальные интернет страницы международных и межрегиональных организаций; официальные сайты органов государственной власти Финляндской Республики; страницы научно-исследовательских центров, некоммерческих организаций и компаний Финляндии.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, списка сокращений и глоссария.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Внешняя политика Финляндии в арктическом направлении насчитывает больше чем двадцатилетний период международного, межрегионального и двустороннего взаимодействия. Уже на рубеже 1980-х и 1990-х годов страна стала пионером и инициатором программ по сохранению окружающей среды Арктики. В конце XX века Финляндия наряду с Канадой и Советским Союзом начала проводить различные форумы, конференции и семинары по вопросам изменения климата, опасности ядерного оружия и ядерных отходов для Крайнего Севера. Эти годы были насыщенными на события, связанными с проблемами Арктики. «Финские инициативы» стали первым этапом для арктического сотрудничества непосредственно между государствами. В период «холодной войны» страны Арктического региона не проявляли никаких усилий для обсуждения вопросов сохранения природной или морской среды Арктики. Каждое государство занималось развитием собственных арктических территорий, не учитывая при этом особенности региона и коренных народов, которые населяли эти территории. Дислоцирование военных контингентов и добыча полезных ископаемых без соблюдения экологических норм, сказались негативно на Арктику. В связи с этим именно Советский Союз поднял тему о создании безъядерной зоны на Крайнем Севере. Особенно здесь примечательна роль М.С. Горбачева, на которого также оказал влияние президент Финляндии Урхо Кекконен. Советский и финский лидеры часто обсуждали этот вопрос, и Горбачев сделал решительный шаг, произнеся свою знаменитую речь в Мурманске в 1987 году, положив начало сотрудничеству между арктическими странами. «Мурманские инициативы» благодаря решительности Финляндии были воплощены в жизнь после принятия Стратегии по защите окружающей среды Арктики 1991 году. С этого момента начинается период активного сотрудничества между арктическими странами, которые принимали и разрабатывали общие программы для анализа и мониторинга Арктического региона. В 1990-х гг. при усилии Финляндии, Канады, Норвегии и других стран были учреждены первые межрегиональные организации. В 1993 году по инициативе Норвегии был учрежден Совет Баренцева/Евроарктического региона, куда вошли североевропейские страны, Россия и их административно-территориальные единицы. СБЕР включал региональный уровень взаимодействия, что подразумевало прямое взаимодействие между регионами. Однако усилия Финляндии были направлены тесное взаимодействие с Канадой, усилиями которой был учрежден Арктический Совет в 1996 году. Все восемь арктических стран стали членами этой организации. Ее особенностью было и то, что впервые в работе организации также будут принимать участие коренные народы Арктики. Несмотря на то, что Финляндия принимала участие в работе вышеупомянутых организаций, основной вектор ее внешней политики с середины 1990-х годов неразрывно связан с Европейским Союзом, куда страна вступила в 1995 году. Будучи членом ЕС, Финляндия в 1997 году в Люксембурге выступила с предложением сформировать политику «Северное измерение», которая будет направлена на сотрудничество со странами, не входящими в ЕС. В июне 2000 года ЕС принял план по осуществлению СИ. В 2006 году, когда Финляндия председательствовала в ЕС, был принят второй план СИ. Политика СИ в 2000-е гг. занимало особое место во внешней политике Финляндии. В правительственных программах, принятых в период с 1999 по 2007 года, СИ является важным инструментом при взаимодействии с Европейским Союзом, а также для развития северных областей Финляндии. Однако СИ ослабило участие Финляндии в арктических организациях, таких как АС и СБЕР. С 2000 по 2002 гг. Финляндия председательствовала в Арктическом Совете, однако после этого внешнеполитическая линия была направлена в сторону ЕС. СИ подразумевало развитие европейской части Арктики, но все основные проекты осуществлялись в регионе Балтийского моря. При этом нужно отметить, что Европейский Союз в 2008 году начал проявлять решительные действия по вопросам Арктики. Примером является принятие в ноябре того же года коммюнике по вопросам Арктического региона. Это событие снова пробудило у Финляндии интерес к Арктике. Решительные действия по развитию арктической линии внешней политики Финляндии было связано еще и с встречей приарктических стран в Илулиссате в 2008 году, где была подписана декларация без других трех членов АС. Сама встреча состоялась за полями АС и показывала преобладание прибрежных стран Арктики. Это сказалось на том, что Финляндия заявила о начале работы над собственной арктической стратегией.
В 2010 году была принята Арктическая стратегия Финляндии. Этот документ юридически оформил национальные интересы Финляндской Республики в Арктике. Он оказался самым обширным среди других стратегий арктических государств. Тщательно разработанные элементы стратегии говорят об огромном значении региона для страны. Стратегия показывает особую роль и опыт Финляндии при сотрудничестве с другими арктическими странами. Большое внимание уделено вопросам окружающей среды, транспорту и логистике, ведению бизнеса, международному сотрудничеству и двусторонним отношениям. Одним из главных вопросов, которые выдвинуты в стратегии, является статус коренных народов Арктики, для которых важно сохранение собственного языка, культуры и естественной среды обитания.
В 2013 году Финляндия приняла новую Арктическую стратегию, что объясняется растущим интересом страны к региону. Новая стратегия оказалась более конкретной и детализированной предыдущей доктрины. В обновленной стратегии четко определены цели и задачи Финляндии. В ней непосредственно рассматриваются вопросы в сфере: местожительства, образования, исследований, экономики, инфраструктуры, окружающей среды, устойчивого развития и международного сотрудничества. Особенностью обновленной Арктической стратегии является то, что с одной стороны Финляндия подчеркивает необходимость сохранения окружающей среды Арктики, а с другой стороны она не отказывается от крупных экономических проектов. Поэтому в новой доктрине важное место занимают научно-исследовательские институты и непосредственно те финские компании, которые проявляют интерес к Арктике.
В последние годы были приняты поправки к Арктической стратегии Финляндии, что говорит об актуальности региона для страны. Также это подчеркивается активным участием Финляндии на международном и межрегиональном уровнях.



1. Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 26.04.2019).
2. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности между СССР и США 1987 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/treaty.pdf (дата обращения: 26.04.2019).
3. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 27.04.2019).
4. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 1997 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml (дата обращения: 27.04.2019).
5. Декларация о правах коренных народов 2007 года. URL: https://www.un.org/esa/socdev/unpfii/documents/DRIPS_en.pdf (дата обращения: 02.05.2019).
II. Межрегиональные соглашения
1. Arctic environmental protection strategy, 1991.
2. The Nuuk Declaration on Environment and Development in the Arctic, 1993.
3. Kirkenes Declaration on cooperation in the Barents Euro-Arctic Council, 1993.
4. Terms of Reference for the Council of the Barents Euro-Arctic region, 1993.
5. Protocol Agreement from Statutory Meeting of the Regional Council of the Barents Region (The Euro-Arctic Council), Kirkenes, 11 January, 1993.
6. The Inuvik Declaration on Environmental Protection and Sustainable Development in the Arctic, 1996.
7. Declaration on the Establishment of the Arctic Council “Ottawa Declaration”, 1996.
8. The Alta Declaration, 1997.
9. Икалуитская Декларация 1998 года. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2175/Икалуитская%20декларация%201998.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 26.04.2019).
10. Правила процедуры Арктического Совета, 1998 г. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/782/MM08_Arctic_Council_Rules_Of_Procedure_Rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 26.04.2019).
11. Декларация по результатам Второго совещания Арктического Совета на уровне министров в г. Барроу 2000-го года. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/781/MM02_6_Barrow_Declaration_Russian.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 27.04.2019).
12. Илулиссатская Декларация 2008 года. URL: https://cil.nus.edu.sg/wp-content/uploads/2017/07/2008-Ilulissat-Declaration.pdf (дата обращения: 27.04.2019).

III. Документы, стратегии и правительственные программы Государственного Совета Финляндской Республики
1. Правительственные программы Государственного Совета Финляндии. URL: https://valtioneuvosto.fi/tietoa/historiaa/hallitusohjelmat (дата обращения: 27.04.2019).
2. Правительственная программа Пааво Липпонена 1995 года. URL: https://valtioneuvosto.fi/hallitusohjelmat/-/asset_publisher/66-paaministeri-paavo-lipposen-hallituksen-ohjelma (дата обращения: 27.04.2019).
3. Laki saamelaiskäräistä, 1995. URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1995/19950974#a30.12.2002-1279 (дата обращения: 02.05.2019).
4. Правительственная программа Пааво Липпонена 1999 года. URL: https://valtioneuvosto.fi/hallitusohjelmat/-/asset_publisher/67-paaministeri-paavo-lipposen-ii-hallituksen-ohjelma (дата обращения: 27.04.2019).
5. Программа Финляндии в период Председательства в Арктическом Совете с 2000 по 2002 гг. URL: https://www.arcticfinland.fi/loader.aspx?id=b1702c37-5da6-400b-9073-d5b0c2a0b38a (дата обращения: 27.04.2019).
6. Правительственная программа Матти Ванханена 2003 года. URL: https://valtioneuvosto.fi/documents/10184/369117/hallitusohjelma-vanhanen.pdf/da627124-c0ee-4015-9642-197b11013c02/hallitusohjelma-vanhanen.pdf.pdf (дата обращения: 27.04.2019).
7. Список стратегий и отчетов премьер-министра Матти Ванханена. URL: https://valtioneuvosto.fi/hallitusohjelmat/-/asset_publisher/68-vanhasen-hallituksen-ohjelma (дата обращения: 27.04.2019).
8. Окончательный доклад по осуществлению правительственной программы премьер-министра Матти Ванханена от 14 февраля 2007 года. URL: https://valtioneuvosto.fi/documents/10184/369117/vanhanen-hallitusohjelman-seurantaraportti-14.2.2007.pdf/b890849c-29c5-47f4-929f-f1d999ea4041/vanhanen-hallitusohjelman-seurantaraportti-14.2.2007.pdf.pdf (дата обращения: 27.04.2019).
9. Правительственная программа Матти Ванханена 2007 года. URL: https://valtioneuvosto.fi/documents/10184/368562/hallitusohjelma-vanhanen-II/2a27514c-b939-4bb6-9167-ce886c358dff/hallitusohjelma-vanhanen-II.pdf (дата обращения: 27.04.2019).
10. Suomen arktinen strategia, 05.07.2010, Valtioneuvoston kanslian julkaisusarja. – 95 s.
11. Минеральная стратегия Финляндии 2010 г. URL: http://newprojects.gtk.fi/export/sites/projects/mineralstrategi/dokument/SuomenMineraalistrategia_2.pdf (дата обращения: 05.05.2019).
12. Pääministeri Jyrki Kataisen hallituksen ohjelma, 22.06.2011, Valtioneuvoston kanslian julkaisusarja. – 90 s.
13. Правительственный отчет о политике безопасности и обороны Финляндии за 2012 г. URL: https://vm.fi/documents/10616/622970/J0512_Suomen+turvallisuus-+ja+puolustuspolitiikka+2012.pdf/b534174a-13bc-4684-beb0-a093be30ce2a?version=1.0 (дата обращения: 03.05.2019).
14. Arktinen osaaminen Suomessa, 2012. URL: http://www.kopijyva.fi/ejulkaisut/ulkoasiainministerio/arktinen_osaaminen/UM_Arktinen_Web_270912_light.pdf (дата обращения: 03.05.2019).
15. Программа председательства Финляндии в СБЕР на период с 2013 по 2015 гг. URL: http://www.kopijyva.fi/ejulkaisut/ulkoasiainministerio/UM_BEAC/BEAC_low.pdf (дата обращения: 02.05.2019).
16. Government policy regarding the priorities in the updated Arctic strategy, 2016. – 3 p.
17. Arktisen strategian päivityksen toimenpidesuunnitelma, 2017. – 7 s.
18. Программа председательства Финляндии в АС на период с 2017 по 2019 гг. URL: https://um.fi/documents/35732/0/Suomen%20Arktisen%20neuvoston%20puheenjohtajuusohjelma.pdf/66a75656-ffa8-4bc8-0efd-207280fbdcb2?t=1533129385720

IV. Статистические данные
1. Цифры Ассоциации технологической промышленности Финляндии. URL: https://teknologiateollisuus.fi/sites/default/files/file_attachments/industrial_production_and_turnover.pdf (дата обращения: 02.05.2019).

V. Прочие источники
1. Университет Арктики. URL: https://www.uarctic.org/member-profiles/russia/ (дата обращения: 26.04.2019).
2. История учреждения организации Северный Совет. URL: https://www.norden.org/en/information/history-nordic-council (дата обращения: 26.04.2019).
3. История учреждения организации Совет Северного Калотта. URL: https://pohjoiskalotinneuvosto.fi/organisaatio/ (дата обращения: 26.04.2019).
4. История «финских инициатив». URL: https://www.arcticfinland.fi/news/The-Rovaniemi-Process-The-Beginning-of-the-Arctic-Era/39969/15e81f13-69fe-4972-9668-a4d0b578318d (дата обращения: 26.04.2019).
5. Presidential Decision Directive, 1994. URL: https://fas.org/irp/offdocs/pdd/pdd-26.pdf (дата обращения: 26.04.2019).
6. Рабочая группа по защите арктической морской среды. URL: https://www.pame.is/index.php/shortcode/about-us (дата обращения: 26.04.2019).
7. Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций. URL: https://www.eppr.org/about-eppr/ (дата обращения: 26.04.2019).
8. Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны. URL: https://www.caff.is/about-caff (дата обращения: 26.04.2019).
9. Рабочая группа по реализации программы арктического мониторинга и оценки. URL: https://www.amap.no/about (дата обращения: 26.04.2019).
10. Рабочие группы СБЕР. URL: https://www.barentscooperation.org/en/Working-Groups/BEAC-Working-Groups (дата обращения: 27.04.2019).
11. Баренцев региональный совет и его члены. URL: https://www.barentscooperation.org/en/Barents-Regional-Council (дата обращения: 27.04.2019).
12. Процесс вступления Финляндии в Европейское Сообщество. URL: https://eurooppatiedotus.fi/suomi-ja-eu/suomen-tie-jasenyyteen/ (дата обращения: 27.04.2019).
13. Инициатива премьер-министра Пааво Липпонена. URL: http://213214149010.edelkey.net/doc/fi/julkaisut/poh_ulottuvuus/heikkila.html (дата обращения: 27.04.2019).
14. «Северное измерение». URL: https://eeas.europa.eu/diplomatic-network/northern-dimension/347/northern-dimension_en (дата обращения: 27.04.2019).
15. Проведение министерского заседания между Старшими должностными лицами АС в 2000-м году. URL: https://um.fi/uutiset/-/asset_publisher/GRSnUwaHDPv5/content/arktisen-neuvoston-puheenjohtajuuskapula-suomelle-2000-2002 (дата обращения: 27.04.2019).
16. Функционирование рабочих групп Арктического Совета. URL: https://www.arctic-council.org/index.php/en/about-us/working-groups (дата обращения: 01.05.2019).
17. Открытие канадской компанией «Агнико Игл» золотодобывающего рудника в Лапландии, Китилля. URL: https://www.agnicoeagle.com/English/operations-and-development-projects/operations/kittila/default.aspx (дата обращения: 02.05.2019).
18. Представительство Союза саамов в Арктическом Совете. URL: https://www.arctic-council.org/index.php/en/about-us/permanent-participants/sc (дата обращения: 02.05.2019).
19. Постоянный Форум ООН по вопросам коренных народов. URL: https://www.un.org/development/desa/indigenouspeoples/unpfii-sessions-2.html (дата обращения: 02.05.2019).
20. Арктический Совет. URL: https://arctic-council.org/index.php/en/our-work (дата обращения: 02.05.2019).
21. Совет Баренцева/Евроарктического региона. URL: https://www.barentscooperation.org/en (дата обращения: 02.05.2019).
22. Деятельность Северного Совета Министров в Арктическом регионе. URL: https://www.norden.org/fi/information/pohjoismaiden-arktinen-yhteistyo (дата обращения: 02.05.2019).
23. Сотрудничество ООН и Финляндии. URL: https://www.ykliitto.fi/tietoa-yksta/suomi-ja-yk (дата обращения: 02.05.2019).
24. A Strategic Vision for the North. Finland’s prospects for economic growth in the Arctic region. 2015. – 48 p.
25. «Северное измерение» по вопросам транспорта и логистики. URL: http://www.ndptl.org/home (дата обращения: 02.05.2019).
26. Членство финских областей в Баренцевом Региональном Совете. URL: https://www.barentscooperation.org/en/About/Members (дата обращения: 03.05.2019).
27. Сотрудничество Европейского Союза и Финляндии по вопросам Арктики. URL: https://eurooppatiedotus.fi/eun-ulkopolitiikka/eun-ulkopolitiikka-suomi/ (дата обращения: 03.05.2019).
28. Спасательные учения в Баренцевом регионе. URL: https://www.barentscooperation.org/en/Working-Groups/BEAC-Working-Groups/Rescue-Cooperation (дата обращения: 03.05.2019).
29. Участие СБЕР в программах политики «Северное измерение». URL: https://www.barentscooperation.org/en/Working-Groups/Project-Funding (дата обращения: 03.05.2019).
30. Научно-технический центр Финляндии (VTT). URL: https://www.vttresearch.com/services (дата обращения: 03.05.2019).
31. Университет Аалто. URL: https://www.aalto.fi/fi/tutkimus-ja-taide (дата обращения: 03.05.2019).
32. Университет Лапландии. URL: https://www.ulapland.fi/FI/Yliopisto/Toihin-yliopistoomme (дата обращения: 03.05.2019).
33. Арктические исследования в Университете Хельсинки. URL: https://www.helsinki.fi/fi/helsus-kestavyystieteen-instituutti (дата обращения: 03.05.2019).
34. Арктический Центр при Лапландском Университете. URL: https://www.arcticcentre.org/EN/research (дата обращения: 03.05.2019).
35. Информационный Центр Европейского Союза. URL: https://www.arcticcentre.org/loader.aspx?id=9e5008a3-ce09-4551-ad78-88d2e93f2b8c (дата обращения: 03.05.2019).
36. Арктическая деятельность Университета Оулу. URL: https://www.oulu.fi/yliopisto/node/34677 (дата обращения: 03.05.2019).
37. Гиеллагас Институт или Саамский Институт. URL: https://www.oulu.fi/giellagas/ (дата обращения: 03.05.2019).
38. Исследовательский Центр «Туле-Институт». URL: https://www.oulu.fi/thuleinstitute/ (дата обращения: 03.05.2019).
39. Метеорологический Институт Финляндии. URL: https://en.ilmatieteenlaitos.fi (дата обращения: 03.05.2019).
40. Арктический Исследовательский Центр в Соданкюля. URL: http://www.sgo.fi (дата обращения: 03.05.2019).
41. Геологическая служба Финляндии. URL: http://en.gtk.fi (дата обращения: 04.05.2019).
42. Институт природных ресурсов Финляндии. URL: https://www.luke.fi/tutkimus/ (дата обращения: 05.05.2019).
43. Университет прикладных наук Лапландии. URL: https://www.lapinamk.fi/fi (дата обращения: 05.05.2019).
44. Саамский Институт образования. URL: http://www.sogsakk.fi/fi/Tietoa-meista/Kansainvalinen-yhteistyo (дата обращения: 05.05.2019).
45. Финский Институт окружающей среды. URL: https://www.syke.fi/fi-FI/Tutkimus__kehittaminen (дата обращения: 05.05.2019).
46. Центр радиационной и ядерной безопасности (STUK). URL: https://www.stuk.fi (дата обращения: 05.05.2019).
47. Финский Институт профессионального здоровья. URL: https://www.ttl.fi (дата обращения: 05.05.2019).
48. Особенности организации «Тим Финланд». URL: https://www.team-finland.fi/team-finland-organisaatiot/ (дата обращения: 05.05.2019).
49. Морские технологии Финляндии. URL: https://www.doria.fi/bitstream/handle/10024/90791/Arktinen%20meriteknologia.pdf?sequence=2 (дата обращения: 05.05.2019).
50. Судостроительная отрасль Финляндии. URL: http://www.goodnewsfinland.ru/feature/finlyandiya-otkryvaet-novye-gorizonty-s-ekologichnym-ledokolom/ (дата обращения: 05.05.2019).
51. Судостроительная верфь «Майер Верфт Турку». URL: https://www.meyerturku.fi/en/meyerturku_com/ships/arctic_cargo_vessels/arctic_cargo_vessels.jsp (дата обращения: 05.05.2019).
52. Судостроительная компания «Арктех Хельсинки Шипъярд». URL: http://arctech.fi/fi/products-solutions/ (дата обращения: 05.05.2019).
53. Корпорация «Вяртсиля». URL: https://www.wartsila.com/marine/build (дата обращения: 05.05.2019).
54. Разработки компании «Дельтамарин». URL: https://www.deltamarin.com/offshore-engineering/ (дата обращения: 05.05.2019).
55. Компания «Несте Ойл». URL: https://www.neste.com/corporate-info/who-we-are/business/oil-products (дата обращения: 05.05.2019).
56. Государственная организация «Солидиум». URL: https://www.solidium.fi/fi/solidium/pahkinankuoressa/ (дата обращения: 05.05.2019).
57. Металлургическая компания «Оутотек». URL: http://www.outotec.com/explore/ (дата обращения: 05.05.2019).
58. Концерн «ССАБ-Раутаруукки». URL: https://www.ssab.com/company/newsroom/media-archive/2014/1/22/ssab-and-rautaruukki-to-combine-through-ssab-making-a-recommended-share-exchange-offer-to-rautaruukkis-shareholders (дата обращения: 05.05.2019).
59. Программа «Green Mining». URL: https://tapahtumat.tekes.fi/uploads/7c590795/Kari_Knuutila-9953.pdf (дата обращения: 05.05.2019).
60. Программа «Visit Arctic Europe». URL: https://visitarcticeurope.com/about-visit-arctic-europe/ (дата обращения: 05.05.2019
Литература
1. Tennberg, M. Arctic Environmental Cooperation. A study in governmentality. – Routledge, 2000. – 167 p.
2. Арктика: зона мира и сотрудничества / Отв. ред. – Загорский. – М.: ИМЭМО РАН, 2011. – 195 с.
3. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? / В.Н. Конышев, А.А. Сергунин; под ред. канд. геол.-минер. наук И.В. Прокофьева, зам. директора РИСИ; Рос. ин-т стратег. исслед. – М.: РИСИ, 2011. – 194, [4] с.: ил.
4. Международные отношения и геополитика в Арктике / Голдин В.И., 2011. – С. 22 - 34.
5. Handbook of the politics of the Arctic / Christian Jensen, L., Hønneland [eds.]. – Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2015. – 640 p.
6. Арктика: сетевая дипломатия 2.0 в дискурсе глобальной безопасности / А.И. Смирнов; Сев. (Арктич.) федеральный ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2016. – 157 с.
7. Heininen, L., Exner-Pirot, H. (eds.). (2017). Arctic Yearbook. Akureyri, Iceland: Northern Research Forum. – 459 p.
8. One Arctic. The Arctic Council and Circumpolar Governance / ed.: P. Whitney Lackenbauer, H. Nicol, W. Greaves. – Ottawa; Canadian Arctic Resources Committee, 2017. – 221 p.
9. Heikkilä, M. Jos menetämme Arktiksen. Suomen arktisen ajattelun kehitys 1980-luvulta nykypäivään / M. Heikkilä – Rovaniemi: Arktinen keskus, Lapin yliopisto, 2019. – 140 s.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ