Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №152741

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2021
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты организации исследовательской деятельности 8
1.1 Исследовательская деятельность: основные факты и термины 8
1.2 Исследовательские задачи как средство организации ]6
исследовательской деятельности учащихся
2 Методические аспекты организации исследовательской деятельности 25
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация 25 результатов констатирующего эксперимента
2.2 Алгебраический материал как средство организации 29
исследовательской деятельности учащихся в основной школе
2.3 Методика применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся
Заключение 46
Список использованных источников

В настоящее время развитие общества не стоит на месте, изменения и преобразования происходят во всех сферах человеческой жизни. Одним из направлений модернизации является образование. На первый план выходит личностные характеристики учащегося, преобладает гуманитарная направленность преподавания. Математическое образование становиться практико-ориентированным, больше внимания уделяется практическому значению математики для ученика.
Еще три века назад английским философом Д. Локком в своих работах было отмечено, что математика способствует развитию умственных способностей [22]. Сложно не согласиться, ведь обучение математике, действительно, способствует развитию интеллекта учащихся, открывает новые возможности в освоении новых знаний, оказывает воздействие на формирование компонентов и качество мышления В большей степени, это влияние на развитие абстрактного и логического мышления учащихся, приобретение умения действий по алгоритму, и одновременно - получение опыта исследовательской деятельности.
На наш взгляд, наиболее эффективным способом формирования исследовательской деятельности в математике выступает использование исследовательских задач в учебном процессе, при решении которых учащийся приобретает опыт математического исследования.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы данной работы «Алгебраический материал как средство организации исследовательской деятельности учащихся основной школы».
Цель исследования - проанализировать и систематизировать алгебраический материал как средство организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.
Объект исследования - процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования - алгебраический материал, представленный в форме исследовательских задач в основной школе.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и виды исследовательской деятельности;
2. Рассмотреть виды исследовательских задач и приемы их составления;
3. Разработать и организовать констатирующий эксперимент.
4. Разработать и апробировать методику применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ учебной и учебно-методической литературы;
2. Обобщение передового педагогического опыта;
3. Метод сбора эмпирических данных: анкетирование;
4. Методы интерпретации и описание данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методической основой выступили труды отечественных ученых: В.А. Далингера[9], И.А. Лернера[21], А.В. Леонтовича[19], А.В. Усовой [40], С.Ф. Митенёвой[31].
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №5города Лесосибирска».
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2020) анализ литературы по теме исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач. Подготовка экспериментального исследования.
Второй этап (декабрь 2020) организация и проведение констатирующего эксперимента, с целью выявления причин затруднений в организации исследовательской деятельности учащихся в основной школе.
Третий этап (январь 2021) анализ и интерпретация результатов первичной диагностики.
Четвертый этап (февраль - март 2021) разработка методики применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся; подготовка проекта выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость состоит в том, что разработана методика применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся; проанализирован, обобщен, систематизирован найденный материал по теме исследования, который может быть использован студентами при написании курсовых работ.
Практическая значимость определяется возможностью применения разработанных исследовательских задач в организации исследовательской деятельности учащихся.
По результатам исследования опубликована статья по теме «Алгебраический материал как средство организации исследовательской деятельности учащихся в основной школе» приняла участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Надежды России» и награждена дипломом 1 степени. Также по результатам исследования был подготовлен доклад по теме «Алгебраический материал как средство организации исследовательской деятельности учащихся в основной школе» и принял участие в научно-практической конференции ЛПИ-филиала СФУ, где занял 2 место.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, 44 наименований использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной научно-методологической литературе имеют место множество определений понятия исследовательской деятельности. В каждом толковании этих терминов есть что-то общее сближающее их все, но в то же время прослеживается и собственное видение каждого автора, отличающее все определения друг от друга. Изучив литературу по проблеме организации исследовательской деятельности учащихся основной школы, под исследовательской деятельностью будем понимать выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением (А.В. Леонтович).
Средства обучения исследовательской деятельности школьников могут быть различными. Ключевыми, с нашей точки зрения, являются исследовательские задачи.
Для изучения использования исследовательских задач на уроках математики был разработан и проведен констатирующий эксперимент с целью выявить причины затруднений в организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основной общеобразовательной школы №5 города Лесосибирска».
Проанализировав результаты анкетирования, мы выделили следующие основные причины возникновения затруднений при организации исследовательской деятельности учащихся. Это недостаток методической литературы, содержащей исследовательские задачи; большое количество времени на подготовку к организации исследовательской деятельности учащихся; влияние на выбор заданий в учебном процессе итоговой аттестации; сложность в оценивании исследовательской работы учащихся; отсутствие опыта в организации исследовательской деятельности учащихся и ограниченное время в учебном процессе на её реализацию.
На основе анализа и интерпретации результатов констатирующего эксперимента была разработана методика применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся основной школы. Методика применения исследовательских задач включает в себя этапы и методы конструирования систем исследовательских задач.
Предложенные методика может быть использована учителями и студентами-практикантами при организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.
В результате исследования цель была достигнута, поставленные задачи решены.



1. Алексеев, Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник/ Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович. Москва : 2001. - С. 64-68.
2. Викол, Б. А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математики [Текст] :автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Б. Викол. -Москва : 1977. - 16 с.
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология / Л. С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. -Москва: Владос, 2004. - 294с.
4. Головизнина, Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности / Н.Л. Головизнина // Дополнительное образование. - 2006 - №8 - C. 6-10.
5. Горбатова М.К. Методика преподавания в высшей школе. учебное пособие. / М.К. Горбатова, М.А. Назипова. - Новгород: ННГУ, 2012. - 53с.
6. Григальчик Е.К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. - Минск: Современное слово, 2012. - 343с.
7. Громова, Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т.В. Громова // Практика административной работы. - 2009. - №7 - С. 49-53.
8. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников : учебное пособие / К.М. Гуревич. - Москва : Просвещение, 2017. - 176с.
9. Далингер, В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики : учебное пособие / В.А. Далингер. - Москва : Сфера, 2007. - 464 с.
10. Зайков, Л.В. Избранные педагогические труды : учебное пособие / Л.В. Занков. -Москва: Дом педагогики, 1999. - 608 с.
11. Зверева, Л.Г. Проблемы преподавания математики в современной школе : пособие для учителя / Л.Г. Зверева, А.Н. Власова.-Томск : Аллея науки, 2018. - №9. - С. 51-54.
12. Зимняя, И.А. Исследовательская специфический вид человеческой деятельности : методическое пособие / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. -Ижевск: ИЦПКПС, 2001. - 103 с.
13. Иванова, Н.В. Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность младших школьников/Н.В.Иванова // Первое сентября. - 2011. - №7.- С. 34-45.
14. Иманова, А.В. Применение активных форм и методов обучения на уроках математики : / А.В. Иманова// Вестник научных конференций. 2018. №6. С. 83 - 84.
15. Ковалева, Г.И. Варьирование как метод построения систем задач по математике / Г.И. Ковалева // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 4(61). - С. 51-55.
16. Ковалева, Г.И. Приемы конструирования систем математических задач / Г.И. Ковалева // Наука и школа. - 2010. - № 2. - С. 77-81.
17. Крысько, В. Г. Социальная психология : учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 553 с.
18. Левченко, И. В. Использование частично-поискового метода обучения с целью пропедевтики учебно-исследовательской деятельности учащихся / И. В. Левченко, М. А. Ломакин //Вестник московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. - 2014. - № 4 (30). - С. 79-84.
19. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии. - 1999 - № 1-2 - C. 132 - 137.
20. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей/ А.Н. Леонтьев. - Москва: Педагогика, 1996. - 168 с.
21. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И.Я. Лернер // Педагогика. - 1996 - № 2 - С.15 - 16.
22. Локк, Джон Педагогические сочинения / Д. Локк ; пер. с англ. Ю. М. Давидсона ; вступ. ст. А. Ф. Шабаевой ; под ред. И. Ф. Свадковского. - Москва :Учпедгиз, 1939. - 320 с.
23. Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. - 11-е изд.,дораб.
- М. :Просвящение, 2020. - 272 с.
24. Математика. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова [и др.] ; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2017. - 287 с.
25. Математика. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.] ; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. - 4-е изд. - М. :Просвещение, 2017. - 287 с.
26. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова [и др.] ; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2018. - 223 с.
27. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева [и др.] - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2018. - 240 с.
28. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ А. М. Матюшкин // Педагогика. - 1972 - С. 170 - 186.
29. Меренкова, О. А. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю: методическое пособие / О. А. Меренкова.- Москва: Перспектива, 2011. - 48 с.
30. Мерзляк, А.Г. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
- М. :Вентана-Граф, 2018. - 304 с.
31. Митенева, С.Ф. Нестандартные задачи по математике как средство развития творческих способностей учащихся: дисс. ... канд. пед. наук. / С. Ф. Митенева. - Вологда, 2005. - 204 с.
32. Мухина, В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Народное образование. - 2006 - №7 - С. 123 - 127.
33. Немов, Р С. Психология [Текст] : в 3 кн. / Р. С .Немов. -
М.Туманит. издат. центр Владос, 2003.- Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
34. Обухов, А.С. Исследовательская позиция личности/ А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2006 № 1 С. 61 - 75.
35. Обухов, А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении/ А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2006 № 1 С. 100 - 107.
36. Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь - М.:Высшая школа, 1990. - 22 с.
37. Рыбалкина М. С., Зверева Л. Г. Формирование компетентностей на уроках математики и их влияние на развитие школьников // Слагаемые педагогической практики: Материалы IV Междунар. науч.-практ.конф. 2018. - С. 133-136.
38. Семенова, Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Семенова Н.А. - Томск: изд-во Томск. Гос. Пед. Ун-та,2007 - 22 с.
39. Серебрякова Н. А. Формирование исследовательских способностей младших школьников - [Электронный ресурс], 2019. - Режим доступа: ййр://открытыйурок.рф/статьи/519 024/.
40. Усова, А. В. Формирование у учащихся учебных умений [Текст] / А.В. Усова, А. А. Бобров. - М. : Знание, 1987. - 80 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
42. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва : Омега , 2014. - 134с.
43. Черных, Н. В. Положение об учебно-исследовательской деятельности учащихся / Н. В. Черных // Практика административной работы в школе. -2007 - № 3 - С. 86 - 92.
44. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин.- М.: Наука, 1978. - 342 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ