АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты организации исследовательской деятельности 8
1.1 Исследовательская деятельность: основные факты и термины 8
1.2 Исследовательские задачи как средство организации ]6
исследовательской деятельности учащихся
2 Методические аспекты организации исследовательской деятельности 25
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация 25 результатов констатирующего эксперимента
2.2 Алгебраический материал как средство организации 29
исследовательской деятельности учащихся в основной школе
2.3 Методика применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся
Заключение 46
Список использованных источников
1 Теоретические аспекты организации исследовательской деятельности 8
1.1 Исследовательская деятельность: основные факты и термины 8
1.2 Исследовательские задачи как средство организации ]6
исследовательской деятельности учащихся
2 Методические аспекты организации исследовательской деятельности 25
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация 25 результатов констатирующего эксперимента
2.2 Алгебраический материал как средство организации 29
исследовательской деятельности учащихся в основной школе
2.3 Методика применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся
Заключение 46
Список использованных источников
В настоящее время развитие общества не стоит на месте, изменения и преобразования происходят во всех сферах человеческой жизни. Одним из направлений модернизации является образование. На первый план выходит личностные характеристики учащегося, преобладает гуманитарная направленность преподавания. Математическое образование становиться практико-ориентированным, больше внимания уделяется практическому значению математики для ученика.
Еще три века назад английским философом Д. Локком в своих работах было отмечено, что математика способствует развитию умственных способностей [22]. Сложно не согласиться, ведь обучение математике, действительно, способствует развитию интеллекта учащихся, открывает новые возможности в освоении новых знаний, оказывает воздействие на формирование компонентов и качество мышления В большей степени, это влияние на развитие абстрактного и логического мышления учащихся, приобретение умения действий по алгоритму, и одновременно - получение опыта исследовательской деятельности.
На наш взгляд, наиболее эффективным способом формирования исследовательской деятельности в математике выступает использование исследовательских задач в учебном процессе, при решении которых учащийся приобретает опыт математического исследования.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы данной работы «Алгебраический материал как средство организации исследовательской деятельности учащихся основной школы».
Цель исследования - проанализировать и систематизировать алгебраический материал как средство организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.
Объект исследования - процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования - алгебраический материал, представленный в форме исследовательских задач в основной школе.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и виды исследовательской деятельности;
2. Рассмотреть виды исследовательских задач и приемы их составления;
3. Разработать и организовать констатирующий эксперимент.
4. Разработать и апробировать методику применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ учебной и учебно-методической литературы;
2. Обобщение передового педагогического опыта;
3. Метод сбора эмпирических данных: анкетирование;
4. Методы интерпретации и описание данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методической основой выступили труды отечественных ученых: В.А. Далингера[9], И.А. Лернера[21], А.В. Леонтовича[19], А.В. Усовой [40], С.Ф. Митенёвой[31].
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №5города Лесосибирска».
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2020) анализ литературы по теме исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач. Подготовка экспериментального исследования.
Второй этап (декабрь 2020) организация и проведение констатирующего эксперимента, с целью выявления причин затруднений в организации исследовательской деятельности учащихся в основной школе.
Третий этап (январь 2021) анализ и интерпретация результатов первичной диагностики.
Четвертый этап (февраль - март 2021) разработка методики применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся; подготовка проекта выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость состоит в том, что разработана методика применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся; проанализирован, обобщен, систематизирован найденный материал по теме исследования, который может быть использован студентами при написании курсовых работ.
Практическая значимость определяется возможностью применения разработанных исследовательских задач в организации исследовательской деятельности учащихся.
По результатам исследования опубликована статья по теме «Алгебраический материал как средство организации исследовательской деятельности учащихся в основной школе» приняла участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Надежды России» и награждена дипломом 1 степени. Также по результатам исследования был подготовлен доклад по теме «Алгебраический материал как средство организации исследовательской деятельности учащихся в основной школе» и принял участие в научно-практической конференции ЛПИ-филиала СФУ, где занял 2 место.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, 44 наименований использованных источников.
Еще три века назад английским философом Д. Локком в своих работах было отмечено, что математика способствует развитию умственных способностей [22]. Сложно не согласиться, ведь обучение математике, действительно, способствует развитию интеллекта учащихся, открывает новые возможности в освоении новых знаний, оказывает воздействие на формирование компонентов и качество мышления В большей степени, это влияние на развитие абстрактного и логического мышления учащихся, приобретение умения действий по алгоритму, и одновременно - получение опыта исследовательской деятельности.
На наш взгляд, наиболее эффективным способом формирования исследовательской деятельности в математике выступает использование исследовательских задач в учебном процессе, при решении которых учащийся приобретает опыт математического исследования.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы данной работы «Алгебраический материал как средство организации исследовательской деятельности учащихся основной школы».
Цель исследования - проанализировать и систематизировать алгебраический материал как средство организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.
Объект исследования - процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования - алгебраический материал, представленный в форме исследовательских задач в основной школе.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и виды исследовательской деятельности;
2. Рассмотреть виды исследовательских задач и приемы их составления;
3. Разработать и организовать констатирующий эксперимент.
4. Разработать и апробировать методику применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ учебной и учебно-методической литературы;
2. Обобщение передового педагогического опыта;
3. Метод сбора эмпирических данных: анкетирование;
4. Методы интерпретации и описание данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методической основой выступили труды отечественных ученых: В.А. Далингера[9], И.А. Лернера[21], А.В. Леонтовича[19], А.В. Усовой [40], С.Ф. Митенёвой[31].
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №5города Лесосибирска».
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2020) анализ литературы по теме исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач. Подготовка экспериментального исследования.
Второй этап (декабрь 2020) организация и проведение констатирующего эксперимента, с целью выявления причин затруднений в организации исследовательской деятельности учащихся в основной школе.
Третий этап (январь 2021) анализ и интерпретация результатов первичной диагностики.
Четвертый этап (февраль - март 2021) разработка методики применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся; подготовка проекта выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость состоит в том, что разработана методика применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся; проанализирован, обобщен, систематизирован найденный материал по теме исследования, который может быть использован студентами при написании курсовых работ.
Практическая значимость определяется возможностью применения разработанных исследовательских задач в организации исследовательской деятельности учащихся.
По результатам исследования опубликована статья по теме «Алгебраический материал как средство организации исследовательской деятельности учащихся в основной школе» приняла участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Надежды России» и награждена дипломом 1 степени. Также по результатам исследования был подготовлен доклад по теме «Алгебраический материал как средство организации исследовательской деятельности учащихся в основной школе» и принял участие в научно-практической конференции ЛПИ-филиала СФУ, где занял 2 место.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, 44 наименований использованных источников.
В современной научно-методологической литературе имеют место множество определений понятия исследовательской деятельности. В каждом толковании этих терминов есть что-то общее сближающее их все, но в то же время прослеживается и собственное видение каждого автора, отличающее все определения друг от друга. Изучив литературу по проблеме организации исследовательской деятельности учащихся основной школы, под исследовательской деятельностью будем понимать выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением (А.В. Леонтович).
Средства обучения исследовательской деятельности школьников могут быть различными. Ключевыми, с нашей точки зрения, являются исследовательские задачи.
Для изучения использования исследовательских задач на уроках математики был разработан и проведен констатирующий эксперимент с целью выявить причины затруднений в организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основной общеобразовательной школы №5 города Лесосибирска».
Проанализировав результаты анкетирования, мы выделили следующие основные причины возникновения затруднений при организации исследовательской деятельности учащихся. Это недостаток методической литературы, содержащей исследовательские задачи; большое количество времени на подготовку к организации исследовательской деятельности учащихся; влияние на выбор заданий в учебном процессе итоговой аттестации; сложность в оценивании исследовательской работы учащихся; отсутствие опыта в организации исследовательской деятельности учащихся и ограниченное время в учебном процессе на её реализацию.
На основе анализа и интерпретации результатов констатирующего эксперимента была разработана методика применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся основной школы. Методика применения исследовательских задач включает в себя этапы и методы конструирования систем исследовательских задач.
Предложенные методика может быть использована учителями и студентами-практикантами при организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.
В результате исследования цель была достигнута, поставленные задачи решены.
Средства обучения исследовательской деятельности школьников могут быть различными. Ключевыми, с нашей точки зрения, являются исследовательские задачи.
Для изучения использования исследовательских задач на уроках математики был разработан и проведен констатирующий эксперимент с целью выявить причины затруднений в организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основной общеобразовательной школы №5 города Лесосибирска».
Проанализировав результаты анкетирования, мы выделили следующие основные причины возникновения затруднений при организации исследовательской деятельности учащихся. Это недостаток методической литературы, содержащей исследовательские задачи; большое количество времени на подготовку к организации исследовательской деятельности учащихся; влияние на выбор заданий в учебном процессе итоговой аттестации; сложность в оценивании исследовательской работы учащихся; отсутствие опыта в организации исследовательской деятельности учащихся и ограниченное время в учебном процессе на её реализацию.
На основе анализа и интерпретации результатов констатирующего эксперимента была разработана методика применения исследовательских задач при организации исследовательской деятельности учащихся основной школы. Методика применения исследовательских задач включает в себя этапы и методы конструирования систем исследовательских задач.
Предложенные методика может быть использована учителями и студентами-практикантами при организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.
В результате исследования цель была достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Алгебраические задачи как средство формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - Решение алгебраических задач различными способами как средство формирования математической культуры обучающихся общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2022 - Информационные технологии как средство развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Алгебраические задачи как средство формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Решение алгебраических задач различными способами как средство формирования математической культуры обучающихся общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Дифференцированный подход при организации самостоятельной работы по математике в основной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Электронно-образовательные контенты как средство реализации дополнительного математического образования школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ АЛГЕБРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 10-11 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЧИСЛАМ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018



