Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логическая структуризация учебного материала как средство систематизации и обобщения знаний учащихся старших классов средней школы по физике

Работа №7528
Тип работыДиссертации (РГБ)
Предметпедагогика
Объем работы215стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 449
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы исследования и ее состояние в практике обучения физике.
§1.1. Гносеологические основы систематизации и обобщения знаний учащихся. 11
§1.2. Психолого-педагогические основы систематизации и обобщения знаний. 18
§1.3. Логическая структуризация учебного материала как средство систематизации и обобщения знаний 24
Заключение по 1 главе. 37
Глава 2. Методические приемы обобщения и систематизации знаний по физике с использованием логической структуризации учебного материала в курсе физики средней школы 40
§2.1. Использование логической структуризации при обобщении и систематизации на уровне физических понятий, законов, явлений (Первый уровень) 44
§2.2. Логическая структуризация учебного материала на уровне фрагментов теорий. (Второй уровень) 57
§2.3. Логическая структуризация учебного материала на уровне физических теорий (Третий уровень) 66
§2.4.Логическая структуризация учебного материала при систематизации и обобщении всего курса физики. (Четвертый уровень) 78
§2.5. Систематизация и обобщение курса физики на основе идей современной картины мира. (Пятый уровень) 89
2.5.1. Логическая структура физической теории 91
2.5.2. Логическая структуризация по этапам развития современной физической картины мира. 107 Заключение по главе 155 Глава 3. Организация и результаты педагогического эксперимента по исследованию приемов логической структуризации при обобщении и систематизации знаний учащихся. 160 Заключение 179 Библиография 184 Приложения 197


Актуальность. В настоящее время, в связи с проведением эксперимента по обновлению структуры и содержания общего среднего образования, введением Единых государственных экзаменов возникли противоречия между увеличением объема учебной информации с одной стороны и фактором ограничения времени обучения с другой стороны, между содержанием современного школьного курса физики с одной стороны и потребностями российского общества на рубеже веков с другой стороны. Результаты первых пробных экзаменов Единого государственного экзамена показали недостаточный уровень усвоения физических знаний выпускниками школ республики Саха (Якутия) и ряда других регионов России. Анализ результатов показал, что знания учащихся о физической картине мира представляют набор отрывочных, бессистемных, фрагментальных, необобщенных и несистематизированных научных фактов. У учащихся отсутствует структурно-логическая система построения курса физики. Между тем, как подчеркивал П.В. Копнин: «Не будучи обобщенными, факты находятся еще за пределами логической структуры науки». [61] Изучение физики на эмпирическом уровне означает, что не все элементы знания входят в системное, целостное представление курса как совокупности физических теорий. Об этом свидетельствуют данные методических и дидактических исследований проблем формирования системных, обобщенных знаний учащихся на уровне физических теорий /Л.Я. Зорина, В.Г. Разумовский, В.В. Мултановский, В. А. Кондаков и др./.
Изучая опыт работы учителей физики ряда школ Республики Саха (Якутия), мы установили, что сложившаяся во многих общеобразовательных школах практика обучения не способствует формированию структурно¬организованного знания, не ориентирована на анализ связей между компонентами физических теорий, не направлена на упорядочение и «уплотнение» учебного материала вокруг наиболее существенных связей, не

4
использует возможности системно-структурного метода для управления познавательной деятельности и развитием мышления учащихся, не выделяет ориентиры для самостоятельного обновления и пополнения знаний. Современный школьник должен уметь в достаточной степени систематизировать и обобщать свои знания, знать соотношения и связи между структурными элементами системы знаний.
Проблемы систематизации знаний посвящены многие работы по психологии, дидактике и методике.
Разработке различных способов логической структуризации учебного материала, способствующих систематизации и обобщению знаний учащихся на разных уровнях общности, уделяли большое внимание отечественные психологи (П.Я. Гальперин, А.Н. Льеонтьев, Н.А. Менчинская,
Н.Ф.Талызина), дидакты (Ю.К. Бабанский,Т.А. Ильина, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, А.М. Сохор), методисты (П.А. Знаменский, В.Г. Разумовский, Л.И. Резников, А.П. Рымкевич, Е.В. Савелова, А.В. Усова и др.).
Вопросам систематизации и обобщения знаний на материале учебных предметов средней школы посвящены диссертационные работы Г.И. Аверкиевой, А.И. Архиповой, Л.П. Ворониной, И.С. Карасовой, О.С. Кретинина, М.С. Кюяджиевой, Т.Л. Логвиновой, А.Ф.Меняева, В.В.Мултановского, Д.А. Пасечник, Р.И.Рявкиной , Н.Д. Савченко, Д.С. Столярчук, Л. С. Хижняковой, Б.П.Эрдниева.
Высоко оценивая значения этих разработок для теории и практики совершения процесса обучения на основе логической структуризации учебного материала, необходимо, однако, отметить, что ряд аспектов исследуемой проблемы нуждаются в дальнейшем исследовании.
Недостаточно изучены принципы построения содержания уроков физики, а также система практических занятий и упражнений, обеспечивающих формирование структурно-логических знаний учащихся.
4

Наше исследование направлено на решение проблемы по поиску методических приемов логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний школьников, позволяющих сформировать не формальные, а осознанные знания, действенные, на основе формирования «структур умственной деятельности, ответственных за творчество: анализ, синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний в новую ситуацию» (И.Я. Лернер).
Таким образом, научно-педагогическое противоречие заключается в том, что актуализация культуросообразного подхода, тенденции развития современного физического образования предполагают формирование у учащихся целостного представления о современной физической картине мира на основе систематизации и обобщения знаний учащихся. Однако методика логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний учащихся старших классов средней школы по физике остается не до конца разработанной. Поэтому разработка методических приемов логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний учащихся старших классов по физике представляется в настоящий момент одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания физики.
Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью формирования у старшеклассников умений и навыков систематизации и обобщения знаний и недостаточной разработанностью методических приемов и способов логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний по физике.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке системы методических приемов логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний учащихся старших классов по физике.

6
Объектом исследования является процесс обучения физике в старших классах общеобразовательной школы.
Предметом исследования является логическая структуризация учебного материала как средство систематизации и обобщения знаний учащихся старшей ступени общеобразовательной школы по физике.
Гипотеза исследования
Формирование у учащихся целостного представления о современной физической картине мира, навыков и умений систематизировать и обобщать свои знания и достижение планируемых результатов обучения будет обеспечено, если выявить уровни логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний учащихся по физике, разработать систему методических приемов и способов логической структуризации на каждом уровне.
Задачи исследования:
1. Выявить гносеологические и психолого-педагогические особенности систематизации и обобщения знаний на основе логической структуризации учебного материала.
2. Определить уровни логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний учащихся старшей ступени по физике;
3. Разработать систему методических приемов и способов логической структуризации на каждом из выявленных уровней;
4. Провести апробацию эффективности разработанных методических приемов логической структуризации учебного материала.
Методологической и общенаучной основой исследования являются философские положения об окружающем нас мире как о совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, как о системном и целостном образовании.
л

7
Исследование опирается на идею материального мира как системного образования, обусловливающего необходимость системного подхода к его изучению (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Б.М. Кедров, В.Н. Садовский, М.И. Сетров, А.И. Умов, А.П. Шептулина, Э.Г. Юдин); фундаментальные работы в области философии образования и методологии педагогики посвященные проблемам систематизации и обобщения знаний (JI.C. Выготский,П.Я. Гальперин, Б.С. Гершунский, Г.Д. Глейзер, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, П.В. Копнин, Н.А. Менчинская, А.Н. Леонтьев,А.М. Новиков,С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский,В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин), дидактики (С.И.Архангельский,Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, B.C. Безрукова, В.А. Бетев, В.И. Загвязинский, Л.Я. Зорина, Т.А. Ильина, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, А.М. Сохор,Н.Ф. Талызина и др.), методики (П.А. Знаменский, В.Г. Разумовский, Л.И. Резников, А.П. Рымкевич, Е.В. Савелова, А.В. Усова и др.).
Методы исследования.
В ходе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме позволил сформулировать теоретические позиции исследования. Методы эмпирического исследования включали изучение состояния уровня систематизации и обобщения знаний по физике в старших классах средних школ, педагогический эксперимент, статистический анализ результатов данного эксперимента.
Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования можно сделать выводы:
1. Выявлены гносеологические и психолого-педагогические особенности систематизации и обобщения знаний на основе логической структуризации учебного материала.
В результате анализа философских и общенаучных методологических работ выявлены основные характеристики и функции научных физических теорий, преобразование которых в учебные способствовали бы системности и целостности знаний учащихся.
Результатом процесса логической структуризации учебного материала, обусловленного содержанием системы учебных знаний и способов деятельности по усвоению, являются системные знания учащихся, своеобразие которых для учебных физических теорий мы видим в наличии следующих признаков:
- способа организации структуры теории посредством иерархических и логических связей ее элементов ;
- процесса объединения элементов в систему на основе функциональных и генетических связей как механизма интеграции частей в целое;
- сохранение содержания всех разнородных элементов теории.
Теоретическими предпосылками к формированию логически структурированных знаний были выделены:
а) в организации содержания обучения на уровне учебного материала:
- целостная трансформация научных физических теорий в учебные с сохранением логической структуры теории (Д.В. Вилькеев, Л.Я.Зорина, В.В. Мултановский, В.Г. Разумовский и др.);
- циклическое построение учебного материала курса физики в старших классах средней школы: от обобщения фактов и теоретических предпосылок ФКМ к построению абстрактных моделей явлений. От модели - к выводу
170

180
теоретических следствий и их экспертной проверке и применению (В.В. Мултановский, В.Г. Разумовский);
- знаково-символическая наглядность теоретического знания (В.В. Давыдов, Л. С. Высотский).
б) в организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
- организация учебно-познавательной деятельности при усвоении физических знаний на ориентировочной основе действий и среды действия (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
- теоретический уровень усвоения физических теорий и основных физических понятий (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконина);
- реализация условий для осуществления активной познавательной деятельности на творческом уровне усвоения (В.В.Давыдов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.А. Орлов, И.П. Калошина и др.).
2. Определены уровни логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний учащихся старшей ступени по физике.
На основании анализа теоретических источников о структуре учебного материала, учета возможностей управления процессом усвоения знаний и формированием теоретического мышления и мировоззрения, инвариантных характеристик структуры содержания школьного физического образования, психологических особенностей переработки информации
старшеклассниками нами выделены пять уровней структурности целостно представленного учебного материала и адекватных им видов структурно-логических построений.
Состав первого уровня определяется системой элементов учебного материала, объединяемых функциональными, логическими и генетическими связями.
Состав второго уровня определяется фрагментами теорий и состоит из элементов первого уровня и компонентов теории.
1ЯП

181
Содержание третьего уровня отражает целостные физические теории.
Четвертый уровень определяется взаимодействием элементов
различных физических теорий.
Пятый уровень отражает физическую картину мира.
3. Разработана система методических приемов и способов логической структуризации на каждом из выявленных уровней. (Концепция многоуровневой логической структуризации).
Логическая структуризация первого уровня осуществляется структурно-логическими конспектами. Каждый структурно-логический конспект состоит из отдельных блоков, отражающих логически завершенный элемент знаний. Блоки располагаются в иерархичной последовательности адекватно этапам познания.
Второй уровень логической структуризации используется на уроках обобщения и систематизации знаний после прохождения относительно крупной темы курса физики в форме блок-схем. Каждый блок такой схемы на более абстрактном уровне будет отражать знания, данные в блоках структурно-логических конспектов.
Третий уровень логической структуризации по составу элементов относится к целостным теориям и используется на уроках систематизации и обобщения еще больших по объему тем или целых разделов курса физики в форме графов или логических конструкций (логических структур).
Четвертый уровень логической структуризации начинает использоваться на уроках систематизации и обобщения после прохождения двух или более разделов физики или всего курса физики, изучаемого в средней школе. Используются такие приемы логической структуризации как обобщающие таблицы, графы, структурно-логическая таблица-комплекс.
Пятый уровень - высший уровень системности. Он выходит на физическую картину мира и ее эволюцию. Здесь используется модель
1R1

182
логической структуры физической теории и обобщающая таблица, характеризующая все этапы развития физической картины мира.
4. Проведена апробация эффективности разработанных нами методических приемов логической структуризации учебного материала.
Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность разработанной на основе специально сформулированных условий и “модели многоуровневой логической структуризации” методики изучения физики в старших классах средней школы, которая :
- обеспечивает формирование структурированных системно-обобщенных знаний , способствует доступному раскрытию на урочных и внеурочных занятиях методологических знаний и повышает на этой основе качество обучения;
- формирует у учащихся такие умственные операции как анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, перенос знаний, а также навыки и умения самостоятельно систематизировать и обобщать знания;
- развивает структуру умственных действий памяти, повышает качество знания, ее глубина, осознанность и действенность (умение применять на практике);
позволяет более продуктивно использовать память за счет группировки разрозненных сведений и фактов в более крупные блоки информации, которые легче запомнить и воспроизвести в нужные моменты, что содействует более прочному и глубокому усвоению знаний; позволяет достичь наибольшей полноты информации об объекте за счет рассмотрения не только компонентов разных уровней, но и различных видов взаимосвязей компонентов на всех уровнях;
- формирует у учащихся целостное представление о физической картине мира и ее эволюции.
1. Алексеев М.Н. Актуальные проблемы логической науки. - М.: Издательство МГУ, 1964. - 151с.
2. Алексеев М.Н. Учебный предмет и его логическая структура. - М.: АПН СССР, 1958.-212с.
3. Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. В кн. “Методологические и теоретические проблемы психологии”. - М.: Наука, 1969. -106с.
4. Архипова А.И. Систематизация знаний учащихся на уроках физики на оснве принципа цикличности. :Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1984. -24с.
5. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. -М.: Педагогика,
1981. - 176с.
6. Бабанский Ю.К. Методика формирования теоретических обобщений механики у учащихся.: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1963. -18с.
7. Березина А.Ю. Графы и их выражение. -М.: Просвещение, 1979, -143с.
8. Беспалько И.М. Структурно-семантический анализ учебного материала. Тез. докл. XVIII Герценовские чтения. - Л.: ЛГПИ им. А.Герцена, 1975. С.8-13.
9. Бетев В.А. Содержательно-знаковая наглядность в процессе управления обучением физике. Тез. докл. республ. межвуз. научн.-практ. конф. “Теоретические аспекты применения содержательно-знаковой наглядности в обучении физике.”- Куйб.: КГПИ, 1990. -40с.
Ю.Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.
- М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. - 346с.
И.Борис М.Н. , Столярчук Д.С. Систематизация и обобщение знаний о физических величинах. // Физика в школе. -1982. -№6. -С.64-65.
12. Борсуковский Б.А. Систематизация и обобщение знаний учащихся в курсе физики выпускного класса.: Автореф. дис.канд. пед. наук. - Ч., 1984. -22с.
13. Боумен У. Графическое представление информации. - М.: Мир, 1971. -252с.

И.Браверман Э.М. Обобщающий урок в IX классе по теме “Основы молекулярно-кинетической теории”.// Физика в щколе. - 1983. -№5, С.52-53.
15. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теоретические основы. -М.:Просвещение, 1981. -288с.
16. Бугаев А.И., Сорокина Н.Г., Сущенко С.С. Опорный конспект как одно и средств обучения физике. //Физика в школе. - 1979. - №6. -С.27-30.
17. Бухарева Н.Ю. Методические основы обобщающего повторения при изучении физике на подготовительном отделении университета. :Автореф. канд. пед. наук. -С-Пб., 1997. -213с.
18. Валентинавичус В., Урбайте С.О. О систематизации знаний по физике.// Физика в школе. - 1970. - №6. -С.51-53.
19. Вильняев Д.В. Логико-дидактические условия усиления эвристических функций научных теорий и использование их как способа активизации познавательной деятельности школьников. - В кн.: Активизация усвоения знаний школьниками на основе применения методов науки в обучении. - Казань: Таткнигоиздат, 1981, С. 3-26.
20. Вильняев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. - Казань: Таткнигоиздат, 1975. - 160с.
21. Вишневский Л.И., Артюшкина Л.М. Применение логических структур учебного материала при обучении физике.// Физика в школе. - 1981. №1. -С. 42-44.
22. Газиев Э. Перенос приемов обобщения у школьников.// Вопросы психологии. -1974.-№2.-С. 116-123.
23. Галь Н.В. Формирование у учащихся системы знаний на основе системно¬структурного подхода. //Педагогика. - 1978. -вып. 18. - С. 14-21.
24. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “формирования умственных действий и понятий”. -М.: Прогресс, 1965. -123с.
25. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “формирование умственных действий”. -М.: Педагогика, 1965. -323с.

186
26. Гамезо М.В., Ломов Б.Ф. , Рубахин В.Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем: Психологические проблемы переработки знаковой информации./ под.ред. В.Ф. Рубахина. -М.:
ф Наука, 1977. - С.9-22.
27. Гидронович В.А. Организация обобщенного повторения и выпускных экзаменов по физике.: Автореф. дис.канд. пед. наук. - М., 1988. -21с.
28. Грабарь М.Н., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1977. -136с.
29. Гресс Н.П. Один из способов систематизации знаний учащихся по физике: Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. 1974. - вып. 1,- С.40-43.
30. Губанов Б.В. Структура и методика познавательной деятельности учащихся старших классов при усвоении теоретического знания по физике.: Автореф. дис.канд. пед. наук. -Чел., 1994. - 22с.
31. Гурова В.Г. Совершенствование методики повторения учебного материала ф курса физики 6-7 классов.: Дис... канд. пед. наук.- Чел., 1982. - 232с.
32. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. -М.:Педагогика, 1972. - 424 с.
33. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете ноаого педагогического мышления. М.: Педагогика, 1989. - С.78-79.
34. Дидактика средней школы./ под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. - с. 135.
35. Дидович Н.Н. Обобщение и систематизация знаний учащихся по физике на основе понятия энергии и закона сохранения энергии. : Дис... канд. пед. наук.
- Киев, 1979. - 169с.
36. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его Щ понимания. -М.: Педагогика, 1982. -176с.
v 37.3ак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -М.: Педагогика, 1984. -15с.
18Л

187
38.3анков JI.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. -М.: Изд. Министерства просвещения РСФСР, 1960. -237с.
39.3анков Л.В. О видах обобщения в обучении/ТВопросы психологии. -1974. - ф №2,- С.174-179.
40.3всрева Н.В. Активизация мышления учащихся на уроках физики. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1980. - 112с.
41.Звягин А.Н. О систематизации знаний учащихся в обучении: Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. -1975. - Вып.2. -С. 53-57с.
42.3вягин А.Н. Совершенствование систематизации знаний учащихся в процессе обучения в средней школе (на материале естественно-научных дисциплин: Дис... канд. пед наук. - Чел., 1975. -С. 53-57.
43.Зиновьева А.А. Логическое следование: Проблемы логики и теории научных знаний. В кн. Проблемы логики и теории научных знаний.” -М.: Наука, 1967. - 125с.
ф 44.Иванчук О.В. Методика формирования у учащихся обобщенных видов деятельности по усвоению понятий о физических объектах: Дисс... кан. пед. наук. - Астрах., 1999. -146с.
45. Ильченко В.И. Блочно-структурная модель лекционно-практической системы обучения // Средне-специальное образование. - 1983. -№12. - С. 12-14.
46. Ительсон Л.Б.,Креймер А.Я. О сравнительной эффективности различных структур изложения учебного материала// Советская педагогика. -1965. -№4. - С.26-30.
47. Кабанова -Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М.: Просвещение, 1968. -288с.
4 8. К ал инина Л.М.,Быков С.Б., Береснев А.Н., Софрошенков А.Ф. Структурные блок-схемы в курсах математики и физики// Вестник высшей школы. -1979. - №6. - С.64-66.
1R7

49. Карасова И.С. Комплексные семинары как форма систематизации и обобщения знаний учащихся средней школы: Дис ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1980. -195с.
50. Кедров Б.М. Диалектический путь теоретического синтеза современного естественнонаучного знания. В кн. Синтез современного научного знания. - М.: Прогресс, 1973. -С.9-59.
51. Кедров Б.М. Обобщение, как логическая операция// Вопросы философии. - 1965. -№12. -С.46-47.
52. Кириллова Г.Ф. Теория и практика в условиях развивающего обучения. - М.:Просвещение, 1980. -159с.
53. Клевицкий В.В. Задачи на развитие способностей к систематизации на уроках физики.// Творчество учителя как необходимое условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. -М.:Мысль, 2000. - Вып.7. -С.67-69.
54. Клочковская Р.Д. Процесс систематизации и его структура: Автореф. дис.канд. филос. наук. - Саратов, 1971. -22с.
55. Клочковская Р.Д. Систематизация знаний как логический процесс. -В кн. Анализ системного научного знания. -Саратов: СГУ, 1973, С.46-47.
56. Коварский Ю.А. Роль мысленных моделей и методика их использования в процессе обучения физике в средней школе: Автореф. дис.канд. пед. наук. - М.: 1973. -26с.
57. Кожин В.Н. Логико-гносеологические вопросы дидактики: Автореф. канд. фил. наук.-Киев, 1973. -21с.
58. Коменскй Я.А. Великая дидактика/ Изб. пед. сочинения. ч.1 -М.Политиздат, 1955, С.46-51.
59. Кондаков В.А. Логико-дидактические принципы и особенности складывания структуры курса физики. В кн: Вопросы логики и психологии в методике физикиб Сб. статей/ Куйбышев, пед. институт.- Куйбышев, 1969. -С. 4-30.
60. Кондаков Н.И. Логика. -М.: Учпедгиз, 1954. -512с.

61. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки.- М.:Мысль, 1974. -568с.
62. Коробов Е.Т. Логическое структурирование// Средне-специальное образование. -1978. -№3 -С. 22.
63. Криволапова Н.А. Опорные конспекты по физике в системе развивающего обучения: Автореф.дис. канд. пед. наук. -Екат., 1999. -21с.
64. Кубицкий В.А. О систематизации знаний учащихся по физике// Физика в школе. -1972. -№1 -С.34-36.
65. Кузнецова Л.Н., Кузнецов М.Е. Систематизация учебного материала: (Схемы на уроках физики) // Физика в школе. -1999. -№6. -С.21-23.
66. Кузьмин В.П. Гносеологические проблемы системного знания. -М.: Знание, 1983, -64с.
67. Лазарев Ф.В., Новоселов М.М. Обобщение. -В кн. БСЭ. Третье издание, 1974. -Т. 18 -С.590-592.
68. Логика научного исследования/ Отв. ред. П.В. Копнин и М.В. Попович. -М.: Наука, 1965. -250с.
69. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. - М.: Издательство МГУ, 1982. -479с.
70. Луппов Г.Д. Опорные конспекты и тестовые задания по физике: 11 класс. - М.: Просвещение, 1996. -326с.
71. Манасян А.С. К проблеме развития научных знаний, философские вопросы логического анализа научного знания. - Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1969. -с.27.
72. Мансуров Н.А. Структурно-целевой метод представления научной информации и его применение в преподавании школьного курса физики: Дисс... канд. пед. наук. -М., 1996. -270с.
73. Маркова И.В. Взаимосвязь и взаимодополнительность предметно-образной и абстрактно-логической наглядности как средство интенсификации процесса обучения физике: Автореф. канд. пед. наук. - Л., 1987. -23с.

190
74. Мартынова К.Е. Методика записей и зарисовок на уроках физики, пособие для учителей. -М.: Учпедгиз, 1961. -120с.
75. Мартынюк Н.Г. Структуризация учебного материала школьниками как ф способ развития их теоретического мышления: Дисс... канд. пед. наук. -Киев,
1988. -230с.
76. Матюшкин-Герке А.А. Структурно-логические модели конструрирования учебной информации и их использование в управлении процессом обучения. - JL: Издательство ЛГУ, 1978. -36с.
77. Медведев И.Ф. Формирование обобщенных знаний и умений как условие развивающего обучения на лабораторных и практических занятиях по курсу общей физики. -Челябинск: ЧГПИ, 1986. -45с.
78. Менчинская Н.А. Взаимодействие слова и образа в процессе усвоения знаний школьникам тез. докладов на совещании по психологии. -М.: Учпедгиз, 1953. -С.4-7.
79. Мизинцев В.П. Моделирование в дидактике// Вестник высшей школы. - 1970. ф - №9.-С. 21-26.
80. Мингазов Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения// Советская педагогика. - 1975. -№9. - С. 18-25.
81. Мирзоев Б. Использование рисунков при решении качественных задач в VI- VII классах// Физика в школе. -1976. -№3. -С.48-49.
82. Мирошниченко А.А. информационно-семантическая структуризация учебного материала. - Ижевск: Изд-во УГУ, 1975. -36с.
83. Монтанов В.В. Образ, знак, условность. -М.: Высшая школа, 1980. -160с.
84. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. -М.: Просвещение, 1976. -158с.
щ 85.Мултановский В.В. Проблема теоретических обобщений в курсе физики: Дисс...докт.пед. наук. -Киров, 1979. -420с.
19П

191
86.Назаров Т.В. Абстрактно-теоретическое обобщение в преподавании физики: Сб. “Проблемы преподавании физики в ВУЗ-е”. -Томск: изд. ТПУ, 1995. - С.21-23.
ф 87.Назаров Т В. Физика: системно-структурный подход. - М.: Айыына,2001. - 155с.
88.Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. -М.: Педагогика, 1991. -222с.
89.0бобщающее повторение: Методические указания/ Под ред. Карева В.А. - Уфа, 1982. - 82с.
90.0бобщающие уроки по механике/ Извозчиков В.А.,Чачин С.Я. -JI.: ЛГПИ,
1982. -32с.

Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Актуальность. В настоящее время, в связи с проведением эксперимента по обновлению структуры и содержания общего среднего образования, введением Единых государственных экзаменов возникли противоречия между увеличением объема учебной информации с одной стороны и фактором ограничения времени обучения с другой стороны, между содержанием современного школьного курса физики с одной стороны и потребностями российского общества на рубеже веков с другой стороны. Результаты первых пробных экзаменов Единого государственного экзамена показали недостаточный уровень усвоения физических знаний выпускниками школ республики Саха (Якутия) и ряда других регионов России. Анализ результатов показал, что знания учащихся о физической картине мира представляют набор отрывочных, бессистемных, фрагментальных, необобщенных и несистематизированных научных фактов. У учащихся отсутствует структурно-логическая система построения курса физики. Между тем, как подчеркивал П.В. Копнин: «Не будучи обобщенными, факты находятся еще за пределами логической структуры науки». [61] Изучение физики на эмпирическом уровне означает, что не все элементы знания входят в системное, целостное представление курса как совокупности физических теорий. Об этом свидетельствуют данные методических и дидактических исследований проблем формирования системных, обобщенных знаний учащихся на уровне физических теорий /Л.Я. Зорина, В.Г. Разумовский, В.В. Мултановский, В. А. Кондаков и др./.
Изучая опыт работы учителей физики ряда школ Республики Саха (Якутия), мы установили, что сложившаяся во многих общеобразовательных школах практика обучения не способствует формированию структурно¬организованного знания, не ориентирована на анализ связей между компонентами физических теорий, не направлена на упорядочение и «уплотнение» учебного материала вокруг наиболее существенных связей, не

4
использует возможности системно-структурного метода для управления познавательной деятельности и развитием мышления учащихся, не выделяет ориентиры для самостоятельного обновления и пополнения знаний. Современный школьник должен уметь в достаточной степени систематизировать и обобщать свои знания, знать соотношения и связи между структурными элементами системы знаний.
Проблемы систематизации знаний посвящены многие работы по психологии, дидактике и методике.
Разработке различных способов логической структуризации учебного материала, способствующих систематизации и обобщению знаний учащихся на разных уровнях общности, уделяли большое внимание отечественные психологи (П.Я. Гальперин, А.Н. Льеонтьев, Н.А. Менчинская,
Н.Ф.Талызина), дидакты (Ю.К. Бабанский,Т.А. Ильина, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, А.М. Сохор), методисты (П.А. Знаменский, В.Г. Разумовский, Л.И. Резников, А.П. Рымкевич, Е.В. Савелова, А.В. Усова и др.).
Вопросам систематизации и обобщения знаний на материале учебных предметов средней школы посвящены диссертационные работы Г.И. Аверкиевой, А.И. Архиповой, Л.П. Ворониной, И.С. Карасовой, О.С. Кретинина, М.С. Кюяджиевой, Т.Л. Логвиновой, А.Ф.Меняева, В.В.Мултановского, Д.А. Пасечник, Р.И.Рявкиной , Н.Д. Савченко, Д.С. Столярчук, Л. С. Хижняковой, Б.П.Эрдниева.
Высоко оценивая значения этих разработок для теории и практики совершения процесса обучения на основе логической структуризации учебного материала, необходимо, однако, отметить, что ряд аспектов исследуемой проблемы нуждаются в дальнейшем исследовании.
Недостаточно изучены принципы построения содержания уроков физики, а также система практических занятий и упражнений, обеспечивающих формирование структурно-логических знаний учащихся.
4

Наше исследование направлено на решение проблемы по поиску методических приемов логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний школьников, позволяющих сформировать не формальные, а осознанные знания, действенные, на основе формирования «структур умственной деятельности, ответственных за творчество: анализ, синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний в новую ситуацию» (И.Я. Лернер).
Таким образом, научно-педагогическое противоречие заключается в том, что актуализация культуросообразного подхода, тенденции развития современного физического образования предполагают формирование у учащихся целостного представления о современной физической картине мира на основе систематизации и обобщения знаний учащихся. Однако методика логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний учащихся старших классов средней школы по физике остается не до конца разработанной. Поэтому разработка методических приемов логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний учащихся старших классов по физике представляется в настоящий момент одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания физики.
Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью формирования у старшеклассников умений и навыков систематизации и обобщения знаний и недостаточной разработанностью методических приемов и способов логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний по физике.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке системы методических приемов логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний учащихся старших классов по физике.

6
Объектом исследования является процесс обучения физике в старших классах общеобразовательной школы.
Предметом исследования является логическая структуризация учебного материала как средство систематизации и обобщения знаний учащихся старшей ступени общеобразовательной школы по физике.
Гипотеза исследования
Формирование у учащихся целостного представления о современной физической картине мира, навыков и умений систематизировать и обобщать свои знания и достижение планируемых результатов обучения будет обеспечено, если выявить уровни логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний учащихся по физике, разработать систему методических приемов и способов логической структуризации на каждом уровне.
Задачи исследования:
1. Выявить гносеологические и психолого-педагогические особенности систематизации и обобщения знаний на основе логической структуризации учебного материала.
2. Определить уровни логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний учащихся старшей ступени по физике;
3. Разработать систему методических приемов и способов логической структуризации на каждом из выявленных уровней;
4. Провести апробацию эффективности разработанных методических приемов логической структуризации учебного материала.
Методологической и общенаучной основой исследования являются философские положения об окружающем нас мире как о совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, как о системном и целостном образовании.
л

7
Исследование опирается на идею материального мира как системного образования, обусловливающего необходимость системного подхода к его изучению (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Б.М. Кедров, В.Н. Садовский, М.И. Сетров, А.И. Умов, А.П. Шептулина, Э.Г. Юдин); фундаментальные работы в области философии образования и методологии педагогики посвященные проблемам систематизации и обобщения знаний (JI.C. Выготский,П.Я. Гальперин, Б.С. Гершунский, Г.Д. Глейзер, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, П.В. Копнин, Н.А. Менчинская, А.Н. Леонтьев,А.М. Новиков,С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский,В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин), дидактики (С.И.Архангельский,Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, B.C. Безрукова, В.А. Бетев, В.И. Загвязинский, Л.Я. Зорина, Т.А. Ильина, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, А.М. Сохор,Н.Ф. Талызина и др.), методики (П.А. Знаменский, В.Г. Разумовский, Л.И. Резников, А.П. Рымкевич, Е.В. Савелова, А.В. Усова и др.).
Методы исследования.
В ходе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме позволил сформулировать теоретические позиции исследования. Методы эмпирического исследования включали изучение состояния уровня систематизации и обобщения знаний по физике в старших классах средних школ, педагогический эксперимент, статистический анализ результатов данного эксперимента.


Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования можно сделать выводы:
1. Выявлены гносеологические и психолого-педагогические особенности систематизации и обобщения знаний на основе логической структуризации учебного материала.
В результате анализа философских и общенаучных методологических работ выявлены основные характеристики и функции научных физических теорий, преобразование которых в учебные способствовали бы системности и целостности знаний учащихся.
Результатом процесса логической структуризации учебного материала, обусловленного содержанием системы учебных знаний и способов деятельности по усвоению, являются системные знания учащихся, своеобразие которых для учебных физических теорий мы видим в наличии следующих признаков:
- способа организации структуры теории посредством иерархических и логических связей ее элементов ;
- процесса объединения элементов в систему на основе функциональных и генетических связей как механизма интеграции частей в целое;
- сохранение содержания всех разнородных элементов теории.
Теоретическими предпосылками к формированию логически структурированных знаний были выделены:
а) в организации содержания обучения на уровне учебного материала:
- целостная трансформация научных физических теорий в учебные с сохранением логической структуры теории (Д.В. Вилькеев, Л.Я.Зорина, В.В. Мултановский, В.Г. Разумовский и др.);
- циклическое построение учебного материала курса физики в старших классах средней школы: от обобщения фактов и теоретических предпосылок ФКМ к построению абстрактных моделей явлений. От модели - к выводу
170

180
теоретических следствий и их экспертной проверке и применению (В.В. Мултановский, В.Г. Разумовский);
- знаково-символическая наглядность теоретического знания (В.В. Давыдов, Л. С. Высотский).
б) в организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
- организация учебно-познавательной деятельности при усвоении физических знаний на ориентировочной основе действий и среды действия (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
- теоретический уровень усвоения физических теорий и основных физических понятий (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконина);
- реализация условий для осуществления активной познавательной деятельности на творческом уровне усвоения (В.В.Давыдов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.А. Орлов, И.П. Калошина и др.).
2. Определены уровни логической структуризации учебного материала как средства систематизации и обобщения знаний учащихся старшей ступени по физике.
На основании анализа теоретических источников о структуре учебного материала, учета возможностей управления процессом усвоения знаний и формированием теоретического мышления и мировоззрения, инвариантных характеристик структуры содержания школьного физического образования, психологических особенностей переработки информации
старшеклассниками нами выделены пять уровней структурности целостно представленного учебного материала и адекватных им видов структурно-логических построений.
Состав первого уровня определяется системой элементов учебного материала, объединяемых функциональными, логическими и генетическими связями.
Состав второго уровня определяется фрагментами теорий и состоит из элементов первого уровня и компонентов теории.
1ЯП

181
Содержание третьего уровня отражает целостные физические теории.
Четвертый уровень определяется взаимодействием элементов
различных физических теорий.
Пятый уровень отражает физическую картину мира.
3. Разработана система методических приемов и способов логической структуризации на каждом из выявленных уровней. (Концепция многоуровневой логической структуризации).
Логическая структуризация первого уровня осуществляется структурно-логическими конспектами. Каждый структурно-логический конспект состоит из отдельных блоков, отражающих логически завершенный элемент знаний. Блоки располагаются в иерархичной последовательности адекватно этапам познания.
Второй уровень логической структуризации используется на уроках обобщения и систематизации знаний после прохождения относительно крупной темы курса физики в форме блок-схем. Каждый блок такой схемы на более абстрактном уровне будет отражать знания, данные в блоках структурно-логических конспектов.
Третий уровень логической структуризации по составу элементов относится к целостным теориям и используется на уроках систематизации и обобщения еще больших по объему тем или целых разделов курса физики в форме графов или логических конструкций (логических структур).
Четвертый уровень логической структуризации начинает использоваться на уроках систематизации и обобщения после прохождения двух или более разделов физики или всего курса физики, изучаемого в средней школе. Используются такие приемы логической структуризации как обобщающие таблицы, графы, структурно-логическая таблица-комплекс.
Пятый уровень - высший уровень системности. Он выходит на физическую картину мира и ее эволюцию. Здесь используется модель
1R1

182
логической структуры физической теории и обобщающая таблица, характеризующая все этапы развития физической картины мира.
4. Проведена апробация эффективности разработанных нами методических приемов логической структуризации учебного материала.
Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность разработанной на основе специально сформулированных условий и “модели многоуровневой логической структуризации” методики изучения физики в старших классах средней школы, которая :
- обеспечивает формирование структурированных системно-обобщенных знаний , способствует доступному раскрытию на урочных и внеурочных занятиях методологических знаний и повышает на этой основе качество обучения;
- формирует у учащихся такие умственные операции как анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, перенос знаний, а также навыки и умения самостоятельно систематизировать и обобщать знания;
- развивает структуру умственных действий памяти, повышает качество знания, ее глубина, осознанность и действенность (умение применять на практике);
позволяет более продуктивно использовать память за счет группировки разрозненных сведений и фактов в более крупные блоки информации, которые легче запомнить и воспроизвести в нужные моменты, что содействует более прочному и глубокому усвоению знаний; позволяет достичь наибольшей полноты информации об объекте за счет рассмотрения не только компонентов разных уровней, но и различных видов взаимосвязей компонентов на всех уровнях;
- формирует у учащихся целостное представление о физической картине мира и ее эволюции.



1. Алексеев М.Н. Актуальные проблемы логической науки. - М.: Издательство МГУ, 1964. - 151с.
2. Алексеев М.Н. Учебный предмет и его логическая структура. - М.: АПН СССР, 1958.-212с.
3. Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. В кн. “Методологические и теоретические проблемы психологии”. - М.: Наука, 1969. -106с.
4. Архипова А.И. Систематизация знаний учащихся на уроках физики на оснве принципа цикличности. :Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1984. -24с.
5. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. -М.: Педагогика,
1981. - 176с.
6. Бабанский Ю.К. Методика формирования теоретических обобщений механики у учащихся.: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1963. -18с.
7. Березина А.Ю. Графы и их выражение. -М.: Просвещение, 1979, -143с.
8. Беспалько И.М. Структурно-семантический анализ учебного материала. Тез. докл. XVIII Герценовские чтения. - Л.: ЛГПИ им. А.Герцена, 1975. С.8-13.
9. Бетев В.А. Содержательно-знаковая наглядность в процессе управления обучением физике. Тез. докл. республ. межвуз. научн.-практ. конф. “Теоретические аспекты применения содержательно-знаковой наглядности в обучении физике.”- Куйб.: КГПИ, 1990. -40с.
Ю.Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.
- М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. - 346с.
И.Борис М.Н. , Столярчук Д.С. Систематизация и обобщение знаний о физических величинах. // Физика в школе. -1982. -№6. -С.64-65.
12. Борсуковский Б.А. Систематизация и обобщение знаний учащихся в курсе физики выпускного класса.: Автореф. дис.канд. пед. наук. - Ч., 1984. -22с.
13. Боумен У. Графическое представление информации. - М.: Мир, 1971. -252с.

И.Браверман Э.М. Обобщающий урок в IX классе по теме “Основы молекулярно-кинетической теории”.// Физика в щколе. - 1983. -№5, С.52-53.
15. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теоретические основы. -М.:Просвещение, 1981. -288с.
16. Бугаев А.И., Сорокина Н.Г., Сущенко С.С. Опорный конспект как одно и средств обучения физике. //Физика в школе. - 1979. - №6. -С.27-30.
17. Бухарева Н.Ю. Методические основы обобщающего повторения при изучении физике на подготовительном отделении университета. :Автореф. канд. пед. наук. -С-Пб., 1997. -213с.
18. Валентинавичус В., Урбайте С.О. О систематизации знаний по физике.// Физика в школе. - 1970. - №6. -С.51-53.
19. Вильняев Д.В. Логико-дидактические условия усиления эвристических функций научных теорий и использование их как способа активизации познавательной деятельности школьников. - В кн.: Активизация усвоения знаний школьниками на основе применения методов науки в обучении. - Казань: Таткнигоиздат, 1981, С. 3-26.
20. Вильняев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. - Казань: Таткнигоиздат, 1975. - 160с.
21. Вишневский Л.И., Артюшкина Л.М. Применение логических структур учебного материала при обучении физике.// Физика в школе. - 1981. №1. -С. 42-44.
22. Газиев Э. Перенос приемов обобщения у школьников.// Вопросы психологии. -1974.-№2.-С. 116-123.
23. Галь Н.В. Формирование у учащихся системы знаний на основе системно¬структурного подхода. //Педагогика. - 1978. -вып. 18. - С. 14-21.
24. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “формирования умственных действий и понятий”. -М.: Прогресс, 1965. -123с.
25. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “формирование умственных действий”. -М.: Педагогика, 1965. -323с.

186
26. Гамезо М.В., Ломов Б.Ф. , Рубахин В.Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем: Психологические проблемы переработки знаковой информации./ под.ред. В.Ф. Рубахина. -М.:
ф Наука, 1977. - С.9-22.
27. Гидронович В.А. Организация обобщенного повторения и выпускных экзаменов по физике.: Автореф. дис.канд. пед. наук. - М., 1988. -21с.
28. Грабарь М.Н., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1977. -136с.
29. Гресс Н.П. Один из способов систематизации знаний учащихся по физике: Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. 1974. - вып. 1,- С.40-43.
30. Губанов Б.В. Структура и методика познавательной деятельности учащихся старших классов при усвоении теоретического знания по физике.: Автореф. дис.канд. пед. наук. -Чел., 1994. - 22с.
31. Гурова В.Г. Совершенствование методики повторения учебного материала ф курса физики 6-7 классов.: Дис... канд. пед. наук.- Чел., 1982. - 232с.
32. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. -М.:Педагогика, 1972. - 424 с.
33. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете ноаого педагогического мышления. М.: Педагогика, 1989. - С.78-79.
34. Дидактика средней школы./ под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. - с. 135.
35. Дидович Н.Н. Обобщение и систематизация знаний учащихся по физике на основе понятия энергии и закона сохранения энергии. : Дис... канд. пед. наук.
- Киев, 1979. - 169с.
36. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его Щ понимания. -М.: Педагогика, 1982. -176с.
v 37.3ак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -М.: Педагогика, 1984. -15с.
18Л

187
38.3анков JI.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. -М.: Изд. Министерства просвещения РСФСР, 1960. -237с.
39.3анков Л.В. О видах обобщения в обучении/ТВопросы психологии. -1974. - ф №2,- С.174-179.
40.3всрева Н.В. Активизация мышления учащихся на уроках физики. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1980. - 112с.
41.Звягин А.Н. О систематизации знаний учащихся в обучении: Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. -1975. - Вып.2. -С. 53-57с.
42.3вягин А.Н. Совершенствование систематизации знаний учащихся в процессе обучения в средней школе (на материале естественно-научных дисциплин: Дис... канд. пед наук. - Чел., 1975. -С. 53-57.
43.Зиновьева А.А. Логическое следование: Проблемы логики и теории научных знаний. В кн. Проблемы логики и теории научных знаний.” -М.: Наука, 1967. - 125с.
ф 44.Иванчук О.В. Методика формирования у учащихся обобщенных видов деятельности по усвоению понятий о физических объектах: Дисс... кан. пед. наук. - Астрах., 1999. -146с.
45. Ильченко В.И. Блочно-структурная модель лекционно-практической системы обучения // Средне-специальное образование. - 1983. -№12. - С. 12-14.
46. Ительсон Л.Б.,Креймер А.Я. О сравнительной эффективности различных структур изложения учебного материала// Советская педагогика. -1965. -№4. - С.26-30.
47. Кабанова -Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М.: Просвещение, 1968. -288с.
4 8. К ал инина Л.М.,Быков С.Б., Береснев А.Н., Софрошенков А.Ф. Структурные блок-схемы в курсах математики и физики// Вестник высшей школы. -1979. - №6. - С.64-66.
1R7

49. Карасова И.С. Комплексные семинары как форма систематизации и обобщения знаний учащихся средней школы: Дис ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1980. -195с.
50. Кедров Б.М. Диалектический путь теоретического синтеза современного естественнонаучного знания. В кн. Синтез современного научного знания. - М.: Прогресс, 1973. -С.9-59.
51. Кедров Б.М. Обобщение, как логическая операция// Вопросы философии. - 1965. -№12. -С.46-47.
52. Кириллова Г.Ф. Теория и практика в условиях развивающего обучения. - М.:Просвещение, 1980. -159с.
53. Клевицкий В.В. Задачи на развитие способностей к систематизации на уроках физики.// Творчество учителя как необходимое условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. -М.:Мысль, 2000. - Вып.7. -С.67-69.
54. Клочковская Р.Д. Процесс систематизации и его структура: Автореф. дис.канд. филос. наук. - Саратов, 1971. -22с.
55. Клочковская Р.Д. Систематизация знаний как логический процесс. -В кн. Анализ системного научного знания. -Саратов: СГУ, 1973, С.46-47.
56. Коварский Ю.А. Роль мысленных моделей и методика их использования в процессе обучения физике в средней школе: Автореф. дис.канд. пед. наук. - М.: 1973. -26с.
57. Кожин В.Н. Логико-гносеологические вопросы дидактики: Автореф. канд. фил. наук.-Киев, 1973. -21с.
58. Коменскй Я.А. Великая дидактика/ Изб. пед. сочинения. ч.1 -М.Политиздат, 1955, С.46-51.
59. Кондаков В.А. Логико-дидактические принципы и особенности складывания структуры курса физики. В кн: Вопросы логики и психологии в методике физикиб Сб. статей/ Куйбышев, пед. институт.- Куйбышев, 1969. -С. 4-30.
60. Кондаков Н.И. Логика. -М.: Учпедгиз, 1954. -512с.

61. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки.- М.:Мысль, 1974. -568с.
62. Коробов Е.Т. Логическое структурирование// Средне-специальное образование. -1978. -№3 -С. 22.
63. Криволапова Н.А. Опорные конспекты по физике в системе развивающего обучения: Автореф.дис. канд. пед. наук. -Екат., 1999. -21с.
64. Кубицкий В.А. О систематизации знаний учащихся по физике// Физика в школе. -1972. -№1 -С.34-36.
65. Кузнецова Л.Н., Кузнецов М.Е. Систематизация учебного материала: (Схемы на уроках физики) // Физика в школе. -1999. -№6. -С.21-23.
66. Кузьмин В.П. Гносеологические проблемы системного знания. -М.: Знание, 1983, -64с.
67. Лазарев Ф.В., Новоселов М.М. Обобщение. -В кн. БСЭ. Третье издание, 1974. -Т. 18 -С.590-592.
68. Логика научного исследования/ Отв. ред. П.В. Копнин и М.В. Попович. -М.: Наука, 1965. -250с.
69. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. - М.: Издательство МГУ, 1982. -479с.
70. Луппов Г.Д. Опорные конспекты и тестовые задания по физике: 11 класс. - М.: Просвещение, 1996. -326с.
71. Манасян А.С. К проблеме развития научных знаний, философские вопросы логического анализа научного знания. - Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1969. -с.27.
72. Мансуров Н.А. Структурно-целевой метод представления научной информации и его применение в преподавании школьного курса физики: Дисс... канд. пед. наук. -М., 1996. -270с.
73. Маркова И.В. Взаимосвязь и взаимодополнительность предметно-образной и абстрактно-логической наглядности как средство интенсификации процесса обучения физике: Автореф. канд. пед. наук. - Л., 1987. -23с.

190
74. Мартынова К.Е. Методика записей и зарисовок на уроках физики, пособие для учителей. -М.: Учпедгиз, 1961. -120с.
75. Мартынюк Н.Г. Структуризация учебного материала школьниками как ф способ развития их теоретического мышления: Дисс... канд. пед. наук. -Киев,
1988. -230с.
76. Матюшкин-Герке А.А. Структурно-логические модели конструрирования учебной информации и их использование в управлении процессом обучения. - JL: Издательство ЛГУ, 1978. -36с.
77. Медведев И.Ф. Формирование обобщенных знаний и умений как условие развивающего обучения на лабораторных и практических занятиях по курсу общей физики. -Челябинск: ЧГПИ, 1986. -45с.
78. Менчинская Н.А. Взаимодействие слова и образа в процессе усвоения знаний школьникам тез. докладов на совещании по психологии. -М.: Учпедгиз, 1953. -С.4-7.
79. Мизинцев В.П. Моделирование в дидактике// Вестник высшей школы. - 1970. ф - №9.-С. 21-26.
80. Мингазов Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения// Советская педагогика. - 1975. -№9. - С. 18-25.
81. Мирзоев Б. Использование рисунков при решении качественных задач в VI- VII классах// Физика в школе. -1976. -№3. -С.48-49.
82. Мирошниченко А.А. информационно-семантическая структуризация учебного материала. - Ижевск: Изд-во УГУ, 1975. -36с.
83. Монтанов В.В. Образ, знак, условность. -М.: Высшая школа, 1980. -160с.
84. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. -М.: Просвещение, 1976. -158с.
щ 85.Мултановский В.В. Проблема теоретических обобщений в курсе физики: Дисс...докт.пед. наук. -Киров, 1979. -420с.
19П

191
86.Назаров Т.В. Абстрактно-теоретическое обобщение в преподавании физики: Сб. “Проблемы преподавании физики в ВУЗ-е”. -Томск: изд. ТПУ, 1995. - С.21-23.
ф 87.Назаров Т В. Физика: системно-структурный подход. - М.: Айыына,2001. - 155с.
88.Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. -М.: Педагогика, 1991. -222с.
89.0бобщающее повторение: Методические указания/ Под ред. Карева В.А. - Уфа, 1982. - 82с.
90.0бобщающие уроки по механике/ Извозчиков В.А.,Чачин С.Я. -JI.: ЛГПИ,
1982. -32с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.