ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
|
Реферат
Введение 5
1 Психолого-педагогическое обоснование формирования познавательного интереса в школе 9
1.1 Анализ понятия «интерес» и «познавательный интерес» в педагогике и психологии 9
1.2 Этапы сформированное™ познавательного интереса у обучающихся 12
1.3 Формы и методы развития познавательного интереса 15
1.4 Модель системы методических средств развития познавательного
интереса 20
2 Формирование познавательного интереса учащихся на уроках физики при
изучении темы «Тепловые явления» 23
2.1 Анализ содержания школьного курса физики по теме «Тепловые явления»
с точки зрения возможности развития познавательного интереса 23
2.2 Разработка онлайн-курса по теме «Тепловые явления» для обучающихся
основной школы 31
2.3 Результаты апробации разработанной методики обучения 46
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А Методика диагностики структуры учебной мотивации 58
Приложение Б Результаты диагностики структуры учебной мотивации в 8 классе 61
Введение 5
1 Психолого-педагогическое обоснование формирования познавательного интереса в школе 9
1.1 Анализ понятия «интерес» и «познавательный интерес» в педагогике и психологии 9
1.2 Этапы сформированное™ познавательного интереса у обучающихся 12
1.3 Формы и методы развития познавательного интереса 15
1.4 Модель системы методических средств развития познавательного
интереса 20
2 Формирование познавательного интереса учащихся на уроках физики при
изучении темы «Тепловые явления» 23
2.1 Анализ содержания школьного курса физики по теме «Тепловые явления»
с точки зрения возможности развития познавательного интереса 23
2.2 Разработка онлайн-курса по теме «Тепловые явления» для обучающихся
основной школы 31
2.3 Результаты апробации разработанной методики обучения 46
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А Методика диагностики структуры учебной мотивации 58
Приложение Б Результаты диагностики структуры учебной мотивации в 8 классе 61
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к обучению в школе предъявляются требования, направленные на формирование у обучающихся конкретных результатов деятельности; мотивации к обучению; владение познавательными и творческими способами решения задач предметной области; критически мыслить; овладение способностью самостоятельного конструирования своих знаний, владение навыками коллективного труда и прочее [33].
Современная школа должна обеспечить обучающимся фундамент для его личностного развития и плодотворной учебной деятельности. Формирование устойчивого познавательного интереса у обучающихся является одним из критериев эффективности педагогического процесса. В современном мире в педагогике множество различных проблем, но особенно актуальной остается проблема развития познавательного интереса у обучающихся подросткового возраста [21, 36]. В эпоху информационных технологий и социальных сетей педагогам все сложнее мотивировать учеников на изучения тех или иных предметов, так как у объектов образование на первый план выходит общение со сверстниками и покорение всемирной паутины.
Ведущее место среди школьных дисциплин по праву занимает физика. Этот учебный предмет направлен на формирование у учащихся научной картины мира. Он открывает творческие задатки обучающихся, формирует их мировоззрение и убеждения, а также способствует воспитанию высоконравственной личности. Цель обучения может быть достигнута только в том случае, если в процессе учебной деятельности будет сформирован интерес к изучаемому материалу [2, 3].
Тема «Тепловые явления», в свою очередь, является одной из важных и интересных тем школьного курса. Традиционно она включена в содержание учебников физики основной школы. При обучении данной дисциплине особое внимание уделяется понятиям: тепловое движение, внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, изменение агрегатных состояний вещества (плавление и отвердевание, испарение и конденсация) их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории (МКТ), превращения энергии в механических и тепловых процессах и другие. Кроме того, данная тема дает широкие возможности для выбора различных вариантов методик проведения уроков.
Анализ научной, методической и учебной литературы, а также практики обучения физики в школе позволил выявить противоречие между достаточной разработанностью в практике методических подходов к изучению данной темы и слабой изученностью организации обучения, при котором учащиеся поставлены в ситуацию между тем, что они знают и тем, что необходимо знать, чтобы решить поставленную учителем задачу. Данное противоречие определило проблему исследования: как помочь учителю организовать изучение темы: «Тепловые явления» в основной школе, чтобы развить познавательных интерес у обучающихся? В рамках решения указанной проблемы была определена тема исследования: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках физики при изучении темы «Тепловые явления».
Цель исследования: разработать методические средства для формирования познавательного интереса на уроках физики при обучении теме: «Тепловые явления» в основной школе.
Объект исследования - процесс формирования познавательного интереса на уроках физики в основной школе.
Предмет исследования - развитие познавательного интереса на уроках физики при изучении темы: «Тепловые явления».
Для достижения поставленной цели бы сформулированы следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить этапы формирования познавательного интереса у обучающихся;
2. Определить основные формы, методы и средства развития познавательного интереса на уроках физики;
3. Проанализировать содержания школьного курса физики по теме «Тепловые явления» с точки зрения возможности развития познавательного интереса;
4. Осуществить апробацию разработанной методики обучения теме «Тепловые явления» на примере онлайн-курса на образовательной платформе Stepik.
Для решения поставленных задач использовались теоретические, практические методы исследования, а также анализ, обобщение и систематизация.
Теоретической основой работы послужили научная, психологопедагогическая, учебная и методическая литература по теме исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании формирования познавательного интереса в школе на уроках физики по теме «Тепловые явления».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке онлайн-курса, как средства организации изучения темы «Тепловые явления» с целью развития познавательного интереса к физике, который можно применять при проведении уроков, закреплении изученного материала, а также обучающимися для самообразования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, использованных источников и приложений, в которых представлены используемые методики диагностики структуры учебной мотивации, результаты проведенной диагностики, а также итоговая контрольная по теме «Тепловые явления» для обучающихся 8 класса.
Введение раскрывает актуальность, определяет цель, предмет, объект задачи, теоретическую и методологическую основу исследования, теоретическую и практическую значимость работы.....
Современная школа должна обеспечить обучающимся фундамент для его личностного развития и плодотворной учебной деятельности. Формирование устойчивого познавательного интереса у обучающихся является одним из критериев эффективности педагогического процесса. В современном мире в педагогике множество различных проблем, но особенно актуальной остается проблема развития познавательного интереса у обучающихся подросткового возраста [21, 36]. В эпоху информационных технологий и социальных сетей педагогам все сложнее мотивировать учеников на изучения тех или иных предметов, так как у объектов образование на первый план выходит общение со сверстниками и покорение всемирной паутины.
Ведущее место среди школьных дисциплин по праву занимает физика. Этот учебный предмет направлен на формирование у учащихся научной картины мира. Он открывает творческие задатки обучающихся, формирует их мировоззрение и убеждения, а также способствует воспитанию высоконравственной личности. Цель обучения может быть достигнута только в том случае, если в процессе учебной деятельности будет сформирован интерес к изучаемому материалу [2, 3].
Тема «Тепловые явления», в свою очередь, является одной из важных и интересных тем школьного курса. Традиционно она включена в содержание учебников физики основной школы. При обучении данной дисциплине особое внимание уделяется понятиям: тепловое движение, внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, изменение агрегатных состояний вещества (плавление и отвердевание, испарение и конденсация) их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории (МКТ), превращения энергии в механических и тепловых процессах и другие. Кроме того, данная тема дает широкие возможности для выбора различных вариантов методик проведения уроков.
Анализ научной, методической и учебной литературы, а также практики обучения физики в школе позволил выявить противоречие между достаточной разработанностью в практике методических подходов к изучению данной темы и слабой изученностью организации обучения, при котором учащиеся поставлены в ситуацию между тем, что они знают и тем, что необходимо знать, чтобы решить поставленную учителем задачу. Данное противоречие определило проблему исследования: как помочь учителю организовать изучение темы: «Тепловые явления» в основной школе, чтобы развить познавательных интерес у обучающихся? В рамках решения указанной проблемы была определена тема исследования: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках физики при изучении темы «Тепловые явления».
Цель исследования: разработать методические средства для формирования познавательного интереса на уроках физики при обучении теме: «Тепловые явления» в основной школе.
Объект исследования - процесс формирования познавательного интереса на уроках физики в основной школе.
Предмет исследования - развитие познавательного интереса на уроках физики при изучении темы: «Тепловые явления».
Для достижения поставленной цели бы сформулированы следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить этапы формирования познавательного интереса у обучающихся;
2. Определить основные формы, методы и средства развития познавательного интереса на уроках физики;
3. Проанализировать содержания школьного курса физики по теме «Тепловые явления» с точки зрения возможности развития познавательного интереса;
4. Осуществить апробацию разработанной методики обучения теме «Тепловые явления» на примере онлайн-курса на образовательной платформе Stepik.
Для решения поставленных задач использовались теоретические, практические методы исследования, а также анализ, обобщение и систематизация.
Теоретической основой работы послужили научная, психологопедагогическая, учебная и методическая литература по теме исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании формирования познавательного интереса в школе на уроках физики по теме «Тепловые явления».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке онлайн-курса, как средства организации изучения темы «Тепловые явления» с целью развития познавательного интереса к физике, который можно применять при проведении уроков, закреплении изученного материала, а также обучающимися для самообразования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, использованных источников и приложений, в которых представлены используемые методики диагностики структуры учебной мотивации, результаты проведенной диагностики, а также итоговая контрольная по теме «Тепловые явления» для обучающихся 8 класса.
Введение раскрывает актуальность, определяет цель, предмет, объект задачи, теоретическую и методологическую основу исследования, теоретическую и практическую значимость работы.....
Выпускная квалификационная работа посвящена вопросу развития познавательного интереса обучающихся на уроках физики по теме «Тепловые явления».
Так, проанализировав литературу по проблеме исследования было выявлено, что вопрос формирования и развития познавательного интереса освещен как в зарубежной, так и в отечественной литературе в контексте единства двух составных частей, а именно субъективности и объективности в интересе. Именно в процессе деятельности происходит формирование и развитие «интереса» и «познавательного интереса», результат в виде возникновения интереса будет виден только в том случае, если все компоненты деятельности будут взаимосвязаны.
Рассмотрение этапов формирования познавательного интереса у обучающихся, позволило сделать вывод о том, что важно анализировать совокупность этапов, а не их единичные моменты, так как они демонстрируют большие сочетания и сложные взаимосвязи, тем самым становясь более результативными, для решения поставленных задач перед обучением.
На наш взгляд, количество форм и методов, применяемых на уроках физики с каждым годом растет, подстраиваясь под изменения мира, а именно информатизации образования. На данном этапе развития общества, а именно обучения, нельзя представить его без использования электронно- образовательных ресурсов, которые значить упрощают деятельность педагогам в плане организации занятий и использования наглядности
В работе проанализировано содержания школьного курса физики по теме «Тепловые явления» с точки зрения возможности развития познавательного интереса изученных учебников, и выявлены отличительные черты каждого авторского коллектива.
Основной задачей являлась разработка онлайн - курса на образовательной платформе Stepik, и рассмотрения ее как одну из форм обучения, способствующую повышению познавательного интереса обучающихся.
Данные дидактические материалы прошли опытно экспериментальную проверку на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска в 8 «А» классе по теме «Тепловые явления». В настоящее время методические разработки, включающие результаты данной работы, находятся в стадии доработки.
Апробация разработанного методики обучения подтвердила эффективность применения электронного образования на уроках физики, об этом говорят проведенные диагностики уровня мотивации обучающихся 8 «А» класса, а также результаты итоговой контрольной работы по теме «Тепловые явления».
Таким образом, исследовательский замысел выпускной квалификационной работы реализован, цели достигнуты, поставленные задачи решены.
Так, проанализировав литературу по проблеме исследования было выявлено, что вопрос формирования и развития познавательного интереса освещен как в зарубежной, так и в отечественной литературе в контексте единства двух составных частей, а именно субъективности и объективности в интересе. Именно в процессе деятельности происходит формирование и развитие «интереса» и «познавательного интереса», результат в виде возникновения интереса будет виден только в том случае, если все компоненты деятельности будут взаимосвязаны.
Рассмотрение этапов формирования познавательного интереса у обучающихся, позволило сделать вывод о том, что важно анализировать совокупность этапов, а не их единичные моменты, так как они демонстрируют большие сочетания и сложные взаимосвязи, тем самым становясь более результативными, для решения поставленных задач перед обучением.
На наш взгляд, количество форм и методов, применяемых на уроках физики с каждым годом растет, подстраиваясь под изменения мира, а именно информатизации образования. На данном этапе развития общества, а именно обучения, нельзя представить его без использования электронно- образовательных ресурсов, которые значить упрощают деятельность педагогам в плане организации занятий и использования наглядности
В работе проанализировано содержания школьного курса физики по теме «Тепловые явления» с точки зрения возможности развития познавательного интереса изученных учебников, и выявлены отличительные черты каждого авторского коллектива.
Основной задачей являлась разработка онлайн - курса на образовательной платформе Stepik, и рассмотрения ее как одну из форм обучения, способствующую повышению познавательного интереса обучающихся.
Данные дидактические материалы прошли опытно экспериментальную проверку на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска в 8 «А» классе по теме «Тепловые явления». В настоящее время методические разработки, включающие результаты данной работы, находятся в стадии доработки.
Апробация разработанного методики обучения подтвердила эффективность применения электронного образования на уроках физики, об этом говорят проведенные диагностики уровня мотивации обучающихся 8 «А» класса, а также результаты итоговой контрольной работы по теме «Тепловые явления».
Таким образом, исследовательский замысел выпускной квалификационной работы реализован, цели достигнуты, поставленные задачи решены.





