Реферат
Введение 5
1 Психолого-педагогическое обоснование формирования познавательного интереса в школе 9
1.1 Анализ понятия «интерес» и «познавательный интерес» в педагогике и психологии 9
1.2 Этапы сформированное™ познавательного интереса у обучающихся 12
1.3 Формы и методы развития познавательного интереса 15
1.4 Модель системы методических средств развития познавательного
интереса 20
2 Формирование познавательного интереса учащихся на уроках физики при
изучении темы «Тепловые явления» 23
2.1 Анализ содержания школьного курса физики по теме «Тепловые явления»
с точки зрения возможности развития познавательного интереса 23
2.2 Разработка онлайн-курса по теме «Тепловые явления» для обучающихся
основной школы 31
2.3 Результаты апробации разработанной методики обучения 46
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А Методика диагностики структуры учебной мотивации 58
Приложение Б Результаты диагностики структуры учебной мотивации в 8 классе 61
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к обучению в школе предъявляются требования, направленные на формирование у обучающихся конкретных результатов деятельности; мотивации к обучению; владение познавательными и творческими способами решения задач предметной области; критически мыслить; овладение способностью самостоятельного конструирования своих знаний, владение навыками коллективного труда и прочее [33].
Современная школа должна обеспечить обучающимся фундамент для его личностного развития и плодотворной учебной деятельности. Формирование устойчивого познавательного интереса у обучающихся является одним из критериев эффективности педагогического процесса. В современном мире в педагогике множество различных проблем, но особенно актуальной остается проблема развития познавательного интереса у обучающихся подросткового возраста [21, 36]. В эпоху информационных технологий и социальных сетей педагогам все сложнее мотивировать учеников на изучения тех или иных предметов, так как у объектов образование на первый план выходит общение со сверстниками и покорение всемирной паутины.
Ведущее место среди школьных дисциплин по праву занимает физика. Этот учебный предмет направлен на формирование у учащихся научной картины мира. Он открывает творческие задатки обучающихся, формирует их мировоззрение и убеждения, а также способствует воспитанию высоконравственной личности. Цель обучения может быть достигнута только в том случае, если в процессе учебной деятельности будет сформирован интерес к изучаемому материалу [2, 3].
Тема «Тепловые явления», в свою очередь, является одной из важных и интересных тем школьного курса. Традиционно она включена в содержание учебников физики основной школы. При обучении данной дисциплине особое внимание уделяется понятиям: тепловое движение, внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, изменение агрегатных состояний вещества (плавление и отвердевание, испарение и конденсация) их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории (МКТ), превращения энергии в механических и тепловых процессах и другие. Кроме того, данная тема дает широкие возможности для выбора различных вариантов методик проведения уроков.
Анализ научной, методической и учебной литературы, а также практики обучения физики в школе позволил выявить противоречие между достаточной разработанностью в практике методических подходов к изучению данной темы и слабой изученностью организации обучения, при котором учащиеся поставлены в ситуацию между тем, что они знают и тем, что необходимо знать, чтобы решить поставленную учителем задачу. Данное противоречие определило проблему исследования: как помочь учителю организовать изучение темы: «Тепловые явления» в основной школе, чтобы развить познавательных интерес у обучающихся? В рамках решения указанной проблемы была определена тема исследования: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках физики при изучении темы «Тепловые явления».
Цель исследования: разработать методические средства для формирования познавательного интереса на уроках физики при обучении теме: «Тепловые явления» в основной школе.
Объект исследования - процесс формирования познавательного интереса на уроках физики в основной школе.
Предмет исследования - развитие познавательного интереса на уроках физики при изучении темы: «Тепловые явления».
Для достижения поставленной цели бы сформулированы следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить этапы формирования познавательного интереса у обучающихся;
2. Определить основные формы, методы и средства развития познавательного интереса на уроках физики;
3. Проанализировать содержания школьного курса физики по теме «Тепловые явления» с точки зрения возможности развития познавательного интереса;
4. Осуществить апробацию разработанной методики обучения теме «Тепловые явления» на примере онлайн-курса на образовательной платформе Stepik.
Для решения поставленных задач использовались теоретические, практические методы исследования, а также анализ, обобщение и систематизация.
Теоретической основой работы послужили научная, психологопедагогическая, учебная и методическая литература по теме исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании формирования познавательного интереса в школе на уроках физики по теме «Тепловые явления».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке онлайн-курса, как средства организации изучения темы «Тепловые явления» с целью развития познавательного интереса к физике, который можно применять при проведении уроков, закреплении изученного материала, а также обучающимися для самообразования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, использованных источников и приложений, в которых представлены используемые методики диагностики структуры учебной мотивации, результаты проведенной диагностики, а также итоговая контрольная по теме «Тепловые явления» для обучающихся 8 класса.
Введение раскрывает актуальность, определяет цель, предмет, объект задачи, теоретическую и методологическую основу исследования, теоретическую и практическую значимость работы.....
Выпускная квалификационная работа посвящена вопросу развития познавательного интереса обучающихся на уроках физики по теме «Тепловые явления».
Так, проанализировав литературу по проблеме исследования было выявлено, что вопрос формирования и развития познавательного интереса освещен как в зарубежной, так и в отечественной литературе в контексте единства двух составных частей, а именно субъективности и объективности в интересе. Именно в процессе деятельности происходит формирование и развитие «интереса» и «познавательного интереса», результат в виде возникновения интереса будет виден только в том случае, если все компоненты деятельности будут взаимосвязаны.
Рассмотрение этапов формирования познавательного интереса у обучающихся, позволило сделать вывод о том, что важно анализировать совокупность этапов, а не их единичные моменты, так как они демонстрируют большие сочетания и сложные взаимосвязи, тем самым становясь более результативными, для решения поставленных задач перед обучением.
На наш взгляд, количество форм и методов, применяемых на уроках физики с каждым годом растет, подстраиваясь под изменения мира, а именно информатизации образования. На данном этапе развития общества, а именно обучения, нельзя представить его без использования электронно- образовательных ресурсов, которые значить упрощают деятельность педагогам в плане организации занятий и использования наглядности
В работе проанализировано содержания школьного курса физики по теме «Тепловые явления» с точки зрения возможности развития познавательного интереса изученных учебников, и выявлены отличительные черты каждого авторского коллектива.
Основной задачей являлась разработка онлайн - курса на образовательной платформе Stepik, и рассмотрения ее как одну из форм обучения, способствующую повышению познавательного интереса обучающихся.
Данные дидактические материалы прошли опытно экспериментальную проверку на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска в 8 «А» классе по теме «Тепловые явления». В настоящее время методические разработки, включающие результаты данной работы, находятся в стадии доработки.
Апробация разработанного методики обучения подтвердила эффективность применения электронного образования на уроках физики, об этом говорят проведенные диагностики уровня мотивации обучающихся 8 «А» класса, а также результаты итоговой контрольной работы по теме «Тепловые явления».
Таким образом, исследовательский замысел выпускной квалификационной работы реализован, цели достигнуты, поставленные задачи решены.
1. Аблитарова, А. Р. Развитие и формирование познавательного
интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / А. Р. Аблитарова, Н. А. Ревинская. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 107-110. — Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11210/ (дата обращения: 08.04.2021).
2. Андриянова, Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С.1-4.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 349 с.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков; под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. С. 41-42.
5. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва: Просвещение, 2003. 345 с.
6. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова). - М.: Издатель Рассказов А. И., 2002.
7. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
8. Габдулвалиева Е. И. Формирование и поддержание познавательного интереса к физике через ресурсы внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Эпоха науки. 2015. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-podderzhanie-poznavatelnogo-
interesa-k-fizike-cherez-resursy-vneurochnoy-deyatelnosti (Дата обращения:
05.12.2020)
9. Годова И.В. Физика. 8 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. - М.: «Интеллект-Центр», 2011. - 96 с.
10. Зайцева И. А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. — Ноябрьск, 2005.
• 124с.
11. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - Москва: Просвещение, 2002. - 235 с.
12. Добрынин, Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания [Текст] / Н. Ф. Добрынин // Психологическая наука в СССР. - Т.1. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. - 644 с
13. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. - Т.1 - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
14. Игнатенко И. И. Современные подходы к созданию образовательной среды // Наука и школа. - 2018, №2. - С. 135-139
15. Лапина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. - М.: Просвещение. 1991. - 223 с.: ил.....44