Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Работа №151840

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы77
Год сдачи2015
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение …………………………………………………………………...... 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования………………………………………………………………… 7
1.1. Общая характеристика понятия «чрезвычайная ситуация».………... 7
1.2. Анализ и характеристика природных источников чрезвычайных ситуаций ………..…………………………………………………………… 14
1.3. Особенности процесса обучения безопасности в условиях природных чрезвычайных ситуаций………………………………………………….. 34
Глава 2. Методы и организация исследования.………………………… 34
2.1. Методика обучения безопасности в условиях природных чрезвычайных ситуаций………………………..…………………………. 46
Глава 3. Анализ и оценка эффективности результатов эксперимента …58
Заключение……..…………………………………………………………... 70
Список использованной литературы…………..…………………………...71
Приложение…………………………………………………………………..74


Актуальность исследования – Современная эпоха сопровождается экономическими, геополитическими, экологическими, технократическими изменениями или транзитивностью (переходностью). В период постоянных преобразований и реформ общество позиционируется как динамическое, транзитивное. На смену ресурсорасточительному индустриальному производству, основанному на идеях покорения природы, расточительном исчерпании ее богатств и урбанизации, приходят идеи устойчивого развития общества, в основе которых - применение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, бережное отношение к человеку и окружающей среде. Сегодня эти проблемы решаются в рамках ряда государственных программ: «Национальная безопасность», «Экология как защита», «Здоровьесбережение людей в быту и на производстве», «Охрана природной среды от антропогенного развития» и др. Данные программы ориентированы на создание единой государственной социально-природной системы безопасности, которой именуется «Безопасность жизнедеятельности человека» [16].
На человека в его повседневной жизни воздействуют различного рода опасности природного, техногенного, социального характера, как на производстве, так и в быту и на отдыхе и т.д., которые рассматриваются как чрезвычайные ситуации (ЧС). Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного, экономического и социального характера является одной из важнейших функций государства наряду с обеспечением национальной безопасности.
В связи с этим возрастает необходимость формирования у человека, и особенно у молодежи, качеств, обеспечивающих как его собственную, так и общественную безопасность. Эти качества становятся системообразующими для решения сложного комплекса проблем, а образовательная область, на которую непосредственно возлагается решение этих задач, приобретает роль основного базового компонента данного процесса. Важным элементом обеспечения личной безопасности человека явля­ются его знания, опыт, готовность к адекватным действиям в любых не­предвиденных экстремальных ситуациях [30].
Проблема обучения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, предполагающее формирование у учащихся основополагающих знаний и умений, которые позволят им не только распознавать и оценивать опасные ситуации, факторы риска среды обитания, определять способы защиты от них, но и предвидеть возможные негативные последствия подобных ситуаций, а также воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих сегодня приобретает чрезвычайную актуальность.
Вышеизложенное позволило сформулировать цель, задачи, определить объект и предмет исследования.
Цель исследования – разработать методику обучения учащихся правилам поведения в условиях природных чрезвычайных ситуаций и проверить экспериментальным путем ее эффективность.
Задачи исследования.
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить и охарактеризовать источники природных чрезвычайных ситуаций.
3. Разработать методику обучения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций.
4. Проверить эффективность разработанной методики обучения безопасности в условиях природных чрезвычайных ситуаций.
Объект исследования – учебный процесс по обучению безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций.
Предмет исследования – методика обучения безопасности в условиях природных чрезвычайных ситуаций.
Гипотеза исследования – предполагаем, что разработанная методика обучения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций будет способствовать повышению уровня обученности молодежи основам БЖ.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
а) анализ литературных источников;
б) проведение эмпирического исследования;
в) анализ полученных данных.
Исследование проводилось поэтапно:
I этап - изучение и анализ литературы по проблеме, формулирование цели, задач, гипотезы; разработка методики обучения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
II этап - проведение экспериментальной работы, обобщение и анализ педагогического опыта по проблеме исследования;
III этап - анализ результатов исследования, их обобщение, формирование основных выводов; литературное оформление результатов исследования, формулировка практических рекомендаций.
Научная новизна исследования состоит в разработке методики обучения безопасности в условиях природных чрезвычайных ситуаций (на основе современных информационно-компьютерных технологий и мультимедийных обучающих программ в учебном процессе).
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Оценивая результаты проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) Теоретико-методологическое изучение проблемы организационного и программно-методического обеспечения образовательного процесса по теме «ЧС природного характера» в средней школе показало, что существующие подходы к организации деятельности учащихся на уроках нуждаются в усовершенствовании.
2) Разработана экспериментальная методика организации деятельности учащихся на уроке, основанная на использовании так называемых информационно компьютерных технологий обучения.
3) Практическое применение разработанной нами экспериментальной методики позволяет существенно повысить эффективность учебного процесса по теме «ЧС природного характера» в образовательных организациях.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в процессе исследования разработана методика организации занятий, основанная на применении информационно компьютерных технологий обучения, которая может быть рекомендована для использования учителям ОБЖ и студентам-практикантам в преподавании курса ЧС природного характера.


1. Федеральный Закон от 21.12.94 «О защите населения и территорий от ЧС ПТХ»
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 (ред. от 17 мая 2011г.) «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
3. Абрамов, В. В. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / В. В. Абрамов. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - 453с.
4. Агаджанян, Н. А. Экология человека: Избранные лекции / Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин. - М., 1994. - 375с.
5. Агапов, В. С. Становление Я-концепции личности: теория и практика / В. С. Агапов. - Институт молодежи. - М., 1999. - 246 с.
6. Акимова, Т. А. Экология / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин, - М., 1998. - 267с.
7. Алексеев, В. П. Очерки экологии человека / В. П. Алексеев. - М., 1993. - 378с.
8. Анисимов, В. В. Общие основы педагогики: учеб.для вузов / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574с.
9. Байбородова, Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие / Л. В. Байбородова. - М: «ВЛАДОС», 2003. - 211 с.
10. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов всех специальностей. / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько; под ред. О. Н. Русака. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2000. - 448с.
11. Буковецкая, О.А. Создание презентаций на ПК / О. А. Буковецкая. - М., 2005. - 267с.
12. Бухвалов, В. А. Введение в антропоэкологию / В. А. Бухвалов, Л. В. Богданова. - М., 2005. - 246с.
13. Введение в экологию / под ред. Ю. А. Казанского. - М., 1992. - 426с.
14. Вронский, В. А. Прикладная экология / В. А. Вронский. - Ростов-на-Дону, 1996. - 268с.
15. Вульфсон, Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика / Б. Л. Вульфсон, З. А. Малькова. - М.: Воронеж, 1996. - 411с....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ