ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 8
1.1 Природа и классификация прав и свобод человека 8
1.2 Международно-правовое закрепление прав и свобод 21
1.3 Правовые основы защиты конституционных прав и свобод 32
2. МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД 42
2.1 Деятельность органов исполнительной власти по защите прав
и свобод 42
2.2 Деятельность судов и органов с особым статусом по защите
прав и свобод 53
2.3 Самозащита прав и свобод: нормативное закрепление
и проблемы реализации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Актуальность темы магистерской диссертации. Права и свободы гражданина являются реально действующими, только в том случае если существует действенный механизм по их защите. Поэтому, согласно Конституции России, государство берет на себя обязательство по защите прав человека, одновременно с этим Конституция закрепляет право каждого на самозащиту.
Такое внимание в Конституции РФ к защите прав человека отражает конституционный характер Российской Федерации, так как одного провозглашения прав человека недостаточно для их эффективной реализации, ведь в процессе жизни общества права граждан нередко подвергаются посягательствам со стороны других граждан, их объединений, а также возможно и самих государственных органов. Следовательно, для обеспечения непосредственного действия прав и свобод, необходимы правовое регулирование и работающий на его основе механизм восстановления нарушенных прав.
Правоприменительная практика показывает, что в Российской Федерации ежегодно большое количество граждан обращается в органы государственной власти за защитой своих прав и свобод. От того, насколько эффективен механизм их защиты, зависит общее состояние прав человека в России, являющееся отражением развития ее демократических институтов. Обнаружение проблемных аспектов защиты прав и свобод позволит предложить пути их устранения, что будет способствовать повышению эффективности работы государственных институтов, осуществляющих правоохранительную и правозащитную деятельность. По этой причине, исследование вопросов защиты конституционных прав и свобод представляется актуальным.
Объектом исследования являются имеющие нормативно-правовое регулирование общественные отношения, возникающие по поводу защиты конституционных прав и свобод личности.
Предметом магистерской диссертации выступают правовое регулирование и механизм защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Целью исследования является рассмотрение порядка и способов защиты конституционных прав и свобод, выявление на его основе существующих проблем и внесение предложений по их устранению...
Завершая диссертационное исследование мы можем сделать следующие выводы и предложения. Основные права и свободы человека по своей природе являются естественными и неотчуждаемыми, никем человеку не даруются и не могут отбираться. Большинство этих прав имеет конституционное закрепление, но, в силу своей естественной природы, напрямую из него не вытекают.
Признание России частью мирового сообщества и универсальный характер прав и свобод человека делают международные нормы о правах и свободах неотъемлемой и важнейшей частью всей национальной системы защиты прав граждан России. Инкорпорация международных норм в правовую систему Российской Федерации задает высокую планку стандарта прав и свобод, которому должны соответствовать внутригосударственные акты, без чего защита прав и свобод в самой России была бы менее эффективной.
Конституция РФ и раскрывающее ее нормы текущее законодательство предусматривают различные способы защиты конституционных прав и свобод человека, которые можно разделить на государственную защиту, самозащиту и защиту прав посредством межгосударственных органов. Закрепленная ч. 3 ст. 46 Конституции РФ возможность межгосударственной защиты прав и свобод представляется чрезвычайно важной, так как, во- первых, она стимулирует более эффективную внутригосударственную защиту, во-вторых, выступает признанием того факта, что права человека имеют универсальный, наднациональный характер, а не являются только внутренним делом государства.
Выбирая государственную защиту, гражданин может защищать свои права, как в административном, так и в судебном порядке. В административном порядке защиту прав осуществляют органы исполнительной власти.
Деятельность органов исполнительной власти по защите конституционных прав и свобод граждан является многогранной и весьма широкой, что вытекает из сущности самой исполнительной власти. Защита прав человека осуществляется на всех уровнях системы исполнительной власти. При этом, на уровне Правительства РФ вырабатывается государственная политика в области прав человека и проводится координирование всей системы исполнительной власти. Отдельные министерства и федеральные службы осуществляют более конкретную деятельность, а их структурные подразделения непосредственно контактируют с гражданами, чьи права и свободы подверглись противоправному посягательству.
В целом, деятельность исполнительной власти по защите конституционных прав и свобод человека можно признать достаточно эффективной, однако, в ходе исследования был проведен анализ законодательства и правоприменительной практики, на основании которого были выявлены проблемные аспекты реализации защиты прав человека.
Так, деятельность органов опеки и попечительства, направленная на защиту прав несовершеннолетних, может приводить к злоупотреблению правом со стороны этих органов, в результате чего дети могут оказаться разлученными с родителями только по формальным причинам, вызванным, к примеру, отсутствием в семье средств к существованию. Решение этой проблемы видится в законодательном запрете изъятия детей из семьи во всех случаях, кроме жестокого обращения с ними. Одновременно с этим, в случае выявления малоимущих семей необходимо оказание им мер дополнительной государственной финансовой поддержки. В настоящий момент существует развитая система социальной поддержки граждан, выражающаяся в наличии соответствующих государственных программ. Реализация этих программ позволяет оказывать адресную помощь семьям с низким уровнем дохода, семьям, имеющим детей-инвалидов, а также иным категориям граждан с семейными обязанностями. Достаточно большое внимание уделено вопросам государственного контроля социального обслуживания населения. Также в связи с распространением коронавируса COVID-19 Президентом оказывалась поддержка семей, имеющих детей. Однако, полагаем, что дальнейшее расширение социальной поддержки семей все еще остается актуальным.
Защитой прав граждан в информационной сфере занимается Роскомнадзор, в последнее время наделяемый все большим объемом полномочий. Соглашаясь с необходимостью обеспечения и защиты конституционных прав и свобод, сопряженных с неприкосновенностью частной жизни и защитой персональных данных, которым корреспондирует необходимое ограничение на распространение определенного вида информации, отметим, что наделение Роскомнадзора избыточными полномочиями в данной сфере несет в себе потенциальную угрозу неоправданного ограничения права на свободу информации...
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 14 марта 2020 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря - № 237.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // «Библиотечка Российской газеты», 1999 г., выпуск № 22-23.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) ETS № 005 // Собрание законодательства РФ от 08.01.2001 г., № 2. Ст. 163
4. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года) // «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., № 17, ст. 291
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года) // «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., № 17(1831).
6. Европейская Социальная Хартия ETS № 163 (пересмотренная)
(Страсбург, 3 мая 1996 г.) // Собрании законодательства РФ от 22.02.2010 г. № 8. Ст. 781.
7. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 1 июля 2021 г.) // Собрание Законодательства РФ от 25.07.1994 г. № 13, ст. 1447
8. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. от 9 ноября 2020 г.) // Собрание законодательства РФ от 03.03.1997 г. № 9, ст. 1011
9. Закон РФ о поправках к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ от 16.03.2020. № 11, ст. 1416.
10. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4 -ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 9.11.2020. № 45, ст. 7061.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №
51-ФЗ (в ред. от 1 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ от
05.12.1994 г. № 32, ст. 3301.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 - ФЗ (в ред. от 1 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ от 17.06.1996. № 25, ст. 2954.
13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002 г. № 1 (часть 1), ст. 3
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 1 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002. № 1 (часть 1), ст. 1.
15. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 02.05.1991. № 18, ст. 566...85