Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социально-психологических особенностей девиантного поведения в подростковом возрасте 6
1.1 Понятие и сущность девиантного поведения 6
1.2 Формы девиантного поведения 8
1.3 Предпосылки и особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте 12
1.4 Содержание психологической поддержки девиантных подростков 18
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических характеристик девиантного поведения в подростковом возрасте 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 42
2.3 Практические рекомендации по организации психологической поддержки девиантных подростков в условиях среднего общеобразовательного учреждения 49
...
А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, Р.В. Овчарова, Л.М. Семенюк, Л.Б. Шнейдер и др.). Основой такой работы может стать личностно-ориентированный подход, широко развиваемый в отечественной науке и практике на позициях гуманизации пространства детства и индивидуализа-ции психолого-педагогического воздействия (А.Г. Асмолов, И.Б. Котова, В.А. Петровский, Н.Ю. Синягина, И.С. Якиманская) [29, стр. 38].
Исследования в области педагогической психологии свидетельствуют о том, что большинство педагогов и специалистов средних общеобразовательных учреждений испытывают значительные трудности в подборе методов, подходов и технологий работы с учащимися с отклоняющимся поведением. Так, по данным исследований, большинство педагогов теряются и не знают как реагировать на неординарное или неадекватное поведение учащихся, отмечают отсутствие умений и навыков реальной практической работы с ними, наличие проблем с их семьями, ситуаций непонимания, неумение найти быстрое и правильное решение. Поэтому необходимым направлением работы должна выступать помощь педагогам (концепции помощи педагогам в своих работах освещают М.Ю. Кондратьев, А.В. Микляева, Э.Ш. Натанзон, П.В. Румянцева, М.И. Плугина, Н.Ю. Синягина и др.).
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: социально-психологическое изучение личности подростков с девиантым поведением.
Цель исследования: изучение социально-психологических характеристик девиантных подростков и ...
1. В современной психологии девиантное поведение рассматривают как поступки, действия индивида, выражающиеся в относительно ус-тойчивых и массовых формах деятельности, не соответствующие ожиданиям и нормам, фактически сложившимся или официально установленным в данном обществе (Должанская Н.А., Драгун Г.Н., Личко А.Е.). Девиантное поведение разделяют на позитивное – служащее прогрессу общества и негативное – нарушающее устои общества и тормозящее развитие. Однако, обычно термин используется в негативном смысле.
2. Появление девиантов в подростковом возрасте, в определенной мере связано с эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям, бурными аффективными реакциями, неадекватным поведением определенной части подростков. Что пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков – 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет. К старшему подростковому возрасту фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными, аффективные вспышки сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, появляется склонность к самоанализу и рефлексии. Но появление склонности к наркомании обычно бывает трудно прогнозируемым и зависящим от многих социальных и психологических условий.
3. В современных психологических исследованиях принято выделение четырех основных типов девиантного поведения подростков (А.Г.Амбрумова, А.Я.Жезлева, С.А. Беличева): антидисциплинарное; антисоциальное (антиобщественное), делинквентное (противоправное) и аутоагрессивное.
4. В ходе проведенного эмпирического исследования выделены при-знаки девиантности, к которым относятся:
...