Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение подростков,склонных к девиантному поведению

Работа №26499

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического
сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению 8
1.1 Девиантное поведение: понятие, характеристики, причины 12
1.2 Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте 12
1.3 Специфика психолого-педагогического сопровождения
подростков, склонных к девиантному поведению 17
2. Экспериментальное изучение склонности к девиантному поведению подростков и их психолого-педагогическое сопровождение 24
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 24
2.2 Система психолого-педагогического сопровождения
подростков, склонных к девиантному поведению 36
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 41
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А Результаты первичной диагностики 58
Приложение Б Система занятий 60
Приложение В Конспект лекции для педагогов 66
Приложение Г Результаты повторной диагностики 70

В современном обществе существует такая проблема, как девиантное поведение личности, обусловленная масштабностью, глобальностью и многообразием его проявлений. В современном мире, во время кризиса официальных структур, организующих досуг молодежи, эта проблема приобретает особую остроту. Чаще всего проблема девиантного поведения проявляется в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте существует самый большой риск для развития девиантного поведения и склонности к нему. Н.Ф. Бурлачук считает, что к девиантному поведению приводят такие особенности развития, как: тяга к протесту и сопротивлению; повышенный эгоцентризм; амбивалентный характер; стремление к риску и неизвестному; обостренная тяга к взрослению; незрелость нравственных убеждений; болезненное реагирование на возрастные изменения; склонность преувеличивать степень сложности проблем; кризис идентичности; деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира; негативная или несформированная «Я-концепция»; гипертрофированные поведенческие реакции; низкая переносимость трудностей [5].
Наиболее распространенными формами проявления девиантного поведения в подростковом возрасте являются: бродяжничество, уходы из дома, прогулы школы или отказ от обучения, агрессивное поведение, ложь, промискуитет (беспорядочные половые связи), субкультурные девиации (сленг, татуировки, шрамирование), злословие, воровство, вымогательство, попрошайничество [3].
Подростки, склонные к девиантному поведению нуждаются в помощи со стороны психологов, социальных педагогов, педагогов и родителей. следовательно подростки, склонные к девиантному поведению нуждаются психолого-педагогическом сопровождении.
Целью данной работы является изучение в теоретическом и экспериментальном плане психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение
подростков, склонных к девиантному поведению.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения, раскрыв содержание, виды и его причины.
2. Раскрыть особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте.
3. Изучить специфику психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к девиантному поведению у подростков.
5. Описать систему психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, определить ее эффективность.
Методологическая база представлена работами психологов в области девиантного поведения (Клейберга Ю.А, Невского И.А., Разживиной Н.В. и др.), а также трудов отечественных психологов, посвященных психолого-педагогическому сопровождению (Александровской Э.М., , Битяновой М.Р. и т.д.).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование (методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел); методика «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э.В. Леус, А.Г. Соловьев));
3) количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Экспериментальное исследование организовано нами на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №1» г. Лесосибирска в октябре 2017 г. - июне 2018 г. Выборка представлена подростками в количестве 16 человек.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь 2017 г. - декабрь 2017 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы девиантного поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики склонности к девиантному поведению у подростков.
II этап (январь 2018 г. - апрель 2018 г.) - организация психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению.
III этап (апрель 2018 г. - июнь 2018 г.) - проведение повторной диагностики склонности к девиантному поведению у подростков, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (Лесосибирск 2018), внутривузовской студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск 2018). По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья.
Практическая значимость: предложенные рекомендации могут быть использованы педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями и учителями, а также родителями подростков, склонных к девиантному поведению. Материал теоретической главы может быть полезен педагогам, работающим с детьми подросткового возраста, студентам при подготовке семинарских занятий и написании курсовых работ. Проведенное исследование дает сведения об общей картине склонности к девиантному поведению у подростков в настоящее время. Описанная программа психолого-педагогического сопровождения, может быть использована в работе с подростками, склонными к отклоняющемуся поведению.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 42 источников, 4 приложений. В работе содержится 4 таблицы и 20 рисунков. Общий объем работы составляет 57 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психологическую литературу, мы пришли к выводу, что проблемой девиантного поведения занимались многие ученые: А.В. Петровский, Ю.И. Бытко, И.А. Невский, А.Е. Личко и т.д.
Мы вслед за Н.В. Разживиной, под девиантным поведением понимаем поведение, которое не соответствует нормам, которые приняты в конкретном обществе или социальной группе и вызывают негативную оценку у окружающих. Девиантное поведение наносит ущерб не только окружающим людям, но и самой личности. Причины появления девиантного поведения разнообразны: биологические, психологические и социальные. Чаще всего девиантное поведение проявляет себя именно в подростковом возрасте и требует своевременной коррекции.
Обобщая различные точки зрения, мы отмечаем, что девиантное поведение в подростковом возрасте может себя проявить в самых разнообразных формах. Это может быть алкоголизм, проституция, наркомания, различные правонарушения, побеги из дома и даже суицид. Мы согласны с мнением Ю.А. Клейберга, что причинами такого поведения могут быть: напряженная обстановка в семье, плохая компания, разнообразные конфликты со сверстниками и взрослыми, внутренние, психологические проблемы у подростка, разнообразные внешние социальные факторы.
Подростки, склонные к девиантному поведению, нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Изучив психолого¬педагогическую литературу, мы сделали вывод, что психолого- педагогическое сопровождение подростков, склонных к девиантному поведению, представляет собой технологию, которая предназначена для оказания помощи в решении возникающих у подростка проблем или в их предупреждении и имеет комплексный характер, основой которого является системный ориентационный подход. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя следующие компоненты: диагностику, консультирование, коррекционную работу и профилактическую работу. Для этого психолог пользуется разнообразными методами и приемами.
Мы провели экспериментальное исследование склонности к девиантному поведению у подростков с использованием следующих методик: методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел); методика «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э.В. Леус, А.Г. Соловьев). На основании полученных результатов первичной диагностики мы сделали вывод о том, что большинство подростков (62,5%) имеют прерасположенность к уходу от реальности с помощью изменения своего психического состояния; в большинстве своем не имеют агрессивных тенденций, не приемлют насилие, как средство решения проблем; имеют слабо развитый волевой контроль эмоциональной сферы; отличаются низкой склонностью к делинквентному поведению; имеют тенденцию к совершению самоубийства. Склонность к проявлению тех или иных форм девиантного поведения имеют 14 опрошенных подростков (87,5%). Из этого следует, что данные подростки нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении.
На примере МБОУ «СОШ №1» было рассмотрено психолого-педагогическое сопровождение подростков, имеющих склонность к девиантному поведению. Можно сказать, что психолого-педагогическое сопровождение подростков, склонных к девиантному поведению в данном учреждении организуется педагогом-психологом, который отслеживает изменения в динамике развития подростка, склонного к девиантному поведению, своевременно выявляет возможные проблемы в поведенческой и эмоциональной сфере, помогает в их решении, проводит диагностическую, коррекционную работу, использует просветительскую деятельность. Для этого психолог пользуется разнообразными методами и приемами.
После реализации психолого-педагогического сопровождения нами была проведена повторная диагностика для оценки эффективности психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению. Обобщая полученные результаты, мы отмечаем, что количество подростков склонных к девиантному поведению снизилось с 87,5% до 56,25%.
Таким образом, после реализации психолого-педагогического сопровождения произошли изменения в уровне склонности подростков к отклоняющемуся поведению.



1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. - Москва: Академия, 2002. - 208 с.
2. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С. А. Бадмаев. - Москва: Магистр, 2014. - 96 с.
3. Белкин, А. С. Отклонения в поведении школьников / А. С. Белкин. - Екатеринбург: СПИ, 2013. - 138 с.
4. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - Москва: Совершенство, 2007. - 298 с.
5. Бурлачук, Л. Ф. Введение в проективную психологию. - Киев: Вист- С, 2010. - 128 с.
6. Бытко, Ю. И. Девиантное поведение подростков / Ю. И. Бытко, А. С. Ладно // СоцИс. - 2008. - № 4. - С. 15-17.
7. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - Москва: Аспект пресс, 2013. - 256 с.
8. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. - Москва: Аспект пресс, 2011. - 185 с.
9. Гилинский, Я. И. Глобализация и девиантность / Я. И. Гилинский. - Санкт-Петербург: Юридический Центр Пресс, 2006. - 393 с.
10. Дроздецкая, И. А. Особенности социально-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением / И. А. Дроздецкая. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 160 с.
11. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога. / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, М. К. Борисова. - Москва: Просвещение, 1991 - 303 с.
12. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика / И. А. Зайцева. - Москва: Март, 2004. - 198 с.
13. Змановская, Е. В. Девиантология / Е. В. Змановская. - Москва: Академия, 2013. - 288 с.
14. Каткова, А. С. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в массовой школе / А. С. Каткова, П.
A. Гадомская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 6 -3. - С. 92 -95.
15. Киселевская, Н. А. Исследование эмоциональной устойчивости в подростковом и юношеском возрасте / Н. А. Киселевская // Наука и мир. - 2015. № 3. - С. 110-112.
16. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. - Москва, 2004. - 192 с.
17. Леонова, О. В. Формирование региональной целевой программы социальной профилактики девиантного поведения в молодежной среде / О.
B. Леонова. - Волгоград: ВАГС, 2006. - 23 с.
18. Леус, Э. В. Тест СДП (склонность к девиантному поведению) [Электронный ресурс] / Э. В. Леус, А. Г. Соловьев. - Режим доступа: http: //psytests.org/testhtm 1
19. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков: учебное пособие / А. Е. Личко. - Москва, 1983. - 164 с.
20. Лопатина, С. Н. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в образовательной среде / С. Н. Лопатина // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2014, С. 129 - 131.
21. Минделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Минделевич. - Москва: Издательский дом «Городец», 2016. - 392 с.
22. Миронов, Д. Д. Сущность понятия «девиантное поведение подростков» / Д. Д. Миронов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 10. - С. 70-74.
23. Мицык, Т. А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления / Т. А. Мицык // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2016. - № 2. - С. 125-139.
24. Невский, И. А. Подростки группы риска в школе: монография / И. А. Невский. - Москва: Издательский дом «Городец», 2011. - 112 с.
25. Невский, И. А. Учителю о детях с отклонениями в поведении: учебное пособие / И. А. Невский. - Москва, 1990. - 192 с.
26. Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога / Р. В. Овчарова. - Москва: ТЦ Сфера, 2007. - 196 с.
27. Перешеина, Н. В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина. - Москва: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.
28. Петровский, А. В. Словарь. Общая психология // Энциклопедический словарь в шести томах. Т. 1. - Москва: ПЕРСЭ, 2015. - 251 с.
29. Петрусевич, Д. Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д. Ф. Петрусевич // Вестник ТГПУ. -2013. - Вып. 6 (108). - С. 195-198.
30. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / Под ред. Ю. А. Клейберга и Г. В. Юдаковой. - Ульяновск, 2014. - 196 с.
31. Прялухина, А. В. Проблемы развития девиантной личности подростков / А. В. Прялухина, Л. Г. Лаптев // Человеческий капитал. - 2017. - № 3(99). - С. 88-90.
32. Разживина, Н. В. Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы / Н. В. Разживина // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2013. - № 11/3. - С. 41-44.
33. Реан, А. А. Психология детства / А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2013. - 368 с.
34. Родермель, Т. А. Девиантное поведение подростков: философский и клиннико-психологический аспекты / Т. А. Родермель. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 100 с.
35. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. - Москва: Академия, 2011. - 336 с.
36. Субботина, Л. Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся / Л. Г. Субботна // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 25. - С. 120 - 125.
37. Усова, Е. Б. Психология девиантного поведения / Е. Б. Усова. - Минск: МИУ, 2010. - 179 с.
38. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В. В. Козлов, Г. М. Майнулов, Н. П. Фетискин. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
39. Шишковец, Т. А. Осложненное поведение подростков / Т. А. Шишковец. - Москва: Академия, 2006. - 186 с.
40. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. - Москва: Академический проект, 2005. - 336 с.
41. Шурыгина, И. И. Девиантное поведение: методология и методика исследования / И. И. Шурыгина. - Москва: РЕГЛАНТ, 2004. - 196 с.
42. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва: Академия, 2007. - 194 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ