Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивация к обучению подростков склонных к девиантному поведению

Работа №92056

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации учебной деятельности подростков склонных к девиантному поведению 8
1.1 Мотивация учебной деятельности как психолого-педагогическая
проблема 8
1.2 Особенности учебной мотивации подростков 18
1.3 Феномен девиантного поведения в подростковом возрасте 24
Глава 2. Эмпирическое выявление особенностей учебной мотивации у подростков склонных к девиантному поведению 35
2.1 Описание процедуры и методик исследования 35
2.2 Анализ результатов исследования мотивации подростков склонных к
девиантному поведению 40
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложения 59


Актуальность исследования. Социальные ориентиры в современном мире претерпевают серьёзные изменения. Этот процесс отразился также и на системе общего среднего образования. Динамические обновления, совершенствование содержания, изменение форм организации работы, внедрение инновационных технологий в учебный процесс — всё это, на сегодняшней день, происходит в образовательном процессе. Но проблема отсутствия желания у ребенка учиться так и остаётся нерешенной. Серьёзная задача, которая стоит на сегодняшний день перед школьниками, по окончанию учёбы обладать не только багажом знаний, но и сформировать свой внутренний потенциал, который даст возможность для самоактуализации, саморазвития и самообразования. Это является необходимым как в период обучения, так и на всё жизненном пути.
Все социальные изменения прям образом отражаются на деятельности педагогов. В связи с современной социальной ситуацией для них стоит задача по созданию психолого-педагогических условий, которые являются необходимыми для развития учебной мотивации. Существую различные условия, в результате воздействия которых возникает деятельность человека, в том числе и на учебная. А какая-либо потребность, существующая у человека, выступает регулятором этого.
Искать причины поступков человека необходимо в его потребностях, которые носят название мотивы. Мотивацию личности представляет собой совокупность мотивов. Мотивацию необходимо считать регулятором учебной деятельности, в связи с тем, что она имеет воздействие на все психические процессы и на всю совокупность мотивационных отношений.
На сегодняшний день идёт поиск ответов на вопросы, которые всё ещё остаются нерешенными, в области мотивации учения. Так, например, стоит задача разработать эффективные методы обучения и способы формирования знаний и умений. Идёт поиск путей повышения интеллектуальной активности учащихся.
Важно отметить, что рычагом активизации учебно -познавательной деятельности является мотивация учебной деятельности. Во всё чаще педагоги направляют свои основные усилия на совершенствование методического аппарата учебного процесса. В такой ситуации вопросы развития мотивационной сферы учащихся отходят на второй план.
Фактор, который серьёзно усложняет решение проблемы по повышению учебной мотивации школьников, это проблема девиантного поведения подростков.
Проблема девиантного поведения рассматривается с точки зрения многих дисциплин - психологии, социологии, криминологии, статистики и др. В своих работах Я.И. Гилинский писал о том, что с течением времени девиантное поведение будет становиться всё более распространённое, что сделает его «всеобщей проблемой». Считается, что наиболее уязвимой возрастной группой для девиантного поведения выступают подростки. Это вызывает огромное внимание со стороны ученых, поскольку именно в этом возрасте, который сам по себе является кризисным и сложным, девиантное поведение серьезно влияет на будущую жизнь и вызывает наибольшее количество проблем. Подростки тяжело привыкают к новым условиям и серьезным переменам в их жизни, и девиантные поступки серьезно влияют на них, изменяя процесс осмысления множества важных проблем. В связи с этим мотивация к учебной деятельности в данном возрастном периоде сильно снижается, и влечет за собой неуспеваемость подростков по учебным дисциплинам.
Степень изученности проблемы.
К вопросу мотивации, а в том числе и мотивации учебной деятельности, в своих работах обращались многие отечественные психологи и педагоги: В.Г. Асеев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, И.С. Кон, А.С. Макаренко, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Наиболее значимые работы в данной области среди зарубежных исследователь принадлежат А. Маслоу, В.С. Мерлина, Ж. Годфруа.
Обращаясь к вопросу мотивации учебной деятельности, данные авторы изучали её структуру, механизм возникновения учебных мотивов, её роль в учебной деятельности. В современной психолого-педагогической литературе проблема мотивации учебной деятельности анализируется с разных позиций: структура и динамика мотивации, обусловленные целями обучения, проанализированы Р.Р. Бибрих, В.И.Васильевым, Ф.М.Рахматулиным, обусловленность эффективности учебной деятельности мотивацией исследуется Ю.М.Орловым, Т.С.Савочкиной, Ю.К.Черновой. Согласно их точки зрения, необходимо единство в развитии мотивов учебной деятельности и мотивационной сферы в целом.
К изучению феномена девиантного поведения обращались многие психологи, педагоги, социологи и др. В психологии данным вопросом занимались следующие авторы: А. Адлер, Д. Боулби, М. Малер, Г. Салливан, Б. Скиннер, Дж. Уотсон, З. Фрейд, А.В. Хомич К. Хорни, и многие другие.
Объект: мотивация учебной деятельности на подростковом этапе социализации.
Предмет: мотивация к обучению подростков, предрасположенных к девиантному поведению.
Цель работы: изучить особенности мотивация к обучению подростков с выраженной склонностью к девиантному поведению.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения о мотивации учебной деятельности подростков; феномена девиантного поведения подростков; об особенностях учебной мотивации подростков склонных к девиантному поведению.
2. Разработать методику эмпирического исследования учебной мотивации подростков склонных к девиантному поведению.
3. Проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования учебной мотивации подростков склонных к девиантному поведению.
4. Разработать программу психологического тренинга для подростков «Хочу учиться».
Гипотеза: ослабление мотивации к обучению, доминирование ее внешнего локуса и выраженная склонность к девиантному поведению в подростковом возрасте могут выступить в качестве сопряженных факторов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет:
- Научные идеи по структуре учебной мотивов и развития внутренней мотивации учения (Л.М. Фридман);
-Характеристика возрастных особенностей мотивации учения в подростковом возрасте (А.К. Марковой);
-Исследования мотивации учебной деятельности Л.И. Божович
- Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
- Концепция девиантного поведения подростков Ю.А. Клейберг
Методы исследования:
- Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования мотивации учебной деятельности у подростков, склонных к девиантному поведению.
- Методы сбора эмпирических данных — письменный опрос использованием психодиагностических методик: методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (Э.В. Леус), методика изучения мотивации обучения у подростков (М.И. Лукьянова).
- Методы математико-статистической обработки данных: анализ достоверности различий (U-критерий Манна-Уитни); корреляционный анализ по методу Пирсона. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS Statistics 23.00.
Выборка для исследования.
Эмпирическая часть исследования выполнена на базе основной общеобразовательной школы №109 (г. Барнаул). В качестве респондентов выступали мальчики и девочки подростки 6-9 классов, возраст 12-15 лет, в количестве 53 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы были проанализировали теоретические подходы к исследованию учебной мотивации и проблеме девиантного поведения современных подростков.
В работе рассмотрены следующие основные понятия: «мотивация учебной деятельности», «подростковый возраст», «девиантное поведение» и др. Изучена разработанность проблемы о связи учебной мотивации подростков и склонности к девиантному поведению.
Часто под мотивом понимается множество психологических феноменов, таких как намерения, представления, чувства, идеи, переживания. Это выступает сложностью для изучения мотивации. Вид мотивации, на котором мы остановили своё внимание - мотивация учебной деятельности. Существуют различные методы и подходы к её изучению, но нет единого и прямого определения данного термина. Мотивацию учения необходимо рассматривать как полимотивированное явление, то есть как особый вид мотивации, включающий в себя большой ряд мотивов человека. Её основная характеристики в направленности деятельности человека на приобретение и усвоение знаний, умений и навыков. Социальные ориентиры в современном мире претерпевают серьёзные изменения. Этот процесс отразился также и на системе общего среднего образования. Динамические обновления, совершенствование содержания, изменение форм организации работы, внедрение инновационных технологий в учебный процесс — всё это, на сегодняшней день, происходит в образовательном процессе. Но проблема отсутствия желания у ребенка учиться так и остаётся нерешенной. Серьёзная задача, которая стоит на сегодняшний день перед школьниками, по окончанию учёбы обладать не только багажом знаний, но и сформировать свой внутренний потенциал, который даст возможность для самоактуализации, саморазвития и самообразования. Это является необходимым как в период обучения, так и на всё жизненном пути.
«Чувство взрослости» выступает основным новообразованием периода подростничества, что влечёт за собой снижение учебного интереса, а преобладание интереса к взрослой жизни. Сложности во взаимоотношениях с учителями и родителями, которые не готовы принимать их взрослыми людьми, приводят к возникновению конфликтов. Подростки добиваются равноправия и уважения со стороны взрослых, они не готовы соблюдать их требования. Референтная группа приобретает большую значимость по сравнению с семьёй. Общение становится ведущим видом деятельности. Но при этом результаты учебной деятельности откладывают отпечаток на эмоциональное благополучие подростка.
Во второй главе нашего исследования мы охарактеризовали методы и методики, которые использовали в нашем исследовании. Далее мы проанализировали и проинтерпретировали результаты исследования особенностей учебной мотивации подростков склонных к девиантному поведению, в частности, установили статистически значимую связь между уровнем учебной мотивации и склонностью к девиантному поведению. Различные формы девиантного поведения отрицательно сказываются на уровне учебной мотивации.
Статистически доказана разница в учебной мотивации у подростков склонных к девиантному поведению и не имеющих склонности к девиантному поведению. У подростков склонных к девиантному поведению она заметна ниже.
Существуют значимые различия в преобладании внешней или внутренней мотивации в учебе у подростков склонных к девиантному поведению и не имеющих склонности к девиантному поведению. Для девиантных подростков характернее внешняя мотивация учебной деятельности, в отличии подростков, не имеющих склонности к девиантному поведению, у которых преобладает внутренняя мотивация учебной
Таким образом, результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что ослабление мотивации к обучению, доминирование ее внешнего локуса и выраженная склонность к девиантному поведению в подростковом возрасте могут выступить в качестве сопряженных факторов.



1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 224 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2000. 232 с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Просвещение, 1976. 157 с.
4. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 582 с.
5. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема //Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36. С. 3-28.
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности. Изучение мотивации детей и подростков. М.: Академия, 2002. С. 7 -14.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2008. 95-145 с.
8. Вартанова И.И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. №4. С. 33-41.
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. 288 с.
10. Волков Б. С. Психология развития человека: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Акад. Проект, 2004. 224 с.
11. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. 1972. № 2. С. 114-123.
12. Гапонова С.А. Психологические компоненты компетенции
саморегуляции у девиантных подростков // Известия Российской академии образования. 2014. № 2(30). С. 124-134.
13. Гилинский Я.И. Глобализация, девиантность, социальный контроль. СПб: БЕЛК, 2009. 164 с.
14. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие. СПб.: Филиал Института социологии РАН, 1993. 167 с.
15. Гликман И.З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 64-81.
16. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест., 1997. 551 с.
17. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2005. 160 с.
18. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. 32 0 с.
19. Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет (Педагогическая наука - реформе школы). М.: Педагогика, 1998. 190 с.
20. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопр. психологии. - 1990. № 4. С. 83-85.
21. Зайцева А.П. Особенности мотивационной сферы подростков // Молодой ученый. 2016. №18. С. 182-184.
22. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебн. для высш. учеб. завед. М.: Логос, 2007. 383 с.
23. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов, изучающих психологию, соц. работу и соц. педагогику. М.: Academia, 2006. 288 c.
24. Иванов В.М. Обеспечение положительной мотивации к продуктивной познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № S18. С. 31-35. URL: http://ekoncept.ru/2014/14729.htm (дата обращения: 23.04.2020).
25. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально - политический журнал. 1995. № 2. С. 47-57.
26. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
27. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: Питер, 2012. 544 с.
28. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 640 с.
29. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, 2003. 160 с.
30. Ковалевская А.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость
подростков [Электронный ресурс] // Научно -методический электронный журнал «Концепт». 2015. Спецвыпуск № 01. С. 49-56. URL: http://e-
koncept.ru/2015/75026.htm (дата обращения: 03.04.2020).
31. Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. 2008. №4. 86 с.
32. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 2010. № 4. С. 24-26.
33. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 400 с.
34. Леус Э.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.2012. №9. С. 268-277.
35. Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика. М.: Сфера, 2004. 35 с.
36. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Нар. образование. 2001. №8. С. 77-89.
37. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. 64 с.
38. Маркова А.К. Примерная программа психологического изучения учителем мотивации учения школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
39. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006. 352с.
40. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М.: «МЕДпресс», 2000. 432 с.
41. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Академия, 1999. 592 с.
42. Нефедова А.В. Психология девиантного поведения. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. 76 с.
43. Николаева М.Е. Особенности эмоционально -волевой сферы подростков с различной учебной мотивацией [Электронный ресурс] // Научно - методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 156-160. - ЦКЕ: http://e-koncept.ru/2016/86329.htm (дата обращения: 16.03.2020).
44. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. С. 11-21.
45. Петровский А.В. Психологический словарь. М., 1990. 244 с.
46. Платонов К.К. Нормы общества и девиантное поведение. М.: Наука, 2000. 243 с.
47. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 256 с.
48. Позднякова Т.Г. Особенности мотивации учебной деятельности младших
подростков [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 6-10. URL:
http://ekoncept.ru/2015/95045.htm (дата обращения: 06.04.2020).
49. Познышев С. В. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности. М.: ИНФРА-М, 2007.
50. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. М.: Институт практической психологии, 1996.
51. Пономарева Д.И., Пономарева Е.А. Социально-психологические факторы формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования, 2018. № 1А. С. 14-21.
52. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с.
53. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
54. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 688 с.
55. Степанов С.С Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005. 672 с.
56. Тимофеева М. А. Особенности и проблематика подросткового кризиса [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 136-140. ИКС http://ekoncept.ru/2016/86374.htm (дата обращения: 24.03.2020).
57. Ткаченко Л.М. Моделирование процессов формирования учебной
мотивации подростков [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 81. С. 21-25. ИКС http://e-
koncept.ru/2015/75005.htm (дата обращения: 12.04.2020).
58. Тутушкина М.К. Практическая психология для педагогов и родителей. СПб.: Дидактика Плюс, 2000. 368 с.
59. Усова А. В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика. 2000. №4. С. 30-33.
60. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. 512 с.
61. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справ. для учителей и воспитателей. М.; Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. 480 с.
62. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ