ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗОЖ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО
1.1. Характеристика понятий «здоровье, здоровый образ жизни» 8
1.2. Особенности физического развития и формирования основ ЗОЖ у
детей младшего дошкольного возраста 15
1.3. Специфика организации интегрированной образовательной
деятельности по формированию основ ЗОЖ у дошкольников 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗОЖ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика сформированности представлений основ у детей
младшего дошкольного возраста 33
2.2. Организация и содержание работы по формированию основ ЗОЖ у
детей младшего дошкольного возраста в процессе интегрированной образовательной деятельности 41
2.3. Анализ эффективности использования интегрированной образовательной деятельности в работе по формированию основ ЗОЖ у
детей младшего дошкольного возраста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые к нему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается [23].
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных организациях страны.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку)
Сегодня проблема формирования представлений о ЗОЖ рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста...
Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни.
Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда - за семь лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития - психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.
Формирование основ здорового образа жизни у детей - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. Вопрос о характере и содержании, направленного на формирование у старших дошкольников основ здорового образа жизни в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.
Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности.
Специфика формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников включает в себя: охрану и укрепление здоровья,
формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни, воспитание привычки к ЗОЖ, организацию разносторонней деятельности, направленной на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно
профилактических мероприятий.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была организована и проведена экспериментальная работа, включающая в себя три этапа.
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень сформированности основ ЗОЖ у большинства детей младшего дошкольного возраста низкий и средний. Дети испытывали потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров.
На формирующем этапе эксперимента нами была организована работа по формированию основ ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста, основанная на использовании интегрированной образовательной деятельности. В содержание работы вошло проведение сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, бесед, дидактических игр, чтение литературных произведений, рассматривание картин и иллюстраций и пр. с детьми младшего дошкольного возраста ЭГ.
Контрольный этап эксперимента позволил отметить изменения в сформированности основ ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста ЭГ, развитие интереса к ЗОЖ, тогда как в КГ результаты остались неизменными .
У большинства детей экспериментальной группы уровень сформированности основ ЗОЖ стал выше, по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Это позволило сделать вывод о том, что проведенная работа дала ощутимые положительные результаты,
поставленные задачи были решены, цель достигнута.
1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. // Дошкольное образование. - 2004. - №12. - С. 20-25.
2. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. - 44 с.
3. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 80 с.
4. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 112 с.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы: пособие для студентов пед. учеб. заведений. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
6. Выготский Л.С. Психология. - М., 2000. - 1008 с.
7. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 96 с.
8. Жерякова С.В. Сущность категории «здоровый образ жизни детей
дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века//Молодой ученый. - 2015. - №5. - С. 462-464. URL:http:
//www.moluch.ru/archive/85/15946/
9. Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка. // Современный детский сад. - 2007. - №1. - С. 25-30.
10. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина,
1999. - 127 с.
11. Игнатович В.Г. Формирование культуры здорового образа жизни. // Пачатковая школа. - 2010. - №9. - С. 45-47.
12. Исакова Е. Возлюби ближнего как самого себя. Формирование у детей навыков здорового образа жизни. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №3. - С. 13-16.
13. Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 102 с.
14. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 170 с.
15. Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!». // Психолог в детском саду. - 2006. - №3. - С. 52-80...37