ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного
возраста как педагогическая проблема 9
1.2. Особенности формирования патриотических чувств у детей
среднего дошкольного возраста 17
1.3. Роль русской национальной культуры в формировании
патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста 35
2.2. Содержание работы по формированию патриотических чувств у
детей среднего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской национальной культуры 45
2.3. Определение эффективности приобщения к истокам русской
национальной культуры как средства формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
В современном обществе проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста приобретает особую остроту и актуальность. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
Сложные и неоднозначные процессы, которые происходят в России и в мире последние десятилетия, говорят о необходимости увеличения интенсивности работы, направленной на воспитание патриотических чувств населения нашей страны. Прогрессивная мировая глобализации, высокая международная социальная и культурная мобильность населения, приводит к тому, что нашему народу прививают, иногда и в принудительном порядке, ценности и модели жизненных установок, которые чужды нам. Кроме того, активное присутствие в жизни людей различных средств массовой информации, интернета и большого количества всевозможных социальных сетей, закономерно оказывают влияние на формирование мышления и поведения населения. Переизбыток и доступность низкокачественной и часто недостоверной информации приводит порой к неосознанной переоценке традиционных российских духовных ценностей. В таких условиях современному человеку становится трудно отличить собственные ориентиры и мотивы, от тех, что ему навязывают извне [14, с. 21].
Все эти процессы, оказывают существенное влияние как на общество всей страны в целом, так и на жизнь каждого отдельно взятого человека, так как меняются жизненные стратегии и ценностные ориентации индивида.
Особо остро вопрос стоит среди подрастающего поколения, где наблюдается явное отчуждение от исторического опыта своего народа. Зачастую молодежь попросту не верит в эффективное развития России, не может четко увидеть свое будущее на «Родине», и уезжает за границу. Снижение уровня патриотического сознания молодежи, а зачастую его тотальное отсутствие проявляется в социальной апатии и отсутствии желания участвовать в экономической, политической и культурной жизни страны, что представляет собой угрозу ее национальной безопасности.
Таким образом, проблема воспитания патриотизма и формирования патриотических чувств населения России сегодня актуальна как никогда.
Однако воспитать патриотизм очень сложно, это и отличает его от других областей воспитания. Эти сложности связаны с тем, что патриотизм - это одно из глубинных образований психики человека, одна из личностных сфер сознания и поведения.
Патриотизм - это нравственное качество человека,выражающееся в любви и верности стране, где ты родился, осознанное понимание ее могущества и достояния, ощущение своей духовной связи с ней, потребность и стремление в любой ситуации сохранить ее честь и достоинство, своими личными поступками и делами приумножать ее величие и укреплять суверенитет.
В Российской педагогической энциклопедии «патриотизм» трактуется как (от греч. patris - Родина, отечество) «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности» [39, с. 212].
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для воспитания у ребенка чувств патриотизма. Начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины необходимо именно в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает активно развиваться в социальном плане , легко воспринимает и усваивает информацию, доверительно относится к взрослым, стремится им подражать, имеет высокую эмоциональную отзывчивость и естественный живой интерес ко всему окружающему [20, 134-135]...
Тема выпускной квалификационной работы актуальна.
Обобщение научно-методической литературой по теме исследования, позволило выявить, что патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование у детей системы знаний о своей Родине; активизацию эмоциональной сферы личности дошкольника, воспитание таких чувств, как любовь к близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе и т.д. Реализация задач данного направления воспитания может эффективно осуществляться в процессе приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры.
В первой главе ВКР рассмотрены теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры. Делается вывод, что традиционная народная культура - это духовные и материальные ценности, созданные народом, т. е. передаваемые от поколения к поколению этно-педагогические, семейно-бытовые и обрядовые традиции.
Патриотическое воспитание не приведет к желаемому результату, если мы не затрагиваем переживания, эмоции ребенка, не обращаемся к его душе. Поэтому мы в работе с детьми должны использовать культурологический подход, т. е. рассматривать воспитание как культурный процесс, основанный на ценностях национальной и общечеловеческой культур. Важнейшая задача воспитания на сегодняшний день - это осознание детьми, какой культуре мы принадлежим, где мы живем.
Изучение литературы по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста и современного педагогического опыта, позволило нам приступить к работе по формированию патриотических чувств у детей, используя средства народной педагогики: фольклор, сказки, песни, народные игры.
Вторая глава ВКР включает описание и анализ экспериментальной работы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной культурой. Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №31 «Волшебная страна» г. Пензы.
В ходе констатирующего этапа эксперимента нами решались следующие задачи: определить основные показатели сформированности патриотических чувств, подобрать диагностические методики и задания, провести диагностические задания с детьми среднего дошкольного возраста, обработать информацию, полученную в ходе исследования.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента данных на следующем этапе был осуществлен формирующий эксперимент. Выстраивая работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русской народной культурой, мы опирались на следующие подходы: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности, интеграция различных видов искусств при опоре на фольклор, осуществление воспитательной работы на основе традиций русской народной культуры и др. Работа велась систематически, последовательно. В ходе работы успешно решались ранее поставленные задачи.
На завершающем, контрольном, этапе эксперимента была проведена повторная диагностика детей, позволяющая отследить изменения, произошедшие после проведения формирующей экспериментальной работы, а также сравнить полученные данные с результатами констатирующего эксперимента, что позволило сделать выводы об эффективности проведённой работы. В ходе работы, помимо реализации поставленных задач, подтвердилась гипотеза, заявленная в начале работы.