Введение 4
1 Анализ литературных источников 6
1.1 Характеристика понятий стресса и стрессоустойчивости 6
1.2 Причины проявления стресса у студентов и его последствия 8
1.3 Способы повышения стрессоустойчивости студентов 13
2 Организация и методы исследования 19
2.1 Организация исследования 19
2.2 Методы исследования 20
3 Результаты исследования и их анализ 25
3.1 Анализ анкетного опроса 25
3.2 Описание методики повышения стрессоустойчивости 36
3.3 Анализ результатов исследования 41
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложения А-Г
Актуальностью нашей работы является то, что студенческая жизнь с одной стороны ассоциируется со студенческими активами, мероприятиями, веселой жизнью, но по большей части - это трудная жизненная ситуация, к которой необходимо приспосабливаться.
Студенту необходимо осваивать новые навыки, адаптироваться к сложившимся жизненным условиям, большое количество зачетов, экзаменов, рост объема информации и дефицит времени на ее переработку, существенные изменения в социальной среде представляют далеко неполный перечень факторов, порождающих застойные отрицательные эмоции [43].
Высокие требования образовательных стандартов, рейтинговые оценки знаний студентов, интенсивная интеллектуальная деятельность, нарушение привычного жизненного цикла, ограничение двигательной активности оказывают негативное влияние на психоэмоциональное состояние студента, вызывая снижение уровня их стрессоустойчивости.
Некоторые исследователи отмечают, что стресс, которому подвержены студенты, может негативно влиять на учебный процесс, отражаться на оценках, которые могут стать неудовлетворительными. На фоне всего этого стресс может усиливаться и привести к печальным последствиям [5, 45].
В свою очередь, переживание стресса не только снижает качество учебной деятельности и вызывает психическое напряжение, но и приводит к росту заболеваний. Постоянные стрессовые ситуации в жизни студента приводят к таким последствиям, как повышенный риск заболеваний нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, снижается иммунитет, падает самооценка, происходят нарушение сна и многое другое.
Напряженную учебную деятельность студентов, в той или иной степени, можно рассматривать, как постоянную форму учебного стресса, «пик» которого приходится на период зачетов и экзаменационной сессии. Стресс - прямой путь к болезни. Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить [21].
Поэтому данная тема актуальна, так как одна из приоритетных задач, стоящих перед университетом - это сохранение здоровья его студентов, а в наше время увеличилось число заболеваний, связанных со стрессом. Поэтому требуется внедрение методик борьбы со стрессом у студентов.
Объект исследования: процесс повышения стрессоустойчивости студентов
Предмет исследования: методика повышения стрессоустойчивости студентов ИФКСиТ в период экзаменационной сессии
Цель работы: выявить эффективность методики повышения стрессоустойчивости у студентов ИФКСиТ в период экзаменационной сессии
Задачи, которые нам необходимо выполнить в ходе исследования, для того чтобы прийти к поставленной цели следующие:
1. Проанализировав научно-методическую литературу, определить какие есть причины и последствия проявления стресса у студентов, и выявить способы повышения стрессоустойчивости
2. С помощью анкетирования определить причины проявления стресса у студентов ИФКСиТ, и какие способы они используют для повышения стрессоустойчивости
3. Разработать методику повышения стрессоустойчивости студентов ИФКСиТ в период экзаменационной сессии
4. Проверить эффективность разработанной нами методики повышения стрессоустойчивости студентов ИФКСиТ в период экзаменационной сессии
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование разработанной нами методики в учебной деятельности, скажется на положительном влиянии ее на студентов, вследствие чего стрессоустойчивость повысится.
Методами исследования, которыми мы пользовались в своей работе были: анализ научно-методической литературы, анкетный опрос, тестирование, математико-статистические методы, педагогический эксперимент.
1. Выявлено, что стресс - это состояние сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку, а стрессоустойчивость комплексное свойство личности, которое характеризуется необходимой адаптацией студента к воздействию внешних и внутренних факторов в процессе учебной деятельности.
Причинами стресса могут быть: адаптационный период, академические задолженности, большое количество академических пропусков, возникновение конфликтных ситуаций с однокурсниками, нарушение режима дня, нехватка знаний, разочарование в будущей сфере деятельности, резкое увеличение нагрузки, строгие преподаватели, и плохие взаимоотношения с ними, экзаменационный стресс. Также были выявлены различные способы повышения стрессоустойчивости.
2. Разработан анкетный опрос с целью определить наличие стресса, причины его возникновения, а также используют ли студенты какие-либо способы повышения стрессоустойчивости. Анкетный опрос состоял из 14 вопросов, который проходил дистанционно в гугл-форме. В анкетировании приняли участие 74 студента ИФКСиТ.
Проанализировав результаты анкетного опроса установлено, что 68% респондентов испытывают недостаток сна, 64% часто испытывают нервное напряжение, 55% чувствуют себя нервозным и подавленным, 80% сильно волнуются во время сессии, 85% испытывают стресс во время учебного процесса. Также выяснили, что никаких мероприятий для повышения стрессоустойчивости в институте не проводится, но 79% опрашиваемых хотели бы, чтобы такие мероприятия были.
3. Нами разработана методика повышения стрессоустойчивости для студентов ИФКСиТ, в которую вошли релаксация, аутогенная тренировка, музыкальная терапия и физическая активность. Также были даны рекомендации для повышения стрессоустойчивости: соблюдение режима дня и ночи; сбалансированное питание; прогулки на свежем воздухе; своевременное выполнение учебных заданий.
4. В результате проведенного педагогического эксперимента стрессоустойчивость студентов в экспериментальной группе повысилась, как следствие разработанную методику повышения стрессоустойчивости можно считать эффективной.
1. Андреева, А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Андреева. - Тамбов, 2009. - 219 с.
2. Апарина, Е.Н. Особенности стресса студентов разных специальностей / Е.Н. Апарина // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2010. - С. 32-37.
3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - Москва: ПБР СЭ, 2020. - 528 с.
4. Брыкина, В.А., Переузник А.З. Формирование стрессоустойчивости у студентов средствами физической культуры / В.А. Брыкина, А.З. Переузник // Наука-2020. - 2021. - С. 19-24.
5. Вареник М.А. Стресс и стрессоустойчивость у студентов / М.А. Вареник // Научный калейдоскоп. - 2014. - С. 306-309.
6. Вильданова, В.Р., Бисерова, Г.К., Шагивалеева, Г.Р. Психология стресса и методы его коррекции / В.Р. Вильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 141 с.
7. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб., Питер, 2019. - 337 с.
8. Выходцева, В.Е. Стресс в студенческом возрасте / В.Е. Выходцева // Молодой ученый. - 2019. - № 16. - С. 23-25.
9. Гладышева, Н.Г. Психологические (эмоциональные) реакции на стресс у студентов вуза / Н.Г. Гладышева // Вестник науки и образования. - 2017. - № 7. - С. 37-40.
10. Ерина И.А., Бузни В.А. Стресс как фактор сниженной работоспособности среди студентов / И.А. Ерина, В.А. Бузни // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-1. - С. 334-338.
11. Ермакова, Е.Г. Профилактические меры борьбы со стрессом в жизни студентов, причины, способы и средства снятия стресса / Е.Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №9-2 (48). - С. 25-30.
12. Зиннатова, А.А. Влияние музыки на человеческий организм / А.А. Зиннатова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 4. - С. 16-17.
13. Зуйкова, Е.Г. Изучение стрессоустойчивости студентов в учебной деятельности / Е.Г. Зуйкова // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2019. - С. 759-765.
14. Квасова А.В. Влияние занятий физической культурой и спортом на психическое здоровье студенческой молодежи ВГСПУ // Актуальные вопросы теории и практики биологического и химического образования: материалы XIV-й всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоград, 01-30 апреля 2020, Москва: Планета, 2020. - С. 383-386.
15. Колмогоров, Ю.Н. Методы и средства научных исследований: учебное пособие / Ю.Н Колмогоров, А.П. Сергеев, Д.А. Тарасов, С.П. Арапова. - Екатеринбург: Уральский университет, 2017. - 156 с.
16. Корягин, И.А., Королев Г.В. Изучение источников стресса среди студентов высших учебных заведений / И.А. Корягин, Г.В. Королев // Гуманитарные науки. - 2019. - С. 155-158.
17. Кочорова Л.В., Скрипов В.С., Сливка А.С. К вопросу о тревоге и депрессии в молодежной студенческой среде / Л.В. Кочорова, А.С. Сливка, В.С. Скрипов // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2020. - № 2. - С. 246-253.
18. Кузьмишкин А.А. Адаптации студентов первого курса в вузе / А.А. Кузьмишкин // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 933-935.
19. Куфтяк, Е.В. Опыт адаптации методики оценки студенческого стресса / Е.В. Куфтяк, А.А. Бехтер, С.А. Кирпань // Экопсихологические
исследования: экология детства и психология устойчивого развития. - 2020. -
С. 223-227.
20. Линник Н.Д., Дианова Н.Ф. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Н.Д. Линник, Н.Ф. Дианова // Вестник современных исследований. - 2019. - № 1.6 (28). - С. 238¬239.
21. Лисовский О.В., Лисица И.А. Экзаменационный стресс у студентов - возможные пути коррекции / О.В. Лисовский, И.А. Лисица // Forcipe. - 2022. - № S2. - С. 307-308.
22. Максимович А.Б., Кадыров Р.В. Тревожные и депрессивные реакции у студентов вуза / А.Б. Максимович, Р.В. Кадыров // Научное мнение. - 2019. - № 4. - С. 54-59.
23. Мельников, В.И. Стресс студентов и методы его коррекции / В.И. Мельников // Инновации. Наука, образование. - 2018. - №1(3). - С. 86-92.
24. Мельников, В.И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации / В.И. Мельников // Вестник СГУПС. - 2007. - №18. - С. 295-303.
25. Миронова, О.И. Повышение самоэффективности студентов в условиях экзаменационного стресса / О.И. Миронова // Педагогика и психология образования. - 2022. - №1. - С. 241-255.
26. Михалева, О.С. Профилактика экзаменационного стресса у студентов / О.С. Михалева // Психология и педагогика: методика и проблемы. - 2013. - С. 58-63.
27. Нальгиева, А.М. Музыкотерапия / А.М. Нальгиева // Инновационная наука. - 2020. - № 12. - С. 148-152.
28. Никонова, Е.А., Баниюнес, А.М., Халфина, Р.Р. Психологические особенности стрессоустойчивости у студентов 1 курса во время экзаменационной сессии / Е.А. Никонова, А.М. Баниюнес, Р.Р. Халфина // Международный студенческий научный вестник. - 2019. - № 3 - С. 134-137.
29. Паськова К.О. Физическая культура и спорт как способы борьбы со
стрессом / К.О. Паськова, И.Ф. Нагайцева // Тезисы докладов XLV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа, Краснодар, 01-31 февраля 2018 г. Краснодар: Кубанский
государственный университет физической культуры, спорта и туризма. - 2018. 320 с.
30. Петров, П.К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий: учеб.пособие / П.К. Петров. - 2-е изд., исправ., и доп. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. - 176 с.
31. Пидиркина, В.Н., Бпринова О.Г. Феномен академического стресса и психологическое благополучие студентов / В.Н. Пидиркина, О.Г. Баринова // Scientist. - 2021. № - 14. - С. 33-37.
32. Пономарев, А.Б. Методология научных исследований: учебное пособие / А.Б. Пономарев, Э.А. Пикулева. - Пермь: Перм. нац. исслед. полит- техн. ун-т, 2014. - 186 с.
33. Пушкина, В.Н. Нервно-психическая и стратегия поведения у студентов в условиях стресса / В.Н. Пушкина, С.Ю. Размахова, Д.Р. Борисовец, Т.И. Широкова // Современные вопросы биомедецины. - 2021. - №5(1). - С. 166-174.
34. Раушанова, А.М. Степень выраженности стресса у студентов медицинского университета: учебное пособие / О.М. Буйкова, Г.И. Булнаева. - Иркутск: ИГМУ, 2017. - 24 с.
35. Раушанова, А.М. Степень выраженности стресса у студентов медицинского университета / А.М. Раушанова, А.О. Мысаев, Б.С. Турдалиева, Б. М. Жантуриев // Наука и здравоохранение. - 2013. - №6. - С. 91-93.
36. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 66 с.
37. Семенова, Ф.О. Профессиональное самосознание юношей и девушек в процессе обучения в вузе - результат противодействия и
деструктивного влияния на современную молодежь / Ф.О. Семенова. // Психолого-педагогическая проблемы современного образования: пути и способы их решения: сборник материалов Международной научно¬
практической конференции / под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. - Хасавюрт: Парнас, 2019. - С. 335-340.
38. Семенова, Ф.О. Взаимосвязь этнических и индивидуально - психологических особенностей студентов и их проявление в процессе обучения в вузе / Ф.О. Семенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019 - №9 (103). - С. 146-150.
39. Сивцова, А.В. Исследование отношения студентов к самостоятельной работе / А.В. Сивцова // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. - 2018. - № 2 - С. 76-88.
40. Сивцова А.В. Экзаменационный стресс студентов / А.В. Сивцова // Аграрная наука - сельскому хозяйству. - 2019. - С. 34-35.
41. Таланцева Ю.Р., Гайнанова А.Р. Учебный стресс студентов на разных курсах обучения / Ю.Р. Таланцева, А.Р. Гайнанова // Наука. Технологии. Инновации. - 2019. - С. 209-212.
42. Теплякова, И.В. Формирование стрессоустойчивости как актуальная проблема студентов-первокурсников вуза / И.В. Теплякова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018 - № 1 (22). - С. 216-219.
43. Фатеева, Н.М. Адаптация студентов вуза к учебному стрессу / Н.М. Фатеева, М.А. Василькова, О.А. Шанаурина, А.В. Давыденко // Здоровье и образование в XXI Веке. - 2011. - № 5. - С. 230-236.
44. Фатеева, Н.М. Адаптация студентов к экзаменационному стрессу / Н.М. Фатеева // Символ науки. - 2016. - №1. - С. 32-34.
45. Хощенко, И.И. Стресс у студентов высших учебных заведений во время экзаменационной сессии / И.И. Хощенко // Вестник молодежной науки алтайского государственного аграрного университета. - 2020. - С. 193-195.
46. Чербиева, С.В. Проявление депрессивных состояний в юношеском возрасте / С.В. Чербиева // Молодежь. Наука. Образование: материалы республиканской научной студенческой сессии. - Карачаевск, 2019. - С. 367¬370.
47. Чупина В.Б., Гавриленко Л.С. Особенности проявления показателей стрессоустойчивости у студентов клинических психологов и инженеров / В.Б. Чупина, Л.С. Гавриленко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - № 2 (23). - С. 430-432.
48. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - Спб.: Питер, 2019. - 255 с.
49. Эльтемеров, А.А. Повышение эффективности занятий по физической культуре посредством использования музыки и цифровых технологий / А.А. Эльтемеров // Вестник Марийского государственного университета. - 2022. - №1. - С. 61-69.
50. Ямаева Д.А., Хамизова Д.Р., Толмачев Д.А. Стресс и возможности его коррекции у студентов / Д.А. Ямаева, Д.Р. Хамизова, Д.А. Толмачев // Modern science. - 2021. - № 10-2. - С. 261-262.