МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ИФКСИТ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ
|
Введение 4
1 Анализ литературных источников 6
1.1 Характеристика понятий стресса и стрессоустойчивости 6
1.2 Причины проявления стресса у студентов и его последствия 8
1.3 Способы повышения стрессоустойчивости студентов 13
2 Организация и методы исследования 19
2.1 Организация исследования 19
2.2 Методы исследования 20
3 Результаты исследования и их анализ 25
3.1 Анализ анкетного опроса 25
3.2 Описание методики повышения стрессоустойчивости 36
3.3 Анализ результатов исследования 41
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложения А-Г
1 Анализ литературных источников 6
1.1 Характеристика понятий стресса и стрессоустойчивости 6
1.2 Причины проявления стресса у студентов и его последствия 8
1.3 Способы повышения стрессоустойчивости студентов 13
2 Организация и методы исследования 19
2.1 Организация исследования 19
2.2 Методы исследования 20
3 Результаты исследования и их анализ 25
3.1 Анализ анкетного опроса 25
3.2 Описание методики повышения стрессоустойчивости 36
3.3 Анализ результатов исследования 41
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложения А-Г
Актуальностью нашей работы является то, что студенческая жизнь с одной стороны ассоциируется со студенческими активами, мероприятиями, веселой жизнью, но по большей части - это трудная жизненная ситуация, к которой необходимо приспосабливаться.
Студенту необходимо осваивать новые навыки, адаптироваться к сложившимся жизненным условиям, большое количество зачетов, экзаменов, рост объема информации и дефицит времени на ее переработку, существенные изменения в социальной среде представляют далеко неполный перечень факторов, порождающих застойные отрицательные эмоции [43].
Высокие требования образовательных стандартов, рейтинговые оценки знаний студентов, интенсивная интеллектуальная деятельность, нарушение привычного жизненного цикла, ограничение двигательной активности оказывают негативное влияние на психоэмоциональное состояние студента, вызывая снижение уровня их стрессоустойчивости.
Некоторые исследователи отмечают, что стресс, которому подвержены студенты, может негативно влиять на учебный процесс, отражаться на оценках, которые могут стать неудовлетворительными. На фоне всего этого стресс может усиливаться и привести к печальным последствиям [5, 45].
В свою очередь, переживание стресса не только снижает качество учебной деятельности и вызывает психическое напряжение, но и приводит к росту заболеваний. Постоянные стрессовые ситуации в жизни студента приводят к таким последствиям, как повышенный риск заболеваний нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, снижается иммунитет, падает самооценка, происходят нарушение сна и многое другое.
Напряженную учебную деятельность студентов, в той или иной степени, можно рассматривать, как постоянную форму учебного стресса, «пик» которого приходится на период зачетов и экзаменационной сессии. Стресс - прямой путь к болезни. Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить [21].
Поэтому данная тема актуальна, так как одна из приоритетных задач, стоящих перед университетом - это сохранение здоровья его студентов, а в наше время увеличилось число заболеваний, связанных со стрессом. Поэтому требуется внедрение методик борьбы со стрессом у студентов.
Объект исследования: процесс повышения стрессоустойчивости студентов
Предмет исследования: методика повышения стрессоустойчивости студентов ИФКСиТ в период экзаменационной сессии
Цель работы: выявить эффективность методики повышения стрессоустойчивости у студентов ИФКСиТ в период экзаменационной сессии
Задачи, которые нам необходимо выполнить в ходе исследования, для того чтобы прийти к поставленной цели следующие:
1. Проанализировав научно-методическую литературу, определить какие есть причины и последствия проявления стресса у студентов, и выявить способы повышения стрессоустойчивости
2. С помощью анкетирования определить причины проявления стресса у студентов ИФКСиТ, и какие способы они используют для повышения стрессоустойчивости
3. Разработать методику повышения стрессоустойчивости студентов ИФКСиТ в период экзаменационной сессии
4. Проверить эффективность разработанной нами методики повышения стрессоустойчивости студентов ИФКСиТ в период экзаменационной сессии
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование разработанной нами методики в учебной деятельности, скажется на положительном влиянии ее на студентов, вследствие чего стрессоустойчивость повысится.
Методами исследования, которыми мы пользовались в своей работе были: анализ научно-методической литературы, анкетный опрос, тестирование, математико-статистические методы, педагогический эксперимент.
Студенту необходимо осваивать новые навыки, адаптироваться к сложившимся жизненным условиям, большое количество зачетов, экзаменов, рост объема информации и дефицит времени на ее переработку, существенные изменения в социальной среде представляют далеко неполный перечень факторов, порождающих застойные отрицательные эмоции [43].
Высокие требования образовательных стандартов, рейтинговые оценки знаний студентов, интенсивная интеллектуальная деятельность, нарушение привычного жизненного цикла, ограничение двигательной активности оказывают негативное влияние на психоэмоциональное состояние студента, вызывая снижение уровня их стрессоустойчивости.
Некоторые исследователи отмечают, что стресс, которому подвержены студенты, может негативно влиять на учебный процесс, отражаться на оценках, которые могут стать неудовлетворительными. На фоне всего этого стресс может усиливаться и привести к печальным последствиям [5, 45].
В свою очередь, переживание стресса не только снижает качество учебной деятельности и вызывает психическое напряжение, но и приводит к росту заболеваний. Постоянные стрессовые ситуации в жизни студента приводят к таким последствиям, как повышенный риск заболеваний нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, снижается иммунитет, падает самооценка, происходят нарушение сна и многое другое.
Напряженную учебную деятельность студентов, в той или иной степени, можно рассматривать, как постоянную форму учебного стресса, «пик» которого приходится на период зачетов и экзаменационной сессии. Стресс - прямой путь к болезни. Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить [21].
Поэтому данная тема актуальна, так как одна из приоритетных задач, стоящих перед университетом - это сохранение здоровья его студентов, а в наше время увеличилось число заболеваний, связанных со стрессом. Поэтому требуется внедрение методик борьбы со стрессом у студентов.
Объект исследования: процесс повышения стрессоустойчивости студентов
Предмет исследования: методика повышения стрессоустойчивости студентов ИФКСиТ в период экзаменационной сессии
Цель работы: выявить эффективность методики повышения стрессоустойчивости у студентов ИФКСиТ в период экзаменационной сессии
Задачи, которые нам необходимо выполнить в ходе исследования, для того чтобы прийти к поставленной цели следующие:
1. Проанализировав научно-методическую литературу, определить какие есть причины и последствия проявления стресса у студентов, и выявить способы повышения стрессоустойчивости
2. С помощью анкетирования определить причины проявления стресса у студентов ИФКСиТ, и какие способы они используют для повышения стрессоустойчивости
3. Разработать методику повышения стрессоустойчивости студентов ИФКСиТ в период экзаменационной сессии
4. Проверить эффективность разработанной нами методики повышения стрессоустойчивости студентов ИФКСиТ в период экзаменационной сессии
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование разработанной нами методики в учебной деятельности, скажется на положительном влиянии ее на студентов, вследствие чего стрессоустойчивость повысится.
Методами исследования, которыми мы пользовались в своей работе были: анализ научно-методической литературы, анкетный опрос, тестирование, математико-статистические методы, педагогический эксперимент.
1. Выявлено, что стресс - это состояние сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку, а стрессоустойчивость комплексное свойство личности, которое характеризуется необходимой адаптацией студента к воздействию внешних и внутренних факторов в процессе учебной деятельности.
Причинами стресса могут быть: адаптационный период, академические задолженности, большое количество академических пропусков, возникновение конфликтных ситуаций с однокурсниками, нарушение режима дня, нехватка знаний, разочарование в будущей сфере деятельности, резкое увеличение нагрузки, строгие преподаватели, и плохие взаимоотношения с ними, экзаменационный стресс. Также были выявлены различные способы повышения стрессоустойчивости.
2. Разработан анкетный опрос с целью определить наличие стресса, причины его возникновения, а также используют ли студенты какие-либо способы повышения стрессоустойчивости. Анкетный опрос состоял из 14 вопросов, который проходил дистанционно в гугл-форме. В анкетировании приняли участие 74 студента ИФКСиТ.
Проанализировав результаты анкетного опроса установлено, что 68% респондентов испытывают недостаток сна, 64% часто испытывают нервное напряжение, 55% чувствуют себя нервозным и подавленным, 80% сильно волнуются во время сессии, 85% испытывают стресс во время учебного процесса. Также выяснили, что никаких мероприятий для повышения стрессоустойчивости в институте не проводится, но 79% опрашиваемых хотели бы, чтобы такие мероприятия были.
3. Нами разработана методика повышения стрессоустойчивости для студентов ИФКСиТ, в которую вошли релаксация, аутогенная тренировка, музыкальная терапия и физическая активность. Также были даны рекомендации для повышения стрессоустойчивости: соблюдение режима дня и ночи; сбалансированное питание; прогулки на свежем воздухе; своевременное выполнение учебных заданий.
4. В результате проведенного педагогического эксперимента стрессоустойчивость студентов в экспериментальной группе повысилась, как следствие разработанную методику повышения стрессоустойчивости можно считать эффективной.
Причинами стресса могут быть: адаптационный период, академические задолженности, большое количество академических пропусков, возникновение конфликтных ситуаций с однокурсниками, нарушение режима дня, нехватка знаний, разочарование в будущей сфере деятельности, резкое увеличение нагрузки, строгие преподаватели, и плохие взаимоотношения с ними, экзаменационный стресс. Также были выявлены различные способы повышения стрессоустойчивости.
2. Разработан анкетный опрос с целью определить наличие стресса, причины его возникновения, а также используют ли студенты какие-либо способы повышения стрессоустойчивости. Анкетный опрос состоял из 14 вопросов, который проходил дистанционно в гугл-форме. В анкетировании приняли участие 74 студента ИФКСиТ.
Проанализировав результаты анкетного опроса установлено, что 68% респондентов испытывают недостаток сна, 64% часто испытывают нервное напряжение, 55% чувствуют себя нервозным и подавленным, 80% сильно волнуются во время сессии, 85% испытывают стресс во время учебного процесса. Также выяснили, что никаких мероприятий для повышения стрессоустойчивости в институте не проводится, но 79% опрашиваемых хотели бы, чтобы такие мероприятия были.
3. Нами разработана методика повышения стрессоустойчивости для студентов ИФКСиТ, в которую вошли релаксация, аутогенная тренировка, музыкальная терапия и физическая активность. Также были даны рекомендации для повышения стрессоустойчивости: соблюдение режима дня и ночи; сбалансированное питание; прогулки на свежем воздухе; своевременное выполнение учебных заданий.
4. В результате проведенного педагогического эксперимента стрессоустойчивость студентов в экспериментальной группе повысилась, как следствие разработанную методику повышения стрессоустойчивости можно считать эффективной.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023



