Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения специфики профилактики
суицидального поведения у подростков 7
1.1 Суицидальное поведение: понятие, характеристика 7
1.2 Причины и признаки суицидального поведения у подростков 11
1.3 Специфика профилактики суицидального поведения у
подростков 16
2 Экспериментальное изучение и профилактика суицидального
поведения у подростков 25
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 25
2.2 Описание системы занятий, направленных на профилактику
суицидального поведения у подростков 38
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 42
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложение А Результаты первичной диагностики 70
Приложение Б Содержание системы занятий «Мой выбор - 76
жизнь»
Приложение В Результаты повторной диагностики экспериментальной группы 92
Приложение Г Результаты повторной диагностики контрольной 94 группы...
Проблема суицидального остается актуальной на сегодняшний день. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) суицид является одной из ключевых причин смертности во всем мире. Ежегодно по этой причине умирает примерно 1 миллион человек, каждые 40 секунд на планете совершается один суицид [9].
Именно в подростковом возрасте наблюдается пик суицидального риска. Данный возраст является кризисным, так как в этот период происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни индивида. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности.
В 2021 году Всемирная организация здравоохранения определила самоубийство среди подростков четвертой по значимости причиной смертности [10]. Своевременное определение наличия суицидального поведения у подростков позволяет вовремя начать профилактическую работу, направленную на обеспечение психологической безопасности подростков и проработку имеющихся проблем и предпосылок к совершению суицида.
В связи с актуальностью проблемы цель работы: изучение суицидального поведения у подростков и его профилактики.
Объект исследования: суицидальное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: профилактика суицидального поведения у подростков.
Для достижения цели необходимо решит следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме суицидального поведения у подростков.
2. Охарактеризовать специфику профилактики суицидального поведения у подростков.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление суицидального поведения у подростков.
4. Разработать и реализовать систему занятий по профилактике суицидального поведения подростов, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (тест «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э.В. Леус, А.Г. Соловьев), «Опросник суицидального риска» (автор - Т.Н. Разуваева).
3. Методы качественной и количественной обработки результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных ученых по проблеме суицидального поведения (Амбрумова А.Г., Ефремов В.С., Тихоненко В. А.), а также труды зарубежных ученых (Бек А., Хорни К.)
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Школа №16 им. Героя Советского Союза И.А. Лапенкова» г. Ачинска в ноябре 2021 - мае 2022 гг. Выборка представлена подростками в возрасте 14-15 лет в количестве 42 человек.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь 2021 - декабрь 2021 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы суицидального поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики суицидального поведения подростков.
2 этап (январь - апрель 2022 г.) - разработка и реализация системы профилактических занятий с подростками, имеющими суицидальное поведение.
3 этап (май 2022 г.) - проведение повторной диагностики суицидального поведения у подростков, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному поведению, формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования были представлены на конференциях и конкурсах разного уровня: внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 2021), IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2021), внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 2022). По теме ВКР опубликованы 3 научные статьи.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и описан материал по проблеме суицидального поведения у подростков, выделены особенности проявления суицидального поведения, возможности использования профилактических мероприятий в работе с подростками, склонными к суицидальному поведению. Полученные в ходе работы данные могут быть полезны учителям, педагогам-психологам, психологам, работающим с детьми подросткового возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, 4 приложений. В работе содержится 10 таблиц и 36 рисунков. Общий объём работы составляет 98 страниц.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы, вслед за А.Г. Амбрумовой, определяем суицидальное поведение как результат социально-психологической дезадаптации личности в условиях конфликтной среды. Основными причинами суицидального поведения являются: скрытый гнев, чувство беспомощности и т.д. Различают три вида суицида: истинный, демонстративный и скрытый. Зарубежные авторы выделяют проявления суицидального поведения, такие как: персонализация, сверхобобщение, черно-белое мышление, когнитивная ригидность.
Проанализировав различные точки зрения, мы пришли к выводу, что доминирующими причинами суицидального поведения подростков выступают: употребление алкогольных, табачных и наркотических веществ, неспособность адекватно оценить результат своего поступка, одиночество, манипулятивное поведение, внутриличностный конфликт. Признаками суицидального поведения могут стать: причастность подростка к «группам смерти», внезапные изменения в поведении или настроении, снижение аппетита и расстройство сна, пренебрежительное отношение к себе.
При профилактике суицидального поведения у подростков необходимо уделять внимание психологическим, гендерным и возрастным особенностям личности. Эффективность профилактической работы заключается в своевременном определении наличия суицидального поведения у подростков и проработку имеющихся проблем, которые являются предпосылками к совершению суицида.
Нами организовано и проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение суицидального поведения подростков, на базе «Школы № 16 им. Героя Советского Союза И. А. Лапенкова» г. Ачинска, среди подростков 14-15 лет. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э.В. Леус, А.Г. Соловьев) и «Опросник суицидального риска» (автор - Т.Н. Разуваева).
Проанализировав результаты первичной диагностики, полученные по методикам: «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э.В. Леус, А.Г Соловьев) и «Опросник суицидального риска» (автор Т.Н. Разуваева), мы разделили выборку на экспериментальную и контрольную группу.
В 1 группу (контрольную) вошли 33 подростка (78%), без признаков суицидального поведения. Во 2 группу (экспериментальную) вошли 9 человек (22%), из них: 5 человек (12%) имеют склонность к суицидальному поведению и высокий антисуицидальный фактор, 4 человека (9%) показали средний уровень склонности к суицидальному поведению в сочетании с низким уровнем антисуицидального фактора.
На основе результатов первичной диагностики мы разработали и апробировали систему занятии «Мой выбор - жизнь!», направленную на профилактику суицидального поведения с подростками экспериментальной группы.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики суицидального поведения подростков экспериментальной группы по методикам «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э.В. Леус, А. Г. Соловьев) и «Опросник суицидального риска» (автор - Т. Н. Разуваева), мы отмечаем уменьшение количества испытуемых с высокими показателями до 3 человек (с 22% до 7%). Данный факт позволяет нам констатировать улучшение показателей и уменьшение числа подростков, склонных к суицидальному поведению.
Анализируя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что разработанная и реализованная нами система занятий может быть эффективна при первичной профилактике склонности к суицидальному поведению у подростков.
Цель и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования
1. Амбрумова, А. Г. Диагностика суицидального поведения : Методическое руководство / А. Г. Амбрумова. - Москва, 1984. - 48 с. - ISBN 5-89250-104-5.
2. Амбрумова, А. Г. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологии. - 1978. - № 3. - С. 6-28.
3. Бек, А. Когнитивная модель суицидального поведения: теория и лечение / А. Бек, А. Венцель // Прикладная и профилактическая психология.
- 2008. - № 12. - С. 189-201.
4. Богданова, О. В. Социально-педагогическая работа с подростками, испытывающими проблемы в коммуникативной сфере, с использованием технологий арт-терапии / О. В. Богданова // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник статей / ответственный редактор А. П. Орлова. - Витебск : Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2016.
- С. 65-68.
5. Большой психологический словарь / сост. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Москва : ACT, 2020. - 811 с. - ISBN 978-5-17-055-693-9.
6. Бурсакова, М. С. Профилактика суицидальной формы проявления асоциального поведения / М. С. Бурсакова // Известия ОГАУ. - 2014. - № 1.
- С. 237-240.
7. Васильева, Д. С. Депрессия как одна из причин суицидального поведения подростков / Д. С. Васильева, О. А. Назина // Проблемы социальной идентификации российской молодежи : сборник статей / ответственный редактор О. В. Новикова. - Ульяновск : Ульяновский государственные технический университет, 2019. - С. 130-136.
8. Вихристюк, О. В. Основные направления программы профилактики суицидального поведения в системе образования / О. В. Вихристюк // Вестник Вятского государственного университета. - 2012. - № 12. - С. 150¬153.
9. Галицына, А. М. Проблема суицида в молодежной среде и причины, ее обуславливающие / А. М. Галицына // Вестник РСЭИ. - 2016. - № 2.
- С. 132-138.
10. Доклад ВОЗ - 2021. - URL:
http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs398/ru/ (дата обращения
10.08.2021)
11. Доклад ВОЗ - 2020. - URL:https://www.who.int/topics/suicide/ru/(дата обращения 22.09.2021)
12. Даукша, Н. В. Методы профилактики суицидального поведения подростков / Н. В. Даукша // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике : материалы VI Международной научно¬практической конференции / ответственный редактор А. А. Акопова. - Омск, 2015. - С. 25-27.
13. Денеженко, Л. А. Арт-терапия в работе с детьми и подростками в учреждении дополнительного образования / Л. А. Денеженко, Л. А. Чешкина // Современные технологии в мировом научном пространстве : методы, модели, прогнозы : сборник статей / ответственный редактор М. В. Поснова.
- Петрозаводск : Новая наука, 2019. - С. 138-151.
14. Евсеева, Н. И. Проблема подросткового суицида / Н. И. Евсеева // Научная педагогическая дискуссия : материалы международной заочной научно-практической конференции / ответственный редактор Е. А. Кудрявцева. - Севастополь : Севастопольский государственный университет, 2017. - С. 214-217.
15. Есиргепова, Е. Ж. Характеристика причин суицидального поведения подростков / Е. Ж. Есиргепова, Ж. Абузарова // Всероссийская весенняя психологическая сессия : сборник статей. / ответственный редактор Ю. В. Шапкина. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2017. - С. 129-131.
16. Ефремов, В. С. Основы суицидологии, В. С. Ефремов. - Санкт- Петербург : Диалект, 2004. - 480 с. - ISBN 5-98230-005-5.
17. Жаркова, А. С. Методы снижения тревожности у подростков посредством творчества / А. С. Жаркова // Научные революции : сущность и роль в развитии науки и техники : сборник научных статей / ответственный редактор Е. А. Петрова. - Челябинск : Аэтерна, 2020. - С. 110-111.
18. Журавлева, Т. В. Суицид - осознанный выбор смерти: философские и психологические аспекты проблемы / Т. В. Журавлева // Психология и право. - 2018. - № 4. - С. 35-49.
19. Змановская, Е. В. Девиантное повеление личности и группы / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 352 с. - ISBN 978-5-4461-0835-0.
20. Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения / Д. С. Исаев, К. В. Шерстнев // Медицинская психология. - 2019. - № 3. - С. 39-45.
21. Кагараманов, Д. С. Смысл жизни и суицид как аксиологическая проблема / Д. С. Кагараманов, 3. Г. Максютова, Л. Р. Сиргалина // Вестник Башкирского университета. - 2007. - № 2. - С. 87-89.
22. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург : Речь, 2016. - 160 с. - ISBN: 5-9268¬0408.
23. Корнетов, А. Н. Профилактика суицидального поведения в учебных заведениях : методические рекомендации для педагогов и кураторов, А. Н. Корнетов. - Томск, 2013. - 55 с. - ISBN 978-5-906094-05-6.
24. Косицына, Д. С. Факторы риска проявления суицидального поведения и намерений у подростка / Д. С. Косицына // Политика и право. - 2018. - № 5. - С. 51 - 58.
25. Кудрявцев, И. А. Смысловая типология суицидов / И. А. Кудрявцева // Суицидология. - 2013. - № 2. - С. 3-7.
26. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург : Ленингр. отд- ние, 1983. - 255 с. - ISBN 978-5-4461-0925-8.
27. Лучшева, Л. В. Суицид как комплексная проблема и пути ее преодоления / Л. В. Лучшева // Вестник экстренной медицины. - 2019. - № 1.
- С. 71-74.
28. Любов, Е. Б. Диагностика суицидального поведения и оценка степени суицидального риска. / Е. Б. Любов, П. Б. Зотов // Суицидология. - 2018. - № 1. - С. 23-35.
29. Мирясова, Н. А. Анализ интегративных аспектов арт - терапии / Н. А. Мирясова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2020.
- № 1. - С. 14 - 17.
30. Морозова, Е. А. Профилактика суицидального поведения подростков / Е. А. Морозова // Преемственность в образовании. - 2018. - № 17. - С. 444-454.
31. Моховиков, А. Л. Телефонное консультирование : учеб. - метод. пособие / А. Л. Моховиков. - Москва : Смысл, 2016. - 217 с. - ISBN 5-89357-104-5.
32. Новикова, Д. А. Девиантное поведение / Д. А. Новикова // Вестник УГЛУ. - 2019. - № 1. - С. 20-24.
33. Рогова, Е. Е. Особенности проявления одиночества у подростков, склонных к суицидальному поведению / Е. Е. Рогова // Мир науки. - 2017.
- № 6. - С. 87 - 92.
34. Сухинин, А. В. Суицидальное поведение и социально- психологический анализ / А. В. Суханин, О. А. Яковлева // Legal Concept.
- 2019. - № 7. - С. 148-154.
35. Сушков, А. В. Социально-психологические причины суицидального поведения подростков / А. В. Сушков // Избранные вопросы науки XXI века : сборник научных статей / ответственный редактор Н. О. Берая. - Москва, 2019. - С. 49-52.
36. Тарарина, Е. В. Шкатулка мастера. Практикум по арт-терапии / Е. В. Тарарина. - Москва : ООО «Вариант», 2017. - 208 с. - ISBN 978-5¬9500877-0-7.
37. Тихоненко, В. А. Жизненный смысл выбора смерти / В. А. Тихоненко // Мир науки. - 2019. - № 3. - С. 55-59.
38. Хорни, К. Наши внутренние конфликт / К. Хорни. - Москва : Питер, 1997. - 79 с. - ISBN 978-5-4461-0815-2.
39. Шелюк, О. Н. Подростковый суицид / О. Н. Шелюк // Здравоохранение Югры : опыт и инновации. - 2018. - № 4. - С. 71-73.
40. Широкова, Е. В. Суицидальное поведение подростков и его сущностные характеристики / Е. В. Широкова // Грани познания. - 2019. - № 1. - С. 95-99.