ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Нравственное воспитание детей как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2. Методы и средства нравственного воспитания в условиях
дошкольной образовательной организации 12
1.3. Роль трудовой деятельности в формировании нравственных
качеств детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Исследование уровня сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста 29
2.2. Содержание работы по использованию трудовой деятельности как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 36
2.3. Анализ эффективности использования трудовой деятельности для формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Проблема воспитания нравственной личности и формирования нравственных качеств у подрастающего поколения является актуальной во все времена. Обсуждение целей и задач, форм и методов данного направления воспитания происходило на самых ранних этапах развития педагогической науки. Еще К.Д. Ушинский писал о необходимости нравственного воспитания детей, особо отмечая важность приобщения детей к народному творчеству, труду, отечественной художественной литературе и родному языку. В начале ХХ века под руководством Н.К. Крупской была разработана новая концепция нравственного воспитания, которая основывалась на развитии гуманных чувств, чувстве коллективизма, трудолюбия и любви к Родине. В дальнейшем вопросами нравственного воспитания занимались такие ученые, как Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, Е. И. Радина, Т.А. Маркова, А.П. Усова, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Н. Ф. Виноградова, А. Д. Шатова, Л. В. Артемова, Т.И. Бабаева и др.
В настоящее время нравственное воспитание детей и молодежи является приоритетным направлением государственной политики. Так, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г., говорится о необходимости формирования у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной российского народа и судьбе России [37]. В ФГОС ДО одной из задач реализации дошкольного образования является формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств [34]. По мнению А.Я. Ветохиной, З.С. Дмитренко, сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, самостоятельного и ответственного человека [26, с. 3]. Поэтому основы нравственного воспитания ребенка должны закладываться с самого раннего детства, для чего необходима организация специальной работы в условиях семейного и дошкольного воспитания.
В детском саду рекомендуется использование различных эффективных методов, приемов и средств, среди которых можно особо отметить трудовую деятельность. Многие ученые считают, что труд является основой нравственного воспитания, именно в процессе трудовой деятельности вырабатываются основные моральные качества и нормы поведения. Об этом писал известный педагог-гуманист И.Г. Песталоцци, по мнению которого нравственность вырабатывается с помощью постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим людям. Известный отечественный педагог А.С. Макаренко считал, что именно в отношении к труду и к коллективу, в совместной трудовой деятельности, проявляется нравственная ценность человека [21]...
По мнению многих специалистов, посильный общественно-полезный труд может стать эффективным средством нравственного воспитания дошкольников, если применять его систематически и целенаправленно. Основная польза такого вида деятельности заключается в том, что в процессе труда ребенок видит не только его материальный результат, но и может чувствовать моральное удовлетворение в виде благодарности и похвалы от окружающих, что приводит к повышению мотивации трудовой деятельности. Совместный труд со сверстниками развивает у ребенка такие качества, как взаимопомощь, сопереживание, желание поддержать сверстника и помочь ему в случае появления трудностей.
Результативность применения труда в нравственном воспитании зависит от использования его разнообразных форм и методов, подбора различных видов активности, упражнений и трудовых поручений, в том числе индивидуального характера. Разработка содержания подобной работы может помочь усовершенствовать систему нравственного воспитания дошкольников. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности данной работы, целью которой стало изучение возможностей использования трудовой деятельности в процессе формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе нашей работы была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования. В результате мы пришли к выводу, что нравственность - это имеющиеся у человека внутренние духовные качества, которыми он руководствуется в своей жизни, а также этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Освоение дошкольником моральных норм и ценностей, выработка нравственных качеств происходит под влиянием взрослых в процессе нравственного воспитания. Содержание данного процесса включает формирование нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения.
Наиболее распространенными методами нравственного воспитания являются группа методов формирования нравственного поведения, группа методов формирования нравственного сознания и группа методов стимулирования чувств и отношений. Среди средств нравственного воспитания выделяются художественные средства, природа, общение и различные виды деятельности детей, в том числе трудовая деятельность...
1. Божович Л.И. О нравственном воспитании и развитии детей. // Вопросы психологии. - 1975. - №1. - С. 13-15.
2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 80 с.
3. Буре Р.С., Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1989. - 234 с.
4. Воспитание дошкольника в труде. / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др.; Сост. Р.С. Буре; под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение,
1983. - 207 с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. А.М. Виноградовой, 2-е изд., исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
6. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. - М.: Знание;
1984. - 79 с.
7. Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. - 23 с.
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
9. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.
10. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата. / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общ. ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 411 с.
11. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
12. Замятина В.В. Формирование нравственно-волевых качеств через
труд детей. // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - Т. 1. - Челябинск: Два
комсомольца, 2011. - С. 78-81.
13. Калинина P.P. Знакомство с моральными качествами: Программа нравственного воспитания для старших дошкольников. // Школьный психолог. - 2001. - №17. - С. 6-10.
14. Калинина Р.Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение: автореферат дисс... канд. пс наук. - СПб., 1999. - 18 с.
15. Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с...45