Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности (Башкирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №122055

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-экспериментальная работа.
– теоретически обосновать, разработать и апробировать методическое пособие «О труде для дошкольников».
База исследования: Центр развития компетенций «Центр развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Выборка: 20 человек (старшая группа «Бакалаврики»).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Процесс познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 10
1.2. Трудовая деятельность как средство познавательного развития 16
1.3. Педагогические условия организации трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Описание методики и результатов диагностики уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о трудовой деятельности 33
2.2. Реализация работы по ознакомлению старших дошкольников с трудовой деятельностью 41
2.3. Анализ и оценка этапов и методик исследования формирования представлений о трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 46
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54

Актуальность работы. В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежность, целеустремлённость, самостоятельность, но и ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении.
В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества [68].
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.
Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. Главная цель ранней профориентации детей – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
Нормативно-правовые документы федерального уровня, в первую очередь, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013) освещает тему трудового развития дошкольников в следующем контексте [69, с. 7]:
1) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Основываясь на вышеперечисленных Нормативных документах, отмечается необходимость создания качественной базы для развития трудовой деятельности дошкольников. Это и обосновало актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне, следует отметить, что вопросы развития личности дошкольника в процессе трудовой деятельности посвятили свои труды такие авторы, как В.С. Безрукова, Р. Буре, С.А. Козлова, Л.В. Куцакова, Н.Е. Новикова и др. [12, 18, 32, 45, 56 и др.]
Анализ исследования вопросов развития трудовой деятельности дошкольников получил обоснование в работах психологов, таких как: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин [13, 21, 57, 60, 75]
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что, несмотря на разработки ученых, которые служат теоретической основой проблемы формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста, в практике работы ДОО уделяется недостаточное внимание планированию работы воспитателей в данном направлении, совместной работе с семьями воспитанников. В дошкольной образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда не способствует обеспечению необходимого уровня формирования трудовых умений детей дошкольного возраста.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, рассматривающие философские идеи и положения деятельностного подхода в педагогике (Ш.А. Амонашвили [5]); психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин [6, 21, 75]); идеи отечественных деятелей о влиянии труда на воспитание личности (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский [64, 67]). Исследования проблемы формирования личности старшего дошкольника в процессе трудовой деятельности исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к трудовому образованию как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса ДОУ, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что основу формирования личности старшего дошкольника в трудовой деятельности составляют: теория трудового воспитания и обучения дошкольников (Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Л.И. Сайгушева [18, 39, 61]); трудовая деятельность дошкольников в природе (Е.И. Корзакова, С.Н. Николаева [37, 55]); поиск педагогических условий формирования личности в трудовой деятельности (М.В. Крулехт, Л.И. Сайгушева [39, 61]); использование трудовой деятельности как средство развития личности (Г.Н. Година, Т.А. Маркова, В.Ф. Шаталова [22, 49, 71]).
Исходя из обоснования актуальности, проблемы и противоречий была определена тема исследования: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности».
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать методическое пособие «О труде для дошкольников»
Объект исследования – процесс познавательного развития старших дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
В основу исследования положена следующая гипотеза: педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности, будут эффективны в том случае, если:
– картотека трудовых поручений, как фактор познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, будет содержать трудовые поручения, отвечающие разработанным критериям отбора в целях формирования трудовых представлений детей 5-7 лет: требованиям к возрастному ряду, сюжетной линии;
– информационные технологии (презентации, мультфильмы, обучающие видеоролики о профессиях) будут направлены на повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о профессия.
На основании цели и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования.
– Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме ознакомления старших дошкольников с миром профессий посредством информационных технологий.
– Изучить уровень знаний старших дошкольников о профессиях.
– организовать и провести формирующий эксперимент с просмотром мультфильмов;
– проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате изучения и анализа психолого-педагогической литературы раскрыты понятия «дошкольный возраст», «труд», «поручение», «дежурство», «хозяйственно-бытовой труд»; выявлены принципы, сущность, характеристика и особенности (социальные, педагогические) трудового развития, рассмотрены цели, задачи и функции трудового развития; формирование у подрастающего поколения трудовых знаний, умений и навыков.
Нами раскрыто понятие «трудовое воспитание», в психолого-педагогической науке оно понимается как целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в разнообразной трудовой деятельности, глубокого уважения к труду человека, бережливого отношения к материальным и духовным ценностям, созданным трудом людей, осознанного и добросовестного отношения к своей работе и обязанностям.
Были описаны педагогические условия формирования трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством трудовых поручений.
Для повышения уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста было разработано методическое пособие «О труде для дошкольников», содержащая взаимосвязанные структурные компоненты организации формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №197 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Центре развития компетенций «Центра развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Апробирование методического пособия «О труде для дошкольников» в Центре развития компетенций «Центра развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан способствовала повышению трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты итогового этапа опытно-экспериментальной работы показывают, что по всем критериям диагностик по выявлению уровня формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в Центре развития компетенций «Центра развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан выявлен «высокий» уровень в экспериментальной группе, «средний» в контрольной группе. Уровень формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста значительно изменился по сравнению с первым этапом опытно-экспериментальной работы, что подтверждает выдвинутую гипотезу.



1. Абидаева, Ц. Коллекция профессий [Текст] / Ц. Абидаева. – М., 2015. – С.12 - 14
2. Алябьева, Е.А. Поиграем в профессии [Текст] / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 97 с.
3. Алябьева, Е.А. Поиграем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет [Текст] / Е.А. Алябьева. – М.: Творческий центр «Сфера», 2015. – 124 с.
4. Алябьева, Е.А. Ребенок в мире взрослых [Текст] / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 174 с.
5. Амонашвили, Ш.А. Как живете, дети? [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М., 1977
6. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М., 2009. – 119 с.
7. Антонова, А.В. Знакомство с профессиями детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.В. Антонова. – М., 2017. – С. 45 - 46
8. Антонова, М.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Антонова. – М., 2017. – С. 93 - 96
9. Бабенко, С.В. Анализ, диагностика и планирование трудовой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Бабенко. – СПб.: Сатка, 2013. – 27с.
10. Баранова, Н.А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых [Текст] / Н.А. Баранова, Т.В. Гугуман, В.Ф. Попова. – М., 2015. – С. 731 - 734
11. Барановская, О.А. Технология знакомства дошкольников с профессиями в образовательном пространстве «детский сад – школа – ВУЗ» как средство формирования мотивации к обучению [Текст] / О.А. Барановская, И.Е. Иванова. – Орехово-Зуево, 2017. – С. 404 - 406
12. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000. – 937 с.
13. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И Божович. – М., 1968. – 416 с.
14. Большой энциклопедический словарь [Текст] / А.М. Прохорова. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000. – 1456 с.
15. Бондаренко, Т.М. Приобщение дошкольников к труду [Текст] / Т.М. Бондаренко. – М.: ИЛ, 2014. – 208 c.
17. Борисова, Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодёжи [Текст] / Т.С. Борисова. – М., 2011. – с. 131 - 136
18. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р.С. Буре. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
19. Бычкова, Г. Выбираем профессию [Текст] / Г. Бычкова, Н. Утина. – М., 2016. – С. 47
20. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – С. 46 - 50
21. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
22. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] / Г.Н. Година, А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1987
23. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
24. Дорофеева, А.В. Развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых посредством применения интерактивных технологий [Текст] / А.В. Дорофеева. – М.: ООО «Интерактив–плюс», 2017. – С. 27 - 29
25. Дыбина, О.В. Теории и технологии социализации детей: учеб.-метод. пособие для подготовки бакалавров педагогики очной и заочной форм обучения [Текст] / О.В. Дыбина. – Тольятти: ТГУ, 2010. – 59 с.
26. Зверева, С.А. Ознакомление дошкольников с миром профессий взрослых: аксиологический аспект проблемы [Текст] / С.А. Зверева. – М., 2015. – С. 37 - 39
27. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение [Текст] / Е.Н. Кабанова-Миллер. – М.: Знание, 1981. – 82 с.
28. Карпенко, В.Н. Влияние музыкально-ритмических упражнений на общее развитие детей [Текст] / В.Н. Карпенко, Д.С. Тарасова, И.А. Карпенко. – М., 2016 – С. 201 - 205
29. Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Киселева. – М., 2011. – С. 25 - 30
30. Коваленченко, Е.Н. Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Н. Коваленченко. – М.: Благовещенский государственный педагогический университет, 2015. – С. 99 - 102
31. Козлова, А.Ю. Организационно-педагогические условия формирования у детей 5–6 лет представлений о труде взрослых [Текст] / А.Ю. Козлова. – М., 2017. – С. 18 - 21
32. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2013
33. Коломинский, Я.Л. Игра в жизни дошкольника [Текст] / Я.Л. Коломинский. – М., Белый ветер, 2014
34. Конвенция "О правах ребенка" [Текст]. – М.: Омега-Л, 2020. – 355 c.
35. Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс] – Режим доступа: kontceptciia-doshkolnogo-vospitaniia.pdf (Дата обращения 17.10.2022)
36. Концепция модернизации российского образования до 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа: Концепция развития образования РФ до 2020 г.pdf (Дата обращения 17.10.2022)
37. Корзакова, Е.И. Труд в природе [Текст] / Е.И. Корзакова. – М., 1994
38. Королева, М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий [Текст] / М.В. Королева. – М., 2015. – С. 788 - 791
39. Крулехт, А.А. Образовательная программа и педагогическая технология содержательной досуговой деятельности мальчиков старшего дошкольного возраста [Текст] / А.А. Крулехт, М.В. Крулехт. – М.: Детство-Пресс, 2004. – 112 с.
40. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании [Текст] / Н.К. Крупская. – М., «Просвещение», 1973. – 288 с.
41. Крусанова, Л.А. Ознакомление дошкольников с профессиями как компонент трудового воспитания в детском саду: опыт и перспективы [Текст] / Л.А, Крусанова, Е.А. Фурсова. – Воронеж, 2015. – С. 48 - 50
42. Крылова, Н.М. Формирование системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.М. Крылова. – СПб, РГПИ им. А.И. Герцена, 2004
43. Кудрявцева, Е.А. Наглядно-тематический комплект "Освоение детьми раннего возраста культурно-гигиенических и трудовых навыков" [Текст] / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. – М.: РГГУ, 2016. – 43 c.
44. Куликова, Е.В. Важные профессии: творческо-исследовательский проект для детей 5–7 лет [Текст] / Е В. Куликова. – М., 2016. – С. 33 - 38
45. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: система работы с детьми 3-7 лет [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 127 с.
46. Лазарева, Г.Н. Формирование представлений дошкольников о мире профессий [Текст] / Г.Н. Лазарева, Т.В. Лопатина. – Воронеж, 2015. – С. 58 - 60
47. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика: учебник для студентов педагогических институтов [Текст] / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
48. Майданкина, Н.Ю. Формирование позитивного отношения к труду работников ветеринарной клиники у старших дошкольников [Текст] / Н.Ю. Майданкина, Е.Н. Михайлова, Н.А. Кистанова. – М., 2016. – С. 81 - 87
49. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с.
50. Монахова, В.М. Проектирование программ развития учащихся. Педагогическая технология академика [Текст] / В.М. Монахова. – М.: Новокузнецк ИПК, 1997. – 401 с.
51. Неверович, Я.З. Психологический анализ формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Я.З. Неверович. – М.: Известия АПН РСФСР, 1995
52. Нестерова А.А. Формирование представлений старших дошкольников о профессиях: краеведческий подход [Текст] / А.А. Нестерова, Т.С. Щербакова. – М., 2017. – С. 112 - 119
53. Нечаев, А.П. Ежегодник экспериментальной педагогики [Текст] / А.П. Нечаева – СПб., 1972
54. Никифорова, Л.А. Что мы знаем о профессиях? [Текст] / Л.А. Никифорова, В.В. Трихункова. – М., 2015. – С. 55 - 66
55. Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2013
56. Новикова, Н.Е. Приобщение дошкольников к труду – как фактор становления личности ребёнка [Текст] / Н.Е. Новикова. – М., 2019. – С. 72 - 76
57. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже. – Римис, 2008. – 448 с.
58. Приказчикова, Н.В. Формирование первичных представлений дошкольников о труде взрослых средствам проектной деятельности [Текст] / Н.В. Приказчикова, Ю.Ю. Колесниченко, Ю.В. Самитина. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С.104 - 110
59. Радина, Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Радина. – М.: Просвещение, 2008. – 315 с.
60. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 1989. – С.64 - 72
61. Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду: учебное пособие [Текст] / Л.И. Сайгушева. – СПб: Феникс, 2013
62. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО [Текст] / СанПиН 2.3/2.4.3590–20. – M.: Сфера, 2022. – 676 c.
63. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст] / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 1987. – 96с.
64. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Школьная пресса, 2003
65. Тагильцева, Н.Г. Полихудожественный подход в организации процесса обучения учителей музыки в педагогическом вузе [Текст] / Н.Г. Тагильцева. – М., 2016. – С. 147 - 152
66. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1997
67. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1974
68. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/fgos/pr1155.pdf (Дата обращения 17.10.2022)
69. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 17.02.2021; с изм. и доп., вступ. в силу с 17.02.2021) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
70. Чувашова, Е.В. Ознакомление с профессиями через применение информационно – коммуникационных технологий в деятельности с детьми дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Чувашова, Э.М. Муртазаева. – М., 2017. – С. 313 - 319
71. Шаталова, В.Ф. Творческая мастерская [Текст] / В.Ф. Шаталова, А.Т. Казыгулова. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 41 - 43
72. Шатова, А.Д. Труд - категория экономическая. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников [Текст] / А.Д. Шатова. – М., 2013. – 248 с.
73. Шингаркина, Д.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых [Текст] / Д.А. Шингаркина. – Челябинск, 2009
74. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – С. 54 - 56
75. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. – Воронеж, 1995. – С. 64 - 67

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ