Введение 4
1 Аналитический обзор литературы 6
1.1 Художественная гимнастика как вид спорта 6
1.1.1 История развития художественной гимнастики 6
1.1.2 Характеристика художественной гимнастики 8
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей на этапе начальной
подготовки 14
1.3 Йога как средство развития гибкости у детей этапа начальной
подготовки 17
1.4 Практическое применение йоги для развития гибкости 27
2 Организация и методы исследования 34
2.1 Организация исследования и этапы исследования 34
2.2 Методы исследования 35
3 Йога как средство развития гибкости в художественной гимнастике на
этапе начальной подготовки 52
3.1 Результаты исследования и их обсуждение 52
Заключение 53
Список использованных источников 54
Актуальность: Гибкость стоит начать развивать как можно раньше, после достижения ребенком семилетнего возраста растяжимость мышечного аппарата со временем снижается, так как ребенок растет, его тело и организм подвергаются перестройкам, кости становятся жесткими и менее подвижными.
Гибкость является одним и важнейших физических качеств спортсмена, характеризуется уровнем мобильности компонентов опорно-двигательного аппарата и способностью исполнять различные упражнения максимально амплитудно. Развитие этого качества следует осуществлять с самого раннего детства, и оно должно носить систематический характер. Недостаточная или некачественная развитость гибкости приводит к возникновению различных осложнений, таких, например, как нарушение осаночного стержня, скалеоз, остеохондроз и тому подобное, что в дальнейшем и негативно сказывается на походке спортсмена [2].
Также, наблюдая за другими тренерами, можно видеть, как они силой, через боль, заставляют детей растягиваться, что вызывает у юных гимнасток страх перед растяжкой или вовсе отбивает желание заниматься художественной гимнастикой.
Наша тема актуальна потому что йога позволяет без боли и самостоятельно освоить такой базовый элемент как шпагат, на котором в дальнейшем строятся большинство элементов в композиции.
Для того, чтобы гибкость развивалась успешно, данный аспект необходимо исследовать и теоретически обосновать. Данная тема актуальна именно тем, что позволит пополнить теоретическую и методическую базу опыта развития гибкости упражнениями с элементами йоги у спортсменок начального этапа подготовки, занимающихся художественной гимнастикой.
В результате изучения научной литературы выявилось, что данная тема не достаточно изучена. Ее актуальность обосновывается тем, что данное исследование позволит расширить и дополнить материал в теории и методике физического воспитания по использованию нетрадиционных форм работы с детьми 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой; обосновании процесса развития гибкости на основе использования упражнений с элементами йоги на этапе начальной подготовки, занимающихся художественной гимнастикой.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений с элементами йоги по развитию гибкости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности применения упражнений с элементами йоги в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.
2. Разработать комплекс упражнений с элементами йоги по развитию гибкости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.
3. Проверить эффективность разработанного комплекса упражнений с элементами йоги в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.
Объект исследования - развитие гибкости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования - комплекс упражнений с элементами йоги для начального этапа подготовки в художественной гимнастике.
Гипотеза исследования: мы считаем, что использование разработанного нами комплекса на гибкость с элементами йоги позволит повысить показатели гибкости гимнасток начального этапа подготовки.
Методы исследования: анализ методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, метод математической статистики.
Таким образом, анализ теоретических данных и результатов педагогического эксперимента, описанных в данной дипломной работе, позволяет сделать следующие выводы:
1. Особенности применения упражнений с элементами йоги в художественной гимнастике на этапе начальной заключаются в том, что данные средства позволяют постепенно и без ощущения острой боли улучшить подвижность почти всех суставов. Для того, чтобы внедрить данные средства не нужны какие-то специфичные условия, тренажеры и другое стороннее оборудование.
2. Разработанный нами экспериментальный комплекс упражнений, направленный на грамотное развитие гибкости юных гимнасток, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки , может быть использован в тренировочном процессе.
3. Эффективность предложенного нами комплекса способствует улучшению показателей гибкости в экспериментальной группе у девочек, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки и доказана положительной динамикой результатов практического педагогического эксперимента.
Внедрение данного комплекса средств положительным образом повлияло на увеличение показателей гибкости. Также он был направлен на поэтапное и безболезненное развитие гибкости и опережение возрастной программы. Вышеупомянутый комплекс упражнений был успешно внедрен на базе клуба по художественной гимнастике «Sport Angels» г. Красноярска и преимущественно доказал свою эффективность, а это значит, что наша гипотеза подтвердилась.
1. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология /
А. В. Акрушенко. - Москва : Эксмо, 2016. - 250 с. - URL :
https://iknigi.net/avtor-viktor-tochinov/52038-psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya-konspekt-lekciy/read/page-1.html (дата обращения: 02.06.2022).
2. Алтер, М. Дж. Наука о гибкости : учебное пособие / М. Дж. Алтер ;
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины. - Киев : Олимпийская литература, 2001. 420 с. - URL :
file:///C:/Users/alena/Downloads/Nauka_o_gibkosti.pdf.- ISBN 966-7133-42-7.
3. Барсукова, А. С. Повышение эффективности тренировочного
процесса в художественной гимнастике девочек 10-11 лет / А. С. Барсукова, А. И. Акулова // Перспективы развития студенческого спорта и олимпизма : сборник статей Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции студентов / Воронежский государственный институт физической культуры. - Воронеж, 2019. - С. 258-262. - URL :
https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-trenirovochnogo-protsessa-devochek-zanimayuschihsya-hudozhestvennoy-gimnastikoy/viewer (дата
обращения: 01.06.2022).
4. Бикчурин, Н. М. Травмоопасность художественной гимнастики в
аспекте детско-юношеского спорта / Н. М. Бикчурин, Ф. В. Тахафиева // VIII Международная научно-практическая конференция «безопасный спорт — 2021» / ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, кафедра неврологии и реабилитации Казанского ГМУ Минздрава России. - Москва, 2021. - С. 18-21. - URL : file:///C:/Users/alena/Downloads/bezopasniy_sport-2021.pdf(дата
обращения: 07.06.2022)
5. Биндусов, Е. Е. Влияние концентрации внимания на "предметную подготовленность" спортсменок 6-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Е. Е. Биндусов, Е. А. Янкина, Е. Н. Крикун // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2022. - № 1. - С. Т1-Т1. -URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=48163235 (дата обращения: 02.06.2022)
6. Васильева, Д. Методика развития гибкости у школьников 8-9 лет :
выпускная квалификационная работа / Д. Васильева. // ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». - 2019. 62 с. - URL:
http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/12228/2/Vasileva.pdf (дата обращения:
28.05.2022).
7. Винер, И. А. Интегральная подготовка в художественной
Гимнастике : специальность 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : автореферат дисертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / И. А. Винер ; Национальный государственный универстет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. - Санкт- Петербург, 2006. - 47 с. - URL :https://www.dissercat.com/content/integralnaya-podgotovka-v-khudozhestvennoi-gimnastike (дата обращения: 02.06.2022).
8. Винер, И. А. Теория и методика художественной гимнастики [Текст] / И. А. Винер, Е. С. Крючек, Е.Н. Медведева, Р. Н. Терехина. - Санкт-Петербург, 2014. - 120 с. URL :https://dusshaksarka.yam.sportsng.ru/media/2019/01/31/1274657381/Teoriya_i_metodika_xudozhestvennoj_gimna_hek_E.N.Medvedeva_R.N._Terexina.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
9. Галеева, М. Р. Методические рекомендации по развитию гибкости
спортсмена : учебное пособие / М. Р. Галеева. - Киев, 1980. - 156 с. - URL : https://kpfu.ru/staff_files/F_332151598/metodichka_Razvitie_gibkosti redaktir S
halavina_A.S kopiya 1_.pdf (дата обращения: 25.05. 2022) .
10. Дербаба, Л. В. Гибкость - необходимое качество / Л. В. Дербаба, Е. Н. Жариков, В. Н. Петров // Спортивные игры. - 2014. - №11. - С. 65-76. - URL :http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10343/2/Vershinina2018.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
11. Джафарова, Я. Методика развития гибкости спортсменок на этапе специализированной подготовки в художественной гимнастике / Я. Джафарова
// Научный вестник академии физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 1-2. - С. 33-34. - URL :https://elibrary.ru/item.asp?id=42982563 (дата обращения:
20.05.2022).
12. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология : Учебное пособие для студентов высших и средних профессинальных учебных заведений физической культуры / Ю. А. Ермолаев. - Москва : СпортАкадемПресс, 2001. - 443 c.
13. Есаков, С. А. Возрастная анатомия и физиология : курс лекций / С.
А. Ксаков ; УдГУ : Ижевск, 2010. - 196 с. - URL :
file:///C:/Users/alena/Downloads/978-5-8050-0418-7_2011.pdf (дата обращения: 05.06.2022).
14. Загревский, О. И. Факторная структура физической
подготовленности юных спортсменок 5-10 лет в художественной гимнастике / О. И. Загревский. - Москва, 2017.- №5. - С. 38-41. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=15548982 (дата обращения: 15.05.2022).
15. Заячук, Т. В. Методика воспитания гибкости средствами йоги у детей 7-8 лет занимающихся художественной гимнастикой / Заячук Т. В., Шамгуллина Г. Р., Гомыжева И. И. // Научный альманах. - 2015. - №8. - С. 469-474. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=24277173 (дата обращения: 13.06.2022).
16. Зиньковская, М. Н. Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры / М. Зиньковская // Белгородский государственный национальный исследовательский университет. - 2017. - 51 с.
- URL: http://dspace.bsu.edu.rU/bitstream/123456789/30209/1/Zinkovskaya_Razvitie_17.pdf (дата обращения: 25.05.2022)
17. Иашвили, А. В. Активная гибкость у спортсменов различных специальностей / А. В. Иашвили // Теория и практика физической культуры. - 1982. - 43 с. - URL :https://studopedia.net/13_81573_glava--rezultati-issledovaniya-i-ih-obsuzhdenie.html (дата обращения: 30.05.2022).
18. Иванова Н.В. Основы отбора и раннего обучения художественной
гимнастике: методическая разработка / Н.В. Иванова. - Псков : МОУ ДОД ДООСЦ «Юность», 2012. 36 URL : file:///C:/Users/alena/Downloads/metod_razrabotka_osnovy_otbora_i_rannego_obuchenij.pdf (дата обращения: 05.06.2022).
19. Йога: визуальный самоучитель / пер. с англ. О. Г. Белош. - Минск : Попурри, 2004. - 304 с.
20. Карпенко, Л. А. Методика оценки и развития физических
способностей у занимающихся художественной гимнастикой / Л. А. Карпенко, И А. Виннер. - Москва, 2018. 98 с. - URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=37138962 (дата обращения: 02.06.2022).
21. Катанова, М. А. Методика развития координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой / М. Катанова // Уральский государственный педагогический университет. - 2018. - 61 с. - UR L: http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/10344/2/Katnova2018.pdf (дата обращения: 30. 05.2022).
22. Кудрявцев М. Д. Методика развития гибкости у студентов вузов:
учебно-практическое пособие / Е М. Д. Кудрявцев, Т. А. Мартиросова, Л. Н. Яцковская. - Красноярск: КГТЭИ, 2010. 72 с. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27109157 (дата обращения: 25.05.2022).
23. Кукушкин Г.И. Энциклопедический словарь по физической
культуре и спорту [Текст] : В 3 т. / Глав. ред. Г. И. Кукушкин. - Москва : Физкультура и спорт, 1961-1963. 368 с. - URL :
https://search.rsl.ru/ru/record/01005610298 (дата обращения: 25.05.2022).
24. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю. Ф.
Курамшин. - Москва: Советский спорт, 2010. - 342 с. - URL :
file:///C:/Users/alena/Downloads/teor-i_metod-f.k-kuramshin.pdf (дата обращения: 06.06.2022).
25. Латохина, Л. И. Хатха-йога для детей / Л. И. Латохина. - Москва: Просвещение, 1993. — 210 с. - URL :http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11574/2/Goleva.pdf (дата обращения: 06.06.2022).
26. Латохина Л. И. Как быть здоровым душой и телом // Дошкольное
воспитание. 1999. №1. - С. 34-39 - URL :
https://search.rsl.ru/ru/record/01004333766 (дата обращения: 06.06.2022).
27. Лахманчук, Г. Е. Йога - ключ к здоровью / Г. Е. Лахмачук -
Краснодар: сов. Кубань, 1997. 164 с. - URL :
https://search.rsl.ru/ru/record/01001767406 (дата обращения: 06.06.2022).
28. Ломейко, В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах / В. Ф. Ломейко. - Минск, 1980. -176 с.
29. Лях В. И. Гибкость: основы измерения [Текст] / В. И. Лях. - ; Физкультура в школе. - №1. - 1999. - 25с. - URL :http://www.magma- team.ru/kursovye-i-diplomnye-raboty-po-fizicheskoy-kulture/sredstva-i-metody- razvitiya-gibkosti(дата обращения: 06.06.2022).
30. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В. И. Лях.
- №1. - В Москва ,1998. - 243 с. - URL :https://www.studmed.ru/lyah-vi-testy-v-fizicheskom-vospitanii-shkolnikov_5be82b7dd26.html (дата обращения:
06.06.2022).
31. Матвеев, А. П. Методика физического воспитания в начальной школе / А. П. Матвеев. - Москва: Владос-Пресс, 2003. - 248 с. - URL : https://bms7.ru/custom/default/books/book1.pdf (дата обращения: 06.06.2022).
32. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учебное пособие для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. - Москва, 2003. - 252 с. - URL :https://www.studmed.ru/matveev-l-p-osnovy-sportivnoytrenirovki_8f280e956ec.html (дата обращения: 06.06.2022).
33. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 142 с. - URL : https://bms7.ru/custom/default/books/book1.pdf (дата обращения: 06.06.2022).
34. Михина, А. С. Важность психологической подготовки в художественной гимнастике / А. С. Михина // Экономика и социум. - 2021. - № 10 (89). - С. 911-913. - URL :https://gimnastika51.ru/files/mr-psiholog-podgotovka-polukarova.pdf (дата обращения: 13.06.2022).
35. Панкратова, Е. А. Фитнес без границ / Е. А. Панкратова. - СПб., 2019. - 46 с. - URL :https://spblib.rU/en/catalog/-/books/12255757-fitnes-bez-granits (дата обращения: 30.05.2022).
36. Полухина, Т. Г. Йога для начинающих / Т. Г. Полухина. - Москва, 2004. - 89 с. - URL :http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/14587/1/mon00126.pdf (дата обращения: 30.05.2022).
37. Попова, Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике / Е. Г. Попова. - Москва, 2000. - 231 с. - URL :https://search.rsl.ru/ru/record/01000670135(дата обращения: 25.05.2022).
38. Портонов, Ю. М. Художественная гимнастика / Ю. М. Портонов. -
Москва : Физкультура и спорт, 2018 317 с. - URL :
https://search.rsl.ru/ru/record/01000121325 (дата обращения: 25.05.2022).
39. Пшеничникова, Г. Н. Обучение элементам без предмета на этапе
начальной подготовки в художественной гимнастике : учебное пособие / Г. Н. Пшеничникова, О. П. Власова ; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2013. - 189 с. - URL :
https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_02000014805?page=1&rotate=0&theme =white (дата обращения: 05.06.2022).
40. Семкина, А. А. Возрастные особенности развития организма в связи с занятиями спортом / А. А. Семкина. - Москва , 2004. - 213 с. - URL : https://search.rsl.ru/ru/record/01007300934 (дата обращения: 01.06.2022).
41. Степин, К. Н. Гибкость. Основы развития / К. Н. Степин. - Днепропетровск, 2003. - 176 с. - URL :https://knigogid.ru/books/100202-gibkost-osnovy-razvitiya (дата обращения: 02.06.2022).
42. Хижняк, А. А. Эволюция и перспективные направления в
художественной гимнастике / А. А. Хижняк // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2020. - №2. - С. 62-73. - URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=42993088 (дата обращения: 02.06.2022).
43. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2004. - 480 с. - URL : https://dussh- aksarka.yam.sportsng.ru/media/2019/01/31/1274660944/Teoriya_i_metodika_fizicheskogo_vospitaniya_i_sporta1.pdf (дата обращения: 01.06.2022).
44. Хоули, Э. Т. Оздоровительный фитнес / Э. Т. Хоули, Б. Д. Френке. -
Олимпийская литература, 2010. 152 с. - URL :https://www.fizkult-
ura.ru/system/files/imce/books/fitnes/Ozdorovit_fitnes.pdf (дата обращения: 01.06.2022).
45. Черничкина, А. В. Йога - древнейший способ оздоровления тела и духа. / А. В. Черничкина, Т.Г. Вялкина // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 2. - URL :file:///C:/Users/alena/Downloads/14339.pdf (дата обращения: 05.06.2022)
46. Чикуров, В. И. Гибкость / Физическая культура и спорт, 2018. - №6. - С 9. - URL :https://search.rsl.ru/ru/record/01002894257 ( дата обращения: 01.06.2022).
47. Шабалина, Д. А. Развитие координационных способностей и
гибкости детей 5-7 лет средствами художественной гимнастики / Д. А. Шабалина, М. Л. Блинова // АНО ВО "Межрегиональный открытый социальный институт". 2019. С. 63-68. URL :
file:///C:/Users/alena/Downloads/2019rudenko.pdf (дата обращения: 02.06.2022).
48. Шалавина, А. С. Развитие гибкости студентов : учебно-методическое
пособие / А. С. Шалавина, Н. Ю. Шафикова, Н. Б. Сергеева ; Казанский федеральный университет, общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта. - Казань : КФУ, 2016. - 39 с. - URL :
file:///C:/Users/alena/Downloads/metodichka_Razvitie_gibkosti__redaktir__Shalavina_A.Skopiya 1_.pdf (дата обращения: 05.06.2022).
49. Шепелева А.С. Развитие гибкости на занятиях художественной гимнастикой у девочек 7-8 лет: Выпускная квалификационная работа / А.С. Шепелева. - Екатеринбург : ФГБОУ ВО «Уральский государственный
педагогический университет», 2016. - 62 с. - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_24277173_32352731.pdf ( дата обращения: 01.04.2022).
50. Ярцева, Е. С. Влияние аутогенной тренировки в художественной гимнастике / Е. С. Ярцева // Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - 2020. - Т. 2 - С. 491-492. - URL :
http://lesgaft.spb.rU/sites/defautt/files/dissertation/diss/dissertaciya_podgomaya_yu.n.pdf (дата обращения: 05.06.2022).