Введение 4
1 Теоретические основы туристской деятельности 6
1.1 Правовое регулирование туристской деятельности 6
1.2 Туристские организации как основной механизм функционирования
туристского рынка 9
1.3 Факторы, влияющие на деятельность туристской
организации 16
2 Анализ влияния кризисных явлений на туристский рынок 22
2.1 Система антикризисного управления в организациях туристской
индустрии 22
2.2 Воздействие кризисных явлений на туристский рынок в 2008 и 2014
годов в России 27
2.3 Пандемия как причина экономического кризиса, ее влияние на
туристский рынок 37
3 Результаты исследования и разработка рекомендаций для снижения
кризисного влияния на деятельность туристской организации 40
3.1. Анализ деятельности турагентства «Вояж Иваныча» 40
3.2. Анализ результатов исследования путешествий после
пандемии 45
3.3. Практические рекомендации турагентству в период кризиса 56
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение А 69
Приложение Б 71
Приложение В 76
Туризм относится к не сырьевой сфере - сфере услуг, и имеет большое значение для социально -экономического развития не только субъектов Российской Федерации, но и самой страны в целом. Туриндустрия стимулирует рост экономики, развитие малого и среднего бизнеса, занятость и самозанятость населения, сглаживание диспропорций территориального развития, повышения качества жизни населения, увеличение объемов экспорта и увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Туризм является одной из немногих отраслей экономики, которая может быть лучше всех ориентирована на создание множества рабочих мест. Поэтому, так важно, чтобы он стабильно развивался и имел устойчивое положение в экономике.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время возникла сложная ситуация в сфере туризма не только российского, но и мирового. В индустрии туризма в основном работает малый и средний бизнес, который не имеет подушки безопасности, позволяющей «держаться на плаву», выполнять финансовые обязательства и сохранять рабочие места. В настоящий момент эта отрасль испытывает тяжелейший удар пандемии.
Турфирмы являются главным звеном в организации туристских путешествий. Закрывающиеся страны и карантинные меры парализовали деятельность компаний. Люди боятся заранее бронировать туры из -за нестабильной обстановки. Спросы упали настолько, что многие предприниматели в этой сфере вынуждены закрывать свой бизнес.
В связи с этим, актуальность темы исследования вызвана необходимостью предложением мер, способных смягчить остроту кризисных явлений на небольшую туристскую фирму и рекомендаций по организации дальнейшей деятельности турфирмы.
Объект исследования - туристская деятельность.
Предмет исследования - деятельность туристских фирм в период кризиса.
Целью исследования является разработка рекомендаций для турагентства по совершенствованию дальнейшей деятельности в период кризиса.
Задачи исследования:
• рассмотреть теоретические основы туристской деятельности;
• определить влияние кризисных ситуаций на сферу туризма;
• изучить деятельность турагентства «Вояж Иваныча» в период кризиса;
• выявить отношение общества к путешествиям после пандемии;
-разработать рекомендации по совершенствованию дальнейшей деятельности турагентству «Вояж Иваныча» в период кризиса.
Методы исследования: анализ литературных и интернет источников, описание, интервьюирование, проведение анкетирования, обобщение и интерпретация полученных данных.
Практическая ценность исследования заключается в предложении рекомендаций, выработанных в ходе изучения темы, для туристской организации с целью повышения эффективности работы в дальнейшее время.
1. Таким образом, в ходе выполнения работы, были рассмотрены теоретические основы туристской деятельности: правовое регулирование, функционирование туристских организаций, а также факторы, влияющие на их деятельность. Туристским организациям принадлежит особая роль в осуществлении туристской деятельности. Они являются посредниками между производителями туристских услуг и потребителями. Таким образом турфирмы доводят туристский продукт до потребителя.
2. Определено влияние кризисных ситуаций на сферу туризма. Кризис оказывает существенное влияние на поведение и взаимодействие субъектов туристского рынка, заставляя их адаптироваться в сложившейся ситуации, а также разрабатывать комплекс мер по снижению кризисного влияния на туристскую деятельность. В период кризиса отдается предпочтение внутреннему туризму, который склоняет туристов к выбору недорогих и непродолжительных поездок по стране. Отрицательное влияние кризис оказывает на деятельность туристских фирм через снижение покупательной способности туристов, а также способствует к уходу из турбизнеса большого количества туристских фирм. С другой стороны, кризис является отличным временем перемен и новых возможностей в ведении турбизнеса, такая ситуация поможет пересмотреть подход к делу по-новому, а также исключит некомпетентных игроков с туристского рынка.
3. Была изучена и охарактеризована деятельность турагентства «Вояж Иваныча». С помощью проведения экспертного опроса определилось неустойчивое положение организации на туристском рынке из-за случившегося кризиса, спровоцированным пандемией коронавируса. Из-за закрытия границ многих стран и введенного режима самоизоляции, прекратился туристский спрос на популярные направления, турагентство столкнулось с такими проблемами, как частые отказы от туров и возвраты денежных средств клиентам за турпутевки. Также приостановилось продвижение социальных сетей, что может способствовать забыванию клиентами о турагентстве. В настоящее время турагентство работает в режиме «онлайн» без активных действий в продвижении турпродукта.
4. С помощью анкетирования, выявлено отношение людей к путешествиям после пандемии: большинство опрошенных предпочтут воспользоваться услугами турфирмы и отправиться в путешествие семьей; многие планируют поездки сразу после нормализации обстановки, также, исследование показало, что многие респонденты тщательно планируют свой отдых (за полгода) и их отношение к раннему бронированию не поменяется. Из российских направлений, большинство предпочтут отдыхать на юге страны и в Сибири, по заграничным направлениям основная часть опрошенных выбрала азиатские страны. Кризис и пандемия в большей степени не повлияют на критерии выбора желаемого направления отдыха респондента после карантина, желание съездить отдохнуть у людей достаточно сильное, но в данное время, люди пережидают неспокойную эпидемиологическую ситуацию дома.
5. По результатам исследования, были разработаны рекомендации по совершенствованию дальнейшей деятельности на туристском рынке турагентству «Вояж Иваныча» в период кризиса:
• сохранять доверие клиентов (поздравлять с праздниками, обеспечивать обратную связь);
• переориентироваться на внутренний туризм (продажа туров на южные направления России, а также продажа авиабилетов по городам России - публикация выгодных подборок вылетов);
• продолжать маркетинговое продвижение (рекламировать уникальные предложения, публиковать новости туризма, интересные факты о странах в социальных сетях;
• создание собственного сайта (с помощью конструктора сайтов);
• дополнить программу лояльности клиентов бонусом «Приведи друзей»;
• создание альтернативной бизнес - идеи (прокат туристского снаряжения);
- организация дополнительного сервиса (трансфер до аэропорта г. Абакан, доставка документов на дом, возобновление продажи туров в рассрочку и кредит).
1. Абалаков, А.Д. Особенности развития туризма в период глобального экономического кризиса / А.Д. Абалаков, Н.С. Панкеева // География и природные ресурсы. - 2011. - №3. - С.111-117
2. Александрова, А.Ю Статистика туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Ю. Александровой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. — 542 с.
3. Алексеенко, Е.В. Организация туристской деятельности / Е.В. Алексеенко // Кафедра «Связи с общественностью, сервис и туризм» ОмГУПС. 2015. - 125 с.
4. Анпилов, С.М. Россия в постпандемийном мире / С.М. Анпилов, АН. Сорочайкин // Основы экономики, управления и права. - 2020. - №2(21). - С.2430
5. Антикризисное управление: Стандарты и качество. - 2020. - №5. - С.610
6. Ахметова, А.Р. Организационная деятельность туристской фирмы.: Краткий конспект лекций / А.Р. Ахметова; Казанский федеральный университет. - Казань, 2013. - 111 с.
7. Бизнес-план небольшого турагентства: Журнал для начинающих
бизнесменов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://vbiznese.org/menedzhment/dokumentatsiya/b iznes -plan-nebolshogo- turagentstva. html
8. Бикташева, Д.Л. Менеджмент в туризме: учебное пособие / Д.Л. Бикташева, Л.П. Гиевая, Т.С. Жданова. - Москва: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М,
2014. - 272 с.
9. Взаимодействие туроператора и турагента [Электронный ресурс] : Мир знаний. - Режим доступа: https://mirznanii.com/aZ226476-4/vzaimodeystvie- turopertora-i-turagenta-4/
10. Воронцова, Е.А. Индустрия туризма в условиях экономического кризиса: тенденции и перспективы развития / Е.А. Воронцова // Studia Humanitatis Borealis. - 2015. - 1(4). - С.59-67
11. Гайдукевич, Л.М. Развитие туризма в условиях мирового финансового кризиса / Л.М. Гайдукевич // Библиотека БГУ. - 2012. - С. 145-152
12. Главные факторы, влияющие на развитие туризма: Туристический бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourfaq.net/travel- business/glavnye-faktory-vliyayushhie-na-razvitiya-turizma/
13. Гончарова, И.В. Маркетинг туризма: учебное пособие / И.В. Гончарова, Т.П. Розанова, М.А. Морозов, Н.С. Морозова. — М: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 224 с
14. ГОСТ Р 50690-2017 Туристские услуги. Общие требования (Переиздание) - Введ. 06.01.2018 - Москва: Стандартинформ, 2017. - 9 с.
15. Гриненко, Г.П. Развитие российского туризма в условиях кризиса и международных санкций / Г.П. Гриненко // Экономика. Общество. Человек. -
2015. - С.3-6...55