Введение 5
Глава 1. Аналитический обзор проектирования сети лесных дорог 7
1.1 Актуальность 7
1.2 Анализ методов проектирования сети лесовозных дорог 7
1.3 Доступность лесных ресурсов 13
1.3.1 Экологическая доступность 15
1.3.2 Экономическая доступность 19
Глава 2. Методика проектирования сети лесных дорог 37
2.1 Обоснование проектирования сети лесовозных дорог 37
2.2 Методика проектирования сети дорог с учетном доступности лесного фонда 37
2.3 Зависимость вида схемы лесных дорог от транспортных технико-экономических показателей 39
Глава 3. Проект участка дороги проектируемой сети 41
3.1 Проектирование оптимальной сети дорог 41
3.2 Природные условия района проектирования 46
3.2.1 Климат 46
3.2.2 Рельеф 50
3.2.3 Растительность и почвы 50
3.2.4 Инженерно-геологические условия 51
3.2.5 Г идрологические условия 51
3.2.6 Сведения о дорожно-строительных материалах 52
3.2.7 Заключение по природным условиям 52
3.3 Определение отметок рельефа по оси трассы 53
3.4 Определение руководящих отметок 54
3.5 Контрольные точки проектной линии в начале и конце трассы 56
3.6 Проектирование оси трассы 57
3.7 Проектирование узла трассы 58
3.8 Характеристики материалов слоев дорожной одежды 58
3.9Проектирование водопропускной трубы 60
3.9.10пределение расчётного максимального расхода воды 60
3.9.2Расчёт отверстия трубы 62
3.9.3 Назначение технических параметров трубы 65
Заключение 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Графические приложения 76
Россия - крупнейшая лесопромышленная страна мира, леса занимают более 45 % ее территории. На территории нашей страны расположено 1/5 всех лесов мира и 1/4 мировых запасов древесины. Площадь лесов России, остается пока самой высокой в мире.
Существующие методики проектирования транспортной сети главным образом ориентированы на обеспечение лесозаготовок, не уделяя должного внимания многоцелевому, непрерывному и неистощительному лесопользованию. Учитывая важность транспортного обеспечения лесопользования при внедрении в практическую деятельность принципа непрерывного, неистощительного и многоцелевого использования лесов, организации правильного и
интенсивного лесного хозяйства, следует заключить, что разработка соответствующей методики проектирования транспортной сети является актуальным направлением научных исследований.
Итак, проблема обеспечения народного хозяйства лесосырьевыми ресурсами - это прежде всего проблема их доступности. Фундаментальную роль играет экономическая доступность. Показатель экономической доступности лесосырьевых ресурсов - их доходность, или рентная стоимость.
Без серьезной национальной программы развития транспортной инфраструктуры говорить об освоении наших лесных богатств и поддержании конкурентоспособности лесного бизнеса в целом бессмысленно.
Лесовозные дороги - основа лесозаготовительного производства. Революционный переход к рыночной системе хозяйствования почти полностью разрушил сложившуюся в советский период систему транспортного освоения лесных массивов, организацию лесозаготовительного дела.
Создаваемая на лесной территории в целях промышленного освоения сеть лесовозных дорог используется по мере освоения этой территории и в зависимости от применяемых типов покрытий для лесовосстановительных работ, рубок ухода за лесом, выборочных рубок в защитных лесах.
Развитие лесопромышленных комплексов в России немыслимо без государственного регулирования. Важнейшая область, требующая такого регулирования в первую очередь, - транспортная инфраструктура.
В заключении можно сказать, что я проанализировал методы проектирования сети лесовозных дорог. До настоящего времени отсутствует надежная, эффективная и универсальная методика, позволяющая на основе системного подхода, математического моделирования и оптимизации комплексно решать задачу проектирования сети лесных дорог для любых административных или хозяйственных объектов и условий лесопользования.
Мною разработан алгоритм построения оптимальной сети лесных дорог до экономически доеденных участков леса, которые должны быть включены в расчет величины оптимальной лесосеки. Полученная математическая модель, основана на теории графов. (Теория графов — раздел дискретной математики, изучающий свойства графов. В общем смысле граф представляется как множество вершин (узлов), соединённых рёбрами.)
По разработаному алгоритму запроектировал сеть лесовозных дорог с учетом экологической и экономической доступности.
Запроектировал пример узла №2 44 соединеия второстепенных дорог, прилегающих к основной магистрали в сети лесовозных дорог.
Одним из важнейших условий повышения эффективности лесного транспорта является наличие достаточно развитой сети благоустроенных лесных дорог. Разработанный мною метод предназначенный для проектирования сети лесных дорог и определения экономической доступности лесных ресурсов с учетом транспортной инфраструктуры и динамики лесного фонда существенно приближает расчетные значения к реальным.
1. СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. - Введен 30.12.2013 - Красноярск: СФУ, 2014 - 60 с.
2. СП 131.13330.2012 Строительная климатология. Актуализированная ре-дакция СНиП 23-01-99* (с Изменением N 2) - Введен 01.01.2013 - Москва: НИИСФ РААСН, 2012 - с.
3. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85* [Электрон-ный ресурс] — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200095524.
4. ОДН 218-046-01 Отраслевые дорожные нормы. Проектирование нежест-ких дорожных одежд. - М, 2001. - 99 с.
5. Автоматизированное проектирование автомобильных дорог [Элек-тронный ресурс]: электронный курс / Т. В. Гавриленко - Красноярск: СФУ,2020. - Режим доступа: https://e.sfu-kras.ru/course/view.php?id= 19061
6. Дорожно- строительные материалы Курагино.[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vm.msun.ru/T urklub/Kuragino .htm
7. Жуков, В.И. Комплексная оценка безопасности движения и экологиче- ской обстановки дорог: учеб. пособие / КрасГАСА. - Красноярск, 2002. - 56 с.
8. Жуков, В.И. Изыскания и проектирование автомобильных дорог в слож- ных условиях: учеб. пособие / В.И. Жуков, Т.В. Гавриленко. - Сиб. федер. ун-т, 2019. - 122 с.
9. Федотов, Г. А. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. В 2 кн. Кн. 1: учебник / Г. А. Федотов, П.И. Поспелов. - М.: Высш. шк., 2009. - 646 с.
10. ГОСТ 21.701-2013 Система проектной документации для строитель- ства. Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог. - Москва, Стан- дартинформ, 2014. - 35 с.
11. Сайт с учебными материалами для студентов, обучающихся по направ- лению «Автомобильные дороги», страница «Сложные условия». - Режим до- ступа: http://road-proiect.okis.ru/difficult kp.html.
12. Жуков В. И. Комплексная оценка безопасности движения и экологиче- ской обстановки дорог: учеб. пособие / КрасГАСА. - Красноярск, 2002. - 56 с.
13. Мохирев А.П. Монография, 2011.
14. Абдряшитов, Р. И. К вопросу об оптимизации схем транспортного освоения лесных массивов. Современные методы строительства лесовозных дорог и организация транспорта леса [Текст] / Р. И. Абдряшитов, Р. И. Матвеенко. - Химки, 1976.
- С. 43-48.
15. Абдряшитов, Р. И. Выбор трассы лесовозной дороги с помощью ЭВМ [Текст] / Р. И. Абдряшитов, П. И. Аксенов // Лесная промышленность. - 1982. -№ 11. - 23 с.
... всего 112 источников