Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ХАКАСИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ЭТАПЫ, ОСОБЕННОСТИ

Работа №73108

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы95
Год сдачи2020
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
I. Железные дороги Хакасии в первой половине ХХ в 16
1.1. Завершение строительства и эксплуатация Ачинско-Минусинской
железной дороги 16
1.2. Социальный портрет железнодорожника в середине 30-х гг. ХХ в.22
II. Активизация железнодорожного строительства во второй половине 40-х - первой половине 60-х гг. ХХ в 29
2.1. Строительство железнодорожной ветки Сталинск (Новокузнецк) -
Абакан 29
2.2. Строительство трассы Абакан - Тайшет 43
2.3. Социальный портрет железнодорожника в начале 60-х гг. ХХ в... .53
III. Железные дороги Хакасии во второй половине 60-х - 80-е гг. ХХ в 61
3.1. Эксплуатация действующих железных дорог: проблемы и
перспективы развития 61
3.2. Расширение сети железных дорог в период формирования
Саянского ТПК 64
Заключение 74
Библиографический список

Актуальность темы исследования определяется той огромной ролью, которая принадлежит железнодорожному транспорту как в настоящем времени, так и в историческом прошлом России. Он объединил все отрасли хозяйства в единый комплекс, обеспечил надежность межрегиональных связей, целостность и единство большой страны, обороноспособность и национальную безопасность государства. 17 июня 2008 г. Правительством РФ была принята и реализуется «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» , которая особо подчеркивает значение железных дорог для регионов Сибири, характеризующихся «большими расстояниями перевозок и слабым развитием коммуникаций других видов транспорта» .
В исторических исследованиях представлены различные подходы к освещению истории железнодорожного транспорта России, однако комплексного анализа места и роли железных дорог в аспекте регионального развития историками не проводилось. Между тем на протяжении всего ХХ века железнодорожному транспорту принадлежала значимая роль в социально¬экономическом развитии Хакасии. Формирование и развитие сети железных дорог являлось необходимым условием развития региона, эффективного использования его природных, трудовых и производственных ресурсов. Железные дороги стали тем центральным звеном, без которого было немыслимо слаженное функционирование всех компонентов хозяйственной деятельности на территории Хакасии.
Актуальность темы данного исследования определяется также важностью изучения социально-экономической истории России и процесса модернизации, значимой составляющей которого было железнодорожное строительство, во многом определявшее экономический потенциал и государства в целом, и его отдельных регионов. При всех различиях современной российской модернизации от индустриального развития страны в советский период, изучение железнодорожной составляющей, как одного из ключевых направлений развития экономики всего XX столетия, делает особо актуальным огромный исторический опыт, накопленный в этой сфере.
Развитием сети железных дорог в Хакасии обеспечивалось формирование структуры хозяйства региона, в т.ч. определялась доступность территории, складывалась территориальная организация производства, углублялась его специализация, происходила оптимизация внутренних и внешних хозяйственных связей, повышалась территориальная и социальная мобильность населения региона.
Железнодорожное строительство в Хакасии способствовало развитию городов и территорий, вдоль линий прокладки трасс и дорог образовывались новые поселения, проводились широкомасштабные геологические изыскания, осваивались земли и ресурсы, создавались линии связи, открывались метеорологические станции, начинали свою производственную деятельность десятки промышленных предприятий.
Строительство железных дорог дало мощный импульс социокультурному развитию региона, поскольку при строительстве и эксплуатации дорог строились не только производственные объекты, но и социальные, одновременно с обустройством железнодорожных станций возводились жилые дома для рабочих и служащих дороги, строились школы и больницы.
Степень изученности темы. Изучение истории железнодорожного транспорта, его роли в социально-экономическом развитии России, занимает важное место в отечественной историографии.
Применяя проблемно-хронологический подход, можно представить три основных периода в развитии историографии отечественных железных дорог: дореволюционный период (вторая половина XIX в. - 1917 г.), советский период (1917 г. - 1980-е гг.) и постсоветский период (с начала 1990-х гг.). Основой такой периодизации являются различные методологические подходы исследователей, масштабы привлеченных исторических источников, глубина и обоснованность выводов, которые существовали в различные периоды развития историографии отечественных железных дорог.
В 70-90-е гг. XIX в. появились первые работы, в которых рассматривалась история становления железнодорожного транспорта в России. Авторами этих работ были не профессиональные историки, а работники железнодорожного ведомства, руководители частных магистралей и экономисты: И.С. Блиох , П. Георгиевский , А.А. Головачев , А.И. Чупров , В.Г. Михайловский и другие.
На рубеже XIX - XX вв. усилился интерес исследователей к техническим и организационным проблемам функционирования железнодорожного хозяйства, к изучению финансовых результатов их эксплуатации. В качестве примера можно назвать работы В. А. Ашика и Г. Д. Дементьева .
В 1902 г. был опубликован четырехтомный труд Н. А. Кислинского , в котором автор, используя документы из архива Комитета министров раскрывает историю железнодорожного транспорта России. Это исследование стало первой попыткой обобщения истории создания отечественных железных дорог. Основной акцент в этой работе был сделан на анализе железнодорожной политики государства и выявлении просчетов руководства железнодорожного ведомства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Первые десятилетия ХХ в. стали периодом формирования предпосылок масштабного железнодорожного строительства советской эпохи. Первой железной дорогой в регионе стала Ачинско-Минусинская железная дорога, строительство которой осуществлялось с перерывами с 1913 г. 23 ноября 1925
г. состоялось торжественное открытие станции Абакан.
Введение в эксплуатацию железнодорожной линии Ачинск - Абакан давало удобную транспортную связь, соединяющую территорию Хакасского уезда (позднее - Хакасского округа и Хакасской автономной области) как с иными регионами Сибири, так и со страной в целом, связывало с Транссибирской магистралью круглый год - взамен пятимесячного водного пути по Енисею.
Во второй половине 1920-х гг. и весь довоенный период линия железной дороги Ачинск - Абакан длиной в 459 км находилась в постоянной эксплуатации и стала мощным стимулом для развития экономики региона. Потоком двинулись из Хакасии вагоны с углем, лесом, рудой, шерстью, кожей, хлебом, мясом и другими богатствами. Это положило начало коренному изменению экономики региона и сформировало необходимые предпосылки для последующего железнодорожного строительства на территории Хакасии.
После окончания войны назрела острая потребность не только восстановления разрушенного хозяйства, но и дальнейшего социально-экономического развития региона. Ачинско-Минусинская железная дорога уже не могла обеспечить пассажиропотоки и грузоперевозки в требуемом объеме. Строительство новых промышленных предприятий в Хакасии требовало разветвленной транспортной инфраструктуры. Поэтому два послевоенных десятилетия стали периодом активизации железнодорожного строительства. Именно в это время произошло формирование основных магистралей региона как в западном, так и в восточном направлениях.
В 1949 г. было начато строительство железнодорожной ветки Сталинск - Абакан, которая является участком Южно-Сибирской магистрали. 12 ноября 1959 г. железнодорожная дорога от Сталинска до Абакана была сдана в постоянную эксплуатацию, а с 1 декабря 1959 г. - с веткой Аскиз - Абаза.
В 1961 г. Сталинск был переименован в Новокузнецк, а железнодорожная ветка стала соответственно носить название Новокузнецк - Абакан. Она связала построенный в 1929-1932 гг. Кузнецкий комбинат с месторождениями высокосортных железных руд Хакасии (раньше комбинат работал на уральских рудах). В последующее десятилетие дорога обеспечивала перевозки в районах освоения целинных и залежных земель.
Завершающим звеном Южно-Сибирской железной дороги стала трасса Абакан - Тайшет, соединившая Южсиб с Транссибирской магистралью. Технический проект строительства дороги был завершен в 1958 г. и в том же году начались строительные работы.
Зв восемь лет строители проложили 647 км железнодорожного пути (а с разъездами, подъездными ветками и т.д. - 711 км), пробили в горах 9 тоннелей, построили 5 виадуков через горные ущелья, 10 крупных и множество малых мостов. В 1962 г. началась электрификация трассы Абакан - Тайшет. Эта дорога впервые в истории транспортного строительства в СССР вступила в строй сразу на электрической тяге (на переменном токе Красноярской и Братской ГЭС). 30 сентября 1965 г. от Абаканского вокзала в 104-километровый путь до станции Курагино отправился первый электропоезд. 25 октября электропоезд впервые прошел до станции Кошурниково.
Строительство «трассы мужества» позволило сократить маршруты, которыми следуют грузы Сибири в Кузбасс, Казахстан, Среднюю Азию, на Южный Урал и в Европейскую часть страны. Трасса вовлекла в хозяйственный оборот районы Южной Сибири, богатые железной рудой, углем, лесом. В безлюдную прежде тайгу дорога принесла новую жизнь. Вдоль трассы возникло более 40 станций, разъездов, поселков.
Во второй половине 1960-х гг. становится очевидной значимая роль сети железных дорог в Хакасии. Именно этот период характеризуется постепенным строительством и вводом в эксплуатацию новых железнодорожных объектов, которые формировали транспортную инфраструктуру региона, а предприятия активно использовали преимущества железнодорожного транспорта в своей хозяйственной деятельности.
В 1971 г. на XXIV съезде КПСС было принято решение о создании на территории Хакасской автономной области и Красноярского края Саянского территориально-производственного комплекса. В регионе вновь возникла острая потребность в расширении сети железных дорог и увеличении их пропускной способности.
Однако в 1970-1980 гг. на территории Хакасской автономной области строительства новых магистралей не производилось. При этом активно велась работа по расширению сети железных дорог, обеспечивающих производственную деятельность промышленных узлов Саянского ТПК. Существующие и функционирующие на тот момент железнодорожные магистрали расширялись и дополнялись вторыми путями (на участке Междуреченск - Абакан), сооружались подъездные пути к строящимся промышленным объектам.
Таким образом, за шестьдесят с небольшим лет в регионе была построена разветвленная сеть железных дорог, которая позволила не только сформировать внутреннюю транспортную инфраструктуру, но и соединила Хакасию с соседними регионами как в западном, так и в восточном направлениях.
Железнодорожное строительство в Хакасии способствовало развитию городов и территорий, вдоль линий прокладки трасс и дорог образовывались новые поселения, начинали свою производственную деятельность десятки промышленных предприятий.
Строительство железных дорог дало мощный импульс социокультурному развитию региона, поскольку при строительстве и эксплуатации дорог строились не только производственные объекты, но и социальные, одновременно с обустройством железнодорожных станций возводились жилые дома для рабочих и служащих дороги, строились школы и больницы.
За четверть века существенно изменился социальный портрет работника железной дороги. В 1936 г. в момент образования Абаканского отделения Красноярской железной дороги типичным железнодорожником был мужчина младше 30 лет, русской национальности, имеющий образование на уровне 3-4 класса, холостой, выходец из крестьянской среды, вступивший в члены профессионального союза работников железнодорожного транспорта, но являющийся беспартийным.
В 1961 г. на момент упразднения Абаканского отделения Красноярской железной дороги его типичным работником была женщина 30-40 лет, русской национальности, которая закончила 5-7 классов, была замужем, она имела крестьянское происхождение, в профессиональном союзе или в партии не состояла.
В качестве факторов, оказавших наибольшее влияние на эволюцию социального портрета железнодорожника, следует назвать как важнейшие события истории страны XX в. (гражданская война, индустриализация, Великая Отечественная война и послевоенное восстановление экономики), так и особенности развития региона в середине 30-х - начале 60-х гг. XX в. (процесс урбанизации, развитие новых отраслей промышленности в Хакасской автономной области). Значительные изменения произошли под влиянием развития железнодорожной отрасли СССР в целом: расширение сети железных дорог и их техническое перевооружение во второй половине столетия.
Подводя итог, следует отметить, что на протяжении всего XX в. железнодорожному транспорту принадлежала значимая роль в социально-экономическом развитии Хакасии. Формирование и развитие сети железных дорог являлось необходимым условием развития региона, эффективного использования его природных, трудовых и производственных ресурсов. Железные дороги стали тем центральным звеном, без которого было немыслимо слаженное функционирование всех компонентов хозяйственной деятельности на территории Хакасии.



I. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ):
1. Постановление ГКО СССР № 1123 от 10 января 1942 г. «О порядке использования немцев-переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет» // Ф. 844. - О. 1. - Д. 19. - Л. 49-50.
II. КГКУ «Государственный архив Красноярского края» (КГКУ «ГАКК»):
1. Приказ Хакасского окружного исполкома № 10 от 21 ноября 1925 г. // П 26. - О 1. - Д 8. - Л 1-4.
2. Протокол заседания бюро Хакасского обкома ВКП(б) от 25 февраля 1941 г. // П 26. - О 3. - Д 113. - Л 144-145.
3. Постановление Исполкома Хакасского облсовета и бюро обкома ВКП(б) от 13 января 1942 г. «О состоянии работ по строительству железной дороги Сталинск - Абакан» // П 26. - О 3. - Д 392. - Л 36, 37, 53-55.
4. Протокол № 139 заседания Бюро Хакасского областного комитета ВКП(б) от 26 мая 1942 г. // П 26. - О 3. - Д 394. - Л 83-86.
5. Письмо секретаря крайкома ВКП(б) И. Голубева народному комиссару путей сообщения А.В. Хрулеву 1942 г. // П 26. - О 3. - Д 488. - Л 2.
6. Докладная записка секретаря крайкома ВКП(б) И. Голубева народному комиссару путей сообщения Л.М. Кагановичу 1942 г. // П 26. - О 3. - Д 488. - Л 5.
7. Правительственная телеграмма секретаря крайкома ВКП(б) И. Голубева народному комиссару путей сообщения А. В. Хрулеву 1942 г. // П 26. - О
3. - Д 488. - Л 45.
8. Протокол № 2 Заседания бюро Хакасского областного комитета ВКП(б) от 22 марта 1949 г. // П 26. - О 21. - Д 1160. - Л 34-37.
9. Докладная записка секретаря Красноярского крайкома КПСС в ЦК КПСС от 20 февраля 1953 г. «О мерах помощи строительству железнодорожной линии Сталинск-Абакан» // П 26. - О 25. - Д 1. - Л 185-189.
10. Протокол № 41 заседания бюро Хакасского областного комитета КПСС от 30 декабря 1953 г. // П 26. - О 25. - Д 481. - Л 318-321.
11. Протокол № 23 заседания бюро Хакасского областного комитета КПСС от 18 июня 1959 г. // П 26. - О 32. - Д 329. - Л 304-308.
III. ГКУ Республики Хакасия «Национальный архив»:
1. Телеграмма руководителя Треста Абаканпромжилстрой от 18 октября 1968 г. // Р 882. - О 1. - Д 1. - Л 133.
2. Служебная записка руководителя Стройуправления № 31 от 21 октября 1968 г. // Р 882. - О 1. - Д 1. - Л 121.
3. Телеграмма руководителя Треста Абаканпромжилстрой от 2 декабря 1968 г. // Р 882. - О 1. - Д 1. - Л 116.
4. Постановление комитета народного контроля Хакасской автономной области от 21 февраля 1969 г. «О результатах проверки работы Абаканского отделения ВСЖД по выполнению Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 6 декабря 1967 г. «Об усилении разгрузки вагонов и вывоза грузов с железнодорожных станций» // Р 882. - О 1. - Д
1. - Л 281-282.
5. Служебная записка руководителя Хакасского комбината строительных материалов Главкрасноярскстроя от 12 марта 1969 г. «О недостатке подвижного состава» // Р 882. - О 1. - Д 1. - Л 268.
6. Распоряжение Минтяжстроя СССР Главкрасноярскстроя № 56 от 21 марта 1969 г. «Об упорядочении движения собственных вагонов» // Р 882. - О 1. - Д 1. - Л 254.
7. Постановление Заседания Абаканского городского комитета народного контроля от 19 июня 1969 г. // Р 882. - О 1. - Д 1. - Л 198-200.
8. Приказ по Тресту Абаканпромжилстрой от 7 июля 1969 г. «Об улучшении работы железнодорожного хозяйства» // Р 882. - О 1. - Д 1. - Л 53-54.
9. Приказ по Тресту Абаканпромжилстрой от 11 июля 1969 г. «О разгрузке вагонов» // Р 882. - О 1. - Д 1. - Л 65.
10. Служебная записка руководителя Хакасского комбината строительных материалов Главкрасноярскстроя начальнику железнодорожного хозяйства треста «Абаканпромжилстрой» от 18 июля 1969 г. // Р 882. - О
1. - Д 1. - Л 246.
11. Разъяснение Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР от 9 сентября 1969 г. «О порядке возмещения за утрату и повреждение вагонов» // Р 882. - О 1. - Д 1. - Л 231-232.
12. Приказ по Тресту Абаканпромжилстрой от 9 октября 1969 г. «О простое вагонов» // Р 882. - О 1. - Д 1. - Л 31-33.
13. Приказ по объединенному железнодорожному хозяйству треста «Абаканвагонстрой» № 90 от 3 мая 1973 г. «О закреплении тепловоза для работы на строительстве Краснокаменского рудника» // Р 882. - О 1. - Д
2. - Л 159.
14. Приказ по объединенному железнодорожному хозяйству треста «Абаканвагонстрой» № 115 от 19 мая 1973 г. // Р 882. - О 1. - Д 2. - Л 150.
15. Приказ по объединенному железнодорожному хозяйству треста «Абаканвагонстрой» № 248 от 9 сентября 1973 г. // Р 882. - О 1. - Д 2. - Л
73.
16. Приказ по объединенному железнодорожному хозяйству треста «Абаканвагонстрой» № 314 от 20 декабря 1973 г. // Р 882. - О 1. - Д 2. - Л
15.
17. Приказ по объединенному железнодорожному хозяйству треста «Абаканвагонстрой» № 118 от 8 июля 1974 г. «О простое вагонов» // Р 882. - О 1. - Д 2. - Л 101.
IV. Подразделение по сохранению исторического наследия Красноярской железной дороги на ст. Абакан:
1. Личные дела железнодорожников. - ОФ. 3070-3216.
2. Приказ Министерства путей сообщения СССР от 30 ноября 1959 г. №
1752 // Подразделение по сохранению исторического наследия
Красноярской железной дороги на ст. Абакан. - ОФ 3176.
3. Акт приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством второго пути железнодорожной линии Междуреченск - Абакан на участке ст. Балыксу - ст. Шора // Подразделение по сохранению исторического наследия Красноярской железной дороги на ст. Абакан. - ОФ. 3744.
4. Акт Государственной приемочной комиссии о приемке в постоянную эксплуатацию законченного строительством второго пути железнодорожной линии Междуреченск - Абакан на участке о.п. Шора - перегон Шора - Казынет // Подразделение по сохранению исторического наследия Красноярской железной дороги на ст. Абакан. - ОФ. 3744.
5. Докладная записка Начальника Абаканского отделения железной дороги В. Калинникова от 22 ноября 1976 г. № 12/ 33 // // Подразделение по сохранению исторического наследия Красноярской железной дороги на ст. Абакан. - ОФ. 3748/4.
6. Схема Генерального плана Ташебинского промышленного узла в г. Абакан // Подразделение по сохранению исторического наследия Красноярской железной дороги на ст. Абакан. - ОФ. 3761/4.
источники опубликованные:
I. Нормативно-правовые акты:
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 нюня 2008 г. № 877-р «Об утверждении Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г.» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 29 (часть II). - Ст. 3537.
2. Декрет СНК РСФСР от 16 августа 1920 г. «Общий Устав железных дорог
Р.С.Ф.С.Р.» // URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_742.htm (дата
обращения: 20.12.2019).
3. Постановление Совета народных комиссаров СССР от 10 февраля 1935 г. № 232 «Об утверждении устава железных дорог Союза ССР» // URL: http: //www.alppp .ru/law/hozj aj stvennaj a- dejatelnost/transport/39/postanovlenie-snk-sssr-ot-10-02-1935--232.html (дата обращения: 20.12.2019).
4. Постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1954 г. № 2414 «Об
утверждении устава железных дорог Союза ССР» // URL: http://expert-nii- kpu.ru/files/native_exp/native_m/22.12.1954.pdf (дата обращения:
20.12.2019).
5. Постановление Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. № 270 «Об
утверждении устава железных дорог Союза ССР» // URL:
http://bestpravo.ru/sssr/gn-normy/m4a.htm (дата обращения: 20.12.2019).
II. Статистические сборники:
1. Контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 9: 1956-1960. - М.: Политиздат, 1986. - 574 с.
2. Всесоюзные ударные комсомольские стройки в Хакасии: сборник архивных документов / Ком. по делам арх. при Правительстве Респ. Хакасия, Хакасский науч.-исслед. ин-т яз., лит. и истории; [сост.: Коростелева Т.В. и др.]. - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 2008. - 430 с.
III. Источники личного происхождения:
1. Ваганов, И. Дорога на Абакан: (воспоминания старого сибиряка) / И. Ваганов // Советская Хакасия. - 1970. - 6 мая.
2. Летопись трудовой славы строителей железнодорожной линии Абакан -
Тайшет: документальный фотоальбом. - Абакан, 1966. - 186 с.
Исследования:
1. Аксененко, Н. Е. Железные дороги России от реформы к реформе [Текст] / Н. Е. Аксененко, Б. М. Лапидус, А. С. Мишарин. - М.: Транспорт, 2001.
- 325 с.
2. Андреев, В. В. Московско-Казанская железная дорога: модернизационный фактор в экономическом развитии региона (конец XIX - начало XX в.): дис. ... канд. ист. наук [Текст] / В. В. Андреев. - Чебоксары, 2006. - 261 с.
3. Баранцева, Н. А. Население Красноярского края на завершающей стадии демографического перехода в 1960-80-х годах [Текст] / Н. А. Баранцева // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 3 (118). - С. 43-49.
4. Бармин, Ф. Путь к богатствам Сибири: (так строилась дорога Ачинск - Абакан) (1914-1925 гг.) [Текст] / Ф. Бармин // Советская Хакасия. - 1960.
- 15 марта.
5. Белоусова, Л. И. Абакан в зеркале времени [Текст] / Л. И. Белоусова // Хакасия. - 2019. - 12 апреля.
6. Беспокойная юность моя: История междуреченского комсомола [Текст] / МБУК «МИБС», Сектор краеведения; сост. Т.Н. Соколова, И.А. Швецова.
- Междуреченск: Центральная городская библиотека, 2018. - 96 с.
7. Всеобщее обучение [Электронный текст] // Российская педагогическая
энциклопедия. Т. 1: А-М. - М: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 607 с. // URL: www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=3&f=82 (дата
обращения: 17.11.2019).
8. Гудкова, О. В. Строительство Северной железной дороги и ее роль в развитии северного региона (1858 - 1917 гг.): дис. . канд. ист. наук [Текст] / О. В. Гудкова. - Вологда, 2002. - 202 с.
9. Гумилевский, Л. Железная дорога. Возникновение и развитие от начала до наших дней [Текст] / Л. Гумилевский. - М.: Трансжелдориздат, 1950. - 484 с.
10. Динамика населения СССР. 1960-1980 гг. [Текст] / Э. К. Васильева, И. И. Елисеева, О. Н. Кашина, В. И. Лаптев. - М.: Финансы и статистика, 1985.
- 176 с.
11. Дорога Сталинск-Абакан сдана в постоянную эксплуатацию [Текст] // Кузбасс. - 1959. - 3 ноября.
12. Дроздов, А. И. Население Хакасии в условиях формирования Саянского
территориально-производственного комплекса: историко¬
демографический аспект [Текст] / А. И. Дроздов // Genesis: исторические исследования. - 2018. - № 9. - С. 65-72.
13. Егоров, К. Шаги созидания Хакасии [Текст] / К. Егоров // Абакан. - 1999.
- 1 июня.
14. Ермолаева, Л. Трассе мужества - 30 лет: из истории строительства железной дороги Абакан-Тайшет [Текст] / Л. Ермолаева // Минусинский край: вестник Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова.
- 1995. - № 1. - С. 3-8.
15. Ермолаева, П. О. Социальный портрет населения: методология, основные характеристики [Текст] / П. О. Ермолаева, Е. П. Носкова, М. Р. Зайнуллина, А. И. Купцова, А. М. Нагимова. - Казань: Артифакт, 2014. - 92 с.
16. Ивандаева, Е. Е. Особенности социально-демографического развития городского населения Хакасии во второй половине XX в. [Текст] / Е. Е. Ивандаева // Известия Алтайского государственного университета. - 2009. - № 4-4 (64). - С. 93-95.
17. Ильин, С. Б. Подвиг у Падунского порога [Текст] / С. Б. Ильин. - М.: Политиздат, 1973. - 112 с.
18. Ильин, С. Б. Трасса мужества. Железная дорога Абакан - Тайшет [Текст] / С. Б. Ильин // Вопросы истории. - 1975. - № 6. - С. 106-119.
19. История железнодорожного транспорта России. Т. 1: 1836-1917 гг. -
СПб.; М.: Иван Федоров, 1994. - 336 с.
20. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 1917-1945 гг. - СПб.; М.: Иван Федоров, 1997. - 416 с.
21. История железнодорожного транспорта Советского Союза. Т. 3: 1945-
1991 гг. - М.: МИИТ, 2004. - 631 с.
22. История железнодорожного транспорта России: учебное пособие [Текст] / под ред. А.В. Гайдамакина, В.А. Четвергова. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. - 312 с.
23. Календарь памятных дат [Текст] // Кузнецкий рабочий. - 1960. - 21 мая.
24. Карачаков, Д. М. Формирование Саянского территориально-производственного комплекса и развитие экономики Хакасии в 70-80-е годы ХХ века [Текст] / Д. М. Карачаков // Сборник научных трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2009». Т. 12: Экономика / отв. ред. Н. С. Ларьков. - Одесса: Черноморье, 2009. - С. 79-81.
25. Кацер, Ж. У. Покорение Енисея: на строительстве Красноярской ГЭС [Текст] / Ж. У. Кацер. - М.: Политиздат, 1973. - 111 с.
26. Ковальченко, И. Д. Методы исторического исследования [Текст] / И. Д. Ковальченко. - 2-е изд., доп. - М.: Наука, 2003. - 486 с.
27. Копкоев, К. Г. Хакасия в период восстановления и развития народного хозяйства (1945-1953 гг.) [Текст] / К. Г. Копкоев // Очерки истории Хакасии советского периода. 1917-1961 годы. - Абакан, 1963. - С. 238¬260.
28. Копкоев, К. Г. Хакасская автономная область в цифрах [1940-1950 гг.] [Текст] / К. Г. Копкоев // Записки / Хакас. науч.-исслед. ин-т яз., лит. и истории. - 1958. - Вып. 6. - С. 151-178.
29. Кох, А. История одной деревни [Текст] / А. Кох, О. Лапина. - М.: Альпина паблишер, 2014. - 320 с.
30. Кошурников, А. М. Подвиг изыскателей [Текст] / А. М. Кошурников //
Гвардия тыла. - М., 1962. - С. 254-274.
31. Кузнецов, О. Н. Строительство железных дорог в центрально¬черноземном районе и их влияние на социально-экономическое развитие региона (вторая половина XIX - начало XX в.): дис. ... канд. ист. наук [Текст] / О. Н. Кузнецов. - Пенза, 2006. - 202 с.
32. Куклин, В. Начиналось с деревянного пути: из истории строительства железной дороги Абакан - Ачинск (1914-1960 гг.) [Текст] / В. Куклин // Советская Хакасия. - 1991. - 12 сентября.
33. Кышпанаков, В. А. Население и трудовые ресурсы Хакасии [Текст] / В. А. Кышпанаков. - Абакан: Хакасское отделение Красноярского кн. изд-ва,
1989. - 188 с.
34. Лещев, Т. А. Сквозь тайгу, через горы, над стремнинами рек [Текст] / Т. А. Лещев, Г. Н. Лещева. - Красноярск: Издательские проекты, 2003. - 160 с.
35. Лещева, Г. Пропавшая экспедиция [Текст] / Г. Лещева // Гудок. - 2003. - 14 января.
36. Мешалкин, П. Ленин и строительство Ачинско-Минусинской железной дороги (1920-1923 гг.) [Текст] / П. Мешалкин // Енисей. - 1986. - № 2. - С. 60-62.
37. Мешалкин, П. Подписано Лениным: к 60-летию открытия движения по железной дороге Ачинск-Абакан [Текст] / П. Мешалкин // Советская Хакасия. - 1985. - 10 декабря.
38. Мустафаева, А. А. Методологические основы исследования составления социального портрета [Текст] / А. А. Мустафаева, Б. Ж. Актаулова // Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. - Сер. Востоковедение. - 2014. - № 3. - С. 38-41.
39. Мухина, Н. Е. История создания Юго-Восточной железной дороги и ее роль в экономическом развитии центрального Черноземья (1865-1913 гг.): дис. ... канд. ист. наук [Текст] / Н. Е. Мухина. - Воронеж, 2007. - 161 с.
40. Население СССР: Справочник [Текст] / А. Г. Волков, Р. М. Дмитриева, Ж.
А. Зайончковская и др.; Под общ. ред. Л. М. Володарского. - М.: Политиздат, 1983. - 191 с.
41. Недорубов, Л. Н. Железные дороги юга России в начале XX в. Государство и частный капитал: дис. ... канд. ист. наук [Текст] / Л. Н. Недорубов. - М., 2003. - 222 с.
42. Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности) [Текст] / гл. ред. В. Я. Бутанаев; научн. ред. В. И. Молодин. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2008. - 672 с.
43. Очур, Ю. С. Формирование Саянского территориально-производственного комплекса: историко-экономическое исследование [Текст] / Ю. С. Очур // Молодой ученый. - 2011. - № 11. - Т. 1. - С. 146¬149.
44. Патачаков, К. М. Хакасия в период завершения реконструкции народного хозяйства. Победа социализма в СССР (1933-1937 гг.) [Текст] / К. М. Патачаков // Очерки истории Хакасии советского периода. 1917-1961 годы. - Абакан, 1963. - С. 145-171.
45. Первый «стальной конь» [Текст] // Власть труда. - 1925. - 24 ноября.
46. Погребинский, А. П. Строительство железных дорог в пореформенной России и финансовая политика царизма (60 90-е гг. XIX в.) [Текст] / А. П. Погребинский // Исторические записки АН. - Т. 47. - 1954. - С. 147-180.
47. Ромашкина, М. И. Из опыта работы партийных организаций по руководству комсомолом на строительстве железной дороги Абакан - Тайшет (1958-1965 гг.) [Текст] / М .И. Ромашкина // Ученые Записки Хакас. науч.-исслед. ин-т яз., лит. и истории. - 1974. - Вып. 19. - С. 65-73.
48. Савельев, Н. Три имени в одно в пути сольются: Кошурников, Стофато, Журавлев... [Текст] / Н. Савельев // Родина. - 2017. - № 1. - С. 28-30.
49. Сенин, А. С. Московский железнодорожный узел 1917 - 1922 гг.: дис. ... канд. ист. наук [Текст] / А. С. Сенин. - М., 2004. - 818 с.
50. Сенин, А. С. Управление железнодорожным транспортом в эпоху войн и
революций (1914 - 1922 гг.): дис. ... д-ра ист. наук [Текст] / А. С. Сенин.
- М., 2006. - 401 с.
51. Сидоров, А. Л. Железнодорожный транспорт России в годы Первой мировой войны и обострение экономического кризиса в стране [Текст] / А. Л. Сидоров // Исторические записки АН. - Т. 26. - 1948. - С. 3-45.
52. Соловьева, A. M. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. [Текст] / А. М. Соловьева. - М.: Наука, 1975. - 275 с.
53. Сплоченный коллектив, преданный путейской профессии [Текст] // Гудок. - 2017. - 12 января
54. Станция Аскиз - столица Дня железнодорожника [Текст] // Гудок. - 2016.
- 29 июля.
55. Строкова, Л. А. Численный анализ поведения основания опоры моста на старой железнодорожной линии [Текст] / Л. А. Строкова, Е. А. Епифанова, Т. Г. Коржнева // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. - 2017. - Т. 328. - № 5. - С. 125-139.
56. Ступин, П. П. Промышленное строительство в Хакасии (60-70-е гг.): планы и итоги [Текст] / П. П. Ступин // Хакасия в ХХ веке: хозяйственное и социальное развитие. - Абакан, 1995. - С. 106-118.
57. Тиникова, Е. Е. Половозрастная структура населения городов Южной Сибири в середине XX - начале XXI вв. [Текст] / Е. Е. Тиникова // Genesis: исторические исследования. - 2019. - № 2. - С. 74-87.
58. Торосов, В. М. Абакан [Текст] / В. М. Торосов. - Красноярск: Кн. изд-во,
1990. - 240 с.
59. Торосов, В. М. Об основных этапах экономической истории Хакасии [Текст] / В. М. Торосов // К 70-летию со дня образования Хакасской автономной области: материалы науч.-практ. конф., 20 окт. 2000 г. - Абакан, 2000. - С. 23-27.
60. Трошкина, И. Н. Социально-экономическое развитие Хакасии (XX - н. XXI вв.) [Текст] / И. Н. Трошкина, Г. М. Шапошников, В. К. Шулбаев // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 3 (13). - С. 209-212.
61. Трояков, Н. Три имени одного подвига [Текст] / Н. Трояков // Хакасия. - 1992. - 3 ноября.
62. Тугужекова, В. Н. Из истории промышленности Хакасии в 1945-1955 гг. [Текст] / В. Н. Тугужекова // Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. - Абакан, 1998. - С. 153-158.
63. Тутов, Н. М. Подвиг изыскателей (трассы Абакан - Тайшет. А. М. Кошурникова, А. Д. Журавлева, К. А. Стофато. 1942 г.) [Текст] / Н. М. Тутов // Транспортное строительство. - 1985. - № 4. - С. 59-60.
64. Устинов, А. Н. Очерки истории Хакасии советского периода. 1917-1961 гг. [Текст] / А. Н. Устинов, К. Г. Чаптыков. - Абакан: Хаккнигоиздат, 1963. - 419 с.
65. Халин, А. А. Развитие системы путей сообщения Нижегородского Поволжья и ее роль в социально-экономическом развитии региона (1830¬е - 1900 гг.): дис. .. д-ра ист. наук [Текст] / А. А. Халин. - М., 2006. - 465 с.
66. Харин, Ю. Г. Владикавказская железная дорога и ее влияние на развитие экономики Ставрополья последняя четверть XIX - начало XX вв.): дис. ... канд. ист. наук [Текст] / Ю. Г. Харин. - Нальчик, 1999. - 197 с.
67. Шадрин, А. В. Некоторые аспекты территориальных источников формирования промышленных кадров Сибири (на примере Саянского территориально-производственного комплекса, 1971-1985 гг.) [Текст] / А. В. Шадрин // Известия Алтайского государственного университета. - 2007. - № 3-4. - С. 205-208.
68. Шадрин, А. В. Формирование Саянского территориально-производственного комплекса: историко-экономическое исследование: автореферат дис. ... канд. ист. наук [Текст] / А. В. Шадрин. - Улан-Удэ, 2009. - 30 с.
69. Шалыгина, И. Аскизская земля [Текст] / И. Шалыгина // Гудок. - 2016. -
27 июля.
70. Шлапунова, О. Люди из легенды [Текст] / О. Шлапунова // Советская Хакасия. - 1984. - 12 ноября.
71. Шлык, Л. Абакан - ключ к Восточной Сибири [Текст] / Л. Шлык // Абакан. - 1995. - 9 декабря.
72. Шлык, Л. Дорога длиною в 17 лет [Текст] / Л. Шлык // Абакан. - 1996 . - 20 мая.
73. Шулбаев, В. К. Вопросы развития промышленности Хакасии (1970-1985 гг.) [Текст] / В.К. Шулбаев // Великий Октябрь и социалистическое строительство в Хакасии: материалы обл. науч. конф. - Абакан, 1988. - С. 92-96.
74. Шулбаев, В. К. К очеркам истории развития промышленности Хакасии. Советский период (1920-1940 гг.) [Текст] / В. К. Шулбаев // Научное обозрение Саяно-Алтая. - 2014. - № 1(9). - С. 28-33.
75. Юрлов, Н. Роковой маршрут [Текст] / Н. Юрлов // Гудок. - 2012. - 25
июля.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ