Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение молодежи города Красноярска к службе в армии

Работа №150793

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы социологического изучения отношения молодежи к
службе в армии 6
1.1 Молодежь как социальная группа, подлежащая службе в армии 6
1.2 Анализ социологических исследований об отношении молодежи к службе
в армии 15
2 Эмпирическое исследование отношения молодежи г. Красноярска к службе в
армии 21
2.1 Методическое обоснование исследования 21
2.2 Результаты социологического исследования «Отношение молодежи г.
Красноярска к службе в армии» 29
Заключение 54
Список использованных источников 60
Приложение А 63
Приложение Б 69
Приложение В

Армия - это важнейший социальный институт, представляющий собой систему социальных связей и отношений, существующих в вооруженных силах страны; совокупность сухопутных, военно-морских, военно-воздушных и других военизированных сил государства [1]. Армия не является обособленным институтом, она служит инструментом государства. Взаимоотношение армии и общества строится как напрямую, так и опосредовано - через комплекс общественных институтов (СМИ, партии, общественные организации и т.д.). С древних времен она представляет основу обороны страны и предназначена для отражения агрессии, направленной против России, для защиты целостности и суверенитета государства. Армия - опора и показатель военной силы.
Армия подразумевает под собой воинскую обязанность - обязательное прохождение военной подготовки граждан России в рядах Вооруженных сил РФ. В истории сказано, что со времен Российской империи российская армия имела большую мощь и престиж. Служба носила обязательный характер, была знаком отличия и предметом гордости мужчины. Если по какой-то причине ему не удавалось отслужить, то добиться уважения в обществе было трудно. В массовом сознании было большое уважение к образу солдата-воина, солдата- защитника, солдата-победителя, поэтому никто не хотел иметь репутацию «труса» или «больного». В армию стремились все, даже те, кто был негоден, искали различные пути, чтобы попасть на службу.
В результате трансформаций, произошедших в России за последние тридцать лет, произошло снижение социально-психологической готовности молодежи к сознательному выполнению воинского долга. Многие призывники боятся погибнуть при несении службы в горячих точках или получить увечья, быть подверженными дедовщине. Российское законодательство дает возможность заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой в ряде случаев. Но несмотря на это обстоятельство среди молодых людей все чаще формируется установка на избегание воинской обязанности. Армия ими воспринимается как препятствие на пути получения высшего образования. При этом, нежелание и неготовность идти служить становится своеобразной мотивацией для продолжения учебы в средне¬профессиональных и высших учебных заведениях.
Есть и те, кто считают службу в армии очень престижной и готовятся к ней заранее. Нередко молодые люди после прохождения обязательной военной службы отправляются на службу по контракту, так как есть гарантированный карьерный рост в военных структурах, хорошая заработная плата, социальный пакет. С развитием феминизма и равноправия многие женщины тоже решаются встать в ряды военных и отправляются на военную службу по контракту.
При данных обстоятельствах молодежь является особой социальной группой, изучение которой в сфере их отношения к службе в армии позволит выявить особенности поведенческих практик по отношению к учебе и отсрочкам в виду учебы, мотивации и желанию служить.
Кроме того, полученные социологические данные являются значимыми для разработки мероприятий по повышению престижа армии среди молодежи.
На сегодняшний день социологических исследований в области изучения отношения к службе в армии не так много. Военная социология в России развита слабо, соответствующая кафедра есть только в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва). Большинство представителей военной социологии дореволюционного периода эмигрировали (Н. Н. Головин, П. Н. Краснов, Е. Месснер, П. А. Сорокин, Н. С Тимашев), были подвергнуты репрессиям (А. Е. Снесарев, А. А. Свечин). Следует отметить работы А. С. Битева, Д. В. Зернова, Н. В. Кулагиной, В. А. Новикова, С. П. Парамоновой, Л. А. Саенко, А. А. Федоровой и др.
Объект: молодежь г. Красноярска.
Предмет: отношение молодежи г. Красноярска к службе в армии.
Цель: изучить отношение молодежи г. Красноярска к службе в армии.
Задачи:
1. Рассмотреть молодежь как социальную группу, подлежащую службе в армии.
2. Проанализировать результаты социологических исследований об отношении молодежи к службе в армии.
3. Разработать методическое обоснование социологического исследования «Отношение молодежи г. Красноярска к службе в армии».
4. Описать результаты социологического исследования.
Гипотеза: отношение молодежи г. Красноярска к службе в армии положительное.
Методы исследования: анализ научно-исследовательской литературы, статистических данных, описание, обобщение, классификация, сравнение.
Методологическое обоснование: Теоретическую основу исследования составляют работы по изучению армии как социального института С. Н. Вагина, Л. Г. Егорова и др.
Изучению молодёжи как социально-демографической группы были посвящены работы Ю. Р. Вишневского, Ю. Г. Волкова, А. И. Кравченко, В. Т. Лисовского, В. Т. Шайко и др.
Отношение к службе армии различных социально-демографических групп изучались в работах Н. О. Бациной, А. А. Елышевой, К. В. Кайзер, Н. В. Кулагиной, Т. Я. Музалевой, В. Н. Суряева и др.
Отношение студенческой молодежи к армии отразилось в трудах Г. В. Воробьева, Д. Г. Кочергина, Л. В. Логуновой, Ф. Н. Садриевой, А. С. Чочимакова.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы (четыре параграфа), заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Необходимость изучать отношение молодежи к службе в армии возникает, так как в обществе наблюдаются неоднозначные оценки касаемо российской армии. Для одних служба - это престижно и привлекательно, потому что после нее появляется возможность успешного трудоустройства в любых структурах. Другие, напротив, склонны демонизировать институт армии, в особенности обязательную военную службу, считая ее препятствием и бесполезной тратой времени на пути приобретения различных навыков. Такие оценки российской армии влияют на мотивацию молодых людей призывного возраста к обязательной службе.
На сегодняшний день многие женщины в попытке уравнять гендерные права стремятся попасть на военную службу по контракту. Таким образом, изучение отношения молодежи к службе в армии поможет разработать мероприятия по развитию и повышению престижа института армии.
В ходе анализа результатов осуществленных социологических исследований В. А. Новикова, А. А. Федоровой, С. П. Парамоновой, А. А. Иудина, 3. X. Саралиевой, Я. В. Ушаковой, а также исследовательскими центрами ЛевадаЦентр, ВЦИОМ и ФОМ для изучения отношения молодежи города Красноярска к службе в армии были выделены следующие эмпирические индикаторы: оценка молодежью армии в целом; мотивация молодежи к службе в армии; отношение молодежи к разным видам службы; отношение молодежи к обучению на военной кафедре; необходимость обязательной военной службы для женщин.
Первый индикатор включал в себя 10 вопросов, с помощью которых нужно было выяснить, как молодежь оценивает армию в целом. Результаты исследования показали, что молодежь неоднозначно оценивает состояние российской армии - оценку «удовлетворительно» выставили 30% мужчин и 29% женщин, «хорошо» 27% мужчин и 17% женщин, «неудовлетворительно» оценили состояние российской армии 22% мужчин и 28% женщин, «отлично» лишь 17% мужчин и 8% женщин, 4% мужчин и 15% женщин затруднились ответить. Несмотря на амбивалентные оценки, молодежь г. Красноярска выражает доверие к институту армии, так как считает, что в случае реальной угрозы армия в силах защитить страну. Согласие в той или иной степени по данному вопросу выразили более половины опрошенных женщин (55%) и мужчин (69%). Результаты показали, что среди молодежи распространено мнение, что служба в армии - это гражданский долг. Так считают 38% женщин и 40% мужчин. Кроме того, более половины респондентов (60%) согласны либо скорее согласны с тем, что обязательная военная служба - это конституционная обязанность гражданина РФ. Но при этом отмечается низкий интерес к службе по призыву, так как при ответе на вопрос «С какого возраста, по Вашему мнению, должны призывать на военную службу?» респонденты отмечают, что у молодых людей должен быть выбор, когда идти на службу и идти ли вообще.
Служба в армии у молодежи ассоциируется с потерянным временем (согласны или скорее согласны 58% респондентов) и опасностью (согласны или скорее согласны 62%), но при этом после нее проще трудоустроиться. Так считают 50% респондентов. Чуть более половины респондентов (52%) считают, что за время службы в армии возможно обучиться полезным навыкам.
Среди молодежи слабо распространено мнение, что в армии встречается дедовщина и что армия повышает социальный статус (согласны или скорее согласны 39% респондентов). Около половины респондентов (47%) не согласны и 16% затрудняются ответить, что служба почетна.
Нет единого мнения касаемо ухудшения физического и психического здоровья после службы и желания, чтобы их ребенок служил в армии, так как ответы респондентов равномерно распределились по всем вариантам ответов.
Основными источниками формирования мнения о службе в армии молодежь выбирает родителей и друзей. Так ответили 63% женщин и 55% мужчин, 10% мужчин отмечают, что они самостоятельно сформировали свое мнение об армии после службы.
Молодежь склонна положительно характеризовать мужчин, которые служили в армии, так как они более дисциплинированы, серьезны, самостоятельны, надежны и уверены в себе. Так ответило около половины респондентов (44% женщин и 49% мужчин). Стоит отметить, что при ответе на вопрос «Дайте характеристики мужчине, который не служил в армии» респонденты чаще давали нейтральные оценки (40% женщин и 28% мужчин) либо затруднялись ответить (22% женщин и 24% мужчин), отмечая, что стоит обращать внимание на причину, по которой мужчина не служил в армии.
Среди респондентов нет единого мнения касаемо того будет ли их ребенок служить в армии. Вариант «Мой ребенок обязательно пойдет в армию по призыву» выбрали четверть (25%) женщин и треть (31%) мужчин. «Мой ребенок не будет служить в армии» выбрали 36% женщин и 27% мужчин.
Таким образом, по ответам респондентов можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза по данному блоку вопросов частично подтвердилась, так как среди молодежи г. Красноярска нет определенных оценок армии в целом.
Следующий индикатор состоял из 8 вопросов и изучал мотивацию молодежи к службе в армии. Результаты показали, что в исследовании принимали участие женщины, которые не служили в армии, из мужчин служили только 38% респондентов. Им был задан вопрос «Какие навыки Вы приобрели за время службы в армии?». Результаты показали, что мужчины после службы стали дисциплинированными (18% ответов), научились владеть оружием (17% ответов), стали морально (16%) и физически (15%) подготовленными, а также самостоятельными (10%).
Ответы мужчин, которые не служили в армии, показали, что более половины из них (62%) получили отсрочку от службы. Большинство из них (82%) по причине обучения в учебном заведении. Ответы респондентов на вопрос «Собираетесь ли Вы служить в армии?» показали слабую мотивацию на службу, так как 88% женщин и 66% мужчин не собираются служить в армии. Основной причиной, по которой молодежь не желает служить, является нежелание терять год. Так считают около трети женщин (29%) и мужчин (27%). Также молодежь испытывает страх по отношению к службе (16% ответов) и нежелание быть оторванными от дома (11% женщин и 15% мужчин). Половина респондентов (53% женщин и 51% мужчин) придерживаются установки уклонения от службы при наличии такой возможности.
Время, необходимое для службы, молодежь предпочитает тратить на образование (ответы 35% женщин и 17% мужчин), работу (ответы 18% женщин и 29% мужчин), иной деятельностью предпочитают заниматься 14% женщин и 22% мужчин.
Исходя из вышеперечисленных фактов, молодежь слабо мотивированна на службу в армии и в большей степени заинтересована в получении образования, работе, карьере и самостоятельном распределении своего времени. Таким образом, гипотеза по данному пункту не подтверждена.
Третий индикатор был направлен на изучение отношения молодежи к разным видам службы в армии. С помощью четырех вопросов выяснилось, что молодежь склонна отрицательно оценивать обязательную военную службу. Так ответили 53% женщин и 50% мужчин. При этом отмечается положительное отношение к контрактной и альтернативной службе.
Более половины (88%) респондентов согласны, что служба по контракту - это хорошая возможность сделать карьеру в военной области. Утверждение, что служба по контракту перспективна поддерживают 70% респондентов. Также более половины респондентов (73% женщин и 63% мужчин) положительно относятся к альтернативной гражданской службе.
Следует вывод, что отношение молодежи к службе в армии меняется в зависимости от ее вида. Таким образом, гипотеза по данному индикатору полностью подтверждена.
Четвертый индикатор был направлен на выяснение отношения молодежи к обучению на военной кафедре. Результаты показали, что более половины респондентов (76% женщин и 83% мужчин) положительно или скорее положительно относятся к обучению на военной кафедре. Также выяснилось, что более половины опрошенных мужчин (60%) пошли бы на военную кафедру, если бы таковая была в их учебном заведении. Среди женщин нет однозначного мнения - 45% отказались от обучения на военной кафедре, 34% согласились, 21% затруднились ответить.
Таким образом, гипотеза, что молодежь положительно относится к обучению на военной кафедре верифицирована.
Последний эмпирический индикатор состоял из одного вопроса и был направлен на изучение мнения молодежи о том, нужна ли обязательная военная служба для женщин.
Результаты показали, что гипотеза по данному блоку не верифицирована, так как большинство респондентов (76% женщин и 72% мужчин) не считают, что женщин необходимо обязательно призывать на военную службу. Данное мнение аргументировано тем, что женщины - слабый пол, служба в армии для них - это большая опасность.
Стоит отметить, что часть опрошенных (14% женщин и 15% мужчин) все же считает обязательную военную службу для женщин необходимостью, так как она помогает стать более дисциплинированными, а также уравнять права мужчин и женщин.
Исходя из вышеперечисленного, результаты исследования показали, что у молодежи г. Красноярска нет однозначного мнения о службе в армии. Несмотря на отрицательное отношение к военной службе по призыву, отмечаются и полезные аспекты такой службы. Например, приобретение полезных навыков, возможность трудоустройства в государственные структуры, а также уважение и доверие окружающих.
Не раз ответы респондентов подтвердили положительное отношение к контрактной военной службе, так как она более перспективна и эффективна. Альтернативная гражданская служба и обучение на военной кафедре также положительно характеризуется респондентами. Из этого следует, что гипотеза исследования, что молодежь г. Красноярска положительно относится к службе в армии частично верифицирована.



1. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон // Санкт - Петербург : Семеновская Типолитография, 1890 - 1907. - Т.18. - Режим доступа: https: //www.runivers .ru/lib/book3182/10149/
2. Волков, Ю. Г., Добреньков В.И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: учеб. пособие /под ред. Ю. Г. Волкова - Ростов н/Д: Феникс. - 2001. - 575 с.
3. Кравченко, А. И. Введение в социологию: учебное пособие / А. И. Кравченко. - Москва : «На Воробьевых», 1994. - 141 с.
4. Маннгейм, К. Диагноз нашего времени [Электронный ресурс] / К. Маннгейм - Режим доступа: http://yakov.works/libr_min/13_m/an/heim3.html
5. Призывная кампания 2016 - что нужно знать? [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.ру. - Режим доступа: http://www.garant.ru/actual/prizyv/concepts/
6. Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе. П. 1а ст. 22. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7. Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе.
Статья 24. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8. Юридический и налоговый портал Народный советник. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsovetnik.ru/
9. Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе. П. 1
ст. 25. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
10. Смирнов, А. И. Проблемы трудоустройства молодых людей после службы в армии по призыву [Электронный ресурс] / А. И Смирнов // Теория и практика общественного развития. 2015. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problemy-trudoustroystva-molodyh-lyudey-posle- sluzhby-v-armii-po-prizyvu/viewer
11. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https: ZZfunction.mil .ru/news_pageZcountryZmore.htm?id=12241819@egNews
12. Российская газета - Федеральный выпуск №7616 (153). [Электронный ресурс] Режим доступа: https:ZZrg.ruZ
13. [Электронный ресурс] Режим доступа: https:ZZkartaslov.ruZ
14. Рыков, С. Л. Личностная самореализация военнослужащих-женщин в военно-социальной среде // Г ендерные стереотипы в современной России. М. : МАКС Пресс, 2007. С. 169-186.
15. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О воинской обязанности и военной службе" Статья 34. [Электронный ресурс] ZZ Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http: ZZwww.consultant .ruZ
16. Defluer L. B., Warner R. L. Socioeconomic and social-psychological effect of military service on woman ZZ J of Political and Military Sociology. 1985. Vol. 13. P. 195-208.
17. Аврон Спиро, Ричард А. Сеттерстен, Кэролин М. Алдвин Долгосрочные результаты военной службы в старении и жизненном курсе: позитивное переосмысление, [Электронный ресурс] Z Геронтолог , том 56, выпуск 1, Февраль 2016 г., страницы 5-13. - Режим доступа: https:ZZdoi.orgZ 10.1093ZgerontZgnv093
18. Новиков, В. А. Проблема отношения молодых людей к службе в армии [Электронный ресурс] / В. А. Новиков, А. А. Федорова, С. П. Парамонова // Формирование гуманитарной среды в ВУЗе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2016. - с.107 - 113. - Режим доступа: https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=27265017
19. Иудин, А. А. Социологический портрет призывника [Электронный ресурс] / А. А. Иудин, 3. X. Саралиева, Я. В. Ушакова // Социологические
исследования. - 2013. - с.54 - 63. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=20467287
20. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.levada.ru/2019/06/18/rossij skaya-armiya-3/
21. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9045
22. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://ria.ru/20190412/1552633032.html
23. Агапова, Е. П. Организация работы с молодежью : учебное пособие / Е. П. Агапова, Л. С. Деточенко. - Москва :Директ-Медиа, 2015. - 738 с.
24. Военный энциклопедический словарь. - М. : Военное издательство, 1984.
25. [Электронный ресурс] Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе. П.1 ст.2. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
26. [Электронный ресурс] Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе. Статья 22 П.1а. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
27. [Электронный ресурс] Юридический и налоговый портал Народный советник. - Режим доступа: https://nsovetnik.ru/
28. [Электронный ресурс] Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Статья 1 П.1. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
29. [Электронный ресурс] Федеральный закон «О воинской
обязанности и военной службе». Статья 24. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
30. Борисов А. Б. Большой юридический словарь. — М.: Книжный мир, 2010. — 848 с.
Приложение А


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ