Введение 5
1 Теоретические основы организации деятельности налоговых органов по
обслуживанию налогоплательщиков 8
1.1 Задачи, функции и организация деятельности налоговых органов 8
1.2 Организация работы территориальных налоговых органов по приему и
обслуживанию налогоплательщиков 20
2 Направление деятельности налоговых органов по обслуживанию
плательщиков на примере ИФНС по г. Заречному Пензенской области 30
2.1 Общая характеристика и правовое положение Инспекции как субъекта,
осуществляющего обслуживание налогоплательщиков 30
2.2 Информационное обеспечение организации деятельности Инспекции
ФНС по г. Заречному Пензенской области по обслуживанию налогоплательщиков 40
2.3 Анализ проблем и направления совершенствования организации
деятельности налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков 47
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложения 59
В современных условиях хозяйствования взаимодействие плательщиков и налоговых органов немаловажно при обеспечении стабильности бизнеса и налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.
В последнее время тема, отражающая проблемы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, - одна из ключевых в дискуссиях, которые проводятся бизнес-сообществом с участием представителей исполнительной власти и СМИ.
Сложившиеся в полной мере стереотипы и противостояние сторон преодолеть совсем непросто. Однако прослеживается постепенное формирование более уважительных и партнерских отношений между налоговыми органами и плательщиками. Поэтому одна из важнейших задач для налоговиков - повышение качества предоставляемых налогоплательщикам услуг, в том числе информационных. Каждая налоговая инспекция становится неким аналитическим центром по обработке налоговой информации с эффективной сервисной службой, где любой налогоплательщик легко может заполнить отчетную форму, рассчитать и своевременно уплатить налоги. Конечный результат деятельности таких центров - увеличение объема налоговых поступлений в бюджет.
Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что основа формирования взаимоотношений налоговых органов и плательщиков - эффективная система обслуживания налогоплательщиков.
Государство в лице налоговых органов должно в глазах налогоплательщиков выглядеть справедливым и компетентным. Налоговые органы формируют не только свой образ, но в некоторой степени и образ государства в целом. Поэтому обслуживание налогоплательщиков должно стать приоритетным в деятельности налоговых органов.
При этом у налогоплательщика есть собственные интересы. Ему необходимо иметь полную и достоверную информацию, которая позволит 5
эффективно вступать в налоговые правоотношения. Ее получение осуществляется двумя путями: через налоговые органы либо через специалиста, способного предоставить такую информацию, а также рекомендацию или совет. И государство обязано создать условия, при которых налогоплательщик сможет реально воспользоваться этой информацией.
Степень научной разработанности темы исследования достаточно высокая. Данная проблема исследуется как на законодательном уровне, так и в работах таких авторов, как Дадашева А.З., Красницкого В.А., Лобанова А.В. и Перонко И.А.
Объект исследования - Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Заречному Пензенской области.
Предмет исследования - организация деятельности налоговых органов по обслуживанию плательщиков на примере ИФНС России по г. Заречному.
Цель работы - на основе изучения функционирования налоговых органов выявить проблемные вопросы данного направления и определить перспективы развития данного направления деятельности на примере ИФНС России по г. Заречному...
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Развитие взаимоотношений между налоговыми органами и
налогоплательщиками в России началось в 1993 г. после создания Государственный реестр предприятий.
Последующее взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков было регламентировано Единым стандартом обслуживания
налогоплательщиков, которое на сегодняшний день утратило силу.
Основным документом, сегодня регламентирующим налогообложение в России, является Налоговый кодекс РФ. В зарубежных странах с развитым налоговым администрированием особое внимание уделено информационному воздействию налоговых ведомств на налогоплательщиков. Большой упор, в данном направлении, делается на упрощение налоговой документации, а также на создание максимально удобного для налогоплательщика процесса общения с профильным государственным органом. Для этого последний широко использует все способы распространения информации - от печатных изданий до Интернета.
В современных условиях резко возрастает значение просветительской работы налоговых органов, и поэтому к ней предъявляются особые требования. Основным моментом в данном случае является формирование у
налогоплательщиков понимания неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет всей суммы налогов. Поэтому основная задача -
эффективный выбор просветительской работы по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков. Ее решение должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.
Деятельность ИФНС России по г. Заречному рассмотрена как система взаимодействия всех структурных подразделений. При этом в работе построена организационная структура налоговой инспекции, которая относится к линейно-функциональному типу, что не способствует принятию оптимальных и своевременных решений.
Работу с налогоплательщиками в ИФНС России по г. Заречному проводят следующие подразделения: Отдел учета и работы с налогоплательщиками и Отдел контрольной работы.
Информационное обеспечение организации деятельности налоговых органов по обслуживанию субъектов хозяйствования построено на:
- данных в предоставляемой плательщиками налоговой и бухгалтерской отчетности;
- информации с Интернет-сайта ФНС;
- информации, полученной в ходе проведения семинаров и телефонной связи.
Среди проблем современного обслуживания плательщиков налоговыми органами необходимо выделить:
- концентрация налоговой информации на районном уровне;
- недостаточная квалификация сотрудников ИФНС;
- линейно-функциональная структура Инспекции, не позволяющая оперативное принятие решений;
- несовершенство автоматизированной информационной системы «Налог», которая снижает уровень надежности и адаптивности.
В качестве совершенствования организации деятельности налоговых органов по взаимодействию с плательщиками в рамках данного исследования предложено:
- необходимость в оптимизации трудоемкости и ресурсоемкости
работы Инспекции за счет пересмотра ее организационной структуры и формирования нового подразделения «отдел обслуживания
налогоплательщиков» из сотрудников других отделов ИФНС;
- повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам, которое заключается в расширении возможностей Контакт-центров, горячих линий. В данном случае речь идет и о предоставлении налогоплательщикам возможности уплаты налогов с использованием терминалов и электронных кошельков;
- повышение эффективности использования накопленной на сегодня ИФНС России информации за счет внедрения горизонтального мониторинга на примере курных плательщиков г. Заречного;
- повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов, заключающееся в соблюдении регламентных процедур и сроков, установленных действующим законодательством. Нельзя забывать и о постоянном повышении квалификации сотрудников ИФНС;
- привлечение представителей правоохранительных органов при организации проведения семинаров.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от
31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // СПС Консультант Плюс:
Законодательство.
2. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10164408/#ixzz4SMB63dOo.
3. Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3- 06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=LAW ;n=129610;req=doc# 1.
4. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об
утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 12.11.2016). [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_49673/.
5. Аналитическая справка «О поступлениях администрируемых ФНС
России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 г.» // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. URL:
https: //analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
6. Алиева Б.Х. Мусаева Х.М. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов / Б.Х. Алиева Х.М. Мусаева. Издательство: Юнити-Дана 2014 г. 439с.
7. Амиралиева Д.М. Налоговое консультирование как способ борьбы с налоговыми правонарушениями / Д.М. Амиралиева // Экономика и банковская система: теория и практика: материалы заочной международной научнопрактической конференции 2016. С с.33 по с.37.
8. Берестовой, С.В. Налоговые проверки в Соединенных Штатах Америки // Российский налоговый курьер. 2014. № 13 14. С с. 12 по с. 17.
9. Ванькина А.П. Возможности применения опыта зарубежных стран в области организации и проведения налогового контроля в практике налоговых органов РФ //Экономические науки №26-1 28.10.2014 Электронный ресурс http://novainfo.ru/article/2534.
10. Высоцкая О. А. О критериях отнесения субъектов
предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2012. № 2 (12). С с.94 по с.96.
11. Галяутдинов Р.Р. Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов // Сайт преподавателя экономики. [2015]. URL: http://galyautdinov.ru/post/nalogovaya-sistema-rossii (дата обращения: 26.12.2016).
12. Гусев А. О некоторых особенностях проведения налоговых проверок // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2013. № 3. С с.41 по с.51.
13. Горфинкель В.Я, Швандара В.А. Экономика предприятия: Учебник / В.Я. Горфинкель В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 670 с.
14. Дадашев А.З. Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации / А.З. Дадашев А.В. Лобанов. М.: Книжный мир 2012. 369 с.
15. Дьячкина Л.А. Налоговое консультирование как инструмент борьбы с агрессивным налоговым планированием / Л.А. Дьячкина // Россия и Санкт- Петербург: экономика и образование в XXI веке: науч. сессия проф. преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2014 год: сб. докл. СПб. 2015. С. с. 137 по с. 141...41