Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ МОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА «'ОТЦЫ И ДЕТИ» И.С. ТУРГЕНЕВА)

Работа №150623

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 4
1 Понятие монографической темы в теоретическом аспекте 7
1.1 Понятие монографической темы в методике литературы 7
1.2 Методы и приемы изучения монографической темы 9
2 Изучениеромана «Отцыи дети» И.С. Тургеневав 10 классе 18
2.1 Подходы к изучению романа «Отцы и дети» в методике
литературы 18
2.2 Обзор УМК по литературе в аспекте изучения романа «Отцы и дети»
И.С. Тургенева 23
2.3 Методические рекомендации к изучению романа «Отцы и дети»
И.С. Тургенева 29
Заключение 45
Список использованных источников 47

Гуманитарные предметы способствуют развитию мировоззрения обучающихся. Изучение литературы помогает оценить необъятность и сложность окружающего мира и свободно и независимо ориентироваться в этом бесконечном и таинственном пространстве. Увлечение искусством слова помогает не только понять мир, но прежде всего понять самих себя. Изучая литературу, обучающийся вступает в диалог с «инженерами человеческой души», и этот разговор сильно влияет на взгляды юного читателя.
Большая часть уроков литературы в 9-11 классах - это монографические и обзорные темы, в рамках которых художественное произведение изучается в контексте истории литературы, биографии писателя, культуры.
Вопросы изучения монографической темы разрабатывались отечественными учеными. Отдельные аспекты отражены в работах В.В. Голубкова [16], Б.А. Ланина [22], Н.Б. Крылова [20], а также современных ученых-методистов: Г.И. Беленького [5], О.С. Богдановой [8], Т.Г. Браже [9], В.Г. Маранцмана [28], А.О. Крундышева [21] и др.
На всех этапах изучения монографической темы (вводно­ориентировочные занятия, уроки по биографии писателя, уроки интерпретации и анализа, обобщение материала на заключительных занятиях) важную роль играет формирование целостного понимания художественного мира писателя, его концепции мира и человека, а также специфики воплощения этой концепции в системе образов и структуре произведений. М.Б. Храпченко [40, с. 70] подчеркивает, что «творчество писателя представляет собой системное единство. Системное, прежде всего потому, что каждого талантливого писателя отличает свой круг тем, идей, образов. Системными свойствами творчество талантливого писателя обладает еще и вследствие того, что на всех созданных им произведениях лежит выразительный отпечаток его художественной индивидуальности». Большинство авторитетных исследований, посвященных изучению романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева в рамках монографической темы относится к семидесятым годам (Т.Г. Браже, В.В. Голубков, В.Г. Маранцман). Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска новых подходов в изучении романа «Отцы и дети» в рамках монографической темы.
Цель исследования состоит в разработке методических рекомендаций к системе уроков по роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определиться в понимании понятия «монографическая тема».
2. Рассмотреть методы и приемы изучения монографической темы на уроках литературы.
3. Изучить и описать подходы к изучению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в методике литературы.
4. Изучить программы по литературе и методические разработки в аспекте изучения романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
5. Разработать методические рекомендации к изучению романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева
Объект исследования - процесс изучения романа «Отцы и дети» в рамках монографической темы на уроках литературы в 10 классе.
Предмет исследования -методы и приемы изучения монографической темы на уроках литературы в старших классах (на материале романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева).
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили труды В.В. Голубкова [16], Т.Г. Браже [9], В.Г. Маранцмана [28], посвященные методике изучения литературы; исследования Ю.Б. Лебедева [23], связанные с изучением творчества И.С. Тургенева в школе.
Цель и задачи исследования определили следующие методы:
сравнительный, структурно-семантический, метод интерпретации.
Разработанные нами методические рекомендации могут использовать учителя в своей профессиональной деятельности, а также студенты- практиканты при прохождении педагогической практики в школе.
Апробация работы:
статья «Изучение монографической темы на уроках литературы в старших классах (на материале романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева)» [6].
• выступление на научно-практической конференции «Современное
педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты»
(г. Лесосибирск, 2022) с докладом «Изучение монографической темы на уроках литературы в старших классах (на материале романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева)».
Работа выполнена по заказу МБОУ СОШ Лицей г. Лесосибирск.
Имеется акт о внедрении: материалы выпускного квалификационного сочинения внедрены в учебный процесс МБОУ Лицей г. Лесосибирск.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 наименований. Общий объем работы - 51 страница.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
На всех этапах изучения монографической темы (вводно­ориентировочные занятия, уроки по биографии писателя, уроки интерпретации и анализа, обобщение материала на заключительных занятиях) важную роль играет формирование целостного понимания художественного мира писателя, его концепции мира и человека, а также специфики воплощения этой концепции в системе образов и структуре произведений.
При рассмотрении методов и приемов изучения монографической темы, мы определили, что все они обусловлены логикой интерпретации произведения, соответствуют так называемому «пути» движения анализа. Методисты предлагают проблемный анализ, пообразный, композиционный, проблемно-тематический.
Анализ методических работ, связанных со сложившейся традицией изучения романа в школе (Т.Г. Браже, В.В. Голубков, В.Г. Маранцман) показал, что методисты отмечали трудность прочтения романа связана с пониманием Тургенева социально-политической ситуации тогда и сейчас. Также методисты рекомендовали при изучении романа обращаться к другим видам искусства (иллюстрации художников, экранизация романа и т.д.).
Проанализировав УМК по литературе под редакцией Ю.В. Лебедева и Б. А. Ланина, выявили, что система уроков по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе, связана прежде всего с композиционным методом анализа произведения. В результате изучения обучающиеся должны иметь представление об общественном конфликте, отраженном в романе; особенностях реализации спора «отцов» и «детей»; композиции произведения.
Нами были разработаны методические рекомендации к изучению романа «Отцы и дети» в 10 классе. За отправную точку интерпретации 45
романа мы взяли утверждение о том, что конфликт «отцов» и «детей» реализуется в бытовом (семейном), общественном и бытийном плане. Это обусловило логику уроков по роману. Предметом изучения стали все три вида конфликтов. Прием составления ассоциативного кластера в начале изучения произведения позволил сразу обозначить все виды конфликта в произведении и выстроить в связи с этим систему персонажей.
За основу анализа при изучении романа предлагаем использовать проблемно-тематический принцип, так как он позволяет обратить внимание на все стороны реализации конфликта в романе и в то же время охарактеризовать персонажей в их взаимодействии.
При рассмотрении бытийного конфликта считаем эффективным исследовательский метод. Предлагаем его реализовать на последнем уроке по роману. Обучающиеся делятся на группы, в которых исследуют с использованием мифологических словарей и энциклопедий символику имен в произведении, соотносят значение имени с другими литературными героями с таким же именем. Рассматривают, как влияет значение имени героя на его судьбу. В результате обучающиеся приходят к выводу, что имена не случайны, они определяют бытие героев и связаны с картиной мира в целом.
Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования нами достигнута, задачи решены.


1. Альберткова, Р.И. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Р.И. Альберткова. - Москва : Просвещение, 1991. - 67 с. - ISBN 5-09-003245-9
2. Архангельский, А.Н. Литература. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник. В 2 ч. Ч. 2 / А. Н. Архангельский, В. В. Агеносов. - Москва : Дрофа, 2013.- С. 512.
3. Батюто, А.И. Избранные труды / А.И. Батюто. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2004. - С. 960.
4. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин //
studmed.ru : [сайт]. - 2008-2023. - URL: https://www.studmed.ru/view/bahtin- mm-literaturno-kriticheskie-stati 87e20bba8e7.html (дата обращения:
17.04.2023).
5. Беленький, В.Г. Приобщение к искусству слова (Раздумья о преподавании литературы в школе) / В.Г. Беленький. - Москва : Просвещение, 1990. - С. 188.
6. Белова, А.В. Понятие монографической темы в историко­теоретическом /А.В. Белова // Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты: сборник научных статей II Всероссийскойго молодежного научного форума / ответственный редактор О.Б. Лобанова. - Красноярск, 2023. - С. 169-170.
7. Беляева, И.А. Творчество И.С. Тургенева: фаустовские контексты / И.А. Беляева. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2018. - С. 249.
8. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе
изучения литературы / О.Ю. Богданова //rusist.info : [сайт]. - 2016. -
URL:https://rusist.info/book/6233687 (дата обращения: 25.04.2023).
9. Браже, Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: пособие для учителя / Т.Г. Браже // vk.com : [сайт]. - 2006. - URL:https://vk.com/wall- 90897661 958 (дата обращения: 05.06.2023).
10. Буслакова, Т.П. Как анализировать эпическое произведение / Т.П. Буслакова. - Москва : 2004. - С. 188.
11. Бялый, Г.А. Тургенев и русский реализм глава четвертая. Первый роман / Г.А. Бялый // Turgenev-lit.ru : [сайт]. - 2010. - URL: http://turgenev- lit.ru/turgenev/kritika-o-turgeneve/byalyj-russkij-realizm/pervyj-roman.htm (дата обращения: 30.04.2023)
12. Влащенко, В.И. Образ Базарова и позиция автора в романе «Отцы и дети» / В.И. Влащенко // Литература в школе. - 2012. №7. - С.8
13. Волков, И.П. Учим творчеству / И.П. Волков // pedagogic.ru :[сайт].
- 2007-2021. - URL: -
http: //pedago gic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st004^й^йдата обращения
06.06. 2023).
14. Воровский В.В. Литературно-критические статьи / В.В. Воровский
//rusneb.ru : [сайт]. - 2016. -
URL: https: //rusneb.ru/catalo g/000199 000009 005871040/ (дата обращения: 05.06.2023).
15. Высказывания великих людей о И.С. Тургеневе и его творчестве -
2018-2022 - URL: https: //nauka.club/literatura/tsitaty/vyskazyvaniya-o-
turgeneve.html (дата обращения: 02.06.2023)...41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ