ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ И МЕТОДАХ МАТЕМАТИКИ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений о роли и методах математики в познании окружающего мира ... 6
1.1. Механизмы и этапы формирования у субъекта представлений об
окружающей действительности 6
1.2. Роль математики и специфичность её методов в познании окружающей
действительности 15
Глава. 2. Прикладные задачи в школьном курсе математике 25
2.1. Содержание понятия «прикладная задача», функции прикладных задач
и методика работы с ними при обучении математике 25
2.2. Комплекс прикладных задач для формирования у обучающихся представлений о роли и методах математики в познании окружающего мира 33
Заключение 42
Список литературы 43
Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех, которых связаны с естественными науками, техникой, экономикой. Но математика стала проникать и в области традиционно “нематематические” - управление государством, медицину, лингвистику и другие. Несомненна необходимость применения математических знаний и математического мышления врачу, историку, лингвисту и трудно оборвать этот список, настолько важно математическое образование для профессиональной деятельности в наше время.
Одним из моментов в модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой. Проблема прикладной направленности обучения математике не нова и на всех этапах ее становления и развития была связана с множеством вопросов, часть из которых не решена до сих пор. Проблема прикладной направленности школьной математики динамична по своему содержанию и в силу постоянного развития математической теории, прогресса ИКТ, расширения области человеческой деятельности. Даже будучи однажды решенной, она с каждым новым витком истории будет требовать переосмысления и корректировки. Об этом нужно не забывать. Предугадать все аспекты применения математики в будущей деятельности учащихся практически невозможно, а тем более сложно рассмотреть все эти вопросы в школе. Научно - техническая революция во всех областях человеческой деятельности предъявляет новые требования к знаниям, технической культуре, общему и прикладному характеру образования. Это 4
ставит перед современной школой новые задачи совершенствования образования и подготовки школьников к практической деятельности. Принцип прикладной направленности школьной математики.
Прикладная направленность школьного курса математики осуществляется с целью повышения качества математического образования учащихся, применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель исследования: Выявить возможности прикладных задач в школьном курсе математики для формирования у обучающихся представлений о роли и методах математики в познании окружающей действительности
Объект исследования: Обучение математике в школьном курсе
Предмет исследования: Прикладные задачи в школьном курсе математики как средство формирования у обучающихся представлений о роли и методах математики в познании окружающего мира
Задачи исследования
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2) На основе анализа изученной литературы выявить механизм и этапы формирования представлений о явлениях окружающей действительности и существующих связях между ними.
3) На основе анализа изученной литературы сформулировать специфическую роль и универсальные методы математики в познании и преобразовании окружающей реальности.
4) Выявить основные дефиниции понятия «Прикладная задача», виды и функции прикладных задач.
5) Составить комплекс прикладных задач для формирования у обучающихся представлений о роли и методах математики в познании окружающего мира. 5
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
• воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Целью предоставленной работы является исследование роли прикладных задач в школьном курсе математики как средства формирования у обучающихся представлений о роли и методах математики в познании окружающего мира.
Для достижения указанной цели мной была изучена психолого¬педагогическая и методическая литература. На основе анализа психологической литературы были выявлены этапы формирования представлений об окружающем мире у детей. В соответствии с теорией Пиаже, способность к абстрактному мышлению появляется у детей в возрасте 11-12 лет, с этого возраста целесообразно начинать обучение специфическим математическим методам познания. К специфическим математическим методам относятся метод моделирования и аксиоматический метод. Эта специфика математики позволяет рассматривать её как универсальный язык науки. Важно в процессе обучения в школе сформировать у обучающихся понимание этой роли математики в познании окружающего мира.
Основным средством обучения в школе являются учебные задачи. Поэтому для достижения вышеуказанных целей необходим комплекс специально подобранных так называемых прикладных задач. Понятие прикладной задачи, её функции, этапы работы с прикладной задачей в процессе обучения были рассмотрены мной на основе анализа методической литературы в пункте 2.1.
Комплекс прикладных задач для 10-11 классов предложен в пункте 2.2. Задачи комплекса могут быть использованы как непосредственно на уроке математики, так и в организации внеурочной, кружковой деятельности обучающихся.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута
1. Агаханов Н.Х. Математика. Районные олимпиады. 6-11 классы. - М.: Просвещение, 2010.
2. Агаханов Н.Х. Математика. Областные олимпиады. 8-11 классы.- М.:Просвещение, 2010.
3. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно¬педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.
4. Галкин Е.В. Задачи с целыми числами. 7-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват.учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996. - 544 с.
6. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. - С. 230-243.
7. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. - Книга 2. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. - С. 7-18.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. - М., 2008. - 21 с.
9. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
10. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.
11. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. М., 1967. - 325 с. 45
12. Виленкин Н.Я., Абайдулин С.К., Таварткиладзе Р.К. Определение в школьном курсе математики и методика работы над ними. // Математика в школе. - №4, 1984.
13. Волович М.Б. Обыкновенные дроби. Проценты. /Пособие для учителя, ученика и его родителей. — М.: Аквариум, 1997.
14. Грудёнов Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем. : Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.
15. Жохов В.И. Новый учебник математики для 5 класса // Математика. — №40, 1995.
16. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах.: Методические рекомендации для учителя к учеб. Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда. — М.: Русское слово, 1999.
17. Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Рослова Л.О., Суворова С.Б. Учебные комплекты по математике для 5-6 классов. // Математика в школе. — №4, 1997.
18. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. Пособие для учащихся физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т.Ф. Кириченко и др.; Под ред. Е.И. Лященко. - М.: Просвещение, 1988 - с. 38-46.
19. Лященко Е.И., Мазаник А.А. Методика обучения математике в 5-6 классах. — Минск: Народная асвета, 1976.
20. Математика : Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г.В, Дорфеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.; Под ред. Г.В Дорофеева, И.Ф Шарыгина. — М.: Просвещение, 2000.
21. Математика : Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. — М.: Мнемозина, 2001.
22. Математика : Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Г.В, Дорфеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.; Под ред. Г.В Дорофеева, И.Ф Шарыгина. — М.: Дрофа, 1997. 46
23. Математика : Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. — М.: Мнемозина, 2001.
24. Методика преподавания математике в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для учащихся физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканин, В.Я. Саннинский.— М.: Просвещение, 1980 — с.57-70.
25. Методика преподавания математике в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для учащихся пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А.Я. Блох, В.А. Дорофеев и др. ; Сост. В.И. Мишин. — М.: Просвещение, 1987 — с.5-61.
26. Мордкович А. Г., Денищева Л. О., Корешкова Т. А., Мишустина Т. Г. , Семенов П. В., Тульчинская Е. Е. Алгебра и начала математического анализа. 10—11 классы. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 10-е изд., стер. — М. : Мнемозина, 2009.
27. Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10—11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень). 10-е изд., стер. — М. : Мнемозина, 2009.
28. Мухина В.С. Возрастная психология.: Учеб. для вузов. - М.: Академия, 1997.
29. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. /Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г Миндюк. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.
30. Саранцев Г.И. Методика обучения в средней школе.: Учеб пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2002.
31. Саранцев Г.И. Формирование математических понятий в средней школе. // Математика в школе. — №6, 1998.
32. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.: Учебное пособие для средних педагогических заведений. - М.: Академия, 2001. 47
33. Цукарь А.Я. Практика и образы при изучении обыкновенных дробей. // Математика в школе. — №5, 1994.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 24.02.2009 г.
35. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования 2004 год
36. УМК "Решение прикладных задач по математике" (10-11 классы) [Электронный ресурс] / https://infourok.ru/umk-reshenie-prikladnih-zadach-po- matematike-klassi-8023 35.html
37. Ж. Пиаже [Электронный ресурс] http://www.studfiles.ru/preview/1779186/