Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка кейсов для изучения элементарных функций в курсе алгебры основной школы

Работа №113185

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы59
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ФУНКЦИЯМ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Развитие идеи функциональной зависимости в школьном курсе математики 5
1.2. Требования ФГОС и действующих программ при изучении элементарных функций в основной школе 7
1.3. Психолого–возрастные особенности обучающихся в основной школе 10
1.4. Теоретическое обоснование выбора кейс–технологий 14
1.5. Методическая система изучения элементарных функций в курсе алгебры основной школы в контексте кейс–технологий 20
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФУНКЦИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕЙС–ТЕХНОЛОГИЙ 29
2.1. Реализация принципов кейс–технологий при изучении элементарных функций 29
2.2. Примеры кейс–технологий 35
2.2.1. Кейс «Линейная функция» 35
2.2.2. Кейс «Исследование свойств квадратичной функции» 37
2.2.3. Кейс «Функция обратной пропорциональности» 42
2.3. Создание интерактивных графиков функций в программе GeoGebra 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Разработка урока с использованием кейса «Исследование свойств квадратичной функции» в VIII классе средней школы 56


Понятие функциональной зависимости двух величин между собой является фундаментальным в школьном курсе математики. Еще в начальной школе изучается, как влияет на произведение изменение значения одного из множителей или на частное – изменение значений делимого или делителя. Функциональная зависимость прослеживается и в текстовых задачах на движение. В основной школе вводится само понятие «функции» и изучаются линейная, обратная и квадратичная функции. Вокруг функциональной линии группируется вся современная школьная алгебра, начала математического анализа и тригонометрия.
Методике преподавания темы «Элементарные функции» в основной школе посвящены работы таких педагогов–математиков как: А.Н. Колмогорова, А.И. Маркушевича, А.Г. Мордковича и других. По их мнению, понятие «функция» является математической моделью, позволяющей исследовать разнообразные зависимости между реальными величинами, познавать окружающий нас мир [5,7, 18, 27].
Русский математик и педагог А.Я. Хинчин в своих работах писал, что понятие функциональной зависимости должно стать не только одним из важных понятий школьного курса математики, но тем основным стержнем, проходящим от элементарной арифметики до высших разделов алгебры, геометрии и тригонометрии, вокруг которого группируется все математическое представление [33].
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать: 1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; 2) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально–графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей [32, С. 21–22].
Задачи по теме «Функции» включены в основной государственный экзамен: в первой части они встречаются в заданиях №5, 15, во второй части – в задании №23. На сегодня написано множество учебных пособий, составлены тысячи задач, посвященных теме «Элементарные функции в основной школе», но практически не существует интересных кейсов, имеющих практическую ценность по данной теме. В этом заключается новизна дипломного проекта. Актуальность работы продиктована требованиями ФГОС использовать инновационные методы, которые позволяют учащимся применять математические знания при решении различных практических задач и оценивать полученные результаты [32, С. 21].
Объектом исследования является методика изучения элементарных функций в основной школе.
Предметом исследования является применение кейс–технологий при изучении элементарных функций в основной школе.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка кейсов для изучения элементарных функций в курсе алгебры основной школы.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
– изучить методику преподавания темы «Элементарные функции в основной школе»;
– выполнить анализ содержания функциональной линии в учебниках алгебры основной школы;
– рассмотреть приемы и способы решения прикладных задач с использованием функциональной зависимости;
– раскрыть сущность метода кейс–технологий;
– определить психолого–возрастные особенности обучающихся основной школы;
– разработать кейсы для эффективного обучения функциональным знаниям и умениям учащихся основной школы;
– выполнить обзор программного обеспечения для создания интерактивных графиков функций.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы, который содержит 35 наименований; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей математики.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены кейсы для обучения учащихся элементарным функциям в курсе алгебры основной школы и методические рекомендации, которые могут быть использованы учителями математики и студентами в период педагогической практики в общеобразовательной школе при изучении тем «Линейная функция», «Квадратичная функция и ее применение».
Бакалаврская работа состоит из Введения, двух глав: «Теоретические основы обучения элементарным функциям в основной школе» и «Методические аспекты изучения элементарных функций в основной школе с применением кейс–технологий», Заключения, Списка литературы и Приложения (разработка урока с использованием кейса).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения дипломного проекта были изучены теоретические аспекты развития функциональной идеи, сущность метода кейс–технологий; методика преподавания элементарных функций с использованием кейсов на уроках алгебры в основной школе.
Анализируя ход развития педагогических идей в области преподавания функциональной зависимости, мной были разработаны: алгоритм создания кейса; 3 кейса для эффективного обучения функциональным знаниям и умениям учащихся основной школы с применением программы GeoGebra, которые можно использовать на уроках математики при изучении линейной, квадратичной функций и функции обратной пропорциональности.
В Приложении приводится разработка урока с использованием кейса «Исследование свойств квадратичной функции».
Таким образом, поставленные в дипломной работе цели и задачи были выполнены.



1. Абилдина А.С. Кейс–технология как один из инновационных методов в образовании //Педагогическая наука и практика. – 2019. – №. 3 (25). – С. 50–52.
2. Алмазова Т.А. и др. Возможности использования программы GEOGEBRA при изучении функциональной линии и линии уравнений и неравенств в курсе алгебры основной школы //Вестник Калужского университета. – 2018. – №. 2. – С. 130–135.
3. Андриенко О.А. Современные образовательные технологии и их применение: кейс–технология //Colloquium–journal. – Голопристанський міськрайонний центр зайнятості, 2019. – №. 2–3 (26). – С. 9–12.
4. Антонова И.В. Применение кейс–технологии при обучении математике в общеобразовательной школе //ббк 74.044. 2я43: 74.028 я43 К30 Рецензенты. – 2021. – С. 162.
5. Белова Т. А. Актуальные вопросы преподавания математики в школе //Материалы V межрегиональной с международным участием научно–практической конференции «Чивилихинские чтения–2019», посвященной памяти русского советского писателя Владимира Алексеевича Чивилихина. – С. 24.
6. Биджиев Д.У. О современных подходах к математическому образованию //Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №. 64–1. – С. 51–54.
7. Бодряков В. Ю., Быков А. А., Ударцева Д. А. Квадратичная функция как мотивирующий инструмент решения экстремальных задач //Педагогическое образование в России. – 2018. – №. 8. – С. 55–63.
8. Брейтигам Э.К., Кисельников И. В., Кулешова И. Г. Обусловленность технологии обучения математике в школе возрастными особенностями учащихся //Педагогический. – 2021. – С. 24.
9. Бутылева Е.В. Кейс–технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС //URL: http://school26. my1. ru/kejstekhnologii_na_urokakh_matematiki. pdf (дата обращения: 02.09.2022).
10. Бычкова Д. Д. Применение информационных технологий в процессе обучения построению графиков различных функций в школе //Проблемы теории и практики инновационного развития и интеграции современной науки и образования. – 2021. – С. 168–172.
11. Виленкин Н. Я. Как возникло и развивалось понятие функции //Квант. 1977. – №. 7. – С. 41–43.
12. Данилова К. С., Худжина М.В. Методика обучения функциональной линии в старших классах общеобразовательной школы с использованием математического пакета прикладных программ //XXIII Всероссийская студенческая научно–практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2021. – С. 207–213.
13. Демченкова Н.А. Формирование графической культуры обучающихся при обучении функциям в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы //ББК 74.044. 2я43: 74.028 я43 К30 Рецензенты. – 2021. – С. 196.
14. Демченкова Н.А., Легаева Е.В. Формирование графической культуры учащихся при обучении функциям в курсе алгебры общеобразовательной школы //Общество. – 2020. – №. 3. – С. 52–55.
15. Жаров В.К., Тургунбаев Р.М. Проблема преемственности в методике преподавания математики и ее интерпретации в современных образовательных школах //Вестник РГГУ. Серия: Информатика. Информационная безопасность. Математика. – 2019. – №. 2. – С. 52–74.
16. Захарова Т.В. Опытно–экспериментальное обоснование эффективности методики преподавания темы «квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения // Научно–методический журнал. – 2020. –Выпуск 2. – С. 27.
17. Косярский А.А., Попова Г.И. Построение графиков элементарных функций в программной среде SCRATCH 2.0 //Школьные технологии. – 2020. – №. 2. – С. 60–65.
18. Кошелева Н.Н., Абильева З.А. Роль визуализированных задач в процессе обучения учащихся понятию и свойствам степенной функции в курсе алгебры и начал математического анализа //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – №. 4 (33). – С. 168–170.
19. Кречетов Н. А., Соловкина И. В. К вопросу о истории развития функции //Информация и образование: границы коммуникаций INFO'20. – 2020. – С. 286–287.
20. Лашина К. А. Развитие педагогических идей обучения функциональной зависимости в школьном курсе математики //Ответственный редактор. – 2020. – С. 145.
21. Лученков А.В. Модель старшей школы, ориентированной на возрастные особенности учащихся: результаты внедрения //Вопросы образования. – 2016. – №. 1. – С. 191–204.
22. Мордкович, А. Г. Алгебра. 8 класс. Методическое пособие для учителя / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. –С. 45.
23. Насикан И.В. Метапредметные задачи на применение функций и графиков как средство совершенствования математической грамотности обучающихся //Цифровая образовательная среда–интеграционная платформа развития учителя и учащегося. – 2021. – С. 51–61.
24. Насиханова А.Г., Насиханова Р. Т. Кейс–технология на уроках математики как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС //Актуальные проблемы современного образования. – 2018. – №. 1. – С. 215–221.
25. Пичугина Г.А., Бондарчук А. И. Структура обучающего кейса в организации учебного процесса //Хуманитарни Балкански изследвания. – 2019. – Т. 3. – №. 2 (4). – С. 5–7.
26. Презентация «Кейс–технология в математике» //Презентации по предметам [Электронный ресурс] // Инфоурок [сайт]. URL: https://infourok.ru/prezentaciya–keystehnologiya–v–matematike–3860056.html (дата обращения: 01.09.2022).
27. Рахимов Д.Х., Бегимов Х.Х. Формирование представления о функциональной зависимости некоторых физических величин на уроках математики V–VI //Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2018. – №. 3 (56). – С. 174–180.
28. Ромашкова Е.В. Функции и графики в 8–11 классах [Электронный ресурс] //SCHOOLTEXTBOOK: [сайт]. URL: https://school–textbook.com/himiya/9–klass–himiya/40411–funkcii–i–grafiki–v–8–11–klassah–romashkova–ev.html (дата обращения: 25.08.2022).
29. Рослова Л.О. О представлении содержания математического образования в федеральных государственных образовательных стандартах общего среднего образования //Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – №. 6 (63). – С. 121–132.
30. Смирнова Е.С. Использование кейс–технологии на уроках математики и информатики с целью формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – Т. 25. – №. 2. – С. 152–157.
31. Сушкова Е.В. Проблемы преподавания математики в школе //Вопросы педагогики Учредители: Научно–информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». – 2020. – С. 223–225.
32. ФГОС Основное общее образование: [сайт]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos–ooo/ (дата обращения: 01.09.2022).
33. Хинчин А. Я. Педагогические статьи: Вопросы преподавания математики. Борьба с методическими штампами //М.: КомКнига. – 2006. – С. 208
34. Школьные учебники //Презентации по предметам. Алгебра [Электронный ресурс] // SCHOOLTEXTBOOK: [сайт]. URL: https://school–textbook.com/algebra/ (дата обращения: 29.08.2022).
35. Яценко А. Ю. Применение кейс–технологий в рамках Фгос // Все для учителя. – 2019. –№. 2. – С. 2–5.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ