Введение 3
1 Предвыборная агитация и политическая реклама: теоретические основы.... 6
1.1. Определение политической рекламы и предвыборной агитации 6
1.2. Формы, методы и содержание политической рекламы 18
2 Эффективность политической рекламы на примере выборов в
Государственную думу партии ЛДПР 7 и 8 созыва 26
2.1. Анализ политической рекламы партии ЛДПР на выборах в
Государственную думу 7 и 8 созыва 26
2.2. Эффективность политической рекламы партии ЛДПР на выборах в
Государственную думу 7 и 8 созыва 34
Заключение 44
Библиографический список 50
Приложение
Выбор темы нашей выпускной квалификационной работы объясняется несколькими факторами.
Во-первых, политическая реклама - это важная часть избирательного процесса. Политическая реклама как никогда активно формирует наше мировоззрение, влияя на восприятие политической действительности. Политическая реклама с помощью различных медиа платформ и технологий распространяет политические и идеологические концепции, установки и идеи. Именно при помощи политической рекламы закладываются определенные стереотипы и мифы, которые выгодны политическим субъектам. Также политическая реклама, как информационная деятельность распространяет сведения о кандидатах, политических объединениях и движениях.
Во-вторых, понятие политической рекламы отсутствует в законодательно-правовой базе Российской Федерации, поэтому сроки, методы, формы и внутреннее содержание политической рекламы никем не регулируются. В законодательстве нашей страны есть Федеральный закон, регулирующий только предвыборную агитацию, но на наш взгляд, это понятие намного шире и включает различные процессы избирательной гонки, в том числе политическую рекламу.
В-третьих, необходимо учитывать, что политическая реклама является интердисциплинарным явлением, включающим в себя предметы из политических наук, политической психологии, рекламы и маркетинга. Изучив литературу, можно отметить, что представлено множество работ, которые освещают различные аспекты политической коммуникации.
Выделим направления исследований политической рекламы.
Представители первого направления отождествляют политическую рекламу, как вид рекламы коммерческой и ссылаются на теорию рекламной деятельности. Авторы данного направления: Д. Огилви, А. Дейан, И. Ротцолл, В. Фрайбургер, К. Бове, У. Арене. Также относят следующих отечественных авторов, поддерживающих этого же направление: Э.Е. Старобинский, И.Л. Викентьев, Л.Ю. Гермогенова, И.Я. Рожков, Н.В. Старых, В.В. Ученова, Л.Н. Федотова.
Исследователи второго направления, при изучении политической рекламы ссылаются на теорию маркетинга и паблик рилейшнз. Зарубежные авторы: Э. Бернейза, С. Блэка, Ф. Котлера, У. Липпмана. К числу отечественных авторов, изучающие политическую рекламу в данном направлении, относятся Г.А. Мирошниченко, И.В. Алешина, М.А. Шишкина, Г.Г. Лочепцов, С.М. Тучков, Е.Г. Морозова.
Третье направление исследует политическую рекламу, как главную составляющую в формировании имиджа политического субъекта. Работы следующих авторов относятся к этому направлению: O.A. Будариной, Г.Е. Гринберг, Е.А. Орловой, A.M. Цуладзе.
Исследователи В.Л. Музыкант, Т.Э. Гринберг, Е.В. Егорова-Гантман, С.Ф. Лисовский, С.В. Мошкин в своих трудах обращают особое внимание на политическую рекламу и рассматривают ее как ключевую составляющую политического процесса.
Стоит выделить в отдельную группу авторов, которые занимаются общетеоретическим и понятийным аппаратом политической рекламы. Это работы В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова, В.А. Ачкасовой, В.Д. Виноградова, H.H. Меньшениной.
Также несколько российских исследователей проводят анализ политической рекламы на практике в современной России: Г.П. Артемов, О.О. Попова, С.М. Тучков.
Проанализировав направления, по которым идет изучение политической рекламы можно заметить следующие проблемы.
Во-первых, как структурного целого исследований посвященных политической рекламы нет.
Во-вторых, отсутствует обилие работ, исследующие формы, методы, внутреннее содержание и каналы передачи политической рекламы в современной практики России, также эти понятия подменяют друг друга. Поэтому в нашей исследовательской работе мы приведем в логику и разграничим эти понятия.
В-третьих, есть исследовательские работы посвященные критериям эффективности избирательной кампании и социальной рекламе. Однако нет исследований, посвященных системе критериев эффективности политической рекламы.
Объект исследования: политическая реклама
Предмет исследования: применение политической рекламы в предвыборной агитации
Целью исследования данной темы является: определить эффективность политической рекламы партии ЛДПР на выборах в Государственную думу 7 и 8 созыва на основе разработанной системы критериев и составить рекомендации для предстоящих выборов в 2026 году.
Задачами нашего исследования является:
1) проанализировать понятия предвыборной агитации и политической рекламы;
2) выявить формы, методы и содержание политической рекламы;
3) проанализировать применение политической рекламы партии ЛДПР на выборах в Государственную дума 7 и 8 созыва;
4) определить эффективность политической рекламы партии ЛДПР на выборах в Государственную думу 7 и 8 созыва.
Таким образом, проанализировав применение политической рекламы в предвыборной агитации можно составить следующие выводы.
Рекламная деятельность содержит в себе главные особенности. Она направлена на распространение знаний, идей, изобретений. Также распространение идет не лично, а с помощью различных средств массовой коммуникации. Реклама - это продукт, который отражает определенные ценности данного типа общества. Реклама - это платное, однонаправленное сообщение, которое идет в пользу какого-либо товара или услуги.
Предвыборная агитация эта отдельная стадия избирательного процесса, в которую входит политическая реклама, как способ привлечения электоральных групп и способ повлиять на определенный политический выбор. Также если законодательно установлены временные рамки использования предвыборной агитации по ФЗ-№67, то к политической рекламы это закон не применяется также как и ФЗ-№38. Поэтому должно осуществляться правовое регулирование политической рекламы на законодательном уровне, с помощью разработкой нормативно-правовых актов.
Политическая реклама не является коммерческой, в силу того что целью ее является не продажа. Также она предполагает воздействие не на всю аудиторию, а на определенные целевые группы. Однако она содержит в себе признаки рекламы как формы массовой коммуникации. Ей присуща стратегия и концепция продвижения товара, то есть разработка идей. Она построена на исследованиях в области маркетинга.
Также политическая реклама не разновидность социальной рекламы. Так как социальная реклама несет в себе цели благотворительного характера и заказчиком ее идут государственные органы. Задача политической рекламы является показ в наиболее благоприятном свете определенного кандидата или политического объединения, с целью победы на выборах, приход к власти и ее удержание.
По нашему мнению, политическая реклама - это информационная деятельность, как форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы, имеющие целью преподнести в крайне доступной, эмоциональной, лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме суть политической платформы определенных политических сил, настроить на их поддержку, сформировать и внедрить в массовое сознание определенное представление об их характере, создать желаемую психологическую установку, предопределяющую направление чувств, симпатий, а затем, и действий человека.
На основе выделенных методов, форм, каналов передачи и внутреннего содержания политической рекламы, мы провели анализ рекламы партии ЛДПР 7 и 8 созыва на выборах в Государственную думу, и пришли к составлению выводов.
В 2016 году был большой упор на политическую рекламу с помощью канала в печатной продукции и изданий, также был запущен агитационный поезд, с приглашенными известными авторитетами по городам России, для того, чтобы привлечь как можно больше будущих избирателей на встречи. Однако в 2021 году партия ЛДПР изменила введение политической рекламы. Так было реализовано создание новых официальных страниц и сайтов, то есть основная часть политической рекламы распространялась посредствам социальных сетей.
Методы политической рекламы также поменялись. В 2016 году партия ЛДПР осуществляла методы: использование известных личностей, применение ценностных слов, метод «свой парень». Также использовался метод «наклеивание ярлыков», однако он был направлен на местную власть, в том числе на олигархов и чиновников. В 2021 году партия ЛДПР в социальных сетях активно использовала метод выявление и показ 45
негативных сторон конкурентов и «наклеивание ярлыков» к таким партиям, как «Роста» и «КПРФ».
Внутреннее содержание политической рекламы в 2016 году строилось в основном на личных характеристиках кандидатов от партии, а также на противопоставлении «мы - они», «добро - зло», «русское - нерусское», патриотизм. В 2021 году бинарная оппозиция осталась патриотизм, «мы - они», «добро - зло». Однако ушло из политической рекламы партии противопоставление «русское - нерусское» и добавилось «прошлое - будущее», «единство».
Политическая реклама в печатных изданиях партии ЛДПР в 2021 году перестала размещать программные лозунги, вместо этого применила изображение логотипа партии и красной галочки. Также в 2021 в политической рекламе партии реже можно встретить внутреннее содержание, построенное на личных характеристиках кандидатов.
Мы выделяем следующие критерии эффективности, с помощью которых определим эффективность политической рекламы партии ЛДПР 7 и 8 созыва.
1. Достижения поставленной цели.
2. Анализ затрат избирательной кампании.
3. Анализ опросов.
4. Анализ различных медиа платформ.
5. Затраты на избирательную кампанию, количество полученных голосов и стоимость одного голоса.
Во-первых, если сравнивать достижение поставленной цели в 7 и 8 созыв, то политическая рекламу партии ЛДПР была проведена эффективнее в 2016 году, так как был отрыв, всего в 0,20% партией КПРФ. В 2021 году отрыв уже составил 10,62% в пользу партии КПРФ.
Во-вторых, по распределению затрат избирательной кампании. У партии ЛДПР в 2016 году основная часть расходов пошла на политическую рекламу с помощью распространения печатных изданий. Однако в 2021 году большая часть затрат стала политическая реклама через СМИ, а также введение социальных сетей. Также стоить отметить, что расходы, связанные с проведением публичных мероприятий и встреч с избирателями в 2021 году существенно снизились. Следовательно, изменение ведения политической рекламы в 2021 году не привлекло потенциальных избирателей.
В-третьих, по анализу опросов избирателей. В 2016 году политическая реклама привлекала будущих избирателей, так как, начиная с января по сентябрь респонденты, отвечая на вопрос «За какую партию вы бы проголосовали, если в это воскресенье состоялись бы выборы в Государственную думу?» вырос результат с 5% до 12,6%. В 2021 году по опросам граждан видно, что результат партии менялся. В апреле достигал рейтинг 15%, однако в сентябре уже результат был 8-10%. То есть заинтересованность партией ЛДПР у потенциальных избирателей существенно снизилась.
В-четвертых, мониторинг социальных сетей показал, что заметно падение активности и интереса среди электората к партии ЛДПР. Так если в 7 созыве мы наблюдаем пользовательскую популярность у партии ЛДПР по сравнению с другими партиями, особенно это заметно в социальной сети «Вконтакте». То уже в 2021 году основными лидерами становятся три партии: «Единая Россия», «Новые люди», «КПРФ». Партия ЛДПР ушла на четвертое место.
В-пятых, адресно партия ЛДПР в 2016 году потратила на одного избирателя 76,3 руб., явка при этом составляла 47,88%. Партия в 2021 году потратила на одного избирателя 164,2 руб., явка на выборах была 51,72%. Следовательно, партия ЛДПР своей политической рекламой не сумела привлечь избирателей, которые могли бы отдать свои голоса за нее.
Подводя итог, об анализе эффективности политической рекламы партии ЛДПР, обозначим главный вывод.
Все средства, достигнутые цели, поддержка избирателей, их заинтересованность и агитация в СМИ и социальных сетях была реализована эффективнее в 2016 году.
В сентябре 2026 года пройдут выборы в Государственную думу 9 созыва. Проанализировать применение политической рекламы в предвыборной агитации партии ЛДПР 7 и 8 созыва можно выделить ряд рекомендаций, на основе раннее сделанных выводов, для составления политической рекламы в 2026 году.
Сначала стоит отметить, что партии в России по большинству своей личностно ориентировочные, поэтому со смертью В.В. Жириновского партия потеряла своего лидера. Однако до сих пор лицом партии на все возможных рекламах, акциях идет упоминание и презентация своего бессмертного лидера. На наш взгляд, это действительно нужно партии, так как именно с этой личностью ассоциируют ЛДПР.
Теперь перейдем к рекомендациям.
Во-первых, уход от распространения печатной рекламы в сторону СМИ и введения социальных сетей не показали свои результаты.
Политическая реклама с помощью распространения печатной продукции - листовки, плакаты, буклеты, баннера - это важная составляющая. Поэтому сокращать расходы на печатную продукцию и увеличивать расходы на социальные сети показало, что это не эффективное средство в предвыборной гонке.
Во-вторых, реклама с агитационным поездом по городам России с приглашенными артистами для встреч с избирателями - эта опорная стратегия, от которой не стоить уходить. Также сокращение средств, для встреч с избирателями и увеличение расходов для ведения социальных сетей и СМИ не эффективно. Так как привлечение избирателей различными авторитетами это действительно помогло партии ЛДПР в 2016 году. В 2021 такого метода не было реализовано, при этом сократились средства для публичных встреч с избирателями.
В-третьих, мы определили, что в политической рекламе 2021 года присутствовала явная контр - пропаганда, а именно метод «наклеивание ярлыков» против партий «Роста» и «КПРФ», которая не привлекла избирателей. Также если в 2016 году было много роликов на «Youtube» и на телевидение о программе партии, то в 2021 их было значительно меньше. Поэтому стоит уйти от концентрации на методе политической рекламе контр - пропаганда и «наклеивание ярлыков» в сторону озвучиваний всех своих главных программных заявлений.
В-четвертых, лозунги 2016 года повторялись и в политической рекламе 2021 года. Также партия в 2021 году на баннерах и листовках с кандидатами оставили только логотип партии и избирательную галочку. Поэтому повторять или убирать яркие лозунги партии не эффективно.
В-пятых, содержание политической рекламы должно строиться не только на упрощение реальности и противопоставлениях, но и на личных характеристиках кандидатов. В 2021 году намного реже можно встретить именно это содержание в политической рекламе партии ЛДПР.
1. Постановление ЦИК России от 20.09.1995 № 18/149-II "Об
Инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием". // - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 7857/
2. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных
гарантиях избирательный прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации». / - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 37119/
3. Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе». // - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 58968/
II. Литература
4. Авдеев А.А, Наумова Е.В. Предвыборная агитация. // E-scio. 2021. №7.
5. Аглеева Л.Т. Основы правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации. // Избирательное право. 2006. № 4.
6. Андреева Л.А., Перетягина Л.В. К вопросу об агитации в избирательном процессе. // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXVI междунар. науч.-практ. Конф. Новосибирск: СибАК. 2016. № 10.
7. Баранова М.В. Пробелы правового регулирования политической рекламы. // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1.
8. Баскакова А.С. Оценка эффективности социальной рекламы как инструмента влияния органов государственной власти. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2.
9. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. - М., 2007.
10. Буланова Е.Г., Логинов А.В. Политическая и органично
интегрированная реклама: проблемы правового регулирования и
направления их решения. // Известия Саратовского университета. 2019. № 3.
11. Булгак О.В. Политическая реклама как составляющая часть предвыборной агитации. // Власть. 2012. № 8.
12. Быльева Д.С. Особенности содержания современной политической рекламы. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 65.
13. Головин А.Г. Принципы информирования избирателей и проведения предвыборной агитации — основа правомерного распространения информации о выборах в России. // Право и государство: теория и практика. 2009. № 1.
14. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория методология и практика. // М. 2000.
15. Гомельская В.Ю. Агитационная мимикрия или как запустить политическую рекламу до начала агитационного периода: парламентские выборы 2011 года. // PolitBook. 2012. № 1.
16. Зелинский Я.В. Формы и методы предвыборной агитации: проблемы идентификации. // Научный вестник Омской академии МВД России. 2018. № 2.
17. Игнатенко В.В. Предвыборная агитация: особенности
законодательного регулирования судебной практики разрешения избирательных споров. // Избирательное право. 2018. № 1.
18. Казданян С. Ш., Енгоян П. А., Акопян Г. А. О влиянии рекламы на политическое поведение личности. // Бюллетень науки и практики. 2017. № 1.
19. Кара-Мурза Е.С. Политическая реклама и предвыборная агитация: взгляд лингвиста-эксперта. // Юрислингвистика. 2012. № 1.
20. Качуровский Д.И. Особенности оценки эффективности избирательных кампаний на местном уровне. // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. № 3.
21. Кожуховская О.А., Кожуховская А.А. Политический pr и
реклама. // Актуальные вопросы общественных наук: социология,
политология, философия, история. 2014. № 33.
22. Конторович С.Д. Использование символических образов в политической рекламе. // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. № 2.
23. Медведева Н.А. Модели слоганов и заголовков в текстах политической рекламы. // Вестник Курганского государственногоуниверситета. 2006. № 3
24. Нечай Е.Е. Цель и результаты политической рекламы. // Вестник Забайкальского государственного университета. 2007. № 3.
25. Никитина Т.И. Политическая реклама в электоральном процессе. // Ученые записки Казанского университета. 2007. № 3.
26. Попова О.О. К вопросу о понятии политической рекламы. // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. № 1.
27. Тогузаева Е.Н. Пропаганда, агитация и политическая реклама: проблемы и противоречия правового регулирования. // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 12.
28. Троицкая Т.В. Предвыборная агитация в России: конституционно-правовой аспект. //Economic Consultant. 2017. № 1.
29. Троицкая Т.В. Проблемы и перспективы осуществления предвыборной агитации в России. // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 54.
30. Федосеев А.А. О понятии «Предвыборный агитационный дискурс». // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 4.
31. Чубай С.А. Ключевые признаки политической рекламы как самостоятельного вида рекламной коммуникации. // Вестник Волгоградского государственного университета. 2015. № 3.
32. Шарипова З.С. Реклама: понятия, тенденции, перспективы ее развития. // Вестник Таджикского государственного университета права,бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2010. № 1.
33. Эриашвили Н.Д., Ординарцев И.И., Боярская И.В. Оценка эффективности PR-мероприятий в избирательной кампании. // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 3.
III. Интернет ресурсы
34. Реут Д.А. Предвыборная программа и современные
информационные технологии - необходимое элемент информирования избиратели - 2015. // - URL:
https://www.researchgate.net/publication/337704037_Election_program_and_modern_information_technologies_the_necessary_element_of_informing_voters
35. Светличная Ю. С. Принципы предвыборной агитации: подходы к пониманию и законодательное оформление - 2011. // - URL:http://elib.sfu- kras.ru/handle/2311/4620
36. Толкушкин М. И. Институт предвыборной агитации: некоторые размышления - 2016. // - URL:https://wiselawyer.ru/poleznoe/92223-institut-predvybornoj-agitacii-nekotorye-razmyshleniya