Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы использования формирующего оценивания
на уроках русского языка 10
1.1 Оценивание как компонент учебной деятельности 10
1.2 Условия реализации формирующего оценивания индивидуальных
учебных достижений обучающихся 19
2 Использование формирующего оценивания на уроках русского языка 27
2.1 Обобщение педагогического опыта использования формирующего
оценивания на уроках русского языка 27
2.2 Методические рекомендации использования приемов формирующего
оценивания на уроках русского языка 40
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А Анкета 60
В современном образовании происходят серьезные изменения. Эти изменения в значительной степени касаются и современного урока, который претерпевает свои структурные преобразования, связанные с осуществляемым в настоящее время компетентно-деятельностным подходом к обучению в школе.
Приоритетность компетентностного подхода в современном образовании связана с тем, что у обучающихся появляется возможность приобретения жизненно важных компетенций, позволяющих им ориентироваться в сложившихся сегодня общественных отношениях. Такой подход формирует у учащихся так необходимые сегодня общепредметные, предметные, ценностно-смысловые, учебно-познавательные,
коммуникативные и другие компетенции [41, с. 9]. Это в свою очередь дает возможность соответствовать планируемым результатам образования как предметным, так и метапредметным, и личностным. Именно эти результаты определены и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО).
Данная работа посвящена изучению формирующего оценивания в процессе обучения русскому языку в современной школе. Изучение этого вопроса связано с тем, что в требованиях ФГОС ООО определены основополагающие результаты освоения образовательной программы, которые в свою очередь требуют серьезного изменения в подходах и оценке знаний обучающихся.
Задача учителя заключается в эффективном использовании соответствующих методик и приемов оценки знаний обучающихся. Неотъемлемой частью любого учебного плана является выбранная система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы. Для этого необходимо:
- во-первых, обеспечить комплексный подход к оценке;
• во-вторых, глубокий анализ динамики индивидуального освоения программы обучающимися;
• в-третьих, при оценивании использовать различные методы и формы с учетом особенностей урока и обучающихся.
Дидактика определяет оценку как соотношение полученных от обучающегося результатов образования с поставленными целями.
В последние годы в содержании образования произошли не только значительные, но и качественные изменения, сущность которых заключается в приоритетности общеучебных компетенций обучающихся. Это в свою очередь потребовало и серьезных изменений в системе оценивания, потому что сложившаяся в течение длительного времени традиционная «отметочная» система оценивания не вполне соответствовала новым требованиям.
Одной из серьезных проблем «отметочной» системы оценивания является обоснованность оценивания образовательных результатов учащихся. Ведь, согласно требованиям ФГОС ООО, оцениванию подлежат не только предметные результаты, как это было принято в условиях традиционной системы обучения, но и метапредметные результаты, то есть оценивание умения владения компетенциями. Поэтому не случайно в ФГОС ООО указывается не только важность, но и необходимость комплексного подхода к оценке освоения обучающимися основной образовательной программы. Это дает возможность ввести не только оценку результатов образования, но одновременно и оценку динамики индивидуальных достижений каждого обучающегося в процессе обучения [44].
При такой системе оценивания оценка образовательных достижений учащихся напрямую связана с планируемыми результатами, что в свою очередь увеличивает роль процедурных и оценочных знаний. А это приводит к тому, что уменьшается часть информационных знаний, и вводятся рефлексивные знания.
Актуальность данного исследования обусловлена важностью формирующего оценивания языковых компетенций в процессе обучения русскому языку обучающихся основной и старшей школы.
Как показывает практика, именно формирующее оценивание, которое оценивает учебные достижения обучающихся, дает возможность определить результаты текущих учебных достижений каждого ученика. К тому же данное оценивание происходит совместно: учитель и ученик при формирующем оценивании получают возможность определить уровень учебных достижений.
В настоящей выпускной квалификационной работе мы рассматриваем использование приемов формирующего оценивания на уроках русского языка.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить теоретические основы использования технологий формирующего оценивания на уроках русского языка и разработать методические рекомендации использования приемов формирующего оценивания на уроках русского языка.
Объект - формирующее оценивание на уроках русского языка в школе.
Предмет - приёмы формирующего оценивания на уроках русского языка в школе.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть оценивание как компонент учебной деятельности;
2) выявить условия реализации формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся;
3) обобщить имеющийся педагогический опыт использования формирующего оценивания на уроках русского языка;
4) разработать методические рекомендации эффективного использования приемов формирующего оценивания на уроках русского языка;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• труды по педагогике, включающие в себя идеи современных подходов к обучению, обновления системы образования: А. Г. Асмолова [1], Г. В. Бурменской [5], Т. В. Воителевой и др.;
• исследования, содержащие концепции современного оценивания образовательных результатов школьников: А.В. Хуторского [47], В.К. Загвоздкина [12], В.И. Звонникова [13] и др.;
• работы, описывающие технологии формирующего оценивания: М.А. Пинской, И.М. Улановской [41], О.Н. Крыловой [20, 21], Е.Г. Бойцовой [3] и др.;
• работы методистов и учителей русского языка и литературы: Т.В. Клочковой [17], Н.А. Никольской, Н.А. Родкиной и др.
Методы исследования:
• теоретический анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
• опрос, сравнение, обобщение, метод обработки результатов проводимого исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы учителями на уроках русского языка, а также студентами в ходе подготовки к практическим занятиям по методике обучения русскому языку и прохождения практики.
Апробация работы.
Отдельные материалы были апробированы в форме доклада на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 20 мая 2021г.), в виде статьи «Использование приемов формирующего оценивания на уроках русского языка», опубликованной на сайте «Инфоурок».
Работа выполнена по заказу МБОУ «СОШ № 1» г. Лесосибирска.
Материалы выпускной квалификационной работы рекомендованы к внедрению в учебный процесс МБОУ «СОШ №1» г. Лесосибирска.
Структура работы.
Исследование состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), включающих по два параграфа каждая, заключения и списка использованных источников (52 наименования).
Общий объем работы составляет 60 страниц.
Как показал анализ учебно-методической и нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность учреждений образования в свете требований нового федерального государственного образовательного стандарта основной школы, новые требования, предъявляемые к результатам освоения образовательной программы, стали одной из основных причин изменения уже сложившихся подходов к оцениванию учащихся.
Как указывается в требования ФГОС ООО, сегодня необходимо использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся.
Такая форма оценивания необходима для того, чтобы понять, как идет процесс обучения не только конечной стадии, но и начальной, и промежуточной. Если результаты окажутся неудовлетворительными, то в него нужно внести необходимые изменения.
Именно формирующее оценивание, которое сегодня активно входит в практику преподавания, и будет выполнять эти основополагающие цели современного образования. Основная цель формирующего оценивания - мотивировать учащихся на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, то есть мотивировать на дальнейшее обучение и развитие.
Формы работы, используемые учителем в процессе формирующего оценивания направлены на:
• развитие навыков самоанализа и самооценки;
• формирование способности рефлексии;
• на умение работать индивидуально и в команде;
• на вовлеченность в процесс обучения и др.
К приёмам формирующего оценивания относят: «Найди ошибку», «Рассуждение по алгоритму», «Речевые образцы», «Листы самоконтроля», «Листы самооценки», проблемные задания с последующим анализом результативности урока и другие формы работы. Выбор формы формирующего оценивания зависит от ряда причин:
• этапа урока;
• уровня подготовки учащихся;
• целей поставленных учителем;
• от возрастных особенностей учащихся и др.
Проведенное исследование дало возможность разработать определенные методические рекомендации по использованию приемов формирующего оценивания для учителей русского языка и литературы.
1. Задания для оценивания по содержанию должны обязательно соответствовать пройденному материалу.
2. В качестве заданий, используемых для формирующего оценивания, используются только знакомые виды и формы, которые обязательно соответствуют возрасту обучающихся.
3. Задания составляются таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика и показать очевидность процесса размышления, приведшего к данному результату.
4. Результаты, полученные в ходе формирующего оценивания, должны быть сразу же доступны для учителя и ученика, чтобы иметь возможность по результатам оценивания спланировать определенные действия, направленные на повышение качества знаний.
1. Асмолов, А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А.М. Асмолов // Издательский центр «Академия». - 2007. - 528 с.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли учеб. пособие для учителей / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А, Володарская. - Москва : Просвещение,
2011. - 159 с.
3. Бойцова, Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе / Е.Г. Бойцова // Человек и образование. - 2014. - №1. - С. 31-34.
4. Борисова, Л.В. Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта (5-е классы) [Электронный ресурс] / Л.В.Борисова // Современная филология: материалы IV Междунар. науч. конф. - 2015 - Режим доступа : https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7089/
5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учебное пособие / Г. В. Бурменская [и др.].- Москва : МПСИ, 2007. - 475 с.
6. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки : автореф. дис. ... канд.филол.наук : 10.01.01 / А.Б. Воронцов. - Москва, 2002. - 116 с.
7. Гоглова, М. Н. Информационные инструменты управления введением ФГОС основного и среднего (полного) общего образования / М.Н. Гоглова // Справочник заместителя директора школы. - 2013. - № 8. - С. 5-15.
8. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности : науч. изд. / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. - Москва : Вопросы психологии, 1992. - С. 14-19.
9. Демидович, Е.А. Технологии формирующего оценивания: опыт
реализации в начальной школе [Электронный ресурс] : практикум. - Санкт- Петербург : МФТИ, 2019. - Режим доступа :
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tehnologiya-formiruyuschego-otsenivaniya-opyt- realizatsii-v-nachalnoy-shkole
10. Егорова, Л. Н. - Методика контроля знаний учащихся с учётом уровневой дифференциации / Л. Н. Егорова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 3. - С. 24-27.
11. Жилин, Д.М. Оценивание как средство формирования обратной
связи в процессе обучения [Электронный ресурс] / Д.М. Жилин // Человек и образование. - 2018. - №1. - Режим доступа:
http:ZZwwwZchrm/msu/ruZrusZbooksZ2018Zscience-education-2018Z081 .pdf
12. Загвоздкин, В. К. Метод портфолио - нечто большее, чем просто
альтернативный способ оценки [Электронный ресурс] / В.К. Загвоздкин // Библиотекарь и время. - 2016. - Режим доступа:
http: ZZwww.childpsy.ruZlibZarticlesZidZ10448.php
13. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для вузов / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - Москва: Академия, 2013. - 224 с.
14. Землянская, Е.Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся [Электронный ресурс] / Е.Н. Землянская // Народное образование. - 2016. - Режим доступа: https: ZZpsyj ournals.ruZfilesZ83909Zj mfp_2016_n_3_Zemlyanskaya.pdf
15. Ибрагимова, Э.Р. Использование элементов формирующего
оценивания на уроках русского языка при изучении синтаксиса простого осложненного предложения [Электронный ресурс] / Э.Р. Ибрагимова // Человек и образование. - 2019. - Режим доступа:
https:ZZnovaum.ruZpublicZp1147...52