Введение 3
1 Теоретические основы развития координационных способностей детей
младшего школьного возраста 6
1.1 Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного
возраста 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста 19
1.3 Особенности методики физического воспитания детей младшего
школьного возраста 28
1.4 Координационные способности и методические основы их воспитания у
младших школьников 33
2 Методы организации исследования 46
2.1 Методы исследования 46
2.2 Организация исследования 51
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 52
3.1 Экспериментальный комплекс развития координационных
способностей 52
3.2 Результаты педагогического исследования 56
Заключение 61
Практические рекомендации 62
Список использованных источников
Актуальность: В настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребенка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха [29].
Двигательную сферу школьника образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет.
Развитие физических качеств, способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей, оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укрепления здоровья.
Координационные способности имеют важные значение в обогащении двигательного опыта учащихся. Чем большим объемом двигательных навыков владеет учащийся, тем выше уровень его ловкости, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве и тонкой моторикой.
Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть нечто иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, то есть превращение их в управляемые системы»[4].
«Координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции» [37].
Развитию координационных способностей младших школьников должно уделяться значительное внимание в процессе физического воспитания.
Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека [41].
Физическое воспитание детей не должно сводиться к мускульной деятельности, как это традиционно культивировалось в практике общеобразовательных школ. Двигательная активность в физическом воспитании является основой для других видов учебно-воспитательной работы. Многое можно постичь в движении, в двигательной игровой деятельности. Применение игровых средств позволяет учащимся постичь «школу эмоций», смоделировать ряд межличностных отношений, способствует существенному повышению эмоционального фона занятий.[22] Объект исследования - процесс развития координационных способностей детей7-9 лет.
Предмет исследования - средства и методы развития координационных способностей детей 7-9 лет.
Цель исследования - повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет.
Гипотеза исследования: предполагалось, что предложенные средства и методы позволят повысить уровень развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу, связанную с развитием координационных способностей детей 7-9 лет.
2. Составить комплекс средств и методов, направленных на развитие координационных способностей детей 7-9 лет.
3. Проверить эффективность предложенного комплекса.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Проанализировав научно-методическую литературу, мы убедились, что исследований развития координационных способностей данного возраста недостаточно, что и послужило выбором данной темы.
2. На основе анализа литературных источников, составлен комплекс подвижных игр направленный на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста
3. Результаты проведенного исследования показали, что целенаправленное
и систематическое применение подвижных игр положительно влияет на динамику роста показателей координационных показателей. Об этом свидетельствует статистическое улучшение результатов, включенных в систему тестирования. В результате математической обработки были получены данные, которые подтверждают, что различия между результатами контрольной и экспериментальной групп считаются достоверными. Это подтверждает выдвинутую гипотезу и говорит об эффективности предложенного комплекса.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П. Аникеев.
- Москва: Просвещение, 1987. - с. 144.
2. Аскарова З.Р. Физическая культура как основа деятельностной активности субъекта: автореф. дисс. ... канд. фил. Наук / З.Р. Аскарова. - Уфа.
- 2011. - 20с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания /Б.А. Ашмарин. - М.: Просвещение. - 1990. - 287с.
4. Баладанов О.Ю. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников / О.Ю. Баланов, И.З. Козловский, О.П. Бахтинов // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ - Севостополь: изд-во СГУ. - 2012. - С.172-174.
5. Бекузарова Н.В. Привычка культурного поведения как один из признаков организованности младших школьников / Н.В. Бекузаров // Научный ежегодник ГПУ. - Красноярск: РИО КГПУ, 2010. Вып.2.Т.1. - с.194-195.
6. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - Москва: ФиС, 2005. - 288 С.
7. Блинов Н.Г. Практикуем по физиологической диагностике: учебное пособие для вузов / Н.Г Блинов, Л.Н. Игишева. - Москва: Физкультура и спорта, 2010 -200с.
8. Богданова Г.П. Физическая культура в школе / Г.П. Богданова. - М.:АСВ. - 2008. - 463с.
9. Большенков В.Г. Подвижные игры с мячом / В.Г. Большенков, Р.Д. Нарбаев // Физическая культура в школе. - 2007. - No 3. - С. 15-16.
10. Былеева Л.В. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры / Л.В. Былеева, М.И. Короткеев // Переработка и дополнение. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 224 с.
11. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков. - Ростов на Дону: Феникс. - 2008. - 381с.
12. Волохитина М.И. Психологии младших школьников: учебник / М. И. Волохитина - М.: АПН РСФСР, 1989. - с.214.
13. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека / С.И. Гальперин / Возрастные особенности с основами школьной гигиены. - М. - 2005. - No3. - С.25-26.
14. Гобик М.А. Спортивная метрология: учебник / М.А. Гобик. - М.: Физкультура и спорт. - 1988. - 127с.
15. Гобунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. / Е.Н. Гобунов, Б.Н. Мартъенов. - М.: Физкультура и спорт. - 2004. - 200с.
16. Григорьев О.А. Для развития координационных способностей./ “Физическая культура в школе”, No6 с.46, 2001 г.
17. Гуревич Н.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. / Н.М. Гуревич. - М.: Знание, 2001. - С.79.
18. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. / А.А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 1986 - 352с.
19. Долотина О.П. Игровые уроки / О.П. Долотина // Физическая культура в
школе. М. - 2001. - No3 - с.21.
20. Журов М.Н. Подвижные игры: /М.Н. Журов: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: - Издательский центр “Академия”. -2002. - 160 с.
21. Коджаспиров Ю.Г. Игровая рационализация уроков. / Ю.Г. Коджаспиров // Физическая культура в школе. М. - 2000. - No7 с.32
22. Кофман Л.Б. настольная книга учителя физической культурыЛ.Б. Кофман. - М.: Физическая культура и спорт. - 2004. - 146с.
23. Куперина М.М. Анатомия человека: учебник для пед. Вузов / М.М. Куперина, Г.Г. Вовеккин: - М.: Просвещение, 1979. - 304 с.
24. Курамшин Ю.Д. Теория и методика физической культуры. / Ю.Д. Курамшин / под ред. Ю.Д. Курамшина. - М.: Севостопольский спорт: советский спорт. - 2010. -3204с.
25. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника /
A. А.
Люблинская: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977. - с.224.
26. Лях В.И. Координационные способности школьников. / И.В. Лях // Физическая культура в школе. - 2000. - No4 - С. 6; No5 - С.3
27. Лях В.И. Развивая координационные способностей в 1-4 классах. /
B. И. Лях // Физическая культура в школе. - 2000. - No10 С.18.
28. Лях В.И. Развивать координационные способности. / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 1996. - No5 С.32.
29. Лях В.И. Совершенствование специальных координационных возможностей. / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 2001. - No2 С.7.
30. Лях В.И. Циклические упражнения в развитии координационных способностей младших школьников. / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 990. - No9 С.20. 231 Макарова О.С. Спортивно-игровые проекты для 3 класса. / О.С. Макарова // Физическая культура в школе. - 2001. - No4 С.7.
32. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. / А.М. Максименко. - М.: Физическая культура и спорт, 1990. - 165с.
33. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. / Л.П. Матвеев: учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, - 1991. - 543с.
34. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания / Л.П. Матвеев, А.Д. Новикова // Учебник для институтов физической культуры. Под общ. Ред. Л.П. Матвеева, А.Д Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. М.:”Физкультура и спорт. - 1979. - с203
35. Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. / Г.Б. Мейксон. - М.: Физкультура и спорт. -1997. - 235с.
36. Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания / А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт. - 1976. - 354с.
37. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физической культуры. / под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт. - 1986. - 352с.
38. Петришина О.Л. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. / О.Л. Петришина, Е.П. Попова. - М.: Просвещение. - 1979. - с.123
39. Романова Р.Э. Физическая культура / Р.Э. Романова. - М.: Юнити - 1998. - с.58
40. Рунцов Б.С. Подвижные игры на уроках. / Б.С. Рунцов // Физическая культура в школе. - 2005. - No1 - с.22
41. Семенова И.И. Основы здорового образа жизни. / И.И. Семенова. - М.: Академия. - 1997. - 255с.
42. Седых Н.В. Возможности развития координационных способностей средствами хореографической подготовки в спортивной акробатике / Н.В. Седых // ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - No4. -
С.73-75.
43. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский : Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2002. - с.608
44. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта / Ф.П. Суслов. - М.: Физкультура и спорт. -1971. - 107с.
45. Теория и методика физического воспитания: учеб. Пособие / под ред.
Б.М. Шияна. - М.: Просвещение. - 2008. - 376с.
46. Трещева О.Л. Формирование координационных способностей в общеобразовательной системе физического воспитания. Автореф. дисс. ... докт. пед. наук / О.Л. Терещева. - Омск. - 2013. - 67с.
47. Тимушкин А.В. Физиология физического воспитания и спорта / А.В.
Тимушкин. - Балошов. - 2008. - 70с.
48. Хазова С.А. Потенциал физической культуры и спорта в воспитании и развитии школьников / С.А. Хазова: монография. - Майкоп, изд-во АГУ - 2012. - 154с.
49. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: научный сборник / под ред. И.И. Ильмова, В.Я. Ляудис. - М.: Издательство московского
университета. - 1981. - с.304.
50. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия. - 2003. - 450