Введение 3
I. Практика публичной политики в online-пространстве 7
1.1. Определение понятия «публичная политика» и его специфика 7
1.2. Политические практики в online-пространстве 17
II. Основные акторы публичной политики в online-пространстве
современной России 30
2.1. Выделение традиционных акторов российской публичной
политики в online-пространстве и их функционирование 31
2.2. Выделение новых акторов российской публичной политики в
online-пространстве и их функционирование 37
2.3. Проблемы развития публичной политики в online-пространстве
России 41
Заключение 49
Список используемой литературы 53
На сегодняшний день открытость власти выступает необходимым условием повышения эффективности политической коммуникации. Вместе с этим политическая коммуникация не должна сводиться только к простому информированию граждан о принимаемых решениях, а наоборот, нацелена на сотрудничество власти и общества в целях объединения ресурсов и усилий, направленных на решение конкретных проблемных вопросов. Открытость власти предполагает наличие механизмов, инструментов, самого публичного пространства для диалога, при этом необходима ориентация не только на административные рычаги и патерналистский характер отношений, но и на партнерство в решении общественно-значимых проблем. В противном случае, когда этот принцип не реализуется, коммуникация становится либо искаженной, либо приобретается характер псевдокоммуникации.
С развитием online-пространства публичная политика шагнула на новый уровень развития. В Российской Федерации грамотно выстроенная публичная политика является одним из гарантов стабильности государства. Роль институтов и механизмов публичной политики весьма значима для формирования компромисса между властной и общественной стратегией выбора в поиске общего баланса.
В современных дискуссиях вопросы публичной сферы рассматриваются широким кругом авторов. Как отмечает российский философ и политолог Т.А. Алексеева, «публичная сфера приобретает политическое измерение, когда интересы общества направлены на деятельность государства». Политический теоретик и историк X. Арендт понимала «публичную сферу как общий мир, объединяющий нас всех и в тоже время не дающий нам «упасть друг на друга», тем самым она связывает публичный интерес и общественное благо, наделяя публичность смыслом и целью, которые воплощаются не только в предпочтениях индивидов, но и в социальных институтах, обладающих собственной реальностью. Все это позволяет сделать вывод о том, что публичная сфера дает возможность акторам участвовать в поддержке и создании активного общества.
Современные концепции публичности становятся востребованными в связи с тем, что государство начинает уделять этому феномену все большее внимание, представляя публичную сферу за один из основных компонентов современного демократичного общества.
В России на данный момент наблюдается недостаточная развитость каналов политического представительства, которая привела к тому, что политическое участие уходит из партийно-представительского сегмента и трансформируется в гражданские инициативы. То есть формируются принципиально новые акторы публичной политики, которые не только создают и развивают коммуникативные площадки, но и самостоятельно участвуют в принятии политических решений.
Данная работа представляет собой попытку анализа современного состояния публичной политики РФ в связи с расширяющимся online- пространством и выделением вытекающих проблем.
Эта тема может быть актуальна для широкого круга специалистов, так или иначе задействованных в формировании публичной политики в online-пространстве Российской Федерации. Особенно, когда публичная политика в online-пространстве становится частью политических процессов в мире, как на глобальных, так и на локальных уровнях.
Исследованием вопросов публичной политики занимался и занимается широкий круг авторов, таких как: Х. Арендт («Vita active, или О деятельной жизни»), Ю. Хабермас («Политические работы»), Т.А. Алексеева (««Публичное» и «частное»: где границы «политического»?»), Л.В. Сморгунов («Сетевой подход к политике и управлению», «Тенденции развития современной публичной сферы»), Н Шматко («Феномен публичной политики»), Ю.Ю. Перфильев («Российское интернет-пространство: развитие и структура»), Н.А. Рябченко («Модернизация публичной политики современной России: ресурсы и возможности online-социальных сетей и блогов. Политическая наука: состояние и перспективы развития в XXI веке»), Ю.А. Красин («Публичная сфера и публичная политика в российском измерении»).
Целью дипломной работы является отразить проблемы развития публичной политики в online-пространстве Российской Федерации.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «публичная политика»;
- проанализировать политические практики в online-пространстве;
- выделить основные акторы российской публичной политики в online-пространстве (традиционные и новые) и провести анализ их взаимодействия;
- выявить проблемы развития публичной политики в online- пространстве РФ.
Объектом исследования выступает публичная политика в online- пространстве.
Предметом исследования данной работы являются акторы и технологии публичной политики в online-пространстве современной России.
Методами, позволяющими достичь поставленной цели дипломной работы являются: сравнительный (компаративный) метод, метод кейс- стади, анализ статистических данных.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка используемой литературы. В первой главе работы раскрыта сущность понятия «публичная политика» и проанализированы подходы к определению данного понятия. Также в этой главе рассмотрено современное состояние online-пространства и примеры политических практик в нем. Во второй главе рассмотрены акторы публичной политики в online-пространстве. Выделены традиционные и новые акторы, разобраны примеры и способы их функционирования. Конец главы содержит результаты исследования, то есть выделены проблемы развития публичной политики в online- пространстве современной России.
Публичное пространство является важной структурной частью современной общественной и государственной жизни.
Россия, пройдя период адаптации и перехода от постсоветской эпохи, находится в процессе формирования современной экономики и стабильной социально-политической системы страны. Этот процесс требует создания и поддержания диалога с обществом и сосредоточенности на ожиданиях и требованиях.
Традиционные формы публичной политики и публичной сферы в условиях развития online-пространства современного общества приобретают новое содержание. Коммуникативная среда публичной сферы выходит за границы offline-пространства под воздействием информационно-коммуникационных технологий и изменяет формат взаимодействия государства и общества.
Проведенное исследование, а также анализ теоретической базы показали, что действительно, феномен публичной политики в online- пространстве РФ существует, хоть и в стадии медленного развития. Работы известных ученых на данную тему и концепции, разработанные ими еще в XX веке, продолжают набирать популярность и сегодня. Работы Х. Арендт, Ю. Хабермаса становятся базисом для современных исследований этого феномена.
На основе проделанной работы было определено понятие «публичной политики». Это система действенных механизмов диалога государства и общества при принятии, реализации и оценке результатов социально-значимых решений. Смысл функционирования публичной политики - воздействие на государственную политику с целью придания ей публичного характера. Таким образом, публичная политика представляет собой сложную систему, содержащую социально-экономический, социокультурный, гражданский аспекты, требующих как частного, так и общего рассмотрения.
Опираясь на различные источники, удалось сформировать представление об online-пространстве. Это единое социально-политическое пространство, образованное системами, спроектированными пользователями при помощи технологии «web 2.0». Имея определенный потенциал изменения социального пространства, online-пространство рассматривается как часть политического процесса. В online-пространстве преимущественно преобладает горизонтальное взаимодействие, что позволяет достаточно быстро и оптимально распространять политическую информацию. В результате чего, online- пространство все в большей степени становится системообразующим фактором жизни социума.
В качестве типичной моделей развития публичной политики в online-пространстве был рассмотрен кейс Исландии. В рассмотренном кейсе, Правительство Исландии создало публичную площадку, функционирование которой направлено на стабилизацию социально-политических системы страны, развивая посредством online- пространства публичную сферу.
Правительство Исландии предприняло все меры для того, чтобы привлечь общество к формированию конституции не только на финальной стадии - референдуме, но и на начальной - составление рабочего документа конституции.
Данный кейс является примером формирования конструктивного диалога между государством и обществом.
Также, в ходе работы удалось сформировать представление о современном состоянии политических акторов в публичной политике. Актор - это лицо или общественная группа, которая воздействует на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе.
Взаимодействие акторов публичной политики формирует общественно-политический дискурс.
В России акторы публичной политики в online-пространстве обладают разной степенью самостоятельности поведения в политическом поле, а также отличаются «политическим весом».
Наблюдается тенденция усиления роли традиционных акторов в содержательном аспекте развития публичной политики в online- пространстве. Примером данного процесса является реализация такого государственного публичного проекта в online-пространстве как «Веб-выборы 2012». Данная тенденция демонстрирует новые векторы развития как публичной политики, так и государственной системы в целом.
В тоже время появление новых акторов публичной политики (политические блогеры, online-СМИ) в online-пространстве связано с формированием новых способов анализа и оценки деятельности органов государственной власти и управления различного уровня, а также механизмов взаимодействия органов власти и общества в формировании и реализации публичных решений.
Основными механизмами взаимодействия традиционных и новых акторов публичной политики в online-пространстве современной России являются кросс-платформенные образования (краудсорсинг), базирующиеся на технологии online-социальные сетей.
Анализ развития публичной политики выявил ряд проблем, показывающих, что нынешнее состояние публичной политики в целом носит реактивный характер, т.е. обусловлено внешними обстоятельствами. Одними из таких проблем стали:
• недостаточное развитие online-платформ для организации конструктивного взаимодействия акторов публичной политики;
• избирательная вовлеченность акторов в процесс реализации публичной политики в online-пространстве;
• публичные online-площадки, созданные только по принципу «насаждение сверху», не могут отражать потребности и возможности населения в общественном участии.
Переход от реактивных форм развития публичной политики в online-пространстве современной России к проактивным формам будет способствовать созданию эффективной системы взаимодействия между властью и обществом. Проактивные формы, в отличие от реактивных, позволят акторам обрести устойчивые позиции и определять поведение собственными решениями в публичной политике online-пространства, а также смогут построить конструктивный диалог между государством и обществом.
Грамотно выстроенная публичная политика в online-пространстве РФ является одним из гарантов стабильности государства. Роль институтов и механизмов публичной политики весьма значима для формирования компромисса между властной и общественной стратегией выбора в поиске общего баланса.
1. Никовская Л.И., Якимец В.Н. Особенности публичной политики в регионах России: состояние и современные вызовы // Политическая экспертиза. 2010. № 1. С.29-48
2. Андерсон Дж. Публичная политика: Введение // Публичная политика: от теории к практике/ сост. и науч. ред. Н.Ю. Данилова, О.Ю. Гурова, Н.Г. Жидкова. СПб.: Алетейя, 2008. С. 7.
3. Dewey J. The Public and Its Problems. Athens: Ohio University Press, 1954. Reprint, N.Y., 1927.
4. Хабермас, Ю. Политические работы / Ю. Хабермас. - М.: Праксис, 2005.
5. Dahlberg L. Computer-Mediated Communication and The Public Sphere:
A Critical Analysis // JCMC. 2001. URL:
http: //j cmc.indiana.edu/vol7/issuel/dahlberg.html
6. Хабермас, Ю. Политические работы / Ю. Хабермас. - М.: Праксис, 2005.
7. Алексеева T.A. «Публичное» и «частное»: где границы «политического»? // Проблемы и суждения: голоса российской политологии: Сб. тр. М.: КДУ, 2004 С. 145.
8. Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика в российском измерении // Публичная политика в России: По итогам проекта «Университет Калгари - Горбачев Фонд». М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. С. 18-19.
9. Арендт, Х. Vita active, или О деятельной жизни / Х. Арендт. - СПб.: Модерн, 2000. С. 50.
10. Edwards A. Scientific expertise and policy-making: the intermediary role of the public sphere // Science and Public Policy. 1999. Vol. 26, № 3. P. 163—170
11. Мордасова Т.А. Факторы развития общественного участия в современной российской публичной политике// Власть, 2010, №1,С. 32.
12. Риттер М. Публичная сфера как идеал политической культуры // Граждане и власть: проблемы и подходы. М., 1998. С. 243.
13. Сморгунов Л.В. Тенденции развития современной публичной сферы // Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики: сб. науч. ст. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2010. С.13.
14. Андерсон Дж. Публичная политика: Введение // Публичная политика: от теории к практике/ сост. и науч. ред. Н.Ю. Данилова, О.Ю. Гурова, Н.Г. Жидкова. СПб.: Алетейя, 2008. С. 12.
15. Андерсон Дж. Публичная политика: Введение // Публичная политика: от теории к практике/ сост. и науч. ред. Н.Ю. Данилова, О.Ю. Гурова, Н.Г. Жидкова. СПб.: Алетейя, 2008. С. 15.
16. Никовская Л.И. Якимец В.Н. Публичная политика в России: проблема выбора пути развития // Публичная политика-2005: Сб. ст. СПб.: Норма, 2006.
17. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: Теория и
методология измерения демократии. СПб., 1999. С. 262-269.
18. Шматко Н. Феномен публичной политики // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 106 -112.
19. Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению // ПОЛИС: Политические исследования. 2001. № 3. С.106-107.
20. Katzenstein P.J. Between Power and Plenty. Madison: The University of Wisconsin Press, 1978.
21. Heclo H. Policy Analysis // British Journal of Political Science. 1972. Vol. 2. № 1. P. 83-108.
22. Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению // ПОЛИС: Политические исследования. 2001. № 3. С.134-136.
23. Перфильев Ю.Ю. Российское интернет-пространство: развитие и структура. M.: Гардарики, 2003. С.7.
24. Рябченко H.A. Модернизация публичной политики современной России: ресурсы и возможности online-социальных сетей и блогов. Политическая наука: состояние и перспективы развития в XXI веке: материалы Международной науч.-практ. конф. / отв.ред. B.M. Юрченко. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2011. С. 407-411.
25. Глоссарий.URL:http://www.glossary.ru/cgi-
bin/gl find.cgi?ph=%E3%E8%EF%E5%F0%F1 %F0%E5%E4%E0&action= %CF%EE%E8%F1%EA#413640.
26. Дедова О.В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма. М.: Вестник Московского ун¬та. Сер. 9. Филология. 2001. №4. С. 22-36.
27. Шадрикова А.П. Электронная демократия: новые возможности влияния HKO на политические процессы// Политическая наука. 2008. № 2: «Демократия в условиях информационного общества». С. 194.
28. Конституция Исландии. URL:
http: //norse. ulver. com/hist/construs. html.
29. Страница в Facebook Конституционного совета Исландии. URL: http: //www.facebook. com/Stj ornlagarad.
30. Бонен Й., Кальморген Я.Ф. Как Web 2.0 изменяет политику //
International Politik. 2009. июль-август URL:
http: //openbooks .ifmo .ru/ru/file/2226/2226.pdf.
31. Gurevitch М., Blumler J.G. Linkage between the Media and Politics: a Model for the Analysis of Political Communication System. Beverly Hills/London: Sage Publications 1977 (1982). P. 270-290.
32. Пресс-выпуск ВЦИОМ №1954 «Митинг 4 февраля на Болотной
площади: результаты опроса участников». URL:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=112492.
33. Пресс-выпуск ВЦИОМ №1917«Митингующие в Москве: кто, зачем и как вышел на проспект Сахарова в субботу?». URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=112274.
34. Беляева Н.Ю. Развитие концепта публичной политики: внимание «движущим силам» и управляющим субъектам // Полис. 2011. №3. С. 72—87.
35. Материалы сайта Информационно-правового портала «Гарант». URL:http://base.garant.ru/194874/.
36. Материалы сайта Информационно-правового портала «Гарант». URL:http://base.garant.ru/197214/.
37. Сайт проекта Street Journal. URL:http://www.streetjournal.org/.
38. Материалы сайта Минкомсвязи РФ. URL:
http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id 4=43054.
39. Материалы сайта vebvybory2012. URL:
http: //vebvybory2012. ru/#iteml 5.
40. Центр Digital October. URL:http://digitaloctober.ru/about.
41. Сморгунов Л.В. Тенденции развития современной публичной сферы // Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики: сб. научных ст. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. С. 6-18.